ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2009 года N 973-п
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)» Правительство области
постановляет:
1. Внести в постановление Правительства области от 26.11.2008 N 615-п «Об областной целевой программе «Повышение эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти» на 2009-2011 годы» изменение, изложив областную целевую программу «Повышение эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти» на 2009-2011 годы (далее - Программа), утверждённую постановлением, в новой редакции (прилагается).
2. Департаменту финансов Ярославской области (Федоров А.П.) при внесении изменений в Закон Ярославской области от 8 декабря 2008 г. N 59-з «Об областном бюджете на 2009 год» подготовить предложения по увеличению объёмов финансирования Программы.
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области
С.А. Вахруков
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ»
НА 2009-2011 ГОДЫ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | областная целевая программа «Повышение эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти» (далее - Программа) |
Заказчик Программы | Правительство Ярославской области |
Основание разработки Программы | Концепция повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти Ярославской области на период до 2014 года (далее - Концепция), утверждённая постановлением Правительства Ярославской области от 12.08.2008 N 405-п «О повышении эффективности деятельности органов исполнительной власти Ярославской области» |
Куратор Программы | заместитель Губернатора области Бушуев Алексей Владимирович |
Ответственный исполнитель Программы | управление Правительства области по организационному развитию органов исполнительной власти области (далее - управление по организационному развитию) |
Исполнители Программы | - департамент информатизации и связи Ярославской области; |
Участники Программы | - административно-контрольное управление Правительства области; |
Основные разработчики Программы | - департамент информационно-аналитического обеспечения; |
Цели и задачи Программы | цели Программы: |
Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы | - доля государственных органов области, утвердивших квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам гражданских служащих; |
Сроки (этапы) реализации Программы | 2009-2011 годы |
Перечень подпрограмм | «Развитие государственной гражданской службы и муниципальной службы Ярославской области» (далее - Подпрограмма) |
Объемы и источники финансирования Программы | 373,49 млн. рублей из средств областного бюджета, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - внедрение в 40 - 50 процентах государственных органах области программ по профессиональному развитию гражданских служащих; |
Ответственные лица для контактов | по Программе: |
_________________
(1) Подразумевается, что органами исполнительной власти осуществлено обучение работников управлению проектами и установка на рабочие места необходимого программного обеспечения.
(2) В соответствии с требованиями Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного само управления».
(3) Здесь и далее по тексту под базовыми требованиями понимается минимальный набор требований к качеству государственных услуг.
(4) Подразумевается соответствие качества предоставления государственных услуг утверждённым базовым требованиям к качеству/ стандартам качества предоставления государственных услуг.
ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В РЕСУРСАХ
Наименование ресурсов | Единица | Потребность | |||
измерения | всего | в том числе по годам | |||
2009 | 2010 | 2011 | |||
Финансовые ресурсы: | |||||
Программа | |||||
- областной бюджет | млн.руб. | 316,54 | 73,64 | 162,1 | 80,8 |
Подпрограмма | |||||
- областной бюджет | млн.руб. | 56,95 | - | 36,75 | 20,2 |
Итого | млн.руб. | 373,49 | 73,64 | 198,85 | 101,0 |
I. Содержание проблемы
Повышение эффективности и качества государственного управления является одним из базовых условий обеспечения стабильности и устойчивого социально-экономического развития региона, повышения благосостояния населения.
Анализ внутренних факторов, возможностей и угроз со стороны внешних факторов показал, что к сильным сторонам деятельности органов исполнительной власти, в частности, относятся:
- наличие политической воли со стороны руководства области в совершенствовании деятельности органов исполнительной власти;
- достаточный уровень материально-технического и информационно-технологического оснащения органов исполнительной власти, наличие необходимых ресурсов;
- стабильный кадровый состав и стабильные условия работы;
- наличие специалистов по вопросам менеджмента качества, управления по результатам и бюджетирования, ориентированного на результат;
- опыт реализации ряда проектов по сертификации деятельности органов исполнительной власти на соответствие стандартам менеджмента качества;
- здоровые бюрократические традиции, опыт в регламентации процедур;
- наличие концептуальной, нормативной и организационной основ реализации административной реформы;
- значительные ресурсы, выделяемые на повышение квалификации гражданских служащих и решение задач информатизации.
Среди слабых сторон можно отметить:
- доминирование функционального подхода, ориентация на выполнение функций, а не на достижение конкретных результатов;
- недостаточно высокий уровень ориентации на потребности внешних и внутренних потребителей, отсутствие эффективной обратной связи с потребителями услуг;
- отсутствие чётких стратегических приоритетов в деятельности органов исполнительной власти, доминирование текущих дел в организации работы;
- высокий уровень консерватизма организационной культуры и сопротивления изменениям;
- ведомственная разобщённость, слабая командная работа, наличие дублирования функций органами власти;
- отсутствие единой системы управления знаниями, низкая эффективность коммуникаций;
- непонимание процессных подходов и методов управления проектами, отсутствие последовательного описания и стандартов основных бизнес-процессов;
- отсутствие стандартов и административных регламентов массовых социально значимых государственных услуг;
- низкоэффективная и громоздкая система документооборота;
- недостаточный уровень компетентности гражданских служащих в вопросах менеджмента в государственном управлении и ИT;
- недостаточный уровень информационно-телекоммуникационной поддержки бизнес-процессов, существенное различие в уровне информационно-телекоммуникационного обеспечения различных органов исполнительной власти и различных рабочих мест;
- неэффективная организация значительного количества рабочих мест и рабочего пространства.
Выявление сильных и слабых сторон органов исполнительной власти важно прежде всего в контексте анализа возможностей и угроз, которые позволяют им реализоваться в том или ином направлении.
К возможностям следует отнести:
- динамичное развитие ИT для решения управленческих задач;
- политическую, нормативную и содержательную поддержку реформы государственного управления на федеральном уровне;
- возможность органов исполнительной власти привлечь дополнительные средства в рамках федеральных целевых программ, в том числе на реализацию проектов административной реформы;
- доступность для изучения и адаптации лучших практик в российском и зарубежном опыте государственного управления;
- наличие вузов и преподавательских кадров, позволяющих системно решать задачи развития компетентности гражданских служащих;
- постоянно растущие уровень доступа населения к информационно-телекоммуникационным средствам и уровень компьютерной грамотности;
- относительно развитые институты коммуникаций для информирования жителей о целях и задачах реформы государственного управления, вовлечения их в решение практических вопросов реформы.
Из данных возможностей наиболее значимыми являются динамичное развитие ИT для решения управленческих задач и доступность для изучения и адаптации лучших практик в российском и зарубежном опыте государственного управления. Высокая степень развития информационно-коммуникационных технологий, в частности, позволит в сжатые сроки реализовать областную Концепцию электронного документооборота, утверждённую постановлением Правительства Ярославской области от 18 июня 2008 года N 276-п «О единой системе электронного документооборота органов государственной власти Ярославской области», а изучение лучших практик в российском и зарубежном опыте государственного управления - создать систему управления проектами и освоить методы командной работы.
Кроме того, возможность использования научно-образовательного комплекса Российской Федерации и региона позволит нивелировать влияние такой слабой стороны, как недостаточный уровень подготовленности работников органов власти в сфере современного менеджмента и ИT.
Комплексная и системная реализация проектов, учитывающих возможности и сильные стороны, имеющиеся в органах исполнительной власти, в целом создаст механизмы постоянного совершенствования деятельности органов исполнительной власти и эффективного управления стратегией развития Ярославской области и реализации стратегии Правительства области.
Перечень угроз выглядит следующим образом:
- непоследовательная и неполная реализация реформы государственного управления;
- снижение уровня доверия жителей к органам исполнительной власти в силу непонимания населением мер, направленных на развитие органов исполнительной власти, отсутствие уверенности в успешности реформы государственного управления;
- «кадровый голод» на рынке труда, значительные трудности с привлечением высококвалифицированных специалистов;
- растущие затраты, связанные с повышением эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти: стоимость обучения, приобретения и внедрения информационно-телекоммуникационных решений;
- отсутствие в федеральном законодательстве ряда законов, подзаконных актов и отдельных норм по вопросам реформы государственного управления, управления качеством государственных услуг;
- отсутствие конкурентной среды в сфере предоставления государственных услуг.
Наиболее существенными являются такие угрозы, как непонимание населением мер, направленных на развитие органов исполнительной власти, неготовность органов исполнительной власти осуществлять мероприятия в сфере повышения качества предоставления государственных услуг. При этом следует отметить, что совокупность слабых сторон и угроз при неэффективной деятельности органов государственной власти может стать причиной возникновения социальной напряжённости.
Отсутствие целенаправленной работы по повышению эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти может иметь своим следствием нарастающее отставание модернизации системы исполнительной власти региона по сравнению с темпами развития в других сферах общественной и экономической жизни.
Решение проблем повышения эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти возможно только на межфункциональной основе, с вовлечением в эту работу всех органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Речь должна идти не об отдельных улучшениях, а о реализации системных комплексных решений.
Актуальность этих и других вопросов неоднократно подчеркивалась Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года он отметил необходимость «совершенствовать саму систему государственных органов, оптимизировать и конкретизировать их полномочия». Также на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» в г. Петрозаводске 17.07.2008 Медведевым Д.А. среди приоритетных были выделены такие задачи, как: