ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 сентября 2009 года N 973-п


О внесении изменения в постановление Правительства области
от 26.11.2008 N 615-п

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)» Правительство области

постановляет:

1. Внести в постановление Правительства области от 26.11.2008 N 615-п «Об областной целевой программе «Повышение эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти» на 2009-2011 годы» изменение, изложив областную целевую программу «Повышение эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти» на 2009-2011 годы (далее - Программа), утверждённую постановлением, в новой редакции (прилагается).

2. Департаменту финансов Ярославской области (Федоров А.П.) при внесении изменений в Закон Ярославской области от 8 декабря 2008 г. N 59-з «Об областном бюджете на 2009 год» подготовить предложения по увеличению объёмов финансирования Программы.

3. Постановление вступает в силу с момента подписания.


Губернатор области
С.А. Вахруков


УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
от 26.11.2008 N 615-п
(в редакции постановления
Правительства области
от 23.09.2009 N 973-п)

     

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ»
НА 2009-2011 ГОДЫ



ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

областная целевая программа «Повышение эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти» (далее - Программа)

Заказчик Программы

Правительство Ярославской области

Основание разработки Программы

Концепция повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти Ярославской области на период до 2014 года (далее - Концепция), утверждённая постановлением Правительства Ярославской области от 12.08.2008 N 405-п «О повышении эффективности деятельности органов исполнительной власти Ярославской области»

Куратор Программы

заместитель Губернатора области Бушуев Алексей Владимирович

Ответственный исполнитель Программы

управление Правительства области по организационному развитию органов исполнительной власти области (далее - управление по организационному развитию)

Исполнители Программы

- департамент информатизации и связи Ярославской области;
- департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области (далее - департамент информационно-аналитического обеспечения);
- управление государственной службы Правительства области (далее - управление государственной службы);
- управление коммуникаций и общественных связей Правительства области;
- управление по вопросам местного самоуправления Правительства области

Участники Программы

- административно-контрольное управление Правительства области;
- департамент агропромышленного комплекса Ярославской области;
- департамент государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области;
- департамент здравоохранения и фармации Ярославской области;
- департамент культуры Ярославской области;
- департамент образования Ярославской области;
- департамент по делам молодёжи Ярославской области;
- департамент по физкультуре и спорту Ярославской области;
- департамент финансов Ярославской области;
- департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области;
- департамент экономического развития Ярославской области;
- управление делами Правительства области

Основные разработчики Программы

- департамент информационно-аналитического обеспечения;
- управление государственной службы;
- управление коммуникаций и общественных связей Правительства области;
- управление по организационному развитию

Цели и задачи Программы

цели Программы:
- обеспечение соответствия уровня компетентности гражданских и муниципальных служащих уровню решаемых ими задач;
- формирование клиентоориентированной организационной культуры в органах исполнительной власти Ярославской области (далее - органы исполнительной власти);
- освоение и внедрение современных управленческих технологий в органах исполнительной власти;
- создание системы управления стратегией развития области и реализации стратегии Правительства области;
- создание механизмов постоянного совершенствования деятельности органов исполнительной власти;
задачи Программы:
- создание обновляемой системы квалификационных требований к должностям гражданской службы;
- внедрение отдельных элементов системы развития гражданских служащих, направленной на повышение эффективности их деятельности;
- повышение качества управления кадровыми ресурсами на основе автоматизации кадровых процедур и внедрения информационных технологий (далее - ИТ);
- разработка и внедрение системы материального и нематериального стимулирования гражданских служащих;
- повышение престижа гражданской службы путём информирования общественности о положительных примерах деятельности гражданских служащих;
- повышение эффективности муниципальной службы на основе механизмов софинансирования соответствующих затрат из областного и местных бюджетов;
- внедрение технологии тайм-менеджмента и повышение культуры рабочих мест;
- создание системы проектного управления и освоение методов командной работы;
- создание системы мониторинга, изучения, внедрения и совершенствования лучших практик (бенчмаркинга) в сфере государственного управления;
- создание регулярного процесса развертывания стратегии до уровня планов работы подразделений;
- создание стандартов и отработка механизмов открытости для формирования доверия между Правительством области и институтами гражданского общества, управление ожиданиями населения;
- разработка стандартов качества государственных услуг, создание системы мониторинга потребностей и уровня удовлетворённости внешних и внутренних потребителей государственных услуг;
- создание процессной модели и документирование основных бизнес-процессов;
- внедрение компонентов электронного правительства

Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы

- доля государственных органов области, утвердивших квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам гражданских служащих;
- доля гражданских служащих, должностные регламенты которых приведены в соответствие с утверждёнными моделями должностных регламентов;
- доля гражданских служащих, прошедших обучение в соответствии с утверждёнными квалификационными требованиями к владению ИТ;
- доля гражданских служащих, прошедших обучение в соответствии с утверждёнными квалификационными требованиями к знаниям в сфере менеджмента;
- количество разработанных и внедренных актуальных программ повышения квалификации гражданских служащих;
- доля гражданских служащих, в отношении которых утверждены индивидуальные планы профессионального развития;
- доля государственных органов области, внедривших программы по профессиональному развитию гражданских служащих;
- наличие разработанных методик оценки профессиональных знаний и навыков в сфере ИТ и менеджмента;
- количество государственных органов области, внедривших систему комплексной автоматизации деятельности кадровой службы (далее - СКАД);
- доля государственных органов области, приведших положения о материальном и нематериальном стимулировании гражданских служащих в соответствие с утверждёнными методическими рекомендациями;
- доля должностей гражданской службы области высшей и главной групп категории «руководители», в отношении которых сформирован кадровый резерв;
- наличие методической основы создания обновляемой системы квалификационных требований к должностям муниципальной службы;
- количество программ развития муниципальной службы, утверждённых органами местного самоуправления и принявших участие в конкурсе;
- доля органов исполнительной власти, создавших основу для внедрения системы 5S;
- доля органов исполнительной власти, создавших основу для внедрения стандартов рабочих мест;
- доля органов исполнительной власти, готовых(1) к переходу к управлению проектами;
- наличие разработанной системы мониторинга лучшей практики в сфере государственного управления;
- доля органов исполнительной власти, внедривших в практику доклады о результатах и основных направлениях деятельности (далее - ДРОНД);
- уровень осведомлённости о деятельности органов исполнительной власти;
- рейтинг открытости органов исполнительной власти;
- наличие новых готовых продуктов информационной открытости - региональных средств массовой информации (далее - СМИ);
- наличие нового готового продукта информационной открытости - Интернет-портала органов государственной власти Ярославской области;
- наличие системы мониторинга, регулярная актуализация доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований области(2);
- наличие системы мониторинга и оценки уровня и качества жизни населения, делового климата как механизма эффективной обратной связи для Правительства области;
- доля органов исполнительной власти, задокументировавших основные бизнес-процессы;
- доля документооборота, переведённого на безбумажную основу;
- затраты времени на поиск управленческой информации;
- доля государственных услуг, информация о которых доступна через информационный Интернет-портал государственных и муниципальных услуг Ярославской области;
- наличие пространственной модели объектов государственной собственности Ярославской области на основе геоинформационной системы, реализованной на базе современных ИТ;
- наличие системы оценки потребности в государственных услугах, включённых в Реестр государственных услуг Ярославской области (далее - Реестр);
- доля государственных услуг, имеющих утверждённые базовые требования к качеству(3) их предоставления, от числа услуг, включённых в раздел I Реестра;
- доля государственных услуг, имеющих утверждённые стандарты качества к их предоставлению, от числа услуг, включённых в разделы I и III Реестра;
- наличие системы мониторинга(4) качества предоставления государственных услуг, включённых в разделы I и III Реестра;
- наличие программно-технического решения для территориально-распределённого сбора, накопления, обработки, визуализации и предоставления информации, математического и статистического анализа накапливаемой информации;
- наличие программно-технического решения для моделирования социально-экономических процессов в регионе;
- наличие экспертной сети для анализа и прогноза социально-экономического и общественно-политического развития области и системы её организационного взаимодействия

Сроки (этапы) реализации Программы

2009-2011 годы

Перечень подпрограмм

«Развитие государственной гражданской службы и муниципальной службы Ярославской области» (далее - Подпрограмма)

Объемы и источники финансирования Программы

373,49 млн. рублей из средств областного бюджета, в том числе:
2009 год - 73,64 млн. рублей;
2010 год - 198,85 млн. рублей;
2011год - 101,0 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- внедрение в 40 - 50 процентах государственных органах области программ по профессиональному развитию гражданских служащих;
- 8 - 10 программ развития муниципальной службы, утверждённых органами местного самоуправления муниципальных образований области и принявших участие в конкурсе;
- 30 - 40 процентов органов исполнительной власти, внедривших в практику ДРОНД;
- документирование основных бизнес-процессов в 25 - 30 процентах структурных подразделений аппарата Правительства области и органов исполнительной власти;
- перевод документооборота на безбумажную основу в 60 - 70 процентах органов исполнительной власти;
- сокращение затрат времени на поиск управленческой информации до 30 - 40 минут;
- рост рейтинга открытости органов исполнительной власти до 50 - 70 процентов;
- увеличение доли государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти, охваченных системой мониторинга качества, до 70 - 80 процентов;
- увеличение доли государственных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, охваченных системой мониторинга качества, до 20 - 30 процентов;
- рост уровня удовлетворённости внутренних потребителей до 30 - 40 процентов;
- рост уровня удовлетворённости внешних потребителей до 15 - 25 процентов

Ответственные лица для контактов

по Программе:
Алевров Владимир Юрьевич - начальник управления по организационному развитию, тел. 401-735;
Костенко Тамара Юрьевна - консультант управления по организационному развитию, тел. 401-690.
По Подпрограмме:
Спирина Ирина Игоревна - начальник управления государственной службы, тел. 401-766;
Молоканов Алексей Георгиевич - заместитель начальника управления государственной службы, тел. 401-534


_________________

(1) Подразумевается, что органами исполнительной власти осуществлено обучение работников управлению проектами и установка на рабочие места необходимого программного обеспечения.

(2) В соответствии с требованиями Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного само управления».

(3) Здесь и далее по тексту под базовыми требованиями понимается минимальный набор требований к качеству государственных услуг.

(4) Подразумевается соответствие качества предоставления государственных услуг утверждённым базовым требованиям к качеству/ стандартам качества предоставления государственных услуг.

ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В РЕСУРСАХ

Наименование ресурсов

Единица

Потребность

измерения

всего

в том числе по годам

2009

2010

2011

Финансовые ресурсы:

Программа

- областной бюджет

млн.руб.

316,54

73,64

162,1

80,8

Подпрограмма

- областной бюджет

млн.руб.

56,95

-

36,75

20,2

Итого

млн.руб.

373,49

73,64

198,85

101,0

     

I. Содержание проблемы


Повышение эффективности и качества государственного управления является одним из базовых условий обеспечения стабильности и устойчивого социально-экономического развития региона, повышения благосостояния населения.

Анализ внутренних факторов, возможностей и угроз со стороны внешних факторов показал, что к сильным сторонам деятельности органов исполнительной власти, в частности, относятся:

- наличие политической воли со стороны руководства области в совершенствовании деятельности органов исполнительной власти;

- достаточный уровень материально-технического и информационно-технологического оснащения органов исполнительной власти, наличие необходимых ресурсов;

- стабильный кадровый состав и стабильные условия работы;

- наличие специалистов по вопросам менеджмента качества, управления по результатам и бюджетирования, ориентированного на результат;

- опыт реализации ряда проектов по сертификации деятельности органов исполнительной власти на соответствие стандартам менеджмента качества;

- здоровые бюрократические традиции, опыт в регламентации процедур;

- наличие концептуальной, нормативной и организационной основ реализации административной реформы;

- значительные ресурсы, выделяемые на повышение квалификации гражданских служащих и решение задач информатизации.

Среди слабых сторон можно отметить:

- доминирование функционального подхода, ориентация на выполнение функций, а не на достижение конкретных результатов;

- недостаточно высокий уровень ориентации на потребности внешних и внутренних потребителей, отсутствие эффективной обратной связи с потребителями услуг;

- отсутствие чётких стратегических приоритетов в деятельности органов исполнительной власти, доминирование текущих дел в организации работы;

- высокий уровень консерватизма организационной культуры и сопротивления изменениям;

- ведомственная разобщённость, слабая командная работа, наличие дублирования функций органами власти;

- отсутствие единой системы управления знаниями, низкая эффективность коммуникаций;

- непонимание процессных подходов и методов управления проектами, отсутствие последовательного описания и стандартов основных бизнес-процессов;

- отсутствие стандартов и административных регламентов массовых социально значимых государственных услуг;

- низкоэффективная и громоздкая система документооборота;

- недостаточный уровень компетентности гражданских служащих в вопросах менеджмента в государственном управлении и ИT;

- недостаточный уровень информационно-телекоммуникационной поддержки бизнес-процессов, существенное различие в уровне информационно-телекоммуникационного обеспечения различных органов исполнительной власти и различных рабочих мест;

- неэффективная организация значительного количества рабочих мест и рабочего пространства.

Выявление сильных и слабых сторон органов исполнительной власти важно прежде всего в контексте анализа возможностей и угроз, которые позволяют им реализоваться в том или ином направлении.

К возможностям следует отнести:

- динамичное развитие ИT для решения управленческих задач;

- политическую, нормативную и содержательную поддержку реформы государственного управления на федеральном уровне;

- возможность органов исполнительной власти привлечь дополнительные средства в рамках федеральных целевых программ, в том числе на реализацию проектов административной реформы;

- доступность для изучения и адаптации лучших практик в российском и зарубежном опыте государственного управления;

- наличие вузов и преподавательских кадров, позволяющих системно решать задачи развития компетентности гражданских служащих;

- постоянно растущие уровень доступа населения к информационно-телекоммуникационным средствам и уровень компьютерной грамотности;

- относительно развитые институты коммуникаций для информирования жителей о целях и задачах реформы государственного управления, вовлечения их в решение практических вопросов реформы.

Из данных возможностей наиболее значимыми являются динамичное развитие ИT для решения управленческих задач и доступность для изучения и адаптации лучших практик в российском и зарубежном опыте государственного управления. Высокая степень развития информационно-коммуникационных технологий, в частности, позволит в сжатые сроки реализовать областную Концепцию электронного документооборота, утверждённую постановлением Правительства Ярославской области от 18 июня 2008 года N 276-п «О единой системе электронного документооборота органов государственной власти Ярославской области», а изучение лучших практик в российском и зарубежном опыте государственного управления - создать систему управления проектами и освоить методы командной работы.

Кроме того, возможность использования научно-образовательного комплекса Российской Федерации и региона позволит нивелировать влияние такой слабой стороны, как недостаточный уровень подготовленности работников органов власти в сфере современного менеджмента и ИT.

Комплексная и системная реализация проектов, учитывающих возможности и сильные стороны, имеющиеся в органах исполнительной власти, в целом создаст механизмы постоянного совершенствования деятельности органов исполнительной власти и эффективного управления стратегией развития Ярославской области и реализации стратегии Правительства области.

Перечень угроз выглядит следующим образом:

- непоследовательная и неполная реализация реформы государственного управления;

- снижение уровня доверия жителей к органам исполнительной власти в силу непонимания населением мер, направленных на развитие органов исполнительной власти, отсутствие уверенности в успешности реформы государственного управления;

- «кадровый голод» на рынке труда, значительные трудности с привлечением высококвалифицированных специалистов;

- растущие затраты, связанные с повышением эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти: стоимость обучения, приобретения и внедрения информационно-телекоммуникационных решений;

- отсутствие в федеральном законодательстве ряда законов, подзаконных актов и отдельных норм по вопросам реформы государственного управления, управления качеством государственных услуг;

- отсутствие конкурентной среды в сфере предоставления государственных услуг.

Наиболее существенными являются такие угрозы, как непонимание населением мер, направленных на развитие органов исполнительной власти, неготовность органов исполнительной власти осуществлять мероприятия в сфере повышения качества предоставления государственных услуг. При этом следует отметить, что совокупность слабых сторон и угроз при неэффективной деятельности органов государственной власти может стать причиной возникновения социальной напряжённости.

Отсутствие целенаправленной работы по повышению эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти может иметь своим следствием нарастающее отставание модернизации системы исполнительной власти региона по сравнению с темпами развития в других сферах общественной и экономической жизни.

Решение проблем повышения эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти возможно только на межфункциональной основе, с вовлечением в эту работу всех органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Речь должна идти не об отдельных улучшениях, а о реализации системных комплексных решений.

Актуальность этих и других вопросов неоднократно подчеркивалась Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года он отметил необходимость «совершенствовать саму систему государственных органов, оптимизировать и конкретизировать их полномочия». Также на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» в г. Петрозаводске 17.07.2008 Медведевым Д.А. среди приоритетных были выделены такие задачи, как:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»