ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2009 года N 945-п
___________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ярославской области
от 5 апреля 2010 года N 187-п
___________________
В соответствии с Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» и постановлением Правительства области от 27.08.2008 N 449-п «О Порядке разработки, принятия и реализации областных целевых программ» Правительство области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую новую редакцию областной целевой программы «Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области» на 2007-2011 годы.
2. Признать утратившим силу постановление Администрации области от 26.06.2006 N 163 «О комплексной целевой программе «Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области» на 2007-2011 годы».
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Боровицкого М.В.
4. Постановление вступает в силу с момента признания утратившим силу Закона Ярославской области от 22 ноября 2006 г. N 79-з «Об утверждении комплексной целевой программы «Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области» на 2007-2011 годы».
Губернатор области
С.А. Вахруков
НОВАЯ РЕДАКЦИЯ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА МАЛЫХ ФОРМ
ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ»
НА 2007-2011 ГОДЫ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | областная целевая программа «Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области» (далее - Программа) |
Заказчик Программы | Правительство Ярославской области |
Основание разработки Программы | письма Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.08.2005 N СМ-16/2362; от 11.08.2005 N 10-4-12/422 «О национальном проекте» |
Куратор Программы | Боровицкий Михаил Васильевич - заместитель Губернатора области |
Ответственный исполнитель Программы | департамент агропромышленного комплекса Ярославской области (далее - департамент АПК) |
Исполнители Программы | органы местного самоуправления муниципальных районов Ярославской области |
Основной разработчик Программы | департамент АПК |
Цель и задачи Программы | целью Программы является поддержка и развитие сельскохозяйственного производства в малых формах хозяйствования агропромышленного комплекса; |
Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы | - объём оказываемых услуг в текущих ценах в СПоК; |
Сроки реализации Программы | 2007 - 2011 годы |
Перечень | - «Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов»; |
Объёмы и источники финансирования Программы | - всего 2251,6 млн. рублей, |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - увеличение объёма оказываемых услуг в текущих ценах в СПоК в 3,3 раза по сравнению с 2006 годом; |
Ответственное лицо для контактов | Филиппов Валентин Леонидович - директор департамента АПК, тел. 31-47-29 |
ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В РЕСУРСАХ
млн. руб.
Наименование ресурсов | Потребность | |||||
Всего по | в том числе по годам | |||||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | ||
Подпрограмма «Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов» | ||||||
Финансовые ресурсы | 860,1 | 97,0 | 153,0 | 176,1 | 208,0 | 226,0 |
- областной бюджет | 79,1 | 5,0 | - | 2,1 | 33,0 | 39,0 |
- внебюджетные источники | 781,0 | 92,0 | 153,0 | 174,0 | 175,0 | 187,0 |
Подпрограмма «Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств» | ||||||
Финансовые ресурсы | 474,0 | 40,0 | 74,0 | 88,0 | 125,0 | 147,0 |
- областной бюджет | 18,0 | - | - | - | 8,0 | 10,0 |
- внебюджетные источники | 456,0 | 40,0 | 74,0 | 88,0 | 117,0 | 137,0 |
Подпрограмма «Поддержка личных подсобных хозяйств населения» | ||||||
Финансовые ресурсы | 713,0 | 97,0 | 123,0 | 144,0 | 166,0 | 183,0 |
Подпрограмма «Поддержка садоводческих, огороднических или | ||||||
Финансовые ресурсы | 204,5 | 24,0 | 33,0 | 41,5 | 49,5 | 56,5 |
- областной бюджет | 23,5 | 4,0 | 4,0 | 4,5 | 5,5 | 5,5 |
- внебюджетные источники | 181,0 | 20,0 | 29,0 | 37,0 | 44,0 | 51,0 |
Всего по Программе (подпрограммам) | ||||||
Финансовые ресурсы | 2251,6 | 258,0 | 383,0 | 449,6 | 548,5 | 612,5 |
- областной бюджет | 120,6 | 9,0 | 4,0 | 6,6 | 46,5 | 54,5 |
- внебюджетные источники | 2131,0 | 249,0 | 379,0 | 443,0 | 502,0 | 558,0 |
I. Содержание проблемы
Состояние аграрной сферы оказывает значительное влияние на развитие сельских и городских территорий, а также на социально-экономическое положение области как в настоящее время, так и в перспективе.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, за 2007 год на долю агропромышленного комплекса (без стоимости переработки сельскохозяйственной продукции и услуг) приходилось 5,7 процента валового внутреннего продукта Ярославской области.
В 2008 году в области функционировали 334 сельскохозяйственных предприятия различных форм собственности, 70 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, 2036 КФХ, 28 СПоК, в том числе 13 - кредитных, 12 - снабженческо-сбытовых, 2 - перерабатывающих, 1 - страховое.
Число семей, занятых в ЛПХ, составляет 223,5 тысячи, число семей, занятых садоводством и огородничеством, - 166,5 тысячи.
На сельской территории проживает 240,3 тыс. человек или 18,3 процента от общей численности всего населения Ярославской области. В сельскохозяйственном производстве (помимо ЛПХ и НО) занято 19,5 тыс. человек или 4,9 процента от общей численности работающих по Ярославской области.
Учитывая важность сельского хозяйства для социально-экономического положения государства, статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» установлено, что государственная аграрная политика направлена «на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий». В этих целях принята Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».
Ярославская область имеет выгодное экономико-географическое и транспортное положение, находясь рядом с крупнейшим экономическим центром - Москвой - объёмным агропродовольственным рынком. В сочетании с высоким уровнем потребления сельскохозяйственной продукции и продуктов питания населением и предприятиями области это создает благоприятные условия для развития аграрного сектора экономики Ярославской области.
Ярославской области, формирующей сбалансированную эффективную экономику будущего и ориентирующей социальную политику на высокие стандарты благосостояния населения, необходимо иметь высокоразвитое сельское хозяйство.
Сельское хозяйство Ярославской области располагает стратегическими возможностями для дальнейшего развития сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности. Это подтверждается тем, что за счёт собственного производства Ярославская область обеспечивает потребности населения в основных продуктах питания: молоке, яйцах, мясе птицы, картофеле и овощах.
Совокупность перечисленных факторов дает основание для включения агропромышленного комплекса в перечень приоритетных направлений стратегического развития области.
Стратегической целью политики Ярославской области в сфере сельского хозяйства является создание эффективной устойчивой аграрной экономики, основанной на агропромышленном производстве, способном конкурировать на рынках сельскохозяйственной продукции и продуктов питания и обеспечивать достойный уровень социально-экономического положения сельского и городского населения области.
Анализ развития малых форм хозяйствования дает возможность выделить их сильные стороны:
- деятельность малых форм хозяйствования, связанная с производством сельскохозяйственной продукции, соответствует стратегическим интересам как государства, так и области;
- малые формы хозяйствования занимают значительный удельный вес в производстве сельскохозяйственной продукции, который за 2008 год составил по области 42,7 процента, в том числе в объеме продукции растениеводства - 72 процента, животноводства - 22 процента;
- из среды сельского населения формируются наиболее высокопрофессиональные руководители, специалисты и иные работники сельского хозяйства, что важно для развития отрасли в перспективе;
- малые формы хозяйствования в определенной мере решают проблему занятости и обеспечения относительного материального благополучия населения.
Слабыми сторонами малых форм хозяйствования является:
- высокая трудоемкость производства, низкая производительность труда;
- в силу технической и технологической отсталости малые формы хозяйствования не могут решить проблему обеспечения продовольственной безопасности страны.
Угроза для малых форм хозяйствования состоит в том, что из-за тяжелого физического труда, на котором основана эта форма хозяйствования, и недостаточной государственной поддержки, сельское население перестанет заниматься сельскохозяйственной деятельностью. Такое положение, как минимум, приведет к усилению социально-экономической напряженности в обществе.
Ведение личного хозяйства является крайней мерой, к которому население вынуждено прибегать, не имея других возможностей для обеспечения материального благополучия. Заработная плата работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, на протяжении длительного периода остается наиболее низкой по сравнению с другими отраслями экономики Ярославской области и ниже среднеобластного показателя в среднем в 2 раза.
Способность малых форм хозяйствования решать проблему материального благополучия населения позволяет надеяться, что эта категория товаропроизводителей будет существовать продолжительное время, в течение которого государство найдет пути создания эффективного сельскохозяйственного производства и обеспечения продовольственной безопасности.
Учитывая сложности организации крупного эффективного сельскохозяйственного производства, производство в малых формах хозяйствования играет существенную роль в обеспечении населения продовольствием, поддержании его материального благополучия и решении вопроса занятости, что является наиболее значимой стороной данной проблемы.
Программа разработана в соответствии с приоритетным национальным проектом «Развитие агропромышленного комплекса», реализация которого предусматривает привлечение средств из федерального, региональных и местных бюджетов. Поэтому региональным органам власти рекомендовано разработать соответствующие областные целевые программы (письма Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.08.2005 N СМ-16/2362 и от 11.08.2005 N 10-4-12/422 «О национальном проекте»).
При разработке Программы учитывались следующие базовые положения:
- мелкотоварное сельское хозяйство является полноправным и неотъемлемым элементом агропромышленного комплекса и экономики сельского хозяйства;
- развитие малых форм хозяйствования является основой формирования среднего класса - гаранта политической стабильности и социально ориентированной рыночной экономики;
- потенциал мелкотоварного сельского хозяйства может быть реализован в полной мере при условии постоянной финансовой поддержки со стороны государства.
Сравнительные показатели деятельности малых форм хозяйствования по регионам Центрального федерального округа и Вологодской области указаны в приложении 1к Программе.