Недействующий


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН
Ярославской области


Об утверждении комплексной целевой программы
«Развитие и поддержка малых форм хозяйствования
в агропромышленном комплексе Ярославской области»
 на 2007 - 2011 годы

_________________
Утратил силу на основании
закона Ярославской области
от 2 ноября 2009 года N 61-з

_________________



Принят
Государственной Думой
Ярославской области
7 ноября 2006 года



Статья 1

В соответствии с Законом Ярославской области от 19.04.2006 N 19-з «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области» утвердить прилагаемую комплексную целевую программу «Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области» на 2007 - 2011 годы.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Ярославской области
А.И. Лисицын


22 ноября 2006 г.
N 79-з


УТВЕРЖДЕНА
Законом Ярославской области
от 22.11.2006  N 79-з

     

Комплексная целевая программа
«Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области»
на 2007 - 2011 годы



ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование
Программы

комплексная целевая программа «Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области» (далее - Программа)

Основание
разработки
Программы

письмо Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.08.2005 N СМ-16/2362; письмо Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.08.2005 N 10-4-12/422 «О национальном проекте»

Государственный
заказчик
Программы

департамент агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее - департамент АПК)

Основной
разработчик
Программы
(в установленном порядке)

департамент АПК

Цели и задачи
Программы

- создание устойчивой сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее также - СПоК) в сфере кредитования, заготовки и переработки сельскохозяйственной продукции, обслуживания, снабжения и сбыта, страхования и т.д.;

- создание условий для поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств (далее также - КФХ) и личных подсобных хозяйств (далее также - ЛПХ), садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений (далее также - НО);

- привлечение инвестиций в сельское хозяйство       Ярославской области;

- создание условий для доступности финансового обеспечения деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений;

- увеличение объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции;

- организация повышения квалификации и подготовки кадров;

- информационно-консультационное обеспечение   деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений;

- создание дополнительных рабочих мест

Важнейшие

индикаторы и

показатели

Программы













Сроки реализации
Программы

- организация потребительских кооперативов по различным видам деятельности ежегодно в течение 2007-2011 годов;

- показатели ежегодного роста к предыдущему году в течение 2007-2011 годов:

1) объем услуг, оказанных потребительскими         кооперативами;

2) объем производства сельскохозяйственной        продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах, личных подсобных хозяйствах, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях;

3) производительность труда в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, личных подсобных хозяйствах, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях;

4) количество рабочих мест в сельскохозяйственных потребительских кооперативах

2007 - 2011 годы

Перечень
подпрограмм


«Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов»;

«Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств»;

«Поддержка личных подсобных хозяйств населения»;

«Поддержка садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений»

Общая стоимость
Программы



в том числе:

средства областного бюджета

средства внебюджетных источников

- 2 409 млн. руб.,





- 278 млн. руб.;



- 2 131 млн. руб.

Ожидаемые

конечные

результаты

реализации

Программы





- создание в каждом муниципальном районе Ярославской области не менее одного сельскохозяйственного потребительского кооператива;

- увеличение производства сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах, личных подсобных хозяйствах, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях на 42 процента в 2011 году к уровню 2005 года;

- обеспечение сельскохозяйственными потребительскими кооперативами среднегодовых темпов прироста оказания услуг не менее чем на 25 процентов

Ответственное лицо для контакта

определяется постановлением Администрации Ярославской области


I. Содержание проблемы

Агропромышленный комплекс является важным фактором стабильности социально-экономического положения Ярославской области. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области (далее - Ярославльстат) за 2004 год на долю агропромышленного комплекса (без стоимости переработки сельскохозяйственной продукции и услуг) приходилось 4,5 процента валового внутреннего продукта Ярославской области. Сельское хозяйство Ярославской области располагает стратегическими возможностями для дальнейшего развития сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности. Это подтверждается тем, что за счет собственного производства Ярославская область обеспечивает потребности в основных продуктах питания: молоке, яйце, мясе птицы, картофеле и овощах.

В 2005 году в агропромышленный комплекс Ярославской области входило 392 коллективных сельскохозяйственных предприятия, производящих сельскохозяйственную продукцию, 2052 КФХ и 58 промышленных предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья (из них 18 молокозаводов, 3 мясокомбината, 13 предприятий пищевой промышленности, 10 предприятий по первичной переработке льна, 32 предприятия по материально-техническому обеспечению, агрохимическому обслуживанию, ремонту техники и электрооборудования, 10 кредитных потребительских кооперативов, 1 перерабатывающий и 3 снабженческо-сбытовых потребительских кооператива). Кроме того, в 9 районах имеются и успешно работают 9 представительств кредитных потребительских кооперативов. Число семей, занятых в ЛПХ, составляет 216,1 тыс., а число городских и сельских семей, занятых садоводством и огородничеством - 173,2 тыс. На сельской территории проживает 250,1 тыс. человек, или 18,7 процента от общей численности населения Ярославской области. В том числе в сельскохозяйственном производстве (помимо ЛПХ и НО) занято 27,7 тыс. человек, или 4,2 процента от общей численности работающих по Ярославской области. Ежегодное снижение численности сельского населения, в том числе в трудоспособном возрасте, составляет от 3 до 7 процентов. Заработная плата работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, остается самой низкой по сравнению с другими отраслями экономики Ярославской области и за последние три года в среднем в 2 раза ниже среднеобластного показателя.

На протяжении последних лет экономическое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей различных форм собственности с каждым годом ухудшается. Снижаются посевные площади, уменьшается поголовье скота, растет кредиторская задолженность, до 80 процентов изношена материально-техническая база. Такое положение во многом связано с опережающим ростом цен на материальные ресурсы: горюче-смазочные материалы, электроэнергию, технику, запасные части и другие материалы. Из-за неэквивалентного межотраслевого обмена производимой продукции сельскохозяйственные организации испытывают хронический недостаток финансовых средств как для проведения необходимого технологического цикла, так и для обеспечения выплаты достойной заработной платы своим работникам.

Эти тенденции сохраняются не только по Ярославской области, но и в целом по стране. Все эти негативные факторы сдерживают перевод сельскохозяйственного производства на современный технологический уровень, позволяющий значительно снизить затраты и повысить производительность труда.

Осуществляемые меры экономической поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей из бюджетов всех уровней уменьшают отрицательное воздействие неблагоприятных условий на развитие сельскохозяйственного производства, но они недостаточны и не дают возможность сохранить даже простое воспроизводство. Удельный вес дотационной поддержки из бюджетов всех уровней в структуре выручки ежегодно снижается. Если в 2002 году субсидии на сельскохозяйственное производство составили 7,7 копейки на 1 рубль реализованной продукции, то в 2003 году - 7,5 копейки, а в 2004 году - 5,8 копейки.

По сравнению с 2004 годом в 2005 году количество убыточных сельскохозяйственных предприятий увеличилось со 162 до 201, или на 9 процентов. То есть 53 процента от общего числа хозяйств являются убыточными. Из этого числа более половины в последние три года являются хронически убыточными, то есть по существу банкротами. Работники данных предприятий вынуждены обеспечивать свое существование в основном за счет ЛПХ. В такой сложной ситуации ЛПХ, а также КФХ способствуют снижению социальной напряженности (особенно на территориях убыточных и обанкротившихся предприятий), налаживанию устойчивого развития сельских территорий, обеспечению занятости и поддержанию доходов сельского населения. Значительна их роль в трудовом воспитании молодежи, сохранении и передаче производственного и социального опыта от старших поколений младшим.

КФХ, ЛПХ, малые предприятия испытывают трудности при реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, получении кредитов, материально-технического снабжения. Они испытывают острый дефицит финансово-кредитных ресурсов в силу незначительной государственной поддержки этого сектора экономики, слабой доступности для малого бизнеса рынка коммерческого кредита, недостаточного развития кооперации. В начальной стадии создания находятся кредитные, страховые, снабженческо-сбытовые, заготовительные, обслуживающие, перерабатывающие потребительские кооперативы, без которых невозможно дальнейшее успешное экономическое развитие на селе.

Доступ сельского населения к информации о рынке товаров и услуг ограничен в силу объективных причин. Отсутствует механизм регулярного взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления, с одной стороны, и Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных предприятий Ярославской области, Ярославским областным Союзом садоводческих, огороднических и некоммерческих объединений, владельцами ЛПХ - с другой. Это приводит к несоблюдению интересов и потребностей фермеров и сельских жителей при разработке мер аграрной политики, снижает ее эффективность.

При разработке Программы учитывались следующие базовые положения:

- мелкотоварное сельское хозяйство является полноправным и неотъемлемым элементом агропромышленного комплекса и экономики сельского хозяйства;

- развитие малых форм хозяйствования является основой формирования среднего класса - гаранта политической стабильности и социально ориентированной рыночной экономики;

- потенциал мелкотоварного сельского хозяйства может быть реализован в полной мере при условии постоянной финансовой поддержки со стороны государства.

Программа разработана в соответствии с приоритетным национальным проектом «Развитие агропромышленного комплекса», объявленным Президентом Российской Федерации. Реализация национального проекта предусматривает привлечение средств из федерального, региональных и местных бюджетов. Поэтому органам власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать соответствующие региональные целевые программы (письма Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.08.2005 N СМ-16/2362 и от 11.08.2005 N 10-4-12/422 «О национальном проекте»).

Необходимость разработки Программы возникла в связи с тем, что малые формы хозяйствования в Ярославской области производят в стоимостном выражении более 60 процентов всего объема сельскохозяйственной продукции, а организационная, финансовая поддержка для них практически отсутствует. В этом секторе экономики занято более 390 тыс. городских и сельских семей (то есть примерно 70 процентов населения Ярославской области занимается производством сельскохозяйственной продукции).


II. Цели и задачи Программы

Целью Программы является развитие сельскохозяйственного производства в малых формах хозяйствования агропромышленного комплекса, направленное на социальную защиту сельского населения.

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

- содействие созданию СПоК;

- создание условий для поддержки развития СПоК, КФХ, ЛПХ, НО;

- создание условий для доступности финансового обеспечения СПоК, КФХ, ЛПХ, НО;

- стабилизация производства и реализации сельскохозяйственной продукции;

- организация повышения квалификации и подготовки кадров;

- информационно-консультационное обеспечение;

- создание дополнительных рабочих мест.

III. Сроки и этапы реализации Программы

Реализация Программы (мероприятий подпрограмм) будет осуществляться ежегодно в течение 2007-2011 годов. Показатели прогнозируемых значений подпрограмм отражены в приложениях 1-7 к Программе.


IV. Ресурсное обеспечение Программы

Общая сумма финансовых средств, требуемая на период реализации Программы, составляет 2 409 млн. рублей, в том числе:

для реализации подпрограммы развития СПоК - 921 млн. рублей;

поддержки КФХ - 492 млн. рублей;

поддержки ЛПХ - 778 млн. рублей;

поддержки НО - 218 млн. рублей.

Объем финансирования, необходимый для реализации Программы, планируется обеспечить за счет внебюджетных источников (2 131 млн. рублей) и средств областного бюджета (278 млн. рублей).

Государственную поддержку за счет средств областного бюджета СПоК, КФХ, ЛПХ, НО предусматривается осуществлять ежегодно в течение 2007 - 2011 годов на основании закона Ярославской области об областном бюджете на очередной финансовый год по разделу 0400 «Национальная экономика», подразделу 0405 «Сельское хозяйство и рыболовство» и подразделу 0411 «Другие вопросы в области национальной экономики» в пределах выделенных лимитов. В соответствии с данным законом департаментом АПК будет разработан порядок начисления и выплаты субсидий (кроме ЛПХ), который будет утверждаться постановлением Администрации Ярославской области.

Областная бюджетная поддержка ЛПХ предусматривает применение следующего механизма. Муниципальным районам (городским округам) Ярославской области будут перечисляться субвенции в соответствии с нормативами, разрабатываемыми департаментом АПК и утверждаемыми постановлением Администрации Ярославской области на очередной год, в пределах тех же лимитов бюджетных средств на основании закона Ярославской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Муниципальные районы (городские округа) Ярославской области в пределах сумм полученных субвенций перечисляют финансовые средства ЛПХ в виде субсидий в соответствии с порядком, который разрабатывается и утверждается на очередной финансовый год соответствующим уполномоченным органом муниципального района (городского округа) Ярославской области исходя из местных условий и с учетом эффективного использования бюджетных средств.

Предполагается также оказание помощи малым формам хозяйствования за счет муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства.

Общая потребность в финансовых средствах и источники финансирования на реализацию Программы в 2007 - 2011 годах указаны в приложении 7 к Программе.

V. Механизм реализации и порядок контроля
за ходом реализации Программы

Государственным заказчиком Программы является департамент АПК, который с целью реализации данной Программы в соответствии с действующим законодательством:

- принимает участие в организации управления и осуществляет контроль за ходом реализации Программы;

- осуществляет координацию работы исполнителей программных мероприятий;

- заключает в установленном порядке договоры и контракты с исполнителями;

- проводит согласование объемов финансирования;

- в соответствии со своей компетенцией участвует в финансировании мероприятий;

- осуществляет подготовку проектов нормативных правовых актов;

- в соответствии с установленным порядком вносит предложения о корректировке Программы, в том числе в части содержания мероприятий, назначения исполнителей, объемов и источников финансирования;

- осуществляет сбор материалов, подготовку и представление в установленном порядке отчетов о ходе реализации Программы и расходовании бюджетных средств.

В реализации мероприятий Программы участвуют муниципальные образования, районные органы управления сельским хозяйством (департаменты, отделы, управления), Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных предприятий Ярославской области, Союз сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов области, Ярославский областной Союз садоводческих, огороднических и некоммерческих объединений, Ярославский региональный филиал ОАО «Россельхозбанк», филиал акционерного коммерческого сберегательного банка Российской Федерации - Северный банк.

В своей работе государственный заказчик Программы руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами Ярославской области, постановлениями Правительства Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ярославской области.

Контроль за целевым использованием выделяемых бюджетных средств осуществляется уполномоченными органами в установленном порядке.


VI. Оценка социально-экономической эффективности
реализации Программы

В результате реализации Программы получат развитие существующие СПоК, КФХ, ЛПХ, НО. В течение 2007-2011 годов намечено организовать 28 различных СПоК (приложение 1 к Программе) и к концу 2011 года иметь в наличии 42 кооператива.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»