АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2006 года N 163
____________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ярославской области
от 23 сентября 2009 года N 945-п
____________________
В целях реализации объявленного Президентом Российской Федерации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса»
постановляю:
1. Одобрить комплексную целевую программу «Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области» на 2007-2011 годы (приложение).
2. Департаменту агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (Боровицкий М.В.) в двухнедельный срок с момента подписания настоящего постановления подготовить и представить в аналитический центр Администрации области (Громов Ю.Н.) проект закона Ярославской области «Об утверждении комплексной целевой программы «Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области» на 2007-2011 годы» для внесения его на рассмотрение в Государственную Думу Ярославской области в установленном порядке.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области - директора департамента агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области Боровицкого М.В.
4. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области
А.И. Лисицын
КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ»
НА 2007-2011 ГОДЫ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | комплексная целевая программа «Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области» (далее - Программа) |
Основание разработки Программы | письмо Министерства сельского хозяйства Российской Федерации N СМ-16/2362 от 08.08.2005; |
Государственный заказчик Программы | департамент агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее - департамент АПК) |
Основной | департамент АПК |
Цели и задачи Программы | - создание устойчивой сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее - потребительские кооперативы) в сфере кредитования, заготовки и переработки сельскохозяйственной продукции, обслуживания, снабжения и сбыта, страхования и т.д.; |
Важнейшие индикаторы и показатели Программы | - организация потребительских кооперативов по раз-личным видам деятельности ежегодно в течение 2007-2011 годов; |
Сроки реализации Программы | 2007 - 2011 годы |
Перечень подпрограмм | «Развитие потребительских кооперативов»; |
Общая стоимость Программы | 2409 млн.руб., |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - создание в каждом муниципальном районе области не менее одного потребительского кооператива; |
Ответственное лицо для контакта | Филиппов Валентин Леонидович - заместитель директора департамента АПК, тел. 72-87-74 |
I. Содержание проблемы
Агропромышленный комплекс является важным фактором стабильности социально-экономического положения области. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области (далее - Ярославльстат), за 2004 год на долю агропромышленного комплекса (без стоимости переработки сельскохозяйственной продукции и услуг) приходилось 4,5 процента валового внутреннего продукта Ярославской области. Сельское хозяйство области располагает стратегическими возможностями для дальнейшего развития сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности. Это подтверждается тем, что за счёт собственного производства область обеспечивает потребности в основных продуктах питания: молоке, яйцах, мясе птицы, картофеле и овощах.
В 2005 году в агропромышленный комплекс Ярославской области входило: 392 коллективных сельскохозяйственных предприятия, производящих сельскохозяйственную продукцию; 2052 КФХ; 58 промышленных предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья, из них 18 молокозаводов, 3 мясокомбината, 13 предприятий пищевой промышленности, 10 предприятий по первичной переработке льна, 32 предприятия по материально-техническому обеспечению, агрохимическому обслуживанию, ремонту техники и электрооборудования, 10 кредитных потребительских кооперативов, 1 перерабатывающий и 3 снабженческо-сбытовых потребительских кооператива. Кроме того, в 9 районах имеются и успешно работают 9 представительств кредитных потребительских кооперативов. Число семей, занятых в ЛПХ, составляет 216,1 тысячи, а городских и сельских семей, занятых садоводством и огородничеством - 173,2 тысячи. На сельской территории проживает 250,1 тыс. человек, или 18,7 процента от общей численности всего населения области, в том числе в сельскохозяйственном производстве (помимо ЛПХ и садоводов) занято 27,7 тыс. человек, или 4,2 процента от общей численности работающих по области. Ежегодное снижение численности сельского населения, в том числе в трудоспособном возрасте, составляет от 3 до 7 процентов. Заработная плата работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, остается самой низкой по сравнению с другими отраслями экономики области, и за последние три года в среднем в 2 раза ниже среднеобластного показателя.
На протяжении ряда последних лет экономическое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей различных форм собственности с каждым годом ухудшается. Снижаются посевные площади, поголовье скота, растёт кредиторская задолженность, до 80 процентов изношена материально-техническая база. Такое положение во многом связано с опережающим ростом цен на материальные ресурсы: горюче-смазочные материалы, электроэнергию, технику, запасные части и другие материалы. Из-за неэквивалентного межотраслевого обмена производимой продукции сельскохозяйственные организации испытывают хронический недостаток финансовых средств как для проведения необходимого технологического цикла, так и для обеспечения работникам достойной заработной платы.
Эти тенденции сохраняются не только по области, но и в целом по стране. Все эти негативные факторы сдерживают перевод сельскохозяйственного производства на современный технологический уровень, позволяющий значительно снизить затраты и повысить производительность труда. Уровень производительности труда, как отметил в своём выступлении на совещании летом 2005 года в рамках Дня российского поля заместитель министра сельского хозяйства С.Г.Митин, в отечественном животноводстве сегодня в 5-6 раз, а в растениеводстве - в 3-4 раза ниже, чем в развитых странах.
Осуществляемые меры экономической поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей из бюджетов всех уровней уменьшают отрицательное воздействие неблагоприятных условий на развитие сельскохозяйственного производства, но они недостаточны и не дают возможности сохранить в целом даже простое воспроизводство. Удельный вес дотационной поддержки из бюджетов всех уровней в структуре выручки ежегодно снижается. Если в 2002 году субсидии на сельскохозяйственное производство составили 7,7 копейки на 1 рубль реализованной продукции, то в 2003 году - 7,5 копейки, а в 2004 году - 5,8 копейки.
По сравнению с 2004 годом в 2005 году количество убыточных сельскохозяйственных предприятий увеличилось со 162 до 201, или на 9 процентов. То есть 53 процента от общего числа хозяйств являются убыточными. Из этого числа более половины в последние три года являются хронически убыточными, т.е. по существу банкротами. Работники данных предприятий вынуждены обеспечивать своё существование в основном за счёт ЛПХ. В такой сложной ситуации ЛПХ, а также КФХ способствуют снижению социальной напряжённости, особенно на территориях убыточных и обанкротившихся предприятий, налаживанию устойчивого развития сельских территорий, обеспечению занятости и поддержанию доходов сельского населения. Значительна их роль в трудовом воспитании молодежи, сохранении и передаче производственного и социального опыта от старших поколений младшим.
В сельском хозяйстве области, особенно у малых предприятий, КФХ, ЛПХ, садоводов имеются большие трудности в вопросах снабжения и обеспечения различными видами услуг, особенно в сфере сбыта произведённой продукции, а также в получении кредитов. Они испытывают острый дефицит финансово-кредитных ресурсов в силу незначительной государственной поддержки этого сектора экономики, слабой доступности для малого бизнеса рынка коммерческого кредита, недостаточного развития кооперации. В начальной стадии создания находятся кредитные, страховые, снабженческо-сбытовые, заготовительные, обслуживающие, перерабатывающие потребительские кооперативы, без которых невозможно дальнейшее успешное экономическое развитие на селе.
Создание таких форм хозяйствования в настоящее время объективно назрело и при организационной и финансовой поддержке даст положительные результаты в производстве сельскохозяйственной продукции.
Сельское население испытывает существенные трудности в получении информации о состоянии рынка, консультационных услуг правового, экономического и технологического характера, повышении квалификации.
Отсутствует механизм регулярного взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления, с одной стороны, и Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных предприятий области, Ярославским областным Союзом садоводческих, огороднических и некоммерческих объединений, владельцами ЛПХ - с другой. Это приводит к недостаточно полному учету интересов и потребностей фермеров и сельских жителей при разработке мер аграрной политики, снижает ее эффективность.
При разработке Программы учитывались следующие базовые положения:
- мелкотоварное сельское хозяйство является полноправным и неотъемлемым элементом агропромышленного комплекса и экономики сельского хозяйства;
- развитие малых форм хозяйствования является основой фор-мирования среднего класса - гаранта политической стабильности и социально ориентированной рыночной экономики;
- потенциал мелкотоварного сельского хозяйства может быть реализован в полной мере при условии постоянной финансовой поддержки со стороны государства.
Программа разработана в соответствии с приоритетным национальным проектом «Развитие агропромышленного комплекса» объявленного Президентом Российской Федерации.
Реализация национального проекта предусматривает привлечение средств не только из федерального бюджета, но также из средств региональных и местных бюджетов. Поэтому рекомендовано региональным органам власти разработать соответствующие региональные целевые программы (письма Министерства сельского хозяйства Российской Федерации N СМ-16/2362 от 08.08.2005 и N 10-4-12/422 от 11.08.2005 «О национальном проекте»).
Объективность разработки Программы назрела в связи с тем, что малые формы хозяйствования в Ярославской области производят в стоимостном выражении более 60 процентов всего объёма сельскохозяйственной продукции, а организационная, финансовая поддержка для них практически отсутствует. В этом секторе экономики занято более 390 тысяч городских и сельских семей, или примерно 70 процентов населения области занимается производством сельскохозяйственной продукции.
II. Цели и задачи Программы
Целью Программы является увеличение объёмов сельскохозяйственного производства на основе совершенствования и развития малых форм хозяйствования.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
- содействие созданию потребительских кооперативов;
- создание условий для поддержки развития потребительских кооперативов, КФХ, ЛПХ, садоводов;
- привлечение инвестиций в сельское хозяйство области;
- создание условий для доступности финансового обеспечения потребительских кооперативов, КФХ, ЛПХ, садоводов;
- стабилизация производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
- организация повышения квалификации и подготовки кадров;
- информационно-консультационное обеспечение;
- создание дополнительных рабочих мест;
- развитие земельных отношений и обеспечение защиты прав граждан на землю, расширение крестьянских землевладений;
III. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться ежегодно в течение 2007-2011 годов. Мероприятия подпрограмм будут реализованы в период действия Программы. Показатели прогнозируемых значений подпрограмм отражены в приложениях 1-7 к Программе.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Общая сумма финансовых средств, требуемая на период реализации Программы, составляет 2409 млн. рублей, в том числе для реализации подпрограмм развития: потребительских кооперативов - 921 млн. рублей; КФХ - 492 млн. рублей; ЛПХ - 778 млн. рублей; садоводов - 218 млн. рублей.
Объем финансирования, необходимый для реализации Программы, планируется обеспечить за счет следующих источников: внебюджетных средств - 2131 млн. рублей и средств областного бюджета - 278 млн. рублей.
Государственную поддержку за счет средств областного бюджета потребительским кооперативам, КФХ, ЛПХ, садоводам предусматривается осуществлять в течение 2007 - 2011 годов на основании закона Ярославской области об областном бюджете на очередной финансовый год по разделу 0400 «Национальная экономика», подразделу 0405 «Сельское хозяйство и рыболовство» и подразделу 0411 «Другие вопросы в области национальной экономики» в пределах выделенных лимитов. В соответствии с данным законом департаментом АПК разрабатывается порядок начисления и выплаты субсидий (кроме ЛПХ), который утверждается постановлением Администрации Ярославской области.
Областная бюджетная поддержка ЛПХ предусматривает применение следующего механизма.
Муниципальным районам (городским округам) области перечисляются субвенции в соответствии с нормативами, разрабатываемыми департаментом АПК и утверждаемыми постановлением Администрации Ярославской области на очередной год, в пределах тех же лимитов бюджетных средств на основании вышеназванного закона. Муниципальные районы (городские округа) области в пределах сумм полученных субвенций перечисляют финансовые средства ЛПХ в виде субсидий в соответствии с порядком, который разрабатывается и утверждается на очередной финансовый год соответствующим уполномоченным органом муниципального района (городского округа) области исходя из местных условий и с учётом эффективного использования бюджетных средств.
Предполагается также оказание помощи малым формам хозяйствования за счёт муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства.
Общая потребность в финансовых средствах и источники финансирования на реализацию Программы в 2007 - 2011 годах указаны в приложении 7 к Программе.
V. Механизм реализации и порядок контроля за ходом реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является департамент АПК, который с целью реализации данной Программы в соответствии с действующим законодательством:
- принимает участие в организации управления и осуществляет контроль за ходом её реализации;
- осуществляет координацию работы исполнителей программных мероприятий;
- заключает в установленном порядке договоры и контракты с исполнителями;
- проводит согласование объемов финансирования;
- в соответствии со своей компетенцией участвует в финансировании мероприятий;
- осуществляет подготовку проектов нормативных правовых актов;
- в соответствии с установленным порядком вносит предложения об её корректировке, в том числе в части содержания мероприятий, назначения исполнителей, объемов и источников финансирования;
- осуществляет сбор материалов, подготовку и представление в установленном порядке отчетов о ходе её реализации и расходовании бюджетных средств.
В реализации мероприятий Программы участвуют муниципальные образования, районные агропромышленные органы управления сельским хозяйством (департаменты, отделы, управления), Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных предприятий области, Союз сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов области, Ярославский областной Союз садоводческих, огороднических и некоммерческих объединений.