ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 марта 2009 года N 232-п
О внесении изменений в постановление Правительства области
от 28.05.2008 N 254-п
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства области от 24.12.2008 N 693-п «О внесении изменений в постановление Правительства области от 28.05.2008 N 254-п» Правительство области
постановляет:
1. Внести в постановление Правительства области от 28.05.2008 N 254-п «О региональной адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Ярославской области на 2008 год» изменения, изложив региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Ярославской области на 2008 год в новой редакции (прилагается).
2. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области
С.А. Вахруков
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
от 28.05.2008 N 254-п
(в редакции постановления
Правительства области
от 23.03.2009 N 232-п)
РЕГИОНАЛЬНАЯ АДРЕСНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОВЕДЕНИЮ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008-2009 ГОДЫ (ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ ЭТАПЫ)
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Ярославской области (далее - Программа) |
Заказчик Программы | Правительство Ярославской области |
Основание разработки Программы | Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ) |
Куратор Программы | заместитель Губернатора Ярославской области Епанешников А.В. |
Ответственный исполнитель Программы | департамент жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области (далее - департамент ЖКХ) |
Исполнители Программы | департамент ЖКХ, органы местного самоуправления муниципальных образований области, товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы, управляющие организации |
Основной разработчик Программы | департамент ЖКХ |
Цель и задачи Программы | цель Программы - улучшение эксплуатационных характеристик жилищного фонда Ярославской области в соответствии со стандартами качества, обеспечивающее гражданам безопасные и комфортные условия проживания; |
- обеспечение условий для снижения издержек и повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, в том числе с внедрением ресурсосберегающих технологий на объектах жилищного фонда | |
Важнейшие показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы | - доля капитально отремонтированного жилья в общей площади жилищного фонда Ярославской области; |
Сроки (этапы) реализации Программы | 2008-2009 годы |
Объёмы и источники финансирования Программы | общая потребность в финансовых средствах - 1052,6 млн. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - количество многоквартирных домов, в которых проведен комплексный и выборочный капитальный ремонт: |
Ответственные лица для контактов | - Мурашов Алексей Владимирович, заместитель председателя комитета инфраструктуры - начальник отдела инфраструктуры департамента ЖКХ, |
Общая потребность в ресурсах
Наименование ресурсов | Единица измерения | Объем финансирования, млн. рублей | ||
всего | 2008 год | 2009 год | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Финансовые ресурсы - всего | млн. руб. | 1052,60 | 1052,60 | - |
в том числе: | ||||
- средства Фонда | млн. руб. | 545,55 | 545,55 | - |
- средства областного бюджета | млн. руб. | 211,22 | 211,22 | - |
- средства местного бюджета | млн. руб. | 243,20 | 243,20 | - |
- внебюджетные средства (средства товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо средства собственников помещений в многоквартирных домах) | млн. руб. | 52,63 | 52,63 | - |
I. Содержание проблемы
Важнейшей частью современной жилищной политики наряду со строительством благоустроенного и доступного жилья является обеспечение сохранности и обновления существующего жилищного фонда. Очевидно, что эта задача должна решаться за счет своевременного проведения капитального ремонта, реконструкции и модернизации жилых домов. Это позволило бы не только поддерживать жилищный фонд в удовлетворительном техническом состоянии, снижать темпы его обветшания, создавать комфортные и безопасные условия проживания граждан, но и обеспечивать условия для выбора собственниками жилых помещений способа управления многоквартирным домом.
Постоянный дефицит средств, выделяемых из бюджетов всех уровней на капитальный ремонт жилищного фонда, приводит к его старению и преждевременному обветшанию. Жилищный кодекс Российской Федерации возлагает ответственность за надлежащее содержание общего имущества, в том числе и за проведение капитального ремонта многоквартирных домов, на собственников. Вместе с тем статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. В условиях экономической и финансовой неустойчивости практически весь жилищный фонд, переданный гражданам в собственность путем приватизации за последние десять лет, находится в неудовлетворительном техническом состоянии. Жилищно-строительные кооперативы, построенные до 1993 года, организации различных форм собственности, в ведении которых находился жилищный фонд, не в состоянии были обеспечить надлежащее содержание многоквартирных домов.
Жилищный фонд в Ярославской области по состоянию на 01 января 2008 года составляет около 30 млн. квадратных метров. Всего в Ярославской области 16619 многоквартирных домов с общей площадью 22,3 млн. квадратных метров.
Более 70 процентов жилых зданий в Ярославской области построены до 1970 года, из них 15 процентов - до 1920 года, а 20 процентов - в период 1921-1945 годов. В течение длительного периода времени мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов проводились в недостаточных объемах. В период интенсивной застройки, начиная с 1970 года, возводились дома массового индустриального домостроения, основная часть которых в настоящее время имеют износ свыше 60 процентов. В целом по Ярославской области почти половина жилищного фонда имеет износ от 31 до 65 процентов.
Ситуация в муниципальном жилищном фонде ухудшилась в последние годы в связи с принятием в собственность ведомственных жилых домов, имеющих значительный физический износ. Тяжелое финансовое положение, а зачастую и банкротство предприятий, передающих жилищный фонд, исключили возможность выполнения капитального ремонта домов за счет средств этих предприятий.
В настоящее время все большую остроту приобретает проблема ремонта и замены лифтов и лифтового оборудования. Темпы износа лифтового хозяйства в Ярославской области превышают темпы его обновления. Нормативный срок эксплуатации пассажирских лифтов составляет 25 лет. Парк лифтового оборудования на протяжении значительного периода времени обновлялся незначительно, более 20 процентов лифтов, отработавших назначенный срок, не обеспечивают должной надежности и безопасности при эксплуатации.
Кроме того, дома, построенные в соответствии с техническими нормативами середины прошлого века, не отвечают современным требованиям тепло- и шумоизоляции, имеют изношенные инженерные сети. Теплоизоляционные материалы того времени не обладали необходимой долговечностью, давно обветшали или полностью разрушились, что ухудшило теплозащиту зданий.
Для предотвращения ветшания жилищного фонда необходимо ежегодно капитально ремонтировать 1,0-1,5 процента от общей площади жилья, то есть порядка 300-450 тыс. квадратных метров. Между тем в 2005 году в Ярославской области было отремонтировано лишь - 0,2 процента площади жилищного фонда, в 2006 году - 0,24 процента площади жилищного фонда, в 2007 году - 0,27 процента площади жилищного фонда. По состоянию на 01 января 2008 года недоремонт жилищного фонда на территории Ярославской области составляет более 8,3 млн. квадратных метров.
При ежегодной потребности в финансовых ресурсах на проведение работ по капитальному ремонту жилищного фонда Ярославской области более 2 млрд. рублей, фактические затраты с 2004 по 2008 год составили 708 млн. рублей, в том числе в 2005 году - 190 млн. рублей (9,5 процента от минимальной годовой потребности); в 2006 году - 235 млн. рублей (11,8 процента от минимальной годовой потребности); в 2007 году 283 млн. рублей (14,2 процента от минимальной годовой потребности).
Актуальность разработки Программы обусловлена как социальными, так и экономическими факторами.
В целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, на территории Ярославской области должны быть созданы условия для управления многоквартирными домами.
По состоянию на 01 января 2008 года структура управления многоквартирными домами в Ярославской области выглядит следующим образом.
Способ управления многоквартирным домом должны выбрать собственники помещений в 14999 многоквартирных домах.
В настоящее время способ управления многоквартирным домом выбран собственниками помещений в 6867 многоквартирных домах, что составляет 41,3 процента от общего числа, в том числе: непосредственное управление собственниками помещений - в 886 многоквартирных домах (5 процентов); управление товариществами собственников жилья, жилищными и жилищно-строительными кооперативами - в 536 многоквартирных домах (3,2 процента); управление управляющей организацией - в 5445 многоквартирных домах (32,8 процента).
Около 10 процентов многоквартирных домов находятся в муниципальной и государственной собственности Ярославской области, что составляет 1618 многоквартирных домов.
Сохраняется необходимость в оказании собственникам помещений содействия в реализации различных способов управления многоквартирными домами в части решения вопросов инвентаризации и регистрации имущественного комплекса многоквартирного дома. Однако принятие данных мер затруднено из-за отсутствия достаточных ресурсов. В органах местного самоуправления муниципальных образований области первичная техническая документация имеется не на все многоквартирные дома.
Учитывая широкий круг вопросов по обеспечению надлежащего состояния жилищного фонда, созданию безопасных условий проживания граждан в жилых помещениях, значительную стоимость мероприятий и продолжительность сроков их реализации, необходимо решать обозначенные проблемы программно-целевыми методами.
Очевидно, что приведение жилищного фонда в надлежащее техническое состояние только за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах невозможно. Необходимо участие государства.
На основании Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом и оказания финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на капитальный ремонт многоквартирных домов и на переселение граждан из аварийного жилищного фонда создан специальный Фонд.
Решить проблему снижения физического износа многоквартирных домов, создать безопасные условия проживания граждан возможно только объединением усилий всех уровней власти с привлечением средств областного и местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов и собственников помещений в многоквартирном доме, управление которыми осуществляется управляющей организацией.
Программа окажет позитивное влияние на состояние жилищного фонда, будет способствовать социальному благополучию общества и экономическому развитию Ярославской области.
II. Цель и задачи Программы
Целью Программы является улучшение эксплуатационных характеристик жилищного фонда в соответствие со стандартами качества, обеспечивающее гражданам безопасные и комфортные условия проживания.
Задачи Программы:
- приведение состояния многоквартирных домов в Ярославской области в соответствие с действующими требованиями нормативно-технических документов;
- обеспечение сохранности и увеличение сроков эксплуатации жилищного фонда в Ярославской области;
- обеспечение условий для снижения издержек и повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, в том числе с внедрением ресурсосберегающих технологий на объектах жилищного фонда.
III. Участники Программы
Участниками Программы являются городские округа г. Ярославль, г. Рыбинск, г. Переславль-Залесский, Угличский муниципальный район, городские поселения Любим Любимского муниципального района, Мышкин Мышкинского муниципального района и сельские поселения Борисоглебское Борисоглебского муниципального района, Судоверфское Рыбинского муниципального района, Семибратово и Ишня Ростовского муниципального района, выполнившие условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, предусмотренные статьей 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ.
IV. Срок реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2008-2009 годы.
Реализация Программы производится в 2 этапа:
1 этап - 2008 год. В рамках 1 этапа происходит:
- выделение участникам программы денежных средств путем софинансирования на реализацию поставленных Программой целей и задач;
- открытие товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами, управляющими организациями, выбранными собственниками помещений в многоквартирном доме, отдельных банковских счетов в установленном Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ порядке;
- выделение товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирном доме, денежных средств путем софинансирования на реализацию поставленных Программой цели и задач;
- проведение отбора подрядных организаций для выполнения мероприятий по проведению капитального ремонта многоквартирных домов;
- осуществление мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов включенных, в Программу и соответствующие программы муниципальных образований области;
- информирование населения муниципальных образований области о реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ.
2 этап - 2009 год.
В рамках 2 этапа происходит:
- открытие товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами, управляющими организациями, выбранными собственниками помещений в многоквартирном доме, отдельных банковских счетов в установленном Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ порядке;
- выделение товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирном доме, денежных средств путем софинансирования на реализацию поставленных Программой цели и задач;