Изменения, вносимые в областную целевую программу «Развитие и совершенствование
бытового обслуживания населения Ярославской области» на 2008-2009 годы
1. Наименование Программы дополнить после слов «бытового обслуживания населения» словами «и торговли в».
2. Паспорт Программы изложить в следующей редакции:
«Наименование Программы | областная целевая программа «Развитие и совершенствование бытового обслуживания населения и торговли в Ярославской области» (далее - Программа) |
Заказчик Программы | Правительство Ярославской области |
Основание разработки Программы | постановление Администрации Ярославской области от 30.08.2006 N 193-а «О Концепции развития потребительского рынка Ярославской области на период до 2010 года», |
Куратор Программы | Данилов Василий Юрьевич - заместитель Губернатора области |
Ответственный исполнитель Программы | департамент промышленности, предпринимательской деятельности и транспорта Ярославской области |
Исполнители Программы | органы местного самоуправления муниципальных районов Ярославской области |
Основной разработчик Программы | департамент промышленности, предпринимательской деятельности и транспорта Ярославской области |
Цель и задачи Программы | цель - повышение качества жизни сельского населения Ярославской области |
Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы | темп роста оборота розничной торговли на селе; |
Сроки (этапы) реализации Программы | 2008-2009 годы |
Объёмы и источники финансирования Программы | областной бюджет - 10,895 млн. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | обеспечение населения товарами первой необходимости в отдалённых труднодоступных сельских населённых пунктах; |
Ответственные лица для контактов | Шишина Валентина Валерьяновна - заместитель директора департамента - председатель комитета потребительского рынка департамента промышленности, предпринимательской деятельности и транспорта Ярославской области, |
3. Таблицу «Общая потребность в ресурсах» изложить в следующей редакции:
«Общая потребность в ресурсах
Наименование ресурсов | Единица измерения | Потребность | ||
всего | в том числе по годам | |||
2008 | 2009 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Финансовые ресурсы: | тыс. руб. | 113730 | 3828 | 109902 |
- областной бюджет | -*- | 10895 | 1328 | 9567 |
- внебюджетные источники | -*- | 101735 | 2000 | 99735 |
- прочие источники: местный бюджет | -*- | 1100 | 500 | 600 |
4. Разделы I , II изложить в следующей редакции:
«I. Содержание проблемы
Обоснованием разработки и реализации Программы является необходимость обеспечения ценовой и территориальной доступности услуг торговли, бытового обслуживания населения для различных категорий населения области. Особенно актуальны эти вопросы для жителей сельской местности.
Одним из приоритетных направлений деятельности Правительства области является осуществление защиты прав потребителей (защиты экономических прав и совершенствования государственно-правового регулирования).
Сегодня в области, особенно на селе, недостаточно развита инфраструктура предприятий торговли, бытового обслуживания населения, а в тех населённых пунктах, где количество жителей не превышает 20-30 человек, где нет стационарных точек торговли, остро встаёт вопрос доставки продуктов первой необходимости. Кроме того, важным моментом в создании достойных условий жизни людей на селе является качество реализуемых товаров и услуг.
В 2007 году темп роста оборота розничной торговли в целом по области составил 114 процентов к уровню 2006 года (в сопоставимых ценах), в 2006 году - 119 процентов к уровню предыдущего года. По прогнозной оценке, в 2008 году темп роста розничного товарооборота составит 113,4 процента. В то же время темп роста оборота розничной торговли в сельских районах значительно ниже.
Среднедушевой оборот розничной торговли в 2007 году в среднем по области составил 49 тысяч рублей; в Брейтовском, Борисоглебском, Большесельском, Некрасовском, Гаврилов-Ямском, Первомайском районах - в 2 раза ниже среднеобластного значения; в Рыбинском районе - в 3 раза ниже.
В 2008 году по области показатель уровня обеспеченности торговыми площадями продолжает расти: в настоящее время в среднем по области он составляет 567 квадратных метров в расчёте на 1 тысячу жителей (рост на 11 процентов к уровню 2007 года, на 12,6 процента к уровню 2006 года, на 25 процентов к уровню 2005 года). Однако не во всех муниципальных образованиях области показатель уровня роста торговых площадей одинаков. Так, в Рыбинском муниципальном районе он составляет 209 квадратных метров в расчёте на 1 тысячу жителей, что в 2,7 раза ниже среднеобластного значения, в Гаврилов-Ямском, Переславском, Большесельском, Даниловском, Некоузском районах - в 2 раза ниже среднеобластного значения.
Бытовое обслуживание населения является одной из важнейших социально значимых отраслей потребительского рынка.
Бытовые услуги населению предоставляют сегодня 1719 организаций бытового обслуживания населения, в которых трудятся около 9 тысяч человек. За 2006 год объём бытовых услуг населению составил 1784,9 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 16 процентов выше уровня показателя 2005 года. За 2007 год темп роста в сопоставимых ценах составил 111 процентов к уровню предшествующего года. По прогнозной оценке, в 2008 году темп роста объёма бытовых услуг населению составит 111,5 процента.
Но вместе с тем состояние дел в сфере бытового обслуживания населения, особенно на селе, остаётся нестабильным.
Потребителями бытовых услуг на селе в основном являются граждане с низкой платёжеспособностью: неработающие пенсионеры и малообеспеченные семьи. Поэтому организации сдерживают цены на уровне потребительского спроса, что влечёт за собой убытки. Таким образом, на селе сохраняется дефицит сети предприятий по оказанию бытовых услуг населению ввиду отсутствия их экономической привлекательности, низкого уровня развития частного предпринимательства на селе. Объём бытовых услуг в сельской местности в 10 раз ниже, чем в городах.
Для обеспечения территориальной и ценовой доступности бытовых услуг сельскому населению необходимо развивать сеть комплексных приёмных пунктов. Предприятия, оказывающие бытовые услуги населению, не имеют возможности содержать комплексные приёмные пункты и обслуживать сельское население выездным методом.
Для решения поставленных задач необходимы профессиональные кадры. Поэтому обучение, повышение квалификации, участие в конкурсах и мастер-классах работников сферы потребительского рынка имеет важное значение.
Реализация Программы будет направлена, в первую очередь, на преодоление слабых сторон в вопросе обеспечения сельского населения услугами торговли и бытового обслуживания, к числу которых относятся: