АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     

от 30 августа 2006 года N 193-а


О Концепции развития потребительского рынка
Ярославской области на период до 2010 года

(с изменениями на 18 июня 2008 года)


     _______________________________________
     Текст документа с изменениями, внесенными:
     постановлением Администрации Ярославской области от 18 июня 2008 года N 283-п
     _______________________________________




В целях совершенствования государственной политики Ярославской области в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, удовлетворения потребительского спроса, усиления координации и поддержки интересов хозяйствующих субъектов и потребителей Ярославской области Администрация области

постановляет:

1. Одобрить Концепцию развития потребительского рынка Ярославской области на период до 2010 года (приложение).

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Данилова В.Ю. (пункт 2 в редакции постановления Администрации Ярославской области от 18 июня 2008 года N 283-п - см. предыдущую редакцию)



Губернатор области
А.И. Лисицын


Приложение
к постановлению
Администрации области
от 30.08.2006 N 193-а

     

КОНЦЕПЦИЯ
развития потребительского рынка Ярославской области на период до 2010 года



1. Общая характеристика


Концепция развития потребительского рынка Ярославской области на период до 2010 года (далее - Концепция) является частью общей стратегии развития экономики Ярославской области. Она направлена на создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса жителей Ярославской области на потребительские товары, торговые и бытовые услуги, услуги общественного питания в широком ассортименте, по доступным ценам и в пределах территориальной доступности, при установленных государством гарантиях качества и безопасности, решение имеющих место проблем в области потребительского рынка.

В результате реформирования экономики за последние десять лет на потребительском рынке области произошли кардинальные преобразования, начали формироваться объективные предпосылки цивилизованных рыночных отношений.

Как ни в одной из других отраслей экономики области, в торговле высока конкуренция, предпринимательская и инвестиционная активность, благодаря чему в этой сфере сложился разнообразный ассортимент предлагаемых товаров и услуг, апробированы организационно-экономические и нормативно-правовые меры, направленные на согласование объемов, структуры и качества предлагаемых товаров и потребительского спроса.

В сфере торговли под воздействием реального роста денежных доходов населения произошли качественные изменения в конъюнктуре спроса: усиливаются позиции отечественных товаропроизводителей, расширяется ассортимент, достигнута насыщенность рынка по основным группам товаров. Эти тенденции явились стимулирующим фактором прогрессивных изменений в организации торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.

1.1. Цель и основные задачи Концепции

Целью Концепции является разработка комплекса общих и специальных мер социального, экономического, нормативно-правового, информационного и организационного характера для обеспечения бесперебойного, своевременного доведения безопасных и качественных потребительских товаров до потребителей в достаточном объеме и ассортименте, устойчивого эффективного развития внутреннего рынка области и его элементов, роста доходной части бюджета Ярославской области.

Для достижения цели Концепции необходимо решение следующих основных задач:

- обеспечение доступности потребительского рынка, цивилизованных форм его организации, безопасности и качества потребительских товаров;

- формирование, совершенствование и развитие инфраструктуры оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

- развитие нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность потребительского рынка;

- обеспечение государственной поддержки торговых организаций, оказывающих социально значимые услуги;

- развитие торговой деятельности потребительской кооперации;

- создание условий для реализации излишков сельскохозяйственной продукции;

- создание экономических и правовых условий для развития интеграционных процессов в торговле, развитие межрегиональных торговых связей;

- разработка комплекса мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке работников потребительского рынка;

- формирование и развитие информационной системы потребительского рынка;

- определение новых условий, направлений и путей повышения эффективности торговой деятельности.

Для достижения поставленной цели и решения обозначенных задач в настоящее время в Ярославской области имеются все необходимые возможности.

1.2. Принципы реализации Концепции

Главным принципом реализации Концепции является подчиненность задач экономического роста первоочередным целям социального развития Ярославской области.

Развитие потребительского рынка в Ярославской области должно основываться на принципах:

безусловного соблюдения действующего законодательства в сфере торговли и потребительского рынка;

системности в разработке, принятии и реализации управленческих решений;

строгого контроля безопасности и качества потребительских товаров;

рыночного многообразия субъектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

экономической эффективности деятельности торговых организаций.

1.3. Законодательная, нормативная база и информационная основа Концепции

Законодательной и нормативной базой Концепции являются федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Ярославской области по вопросам формирования и развития потребительского рынка и защиты прав потребителей.

Информационной основой Концепции явились концепции развития потребительского рынка, принятые в отдельных субъектах Российской Федерации, статистические материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по проблемам теории, методологии, практики и эффективности торговой деятельности.

2. Развитие инфраструктуры и совершенствование оптовой торговли


Анализ современного состояния оптовой торговли показал, что достигнутый уровень её организационно-технического развития, складская инфраструктура, формы и методы обслуживания клиентов, технология доставки товаров существенно отстают от современных требований рынка и не могут обеспечить в полном объеме решения перспективных задач по увеличению розничного товарооборота и количества соответствующих товарных предложений.

В настоящее время сложилась и действует многоканальная и многозвеньевая система товароснабжения розничной торговли, в которой преобладают мелкие фирмы-посредники, что ведет к некомплектным и нерегулярным поставкам товаров, завышению издержек обращения и, в конечном счете, к необоснованному росту цен. В 2005 году объем оптового оборота составил 145 млрд.рублей, что выше уровня 2004 года на 9,2 процента (в сопоставимых ценах). Ожидается, что к 2010 году его уровень увеличится на 70 процентов.

Несмотря на рост оптового оборота, значение оптового звена как основного регулятора рынка во многом утрачено, что проявляется в снижении значимости оптовых организаций в формировании товарных ресурсов для рынка, организации поставок в розничную торговлю и сбыта продукции товаропроизводителей области.

Потребности регионального рынка должны удовлетворяться предприятиями различного типа: оптовыми предприятиями регионального масштаба, средними и мелкими оптовыми предприятиями, осуществляющими свою деятельность через оптовые продовольственные рынки, торговые дома, распределительные центры, мелкооптовые магазины.

Цели развития оптового звена:

- создание эффективной системы товародвижения с минимальными транспортными и трансакционными издержками;

- поддержание благоприятных условий для работы на рынке предприятий промышленности области;

- формирование резервных источников товаров первой необходимости;

- предоставление предприятиям розничной сети широкого круга услуг (обеспечение информацией, складскими площадями, проведение погрузо-разгрузочных работ, лизинга оборудования, оказание транспортно-экспедиционных услуг).

Задачи развития оптового звена:

- создание системы товародвижения, благоприятствующего развитию промышленных предприятий области и способствующего оптимальному соотношению товаров местного производства и завезенных из-за пределов области;

- использование бывших оптовых баз для создания мелкооптовых и оптовых рынков, проведение их реконструкции;

- восстановление и развитие областных оптовых предприятий с полным комплексом процесса товародвижения от производителя до потребителя. С решением этого вопроса будет предотвращено заполнение товарного рынка низкокачественной импортной продукцией, снижение конкурентоспособности местных товаропроизводителей, повышение затрат на закупку товаров розничными торговыми предприятиями, искусственное удорожание товаров за счет увеличения числа посредников;

- создание развитой структуры каналов товародвижения, поддерживающей необходимую интенсивность товаропотоков в области;

- развитие посреднических оптовых структур (дистрибьюторов, торговых агентов, комиссионеров и т.п.), основным предметом деятельности которых должно стать обеспечение покупателей информацией о товарах, объемах выпуска, ценах, условиях поставки и т.п.;

- развитие организаторов оптового оборота (ярмарок, выставок-ярмарок, оптовых рынков), не работающих с товаром, но оказывающих услуги по организации оптового оборота, стимулирующих расширение потребительского рынка.

3. Развитие инфраструктуры и совершенствование розничной торговли


В настоящее время рыночная инфраструктура торговли в Ярославской области представлена достаточно разветвленной сетью торговых организаций. В Ярославской области функционируют почти 8,5 тысячи стационарных торговых точек торговой площадью 600 тысяч кв.м, в том числе 24 торговых дома, 55 торговых центров и 106 торговых комплексов, 74 рынка на 18 тысяч торговых мест.

В розничной торговле занято около 60 тысяч человек, что составляет около 5 процентов от средней списочной численности работающих по области.

В области создан благоприятный инвестиционный климат. Только в 2005 году было открыто и реконструировано более 260 предприятий розничной торговли, прирост торговых площадей составил 83 тысячи кв.м, что позволило создать дополнительно 3 тысячи рабочих мест.

Значительно изменилась и динамика развития инфраструктуры розничной торговли. Так, за 4 года на тысячу увеличилось количество магазинов общей торговой площадью 100 тысяч кв. метров.

Розничная торговля является важным источником пополнения бюджетов всех уровней. Так, в 2005 году в бюджетную систему по отрасли «торговля и общественное питание» поступило около 3 млрд.рублей налогов и сборов, что составило около 9 процентов от общих налогов по всем отраслям экономики области. Доля налогов по отрасли «торговля и общественное питание» постоянно растет, и за последних четыре года ее рост составил 63 процента.

Современная инфраструктура торговли сложилась под влиянием проводимых экономических реформ, процессов коммерциализации и приватизации. Оборот розничной торговли в 2005 году составил 39012 млн.рублей и на 81 процент формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществлявшими деятельность в стационарной торговой сети. Доля продажи товаров на рынках снизилась и составила 18,6 процента.

По прогнозным оценкам, в 2006-2010 годах положительная тенденция изменения реального объема оборота розничной торговли сохранится и к 2010 году рост оборота розничной торговли ожидается на уровне 75 процентов.

Цели розничной торговли - доведение до покупателя товара, отвечающего требованиям безопасности и качества, удовлетворение потребительского спроса, насыщение рынка товарами. Для выполнения поставленных целей необходимы:

разработка и утверждение в каждом муниципальном образовании перспективного плана развития и размещения стационарной торговой сети, мелкорозничной торговли, включающей в себя придорожную торговлю;

развитие специализированных продовольственных и непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки (микрорайонах);

формирование сети торговых центров, универсальных комплексов, мелкооптовых складов-магазинов, торговых домов на базе магазинов с торговой площадью более 400 кв.м;

развитие сети магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих продовольственными и непродовольственными товарами в широком ассортименте;

развитие сети магазинов, обслуживающих социально незащищенные слои населения;

возобновление работы комиссионных магазинов, магазинов, работающих по методу самообслуживания и магазинов, реализующих товары в кредит;

формирование и развитие фирменной торговой сети промышленных предприятий области, а также оптовых организаций, отвечающих основным функциональным требованиям по изучению покупательского спроса и конъюнктуры рынка;

размещение мест мелкорозничной торговой сети в городах и районах области на конкурсной основе с учетом месторасположения предприятий стационарной торговли;

выделение специальных зон для организации ярмарок, сезонных распродаж, реализации изделий кустарных промыслов.

Мировая торговая практика показывает, что даже в самых высоко-организованных системах торгового обслуживания имеют место рыночная и уличная торговля.

Рынки как структура потребительского сектора выполняют ряд функций:

- решают вопросы социального плана, благодаря установлению относительно низких цен, достаточному ассортименту, территориальной доступности (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, на рынках формируется около 18 процентов всего розничного товарооборота);

- обеспечивают занятость населения, предоставляя рабочие места в сфере непосредственной торговой деятельности, управления и обслуживания рынков;

- играют важную роль в развитии свободной конкуренции как между собой, так и с розничными торговыми предприятиями;

- являются устойчивым источником прямых и косвенных доходов за счет арендных платежей и уплачиваемых налогов.

Учитывая социально-экономическую роль рынков, их следует рассматривать не как временный, а как развивающийся объект, имеющий долгосрочную перспективу. Перспективная цель развития рынков - превратить их в более цивилизованные формы торговли, открыть доступ для реализации продукции местных сельхозпроизводителей и товаропроизводителей.

4. Развитие и совершенствование потребительской кооперации


Важную роль в формировании розничного товарооборота области занимает потребительская кооперация. Доля ее в общем обороте в 2005 году составила 4,5 процента.

Существенным негативным фактором, влияющим на социально-экономическое положение на селе, является безработица. Потребительская кооперация играет важную роль в решении этой проблемы. Несмотря на некомпенсированные расходы, потребительская кооперация создает и предоставляет населению рабочие места, выполняет важную социальную миссию: с одной стороны, дает людям заработок, с другой, увеличивая объемы деятельности и развивая новые направления, укрепляет позиции в конкурентной борьбе на рынке.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»