ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 2008 года N 595-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКАХ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2011 ГОДЫ
В целях формирования конкурентной среды на продовольственных рынках Ярославской области и в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Зубкова В.А. от 22.10.2007 N ВЗ-П9-10пр Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую концепцию развития конкуренции на продовольственных рынках Ярославской области на 2009 - 2011 годы.
2. Утвердить прилагаемый план мероприятий по реализации концепции развития конкуренции на продовольственных рынках Ярославской области на 2009 - 2011 годы.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Данилова В.Ю.
4. Постановление вступает в силу с момента подписания.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКАХ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2011 ГОДЫ
Концепция развития конкуренции на продовольственных рынках Ярославской области на 2009 - 2011 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с протоколом совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 22.10.2007 N ВЗ-П9-10пр и определяет цель, задачи и основные направления взаимодействия органов исполнительной власти Ярославской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований области (далее - органы местного самоуправления) по вопросам развития конкуренции на продовольственных рынках и стабилизации цен на продукты питания.
В ходе рыночных преобразований в значительной мере оказались утерянными рычаги государственного регулирования продовольственного рынка. Было ослаблено внимание к решению общесистемных проблем развития продовольственного рынка, прежде всего к формированию его инфраструктуры. Отсутствие эффективных систем информации и логистики сдерживает развитие конкурентных отношений, необходимых для установления обоснованных цен на товары и услуги.
Целью Концепции является развитие конкуренции на продовольственных рынках Ярославской области на основе расширения предпринимательской активности, минимизации монополизма, обеспечения равных конкурентных условий для всех участников рынка и эффективного функционирования и развития розничной торговли за счет реформирования ее инфраструктуры.
Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач:
- предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на продовольственных рынках;
- формирование, совершенствование и развитие инфраструктуры розничной торговли, развитие сети социальных магазинов;
- создание условий для реализации населению области продукции непосредственно сельхозпроизводителями и товаропроизводителями;
- создание сети по заготовке сельскохозяйственной продукции;
- предотвращение поступления на продовольственный рынок области опасных для здоровья и жизни населения, а также некачественных и фальсифицированных продуктов;
- обеспечение реализации заключенных соглашений о взаимодействии и сотрудничестве между Правительством Ярославской области и крупными сетевыми компаниями;
- разработка комплекса мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке работников торговли;
- содействие освещению в средствах массовой информации актуальных вопросов развития конкуренции и соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации в сфере розничной торговли.
Современный продовольственный рынок Ярославской области характеризуется относительно высокой насыщенностью, соответствующей платежеспособному спросу населения. Потребность населения области в продуктах питания и сельскохозяйственной продукции обеспечивается как за счет собственного производства, так и за счет ввоза из других регионов. Так, общие ресурсы мяса и мясопродуктов в 2007 году составили 105,7 тысячи тонн, и их формирование на 60 процентов обеспечивалось за счет поступлений из-за пределов области. Общие ресурсы молока и молочных продуктов составили 480,6 тысячи тонн, основной статьей в их формировании являлось собственное производство (63 процента). Ресурсы картофеля и овощей также формировались за счет собственного производства, ввоз из-за пределов области картофеля составил всего лишь 7 процентов, овощей - 3 процента.
Вместе с тем позитивные тенденции развития внутренней торговли сопровождаются рядом серьезных негативных проявлений.
Из-за несовершенства сложившейся системы оптовой торговли, состоящей преимущественно из множества мелких посреднических организаций, происходит наращивание цен реализации. Регулирование развития торговой инфраструктуры неоправданно рассредоточено, в результате чего наблюдается диспропорциональность в развитии отдельных звеньев торговой системы. Несмотря на рост оптового оборота, значение оптового звена как основного регулятора рынка во многом утрачено.
В настоящее время инфраструктура торговли в Ярославской области представлена достаточно разветвленной сетью торговых организаций. В Ярославской области функционирует свыше 9 тысяч стационарных торговых точек торговой площадью около 750 тысяч квадратных метров, в том числе 17 торговых домов, 74 торговых центра и 70 торговых комплексов, 42 рынка на 13,6 тысячи торговых мест.
Сегодня в области работают около 30 торговых розничных сетей, которые открыли свыше 180 магазинов. Удельный вес оборота сетевых предприятий розничной торговли в общем обороте розничной торговли по Ярославской области в 2007 году составил 16 процентов, а в областном обороте розничной торговли продовольственными товарами - 25 процентов. Тенденция роста сетевой торговли создает дополнительные возможности расширения рынка, повышается прозрачность торговых операций, внедряются современные технологии. Для производителей появились возможности увеличения объемов реализации произведенных товаров.
В настоящее время заключены соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между Правительством Ярославской области и крупными сетевыми компаниями. Предметом соглашений является сотрудничество по вопросам увеличения налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, оказания содействия по продвижению и увеличению объемов реализации продукции товаропроизводителей Ярославской области в торговых сетях.
Торговые сети обязуются зарегистрировать свои филиалы, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Ярославской области, в качестве обособленного подразделения; освободить товаропроизводителей Ярославской области от уплаты входных бонусов (премий) и бонусов за предоставление торгового места на полках; участвовать в реализации социальных программ, разработанных и реализуемых на территории Ярославской области; создавать равные условия при размещении в торговом зале продукции товаропроизводителей Ярославской области с аналогичными товарами других поставщиков.
В розничной торговле занято около 67 тысяч человек, что составляет около 5 процентов от среднесписочной численности работающих по области.
Современная инфраструктура торговли сложилась под влиянием проводимых экономических реформ, процессов коммерциализации и приватизации. Оборот розничной торговли в 2007 году составил 65342,6 миллиона рублей, что в товарной массе на 14,4 процента больше, чем в предыдущем году.
По прогнозным оценкам, в 2009 - 2011 годах положительная тенденция изменения реального объема оборота розничной торговли сохранится и его увеличение в сопоставимых ценах ожидается в среднем на уровне 10 процентов (ежегодно).
Потребительская кооперация вносит ощутимый вклад в экономику и продовольственное обеспечение области. Совокупный объем деятельности облпотребсоюза за 2007 год составил 3,2 миллиарда рублей. Удельный вес объемов розничного товарооборота в общих объемах продаж по муниципальным районам колеблется от 20 до 60 процентов. Организациями потребительской кооперации за 2007 год уплачено 133,7 миллиона рублей налогов и сборов.
На балансах организаций потребительской кооперации числятся 836 объектов торговли и общественного питания, из них 169 магазинов обслуживают населенные пункты с численностью жителей до 100 человек, 259 магазинов - с численностью от 100 до 500 человек.
В период перехода к рыночной экономике деятельность потребительской кооперации по закупке сельскохозяйственной продукции и сырья у жителей и сельхозтоваропроизводителей особенно пострадала, так как в силу своей специфики требовала отвлечения оборотных средств на длительный период. Для того чтобы обеспечить максимальную закупку всей продукции, выращенной населением для продажи, необходимо восстановить сеть приемозаготовительных пунктов, создать производственную инфраструктуру по первичной обработке, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции и сырья, дикорастущих плодов и ягод.
В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров в 2007 году составил 48 процентов, непродовольственных товаров - 52 процента.
В розничном товарообороте Ярославской области рыночная торговля занимает значительное место, несмотря на то, что доля продажи товаров на рынках в 2007 году снизилась и составила 15 процентов (в предыдущем году - 18 процентов). Однако из 45 розничных рынков, функционирующих на территории Ярославской области, в городе Ярославле имеются только два сельскохозяйственных рынка. В ряде муниципальных образований сельскохозяйственная продукция, а также продукция, произведенная на личных приусадебных хозяйствах, реализуется на ярмарках, имеющих временный характер.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области (далее - Ярославльстат), в декабре 2007 года продовольственные товары подорожали на 18,8 процента по сравнению с декабрем предыдущего года, тогда как в декабре 2006 года этот показатель составил 9,6 процента.
Существенный рост цен на продукты первой необходимости повлек за собой удорожание продовольственного набора. Стоимость минимального набора продуктов питания составила по области на конец декабря 2007 года 1762,2 рубля и выросла за месяц на 3,4 процента. По отношению к декабрю 2006 года стоимость набора увеличилась на 28,8 процента.
По данным Ярославльстата, впервые с момента наблюдения за изменением потребительских цен самый значительный прирост цен зарегистрирован на продукты питания. Поэтому развитие конкуренции на продовольственных рынках области наиболее актуально.
Важной проблемой в области качества является реализация на продовольственном рынке пищевых продуктов низкого качества и фальсифицированных продуктов. Нарушения санитарно-эпидемиологического режима, технологии производства, отсутствие должного производственного контроля на этапах изготовления и оборота пищевых продуктов, вовлечение в производство и оборот пищевых продуктов лиц без соответствующей гигиенической и профессиональной подготовки создают условия для приобретения пищевыми продуктами свойств, опасных для здоровья человека и не позволяющих использовать продукт по его прямому назначению. Такие продукты подлежат выбраковке.
По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области, объем забракованного продовольственного сырья и пищевых продуктов в Ярославской области за последние пять лет значительно увеличился. Так, в 2007 году по сравнению с 2006 годом количество забракованного сырья и пищевых продуктов увеличилось с 15,9 тонны до 19,7 тонны. Наибольшее число забракованных продуктов составляют мясо и мясные продукты, кондитерские изделия, молочные продукты, жировые и растительные продукты, рыба и рыбные продукты.
Приоритетным направлением на современном этапе развития области считается насыщение внутреннего продовольственного рынка отечественными конкурентоспособными товарами. Формирование рынка продовольственных товаров Ярославской области должно быть обусловлено, прежде всего, наличием развитого сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности, а также цивилизованного рынка реализации качественных продуктов питания с максимальной степенью приближения производителей к потребителям в целях сокращения звеньев в цепи товародвижения и, как результат, снижения потребительских цен.
На решение этих проблем нацелены мероприятия, которые будут способствовать эффективному функционированию и развитию розничной торговли за счет формирования ее инфраструктуры, созданию условий для улучшения обеспечения населения области сельскохозяйственной продукцией и продовольственными товарами высокого качества, стимулированию и развитию конкуренции среди всех субъектов продовольственного рынка.
Концепция предусматривает разработку четырех программных направлений, связанных с решением основных проблем повышения социальной и экономической эффективности потребительского рынка, развития конкуренции:
3.1. Формирование системы показателей, подлежащих мониторингу в связи с проведением анализа роста цен на всех стадиях производства и реализации продовольственных товаров, в том числе мониторинга торговых наценок.
Состав системы показателей:
- розничные цены в регионах Центрального федерального округа на основные продукты питания, включенные в минимальный набор продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;
- индексы потребительских цен на отдельные группы и виды продовольственных товаров;
- размеры торговых наценок, применяемые предприятиями торговли;
- динамика отпускных цен товаропроизводителей;
- стоимость минимального набора продуктов питания в расчете на одного человека в месяц в Ярославской области в сравнении со стоимостью минимального набора продуктов питания в расчете на одного человека в месяц в других регионах Центрального федерального округа.
3.2. Увеличение объемов реализации и расширение ассортимента продукции местных товаропроизводителей.
Для решения проблемы конкурентоспособности продукции, производимой сельскохозяйственными предприятиями и предприятиями перерабатывающей промышленности области, требуется техническое перевооружение, освоение прогрессивных технологий, привлечение инвестиций.
В области принята областная целевая программа "Развитие сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Ярославской области на 2008 - 2012 годы".
Рост продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечен за счет роста объемов производства в животноводстве и птицеводстве на основе создания принципиально новой технологической базы, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также за счет наращивания генетического потенциала продуктивности животноводства и создания соответствующей кормовой базы.
3.3. Создание эффективной конкурентной среды в сфере торговли продовольственными товарами.
Фактором сдерживания роста цен и предотвращения монополизации отдельных сегментов потребительского рынка, в частности рынка продовольственных товаров, является создание и дальнейшее развитие конкурентной среды.
В соответствии с современной мировой тенденцией развития розничной торговли в Ярославской области происходит изменение структуры розничной торговой сети, осуществляющей реализацию продовольственных товаров, в направлении увеличения доли крупных (сетевых) торговых предприятий. Появление на областном потребительском рынке различных сетевых структур с магазинами современных форматов, новыми технологиями и более высоким качеством обслуживания населения способствует усилению конкуренции в сфере торговли.
Конкурентными преимуществами крупных розничных сетей перед автономными магазинами являются возможность централизованной закупочной политики, высокотехнологичная логистика, эффективная ассортиментная политика, популярная торговая марка, единое информационное пространство, автоматизация технологических процессов и т.д.
К приоритетным направлениям развития конкуренции на рынке продовольственных товаров Ярославской области относятся:
- обеспечение для населения доступности потребительского рынка в цивилизованных формах его организации;
- защита прав предпринимателей, всемерное расширение сотрудничества с представителями бизнеса в реализации программ поддержки предпринимательской деятельности;
- ликвидация необоснованных административных барьеров, упрощение процедуры входа на потребительский рынок новых предприятий и создание равных конкурентных возможностей для крупных, малых и средних предприятий;
- соответствие ассортиментной и ценовой политики, спектра услуг, предоставляемых отдельными торговыми предприятиями, с учетом спроса различных слоев населения в зависимости от уровня их доходов;
- формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные условия для повышения эффективности функционирования потребительского рынка;
- формирование социально ориентированной системы торгового обслуживания, обеспечивающей ценовую доступность товаров для всех социальных групп населения;
- упорядочение рыночной торговли, сокращение удельного веса рынков в суммарной емкости торговой сети;