ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2008 года N 658-п
Правительство области
постановляет:
1. Внести в постановление Администрации области от 10.09.2007 N 383-а «Об областной целевой программе «Развитие и совершенствование бытового обслуживания населения Ярославской области» на 2008-2009 годы следующие изменения:
1.1. Заголовок, пункт 1 постановления дополнить после слов «бытового обслуживания населения» словами «и торговли в».
1.2. Пункт 3 постановления дополнить после слов «бытового обслуживания населения» словами «и торговли».
1.3. В областную целевую программу «Развитие и совершенствование бытового обслуживания населения Ярославской области» на 2008-2009 годы, утверждённую постановлением, внести изменения согласно приложению.
2. Постановление вступает в силу с 01 января 2009 года.
Губернатор области
С.А. Вахруков
Изменения, вносимые в областную целевую программу «Развитие и совершенствование
бытового обслуживания населения Ярославской области» на 2008-2009 годы
1. Наименование Программы дополнить после слов «бытового обслуживания населения» словами «и торговли в».
2. Паспорт Программы изложить в следующей редакции:
«Наименование Программы | областная целевая программа «Развитие и совершенствование бытового обслуживания населения и торговли в Ярославской области» (далее - Программа) |
Заказчик Программы | Правительство Ярославской области |
Основание разработки Программы | постановление Администрации Ярославской области от 30.08.2006 N 193-а «О Концепции развития потребительского рынка Ярославской области на период до 2010 года», |
Куратор Программы | Данилов Василий Юрьевич - заместитель Губернатора области |
Ответственный исполнитель Программы | департамент промышленности, предпринимательской деятельности и транспорта Ярославской области |
Исполнители Программы | органы местного самоуправления муниципальных районов Ярославской области |
Основной разработчик Программы | департамент промышленности, предпринимательской деятельности и транспорта Ярославской области |
Цель и задачи Программы | цель - повышение качества жизни сельского населения Ярославской области |
Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы | темп роста оборота розничной торговли на селе; |
Сроки (этапы) реализации Программы | 2008-2009 годы |
Объёмы и источники финансирования Программы | областной бюджет - 10,895 млн. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | обеспечение населения товарами первой необходимости в отдалённых труднодоступных сельских населённых пунктах; |
Ответственные лица для контактов | Шишина Валентина Валерьяновна - заместитель директора департамента - председатель комитета потребительского рынка департамента промышленности, предпринимательской деятельности и транспорта Ярославской области, |
3. Таблицу «Общая потребность в ресурсах» изложить в следующей редакции:
«Общая потребность в ресурсах
Наименование ресурсов | Единица измерения | Потребность | ||
всего | в том числе по годам | |||
2008 | 2009 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Финансовые ресурсы: | тыс. руб. | 113730 | 3828 | 109902 |
- областной бюджет | -*- | 10895 | 1328 | 9567 |
- внебюджетные источники | -*- | 101735 | 2000 | 99735 |
- прочие источники: местный бюджет | -*- | 1100 | 500 | 600 |
4. Разделы I , II изложить в следующей редакции:
«I. Содержание проблемы
Обоснованием разработки и реализации Программы является необходимость обеспечения ценовой и территориальной доступности услуг торговли, бытового обслуживания населения для различных категорий населения области. Особенно актуальны эти вопросы для жителей сельской местности.
Одним из приоритетных направлений деятельности Правительства области является осуществление защиты прав потребителей (защиты экономических прав и совершенствования государственно-правового регулирования).
Сегодня в области, особенно на селе, недостаточно развита инфраструктура предприятий торговли, бытового обслуживания населения, а в тех населённых пунктах, где количество жителей не превышает 20-30 человек, где нет стационарных точек торговли, остро встаёт вопрос доставки продуктов первой необходимости. Кроме того, важным моментом в создании достойных условий жизни людей на селе является качество реализуемых товаров и услуг.
В 2007 году темп роста оборота розничной торговли в целом по области составил 114 процентов к уровню 2006 года (в сопоставимых ценах), в 2006 году - 119 процентов к уровню предыдущего года. По прогнозной оценке, в 2008 году темп роста розничного товарооборота составит 113,4 процента. В то же время темп роста оборота розничной торговли в сельских районах значительно ниже.
Среднедушевой оборот розничной торговли в 2007 году в среднем по области составил 49 тысяч рублей; в Брейтовском, Борисоглебском, Большесельском, Некрасовском, Гаврилов-Ямском, Первомайском районах - в 2 раза ниже среднеобластного значения; в Рыбинском районе - в 3 раза ниже.
В 2008 году по области показатель уровня обеспеченности торговыми площадями продолжает расти: в настоящее время в среднем по области он составляет 567 квадратных метров в расчёте на 1 тысячу жителей (рост на 11 процентов к уровню 2007 года, на 12,6 процента к уровню 2006 года, на 25 процентов к уровню 2005 года). Однако не во всех муниципальных образованиях области показатель уровня роста торговых площадей одинаков. Так, в Рыбинском муниципальном районе он составляет 209 квадратных метров в расчёте на 1 тысячу жителей, что в 2,7 раза ниже среднеобластного значения, в Гаврилов-Ямском, Переславском, Большесельском, Даниловском, Некоузском районах - в 2 раза ниже среднеобластного значения.
Бытовое обслуживание населения является одной из важнейших социально значимых отраслей потребительского рынка.
Бытовые услуги населению предоставляют сегодня 1719 организаций бытового обслуживания населения, в которых трудятся около 9 тысяч человек. За 2006 год объём бытовых услуг населению составил 1784,9 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 16 процентов выше уровня показателя 2005 года. За 2007 год темп роста в сопоставимых ценах составил 111 процентов к уровню предшествующего года. По прогнозной оценке, в 2008 году темп роста объёма бытовых услуг населению составит 111,5 процента.
Но вместе с тем состояние дел в сфере бытового обслуживания населения, особенно на селе, остаётся нестабильным.
Потребителями бытовых услуг на селе в основном являются граждане с низкой платёжеспособностью: неработающие пенсионеры и малообеспеченные семьи. Поэтому организации сдерживают цены на уровне потребительского спроса, что влечёт за собой убытки. Таким образом, на селе сохраняется дефицит сети предприятий по оказанию бытовых услуг населению ввиду отсутствия их экономической привлекательности, низкого уровня развития частного предпринимательства на селе. Объём бытовых услуг в сельской местности в 10 раз ниже, чем в городах.
Для обеспечения территориальной и ценовой доступности бытовых услуг сельскому населению необходимо развивать сеть комплексных приёмных пунктов. Предприятия, оказывающие бытовые услуги населению, не имеют возможности содержать комплексные приёмные пункты и обслуживать сельское население выездным методом.
Для решения поставленных задач необходимы профессиональные кадры. Поэтому обучение, повышение квалификации, участие в конкурсах и мастер-классах работников сферы потребительского рынка имеет важное значение.
Реализация Программы будет направлена, в первую очередь, на преодоление слабых сторон в вопросе обеспечения сельского населения услугами торговли и бытового обслуживания, к числу которых относятся:
- недостаточное развитие инфраструктуры предприятий торговли и бытового обслуживания населения, особенно в отдалённых сельских населённых пунктах;
- недостаточное обеспечение торговыми площадями сельского населения;
- отсутствие в отдалённых труднодоступных населённых пунктах стационарных точек торговли;
- дефицит сети предприятий по оказанию бытовых услуг сельскому населению;
- отсутствие системы обеспечения качества и безопасности товаров и услуг для сельского населения;
- отсутствие профессиональных кадров для обеспечения сельского населения услугами торговли и бытового обслуживания;
- недостаточное развитие заготовительной деятельности по закупке сельскохозяйственной продукции и сырья в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах населения области.
Существенными факторами успеха намеченных изменений в обеспечении доступности потребительского рынка для сельского населения являются:
- наличие политической воли к повышению качества торгового обслуживания сельского населения;
- наличие необходимой ресурсной базы для доставки товаров в отдалённые сельские населённые пункты и расширения рынка бытовых услуг;
- наличие высококвалифицированных кадров, которые будут вовлечены в реализацию мероприятий по развитию и совершенствованию бытового обслуживания населения и торговли в Ярославской области.
В качестве рисков (угроз) для реализации мероприятий по развитию и совершенствованию бытового обслуживания населения и торговли в Ярославской области можно выделить следующие:
- природно-климатические;
- социальные, обусловленные отсутствием проживающих в сельской местности квалифицированных кадров в отрасли торговли и бытового обслуживания населения;
- законодательные, выражающиеся в несовершенстве законодательной базы по регулированию торговой деятельности.
Природно-климатические риски могут оказывать и положительное, и отрицательное влияние на достижение результатов выполнения Программы.
Для преодоления угроз, связанных с недостаточным нормативно-правовым обеспечением сферы торговли и бытового обслуживания населения, необходимо проводить консультации с федеральными органами исполнительной власти по вопросам, которые находятся в их компетенции и не урегулированы законодательно.
В связи с низкой покупательной способностью жителей села и рентабельностью бизнеса в сфере торговли и бытового обслуживания населения возникает риск ликвидации этих видов деятельности на селе, поэтому осуществление государственной поддержки потребительского рынка на селе является острой необходимостью.
Таким образом, стоящие перед Ярославской областью задачи по повышению качества жизни сельского населения носят комплексный характер и требуют для своего решения согласованных действий органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления муниципальных районов области, организаций всех форм собственности и предпринимателей, оказывающих услуги населению.
Указанные в Программе мероприятия будут способствовать:
- укреплению и развитию потребительского рынка;
- повышению эффективности деятельности системы сельской торговли;
- внедрению новых видов услуг и наращиванию объёмов бытовых услуг в сельской местности, а также защите прав сельских потребителей;
- совершенствованию инфраструктуры торговли и сферы услуг на селе;
- обеспечению продовольственной безопасности области;
- повышению доверия сельского населения к государственной власти;
- повышению рейтинга Ярославской области по обеспечению продовольственной безопасности области среди регионов Российской Федерации.
II. Цель и задачи Программы
Цель Программы - повышение качества жизни сельского населения Ярославской области.
Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач:
- обеспечения доступности потребительского рынка для сельского населения;
- совершенствования инфраструктуры торговли и сферы услуг на селе;
- обеспечения качества и безопасности продовольственных товаров на потребительском рынке области и защиты прав потребителей на селе;
- увеличения объёмов и расширения рынка бытовых услуг населению на селе;
- открытия комплексных приёмных пунктов, бань, салонов, центров по оказанию бытовых услуг населению на селе;