ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 августа 2008 года N 452-п


О Стратегическом плане реструктуризации системы оказания медицинской помощи населению
Ярославской области до 2015 года

В соответствии с постановлением Правительства области от 28.05.2008 N 258-п «О результатах анализа эффективности работы системы здравоохранения области» и в целях повышения доступности, качества и эффективности медицинской помощи населению Правительство области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Стратегический план реструктуризации системы оказания медицинской помощи населению Ярославской области до 2015 года (далее-Стратегический план).

2. Возложить функции координации работ по осуществлению реализации Стратегического плана на департамент здравоохранения и фармации Ярославской области.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области обеспечить выполнение мероприятий по оптимизации системы оказания медицинской помощи населению соответствующего муниципального района, городского округа области.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Костина В.Г.

5. Постановление вступает в силу с момента подписания.


Губернатор области
С.А. Вахруков



УТВЕРЖДЁН
постановлением
Правительства области
от  27.08.2008 N 452-п

Стратегический план реструктуризации системы оказания медицинской помощи населению Ярославской области
до 2015 года


I. Содержание проблемы.


Предпосылками модернизации системы здравоохранения области являются её неэффективность и громоздкость, негативная динамика показателей здоровья населения, недостаточная доступность и качество гарантированной медицинской помощи.

Актуальность проблемы реструктуризации стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи связана с необходимостью перехода от экстенсивной модели здравоохранения на прогрессивные медико-организационные формы оказания медицинской помощи с целью повышения эффективности использования ограниченного материального, финансового и кадрового потенциала отрасли.

В стационарном секторе сохраняется нерациональное распределение больничных коек по уровням организации медицинской помощи (городской, районный, областной), в результате чего неудовлетворительно используются больничные койки в маломощных больницах и перегружены крупные многопрофильные и специализированные больницы. Отсутствует интеграция в деятельности служб здравоохранения и социального обеспечения в использовании маломощных стационаров для организации медико-социальной помощи населению. Служба скорой медицинской помощи в значительной мере дублирует деятельность участковых служб.

Система реструктуризации стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи населению предполагает переход на многоуровневую систему оказания помощи, осуществление ступенчатого размещения средств по этапам обслуживания, развитие ресурсосберегающих технологий, переход на систему общей врачебной практики.

Преимущественное развитие первичной медико-санитарной помощи  муниципального здравоохранения на основе общей врачебной практики позволит: обеспечить повышение доступности и качества медицинской помощи; более эффективного использования ресурсов здравоохранения;  добиться сокращения дублирования в работе врачей; перенести оказание части  неотложной помощи в систему общей врачебной практики.

В системе здравоохранения области постоянно происходят структурные изменения. В течение последнего десятилетия коечный фонд был уменьшен на 11,4 процента, значительные инвестиции были направлены на техническое переоснащение больниц, поликлиник, станций скорой медицинской помощи, развитие дневных стационаров. Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» и областной целевой программы «Развитие амбулаторно-поликлинической помощи Ярославской области в рамках национального проекта в сфере здравоохранения на 2006-2007 годы» заметно улучшила ресурсное обеспечение амбулаторно-поликлинической и скорой медицинской помощи области.

В области началась серьезная работа по повышению роли стратегического планирования системы здравоохранения. Наиболее общие направления ее развития определены в Концепции развития системы здравоохранения Ярославской области на период до 2015 года, утвержденной постановлением Администрации Ярославской области от 28.02.2007 N 51-а «О Концепции развития системы здравоохранения Ярославской области на период до 2015 года».

Главной целью реструктуризации системы оказания медицинской помощи области является повышение качества и доступности медицинской помощи для населения Ярославской области.

Задачи реструктуризации системы оказания медицинской помощи населению Ярославской области:

- существенное укрепление амбулаторно-поликлинической помощи, позволяющее перевести на этот этап часть случаев стационарного лечения без ущерба для качества услуг;

- приоритетное развитие первичного звена здравоохранения (участковой службы), усиление профилактической направленности его деятельности и координирующей роли в системе медицинской помощи;

- оптимизация объемов стационарной помощи за счет сокращения необоснованных госпитализаций, интенсификации лечебно-диагностического процесса, дифференциации коечного фонда по степени интенсивности оказания стационарной помощи, развития стационарозамещающих технологий;

- повышение доступности качественной специализированной медицинской помощи для населения малых поселений (прежде всего сельского населения) на основе концентрации части этой помощи в более крупных подразделениях учреждений здравоохранения (межрайонных больницах);

- рост эффективности использования ресурсов здравоохранения во всех звеньях системы, использование возникающей экономии средств для повышения ресурсоемкости каждого случая лечения и качества медицинской  помощи.

Стратегический план реструктуризации системы оказания медицинской помощи населению Ярославской области до 2015 года (далее - Стратегический план) предусматривает комплекс организационных, управленческих, финансово-экономических мероприятий, разработанных на основе следующих принципов:

- соответствия мощности и структуры сети учреждений здравоохранения доказательной (обоснованной) потребности в гарантируемой государством медицинской помощи. Эта потребность определяется  с учетом численности и состава населения, показателей здоровья (прежде всего болезненности населения), показателей объемов медицинской помощи (посещения врача, койко-дни, вызовы скорой медицинской помощи), предусмотренных Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

- использования модели общей врачебной практики. Стратегический план нацеливает на организацию работы первичного звена по принципу врача общей практики. В небольших сельских поселениях будут работать семейные врачи. Развитие института врача общей практики будет обеспечиваться как путем привлечения молодых врачей, получивших образование по специальности общая врачебная практика, так и, главным образом, путем переобучения по очно-заочной форме, без длительного отрыва от основной работы. Предусматривается постепенное освоение ими отдельных функций специалистов, расширение круга обязанностей и повышение ответственности за здоровье постоянно обслуживаемого населения. Каждый этап приближения к модели общей врачебной практики поощряется материально. Стратегический план предусматривает существенное повышение роли общих врачебных практик, перемещение на этот уровень 70-80 процентов случаев лечения, снижения на этой основе нагрузки на узких специалистов и стационары;

- развитие дневных стационаров в составе амбулаторных учреждений. В соответствии с показателями Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи Стратегический план нацеливает на перемещение части объемов стационарной помощи на амбулаторный этап и ускоренный рост стационарозамещающих технологий. Это обеспечивается не формальным переводом части коек стационаров в койки дневного пребывания, а созданием и расширением дневных стационаров в амбулаторных учреждениях;

- дифференциации медицинских организаций и их подразделений по степени интенсивности лечебно-диагностического процесса. Предусматривается формирование подразделений для долечивания пациентов, оказания медико-социальной помощи;

- постепенность и взаимообусловленность структурных преобразований. Рационализация сети медицинских организаций начинается с реорганизации первичной медицинской помощи. Процесс превращения участковых врачей во врачей общей практики будет сопровождаться повышением эффективности первичной медико-санитарной помощи населению, что вызовет постепенное сокращение потребности населения в оказании специализированной  амбулаторной и стационарной помощи, а в последующем и скорой медицинской помощи. Преобразования в структуре должностей врачей-специалистов амбулаторного приема, в структуре коечного фонда и сети стационаров, а также в количестве бригад скорой медицинской помощи проводятся после достижения реального прогресса в повышении эффективности первичной медико-санитарной помощи;

- достижения баланса между эффективностью и физической доступностью медицинской помощи. Стратегический план обеспечивает согласование стремления граждан получать медицинскую помощь рядом с местом проживания с требованиями повышения качества оказываемой им помощи. С одной стороны, учитываются факторы доступности (расстояние между местом проживания и медицинской организацией, состояние дорог, развитие общественного транспорта и проч.), с другой, - требования к техническому оснащению и уровню профессионализма работников для оказания специализированной помощи в соответствии с современными медицинскими стандартами. На местном уровне сохраняются подразделения, отвечающие требованиям мощности минимально допустимых функциональных блоков для оказания амбулаторной и стационарной помощи разных профилей. Оказание остальной необходимой специализированной помощи перемещается на более высокий уровень;

- трехуровневое построение сети учреждений здравоохранения: районный, межмуниципальный и региональный. Расчетная мощность сети, необходимая для удовлетворения потребностей населения муниципального образования, распределяется между этими уровнями. Основная часть медицинской помощи оказывается на муниципальном уровне, другая часть перемещается на межмуниципальный уровень - в учреждения, выполняющие функции межмуниципальных медицинских учреждений и  центров. Часть необходимой специализированной помощи оказывается на региональном уровне.

На основе расчетных показателей сети медицинских организаций и проведенных согласований определяется рекомендуемая структура этой сети по уровням оказания медицинской помощи (районный, межмуниципальный, региональный).

С учетом проведенных согласований предлагается следующий уточненный состав медицинских округов:

- Даниловский медицинский округ:

Даниловский район,

Любимский район,

Первомайский район;

- Переславский медицинский округ:

город Переславль-Залесский,

Переславский район;

- Ростовский медицинский округ:

Ростовский район,

Борисоглебский район;

- Рыбинский медицинский округ:

город Рыбинск,

Рыбинский район,

Пошехонский район;

- Угличский медицинский округ:

Угличский район,

Большесельский район,

Брейтовский район,

Мышкинский район,

Некоузский район;

- Ярославский медицинский округ:

Гаврилов-Ямский район,

Некрасовский район,

Тутаевский район,

Ярославский район;

- г. Ярославль.

Формируются планы рационализации сети медицинских организаций муниципального, межмуниципального и регионального уровней до 2015 года с выделением периодов:  2008 - 2010 гг., 2011 - 2012 гг. и 2013 - 2015 гг.

В Стратегическом плане представлены планы мероприятий по оптимизации сети медицинских учреждений Ярославской области до 2015 года регионального уровня, городских округов, муниципального уровня. Показатели планов установлены с учетом согласований, проведенных с главами муниципальных районов области, мэром г. Переславля - Залесского, заместителем мэра  г. Ярославля,  исполняющим   обязанности   главы   городского   округа г. Рыбинска. Целевые показатели амбулаторно-поликлинической службы и коечного фонда по уровням представлены в приложении к Стратегическому плану.

Реализация Стратегического плана обеспечит преодоление сложившихся структурных диспропорций в системе здравоохранения области, расширение объема профилактической деятельности, повышение качества услуг, приближение к населению качественной специализированной медицинской помощи.


II. План оптимизации сети медицинских учреждений города Ярославля

N
п/п

Наименование мероприятия

Ответственный исполнитель
(в установленном порядке)

Сроки исполнения, годы

2008 - 2010

2011-2012

2013-2015

1

2

3

4

5

6

1.

Структурные преобразования сети медицинских
учреждений города

мэрия города

Ярославля

1.1.

Модернизация амбулаторной сети, предусматривающая два возможных варианта развития амбулаторной помощи: модель внедрения врача общей практики (далее - ВОП) и модель сохранения участковых терапевтов и педиатров

мэрия города

Ярославля

Модель сохранения участковых терапевтов и педиатров не предусматривает увеличение числа должностей врачей амбулаторного приема

введение 5 ставок ВОП взамен 5 ставок участковых терапевтов

 введение 5 ставок ВОП взамен 5 ставок участковых терапевтов

Изменения числа и структуры должностей врачей амбулаторного приема по моделям представлены в приложении к Плану

1.2.

Развитие сети дневных стационаров - увеличение количества мест на 160 мест

мэрия города

Ярославля

создание 30 мест

создание 30 мест

создание 100 мест

1.3.

Модернизация стационарной сети, предусматривающая приведение коечного фонда города соответствие с потребностями населения в оказании стационарной помощи. Сокращение мощности городских стационаров с 3985 до 3710 коек (на 275 коек).

Целевые показатели по стационарам в разрезе профилей коек представлены в приложении к Плану

мэрия города

Ярославля

сокращение 55 коек

сокращение 130 коек

сокращение 85 коек

1.4.

Модернизация сети учреждений скорой медицинской помощи  сохранение  188 односменных бригад

мэрия города

Ярославля

2.

Организационно-управленческие мероприятия

2.1.

Участие в  разработке проекта постановления Правительства Ярославской области об организации и финансировании межмуниципальных медицинских учреждений

мэрия города

Ярославля

2008

2.2.

Участие в разработке проекта постановления Правительства Ярославской области о порядке разработки, согласования и мониторинга заказов-заданий на оказание медицинской помощи

мэрия города

Ярославля

2008

2.3.

Участие в разработке проекта постановления Правительства Ярославской области о введении новых методов оплаты медицинской помощи

мэрия города

Ярославля

2009

2.3.1.

Реализация метода оплаты амбулаторно-поликлинической помощи на основе подушевого норматива с элементами фондодержания  

мэрия города

Ярославля совместно с ТФОМС и организациями, выполняющими функции страховщика

2009-2010

2.3.2.

Реализация метода оплаты стационарной помощи за законченный случай лечения

мэрия города Ярославля совместно с ТФОМС и организациями, выполняющими функции страховщика

2008-2009

3.

Подготовка и переподготовка кадров

3.1.

Разработка баланса трудовых ресурсов здравоохранения города на период 2009-2015 годы

мэрия города

Ярославля

2008

3.2.

Разработка плана повышения квалификации участковых врачей, освоение ими функций ВОП на период 2009-2015 годы

мэрия города

Ярославля

2008

3.3.

Разработка плана переподготовки врачей-специалистов и среднего медицинского персонала на период 2009-2015 годы

мэрия города

Ярославля

2008

4.

Мотивация персонала

4.1.

Введение контрактной системы найма руководителей медицинских учреждений, оплата их деятельности с учетом установленных показателей результатов деятельности учреждений

мэрия города

Ярославля

2010

4.2.

Разработка типового порядка организации, планирования, учета и оплаты труда в медицинских учреждениях города

мэрия города

Ярославля

2008

4.3

Реализация стимулирующей системы оплаты труда в медицинских учреждениях города

мэрия города

Ярославля

2009

5.

Материально-техническое обеспечение

Разработка плана строительства, реконструкции и технического оснащения учреждений здравоохранения (включая офисы и отделения ВОП) на период 2009-2015 годы

мэрия города

Ярославля

2008

6.

Разъяснительная работа по мероприятиям реструктуризации здравоохранения

6.1.

Разработка плана мероприятий по информационному обеспечению проведения модернизации здравоохранения в целях снижения потенциального противодействия со стороны населения и возможной оппозиции медицинских работников

мэрия города

Ярославля

2008

6.2.

Разработка плана проведения регулярных встреч с сотрудниками медицинских учреждений в целях адекватного информирования медицинских работников о мероприятиях программы модернизации системы здравоохранения, их сроках и возможных последствиях ее реализации и активного вовлечения медицинских работников в процесс модернизации

мэрия города

Ярославля

2008

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»