ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     

от 28 мая 2008 года N 258-п

     
О результатах анализа эффективности работы системы здравоохранения области


Рассмотрев информацию о результатах анализа эффективности работы системы здравоохранения, Правительство области отмечает, что в целом структурная эффективность работы системы недостаточна: в области мало развиты стационарозамещающие формы оказания медицинской помощи, количество коек круглосуточного пребывания в лечебных учреждениях избыточно, фактические объемы оказания скорой и стационарной медицинской помощи превышают установленные нормативы.

     Правительство области постановляет:


1. Принять к сведению информацию о результатах анализа эффективности работы системы здравоохранения области, приведенную в приложении.

2. В целях повышения эффективности работы системы здравоохранения поручить департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области (Каграманян И.Н.):

2.1. В срок до 01.07.2008 разработать план мероприятий по оптимизации системы оказания медицинской помощи населению Ярославской области на период до 2012 года.

2.2. В срок до 21.07.2008 провести согласование плана мероприятий по оптимизации системы оказания медицинской помощи населению Ярославской области на период до 2012 года с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области.

2.3. В срок до 01.08.2008 подготовить проект постановления Правительства области об утверждении стратегического плана реструктуризации системы оказания медицинской помощи населению Ярославской области до 2015 года.

2.4. В срок до 01.07.2008 разработать стратегию развития здравоохранения как часть стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Костина В.Г.

4. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор области
С.А. Вахруков


Приложение
к постановлению
Правительства области
от 28.05.2008 N 258-п


Информация о результатах анализа эффективности работы системы здравоохранения области



Эффективность работы системы здравоохранения оценивается исходя из сбалансированности гарантий, объёмов и ресурсов медицинской помощи, применения стандартизации в здравоохранении, обеспечения качества и использования современных методов управления.

Несбалансированность объёмов медицинской помощи, связанная с превышением фактических объёмов стационарной медицинской помощи, оказываемой в Ярославской области, по сравнению с федеральным нормативом на 25 процентов, скорой медицинской помощи на 33 процента, является одной из причин неэффективного расходования бюджетных средств на обеспечение государственных гарантий оказания населению области бесплатной медицинской помощи. Уровень госпитализации в области превышает федеральный норматив на 24 процента, количество койко-дней на 1000 населения превышает федеральный норматив на 25 процентов.

По данным мониторинга использования коечного фонда и деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений области, проводимого департаментом здравоохранения и фармации Ярославской области, среднее число дней работы койки имеет тенденцию к увеличению, хотя остается ниже планируемого. Неэффективно используются круглосуточные койки практически во всех центральных районных больницах, ряде больниц города Ярославля, города Рыбинска. Меньше нормативной нагрузка на койки для беременных и рожениц, инфекционные, педиатрические койки. Несмотря на сокращение коечного фонда с 1997 года на 11 процентов, в среднем каждая койка работает на 15 дней меньше, чем должна. С учетом потребности в койках по профилям, уровня заболеваемости, в лечебно-профилактических учреждениях области имеется избыток более 2000 коек.

Сохраняется необоснованная специализация деятельности амбулаторной службы. Доля посещений врачей первичного звена в общем числе амбулаторно-поликлинических посещений составляет 38,7 процента. Работа участковых врачей часто сводится к направлению пациентов к специалистам, что увеличивает число посещений к ним и снижает доступность оказываемой ими медицинской помощи. Анализ показывает, что 20-50 процентов посещений к узким специалистам могут быть обеспечены деятельностью врача общей практики, что позволит сократить потребность в наращивании числа специалистов.

Частота направлений амбулаторных больных на консультации к узким специалистам, по экспертным оценкам, составляет 30-40 процентов от общего числа первых посещений.

В лечебно-профилактических учреждениях области продолжается работа по организации менее затратных и более удобных для пациентов стационарозамещающих форм оказания медицинской помощи - койко-мест дневного пребывания при амбулаторно-поликлинических учреждениях. За последние четыре года число таких койко-мест возросло на 29 процентов. Вместе с тем, фактическое количество койко-мест меньше расчётной потребности.

Зоны неэффективности имеются и в работе скорой помощи. Удельный вес использования скорой помощи для перевозки больных составляет 11 процентов. Вызовы к больным, не требующим оказания экстренной медицинской помощи, на 01.01.2008 составили 44,1 процента. Это обращения больных с хроническими заболеваниями по поводу производства различных манипуляций и исследований, входящих в компетенцию персонала поликлиник.

В целях повышения эффективности работы системы здравоохранения области необходимо оптимизировать текущие расходы путем реструктуризации стационарной медицинской помощи, предоставления большего объема медицинской помощи на амбулаторном этапе и развития профилактических мероприятий, обеспечения сбалансированности кадровых ресурсов. Необходимо повысить качество оказываемых бюджетных услуг, обеспечить достойный уровень доходов медицинских работников, увеличить расходы на модернизацию инфраструктуры учреждений здравоохранения.

Основные пути решения поставленных задач:

- переход на оплату медицинской помощи по результатам деятельности, когда стоимость услуг напрямую зависит не от количества обращений, а от результата и качества;

- внедрение отраслевой системы оплаты труда, ориентированной на объём оказанной медицинской помощи и результат;

- в дальнейшем переход на одноканальный (страховой) принцип оплаты медицинской помощи.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»