Недействующий


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ЗАКОН
Ярославской области


Об утверждении областной целевой программы
«Развитие сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей
промышленности Ярославской области» на 2008-2012 годы

_________________
Утратил силу на основании
закона Ярославской области
от 2 ноября 2009 года N 61-з

_________________

          

Принят Ярославской областной Думой
24 июня 2008 года



Утвердить областную целевую программу «Развитие сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Ярославской области» на 2008-2012 годы.

     Губернатор
     Ярославской области
С.А. Вахруков


3 июля 2008 г.

N 35-з

     

     
            УТВЕРЖДЕНА
Законом Ярославской области
                      от 03.07.2008  N 35-з



ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Развитие сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности
Ярославской области»
на 2008-2012 годы


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

     Наименование Программы

- областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Ярославской области» (далее - Программа).

     Основание разработки Программы

 - постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы»;

- постановление Губернатора области от 22.06.2007 N 572 «О Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года».

Государственный заказчик Программы

     - департамент агропромышленного комплекса Ярославской области (далее - департамент АПК).

     Основной разработчик Программы

- департамент АПК.

Цель и задачи Программы

- целью Программы является устойчивое развитие агропромышленного комплекса на основе повышения конкурентоспособности производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции;

     - задачами Программы являются:
создание общих условий функционирования агропромышленного комплекса;
развитие животноводства и птицеводства;
развитие растениеводства;
развитие и поддержка малых форм хозяйствования в сельской местности;
достижение финансовой устойчивости агропромышленного комплекса;
снижение рисков в агропромышленном комплексе;
     развитие пищевой и перерабатывающей промышленности: комбикормовой, молокоперерабатывающей, мукомольной, мясоперерабатывающей, хлебопекарной, рыбоперерабатывающей, льноперерабатывающей (первичной переработки льна), консервной, кондитерской;
     использование консалтинговых услуг.

Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы

     - объемы производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий;
     - производительность труда в хозяйствах всех категорий.

Сроки реализации Программы

     - 2008-2012 годы

Объемы и источники финансирования Программы

     - общая потребность в финансовых ресурсах составляет 19 943,81 млн. рублей, в том числе:
     - за счет средств областного бюджета 4 885,01 млн. рублей;
     - за счет внебюджетных источников 9 252,00 млн. рублей;
     - предполагаемое привлечение средств из федерального бюджета 5 719,80 млн. рублей;
     - предполагаемое привлечение средств из местных бюджетов 87,00 млн. рублей.

     Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

     - увеличение объема производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий на 21,8 процента к уровню 2006 года;
     - повышение производительности труда в хозяйствах всех категорий по сравнению с 2006 годом на 30,4 процента.

     Ответственные лица для контактов

     - определяются постановлением Правительства Ярославской области


Общая потребность в ресурсах

                                                                                            

млн. рублей

Наименование ресурсов

Всего
по Программе

В том числе по годам

2008

2009

2010

2011

2012

1

2

3

4

5

6

7

Финансовые ресурсы,
в том числе:


19943,81


3075,56


3107,75


3602,40


4451,70


5706,40

- областной бюджет

4885,01

475,26

698,25

818,10

1287,20

1606,20

- внебюджетные источники


9252,00


1790,00


1385,00


1540,30


1850,50


2686,20

- предполагаемое привлечение средств из федерального бюджета



5719,80



810,30



1024,50



1244,00



1294,00



1347,00

- предполагаемое привлечение средств из местных бюджетов



87,00



-



-



-



20,00



67,00


I. Содержание проблемы


В агропромышленном комплексе Ярославской области отмечается сокращение сельскохозяйственного производства в течение длительного периода. За последние 8 лет, с 2000 по 2007 год, посевные площади сельскохозяйственных культур сокращены на 24 процента, в том числе площадь зерновых культур - на 48 процентов, кормовых культур - на 19 процентов, картофеля - на 8 процентов, поголовье крупного рогатого скота - на 35 процентов, коров - на 39 процентов, овец - на 29 процентов. В результате сокращены объемы производства сельскохозяйственной продукции: зерна - на 41 процент, картофеля - на 17 процентов, кормов собственного производства - на 23 процента, крупного рогатого скота - на 19 процентов, молока - на 13,5 процента.

Быстрыми темпами снижается численность работающих в сельскохозяйственном производстве (ежегодно в среднем 6 процентов за последние 5 лет). В 2007 году на сельскохозяйственных предприятиях Ярославской области число работающих составило 21,4 тысячи человек, что на 39 процентов меньше, чем в 2000 году.

Обеспеченность кадрами массовых профессий сельскохозяйственных предприятий Ярославской области в 2007 году составила 94,4 процента, специалистами - 92,7 процента.

Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве в 2007 году составила 6053 рубля, что в 1,8 раза ниже, чем в среднем по Ярославской области.

Показатель обновления машинно-тракторного парка в среднем за год не превышает 1,5 процента, в тоже время выбытие (списание) техники составляет более 8 процентов (разница более чем в 5 раз). В связи с этим в 2007 году по сравнению с 2000 годом парк тракторов уменьшился в 1,5 раза, зерноуборочных комбайнов в 1,6 раза, кормоуборочных комбайнов в 1,3 раза.

В настоящее время остается недостаточным уровень притока инвестиционных ресурсов в сельскохозяйственное производство. В 2007 году объем инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составил 8,2 процента от общего объема инвестиций  в основной капитал крупных и средних предприятий Ярославской области. В основном это связано с тем, что сельское хозяйство - отрасль экономики, подверженная большему количеству рисков экономического и природного характера, чем промышленность или сфера услуг, что сказывается на уровне инвестиционной привлекательности.

В связи с тем, что в течение длительного времени существенным образом не улучшаются внешние и внутренние условия ведения хозяйственной деятельности, удельный вес убыточных предприятий не сокращается: за 2001 год данный показатель составил 43 процента, за 2007 год - 47 процентов.

На низком уровне остается рентабельность производственно-финансовой деятельности. На этот показатель в значительной мере влияет неэквивалентность в товарообмене продукции сельского хозяйства и промышленности.

Основными причинами ухудшения экономических показателей агропромышленного комплекса являются:

- низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;

- неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, в связи с опережающим ростом цен, прежде всего, на топливо, электроэнергию, промышленную продукцию, услуги связи по сравнению с ростом цен на сельскохозяйственную продукцию;

- неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей, особенно малых форм хозяйствования, к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;

- финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, недостаточным притоком частных инвестиций, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;

- дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности;

- отсутствие экономических условий для альтернативной занятости в сельской местности;

- исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности.  

Проводимые в настоящее время мероприятия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций в соответствии с Федеральным законом от 09.07.2002 N 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» существенно не влияют на  улучшение их финансового положения.

Отставание в развитии имеется и на большинстве предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Ярославской области.

В Программе предусматривается развитие тех предприятий перерабатывающей промышленности, которым требуется государственная поддержка:

- комбикормовой промышленности;

- молокоперерабатывающей промышленности;

- мукомольной промышленности;

- мясоперерабатывающей промышленности;

- хлебопекарной промышленности;

- рыбоперерабатывающей промышленности;

- льноперерабатывающей промышленности (первичной переработки льна);

- консервной промышленности;

- кондитерской промышленности.

Согласно данным Ярославльстата, по итогам работы за 2007 год отмечен рост производства цельномолочной продукции, комбинированных кормов, консервов молочных и мясных. В то же время, по сравнению с предыдущим годом в Ярославской области произошло отставание в производстве основных продовольственных продуктов: хлеба и хлебобулочных изделий (93,1 процента), макаронных изделий (48,4 процента), колбасных изделий (97,8 процента), сыров (92,1 процента), муки (89,9 процента), круп (49,1 процента), мяса и субпродуктов 1 категории (74,7 процента), кондитерских изделий (75,6 процента).

По результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2007 год предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности Ярославской области получен убыток 292,9 млн. рублей. В результате финансовое состояние предприятий остается тяжелым, они постоянно испытывают недостаток оборотных средств, средств на реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение. Все это сдерживает обновление основных фондов и внедрение новых технологий.

За 2007 год показатель обновления основных фондов на предприятиях хлебопекарной промышленности составил около 7,0 процента, при проценте износа основных средств - 55,0 процента, на предприятиях: мукомольной промышленности - 1,2 процента и 61,3 процента; комбикормовой промышленности - 2,8 процента и 60,0 процента; молокоперерабатывающей промышленности - 6,6 процента и 53,4 процента соответственно.

За 2007 год предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности на строительство, развитие производства и техническое перевооружение было направлено 586,2 млн. рублей, в том числе собственных средств - 448,7 млн. рублей, субсидированных кредитов оформлено на сумму 35,0 млн. рублей, хотя потребность в несколько раз больше.

В связи с этим становится очевидным, что создание условий для устойчивого развития агропромышленного комплекса, сохранение и ускорение темпов роста объемов сельскохозяйственного производства является важной целью агропромышленного комплекса Ярославской области.

Динамичное и эффективное развитие агропромышленного комплекса должно стать общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем. Повышение уровня продовольственного обеспечения населения Ярославской области будет способствовать успешной реализации всего комплекса целей социально-экономического развития Ярославской области.

Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», письмом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.08.2007 N АГ-17/4571 «О реализации государственной программы» и постановлением Губернатора области от 22.06.2007 N 572 «О Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года».

II. Цель и задачи Программы


Целью Программы на период 2008-2012 годы является устойчивое развитие агропромышленного комплекса на основе повышения конкурентоспособности производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.

Для достижения этой цели в агропромышленном комплексе необходимо решение следующих основных задач:

- создание общих условий функционирования агропромышленного комплекса;

- развитие животноводства и птицеводства;

- развитие растениеводства;

- развитие и поддержка малых форм хозяйствования в сельской местности;

- достижение финансовой устойчивости агропромышленного комплекса;

- снижение рисков в агропромышленном комплексе;

- развитие пищевой и перерабатывающей промышленности: комбикормовой, молокоперерабатывающей, мукомольной, мясоперерабатывающей, хлебопекарной, рыбоперерабатывающей, льноперерабатывающей (первичной переработки льна), консервной, кондитерской;

- использование консалтинговых услуг.

Для обеспечения эффективного решения поставленных задач необходимо разработать ведомственные целевые программы по подотраслям сельского хозяйства.

1. Создание общих условий функционирования агропромышленного комплекса.

Решение данной задачи предполагает выполнение ряда подзадач, отраженных в подпунктах 1.1 - 1.6.

1.1. Повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений.

В настоящее время выполнение данной подзадачи предусматривает осуществление мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села в рамках областной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года», утвержденной Законом Ярославской области от 06.05.2005 N 23-з. Предусмотренные муниципальным районам средства из областного бюджета на финансирование мероприятий этой программы будут с 2009 года дифференцированы в зависимости от уровня дотационности муниципальных бюджетов и уровня обеспеченности сельских территорий соответствующими объектами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»