Недействующий


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН
Ярославской области


Об утверждении областной целевой программы
«Социальное развитие села до 2010 года»

_______________
Утратил силу на основании
закона Ярославской области
от 9 июля 2009 года N 46-з

_______________



Принят
Государственной Думой
Ярославской области
26 апреля 2005 года


Статья 1

В  соответствии  с  Законом  Ярославской  области от 23.04.2001 N 19-з «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области» утвердить прилагаемую областную целевую программу «Социальное развитие села до 2010 года».


Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Ярославской области
А.И. Лисицын


6 мая  2005 г.

N 23-з



УТВЕРЖДЕНА
Законом Ярославской области
от 6 мая 2005 г. N 23-з

Областная целевая программа
«Социальное развитие села до 2010 года»

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование
Программы

- областная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года» (далее Программа).

Основание для
разработки

- постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858 «О Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года».

Государственный
заказчик
Программы

- департамент агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области.

Основные
разработчики
Программы

- департамент экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации Ярославской области;

- департамент агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области.

Цели и задачи
Программы

- создание правовых, административных, экономических и социальных условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований и реализации федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Сроки реализации
Программы

- 2005-2010 годы:

I этап - 2005-2006 годы;

II этап - 2007-2010 годы.

Основные мероприятия Программы

Мероприятия сгруппированы по следующим направлениям:

- экономические условия;

- жилищное строительство;

- образование;

- социальное обслуживание;

- физическая культура и спорт;

- здравоохранение;

- культура;

- торгово-бытовое обслуживание;

- электрификация;

- газификация;

- водоснабжение;

- телекоммуникационная связь;

- благоустройство села;

- информационно-консультационное обслуживание.

Механизм
реализации
Программы

- Комплексная система мер Администрации Ярославской области, направленная на создание условий для ускорения социально-экономического развития сельских территорий, обеспечение решения социальных проблем сельских территорий муниципальных образований Ярославской области.

Объем и источники финансирования Программы
(в установленном порядке)


- Средства областного бюджета -2 044,79 млн. рублей.

Ожидаемые
конечные
результаты
реализации
Программы

Реализация Программы обеспечит:

- создание условий для ускорения социально-экономического развития сельских территорий;

- улучшение жилищных условий сельского населения;

- улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи;

- сохранение и развитие базы для занятий физической культурой и спортом в целях формирования здорового образа жизни сельского населения;

- повышение образовательного уровня учащихся общеобразовательных учреждений в сельской местности, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями;

     - активизацию культурно-досуговой деятельности на селе;

повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной связью;

- повышение уровня занятости сельского населения на основе поддержки действующих и создания новых производств;

     - улучшение дорог.

Основные
исполнители
Программы
(в установленном порядке)

- департамент агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области;

- департамент экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации Ярославской области;

- департамент социальной защиты населения и труда Администрации Ярославской области;

- департамент здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области;

- департамент по управлению государственным имуществом Администрации Ярославской области;

- департамент потребительского рынка товаров и услуг Администрации Ярославской области;

- департамент культуры и туризма Администрации Ярославской области;

- департамент жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Администрации Ярославской области;

- департамент образования Администрации Ярославской области;

- департамент строительства Администрации Ярославской области;

- департамент дорожного хозяйства Ярославской области;

- управление информатизации и технических средств Администрации Ярославской области;

- управление государственной поддержки и развития предпринимательства Администрации Ярославской области;

- администрации муниципальных образований Ярославской области.

Куратор
Программы

- Боровицкий Михаил Васильевич - заместитель Губернатора - директор департамента агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области.

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ


Сложившаяся в настоящее время ситуация в социальной сфере на селе сдерживает формирование социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.

В последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни.

Основная часть сельского жилищного фонда не имеет коммунальных удобств. Водопровод имеется в 39 процентах сельских жилых домов, центральное отопление - в 37 процентах, канализация - в 30 процентах, горячее водоснабжение - в 17 процентах сельских жилых домов.

За последнее десятилетие сеть участковых больниц сократилась на 32 процента, фельдшерско-акушерских пунктов - на 4 процента. Обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 2,2 раза меньше, чем в городе.

Обеспеченность сельского населения врачами меньше в 4,4 раза, а средним медицинским персоналом - в 1,9 раза по сравнению с городским населением.

Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сократилась на 60 процентов. Занимаются физической культурой и спортом всего 3-5 процентов взрослого населения и 8-10 процентов учащейся молодежи, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 40-60 процентов.

Сеть дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 1990 годом сократилась на 40 процентов. Количество детей, занимающихся в общественных дошкольных учреждениях, снизилось с 56 до 36 процентов, тогда как в городе оно составляет 64 процента.

За последние годы резко сократилась подготовка в сельских профессиональных училищах специалистов для агропромышленного комплекса.

За последнее десятилетие число клубов и домов культуры сократилось на 23 процента, киноустановок - на 7 процентов, библиотек - на 6 процентов, библиотечный фонд уменьшился на 13 процентов.

В связи с увеличением издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского населения снизились объемы закупочной и производственной деятельности потребительской кооперации. Практически прекратила функционировать в сельских поселениях сеть предприятий бытового обслуживания.

В сельской местности  газифицировано сетевым газом  2,7 процентов населенных пунктов.

Централизованное водоснабжение существует в 30 процентах сельских поселений.

Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно, и в результате 75 процентов сельского населения вынуждено пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.

Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в условиях информационной изоляции.

Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры и препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгово-бытового и других видов сервиса.

В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.

Стремительно ухудшается демографическая ситуация на селе. Естественная убыль сельского населения за последние 8 лет увеличилась в 9,3 раза. Продолжительность жизни снизилась до 64,2 года против 65,7 года в городе. Смертность значительно увеличилась во всех возрастных группах сельского трудоспособного населения, особенно у мужчин в возрасте 30-34 лет. Особую тревогу вызывает рост младенческой смертности.

Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства. Численность работников сельскохозяйственных предприятий в 2001 году уменьшилась на 5,9 процента.

Ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства. По сравнению с 1990 годом удельный вес механизаторов 1-го и 2-го класса сократился с 61 процента до 56 процентов.

Сохранение деструктивных демографических процессов на селе, а также преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям, пагубно отражаются на перспективах оздоровления и роста сельской экономики.

В настоящее время развитие муниципальных образований Ярославской области происходит неравномерно. Наиболее отсталыми и неустойчивыми являются образования с преобладанием сельскохозяйственного производства и сельских территорий.

Для устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований и эффективного функционирования агропромышленного производства области необходима государственная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе, а также несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления в сельской местности с целью активизации человеческого потенциала.

Удаленность отдельных сельских поселений от центральных усадеб и районных центров предопределяет их автономное жизнеобеспечение и необходимость применения комплексного подхода к развитию сельских муниципальных образований.

Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Программа разработана для достижения следующих основных целей:

- создание условий для ускорения социально-экономического развития сельских территорий;

- развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований;

- сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности и содействие решению задач в области миграционной политики;

- создание правовых, организационных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления сельских территорий;

- расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для развития сельской экономики с целью обеспечения более высокого уровня социального потребления сельского населения за счет роста собственных доходов;

- создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственными предприятиями и организациями в ведение администраций муниципальных образований.

Программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:

- стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;

- улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, занятий физической культурой и спортом для предупреждения заболеваний, поддержания высокой работоспособности;

- формирование здорового образа жизни жителей села, снижение уровня алкоголизма и наркомании;

-повышение роли физкультуры и спорта в деле профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма;

- повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда;

- активизация культурной деятельности на селе;

- развитие и расширение информационно-консультационного и правового обслуживания сельского населения по вопросам ведения личного подсобного и домашнего хозяйства, развитие несельскохозяйственных видов деятельности;

- повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью;

- расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог с твердым покрытием;

- повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест.

Учитывая ограниченность средств бюджетов всех уровней, поставленные в Программе задачи будут решаться путем формирования условий для самодостаточного развития сельских муниципальных образований, применения ресурсосберегающих подходов и технологий, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в сфере обустройства сельских муниципальных образований.

Основные пути решения программных задач:

- создание центров развития муниципальных образований для оказания методологической помощи их развитию;

- приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских муниципальных образований на региональном и местном уровнях;

- разработка и реализация эффективного экономического механизма, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований;

- повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности;

- разработка и внедрение в сельском строительстве новых экономичных проектов жилых домов, жилищно-производственных, жилищно-сервисных комплексов, общественных зданий (в том числе многопрофильного использования), адаптированных к различным типам сельских поселений, их местоположению, демографической ситуации и другим условиям;

- удешевление сельского жилищно-гражданского строительства путем внедрения новых конструктивных решений, отечественных строительных материалов и технологий, расширения применения комплектов деталей и домов, строительства жилья "под ключ", развития инжиниринговых услуг, снижения стоимости строительных материалов, применяемых в сельском строительстве;

- создание условий для привлечения в социальную сферу села средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также средств других внебюджетных источников, организации и функционирования в сфере обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур;

- формирование правового обеспечения социального развития села.

  

3. ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Сроки реализации Программы (2005-2010 годы) учитывают ресурсные возможности обеспечения программных мероприятий на федеральном, региональном и местном уровнях.

Предусматривается, что Программа будет осуществляться в два этапа.

На первом этапе (2005-2006 годы) должны быть обеспечены совершенствование нормативно-правовой, организационно-управленческой и научно-методической базы социального развития села и создание условий, минимально необходимых для реализации социальных гарантий, установленных законодательством Ярославской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»