РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКОН
Ярославской области
_______________
Утратил силу на основании
закона Ярославской области
от 9 июля 2009 года N 46-з
_______________
Принят
Государственной Думой
Ярославской области
26 апреля 2005 года
Статья 1
В соответствии с Законом Ярославской области от 23.04.2001 N 19-з «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области» утвердить прилагаемую областную целевую программу «Социальное развитие села до 2010 года».
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Ярославской области
А.И. Лисицын
6 мая 2005 г.
N 23-з
Областная целевая программа
«Социальное развитие села до 2010 года»
Наименование | - областная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года» (далее Программа). |
Основание для | |
Государственный | - департамент агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области. |
Основные | - департамент экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации Ярославской области; - департамент агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области. |
Цели и задачи | - создание правовых, административных, экономических и социальных условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований и реализации федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». |
Сроки реализации | - 2005-2010 годы: I этап - 2005-2006 годы; II этап - 2007-2010 годы. |
Основные мероприятия Программы | Мероприятия сгруппированы по следующим направлениям: - экономические условия; - жилищное строительство; - образование; - социальное обслуживание; - физическая культура и спорт; - здравоохранение; - культура; - торгово-бытовое обслуживание; - электрификация; - газификация; - водоснабжение; - телекоммуникационная связь; - благоустройство села; - информационно-консультационное обслуживание. |
Механизм | - Комплексная система мер Администрации Ярославской области, направленная на создание условий для ускорения социально-экономического развития сельских территорий, обеспечение решения социальных проблем сельских территорий муниципальных образований Ярославской области. |
Объем и источники финансирования Программы | - Средства областного бюджета -2 044,79 млн. рублей. |
Ожидаемые | Реализация Программы обеспечит: - создание условий для ускорения социально-экономического развития сельских территорий; - улучшение жилищных условий сельского населения; - улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи; - сохранение и развитие базы для занятий физической культурой и спортом в целях формирования здорового образа жизни сельского населения; - повышение образовательного уровня учащихся общеобразовательных учреждений в сельской местности, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями; - активизацию культурно-досуговой деятельности на селе; повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной связью; - повышение уровня занятости сельского населения на основе поддержки действующих и создания новых производств; - улучшение дорог. |
Основные | - департамент агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области; - департамент экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации Ярославской области; - департамент социальной защиты населения и труда Администрации Ярославской области; - департамент здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области; - департамент по управлению государственным имуществом Администрации Ярославской области; - департамент потребительского рынка товаров и услуг Администрации Ярославской области; - департамент культуры и туризма Администрации Ярославской области; - департамент жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Администрации Ярославской области; - департамент образования Администрации Ярославской области; - департамент строительства Администрации Ярославской области; - департамент дорожного хозяйства Ярославской области; - управление информатизации и технических средств Администрации Ярославской области; - управление государственной поддержки и развития предпринимательства Администрации Ярославской области; - администрации муниципальных образований Ярославской области. |
Куратор | - Боровицкий Михаил Васильевич - заместитель Губернатора - директор департамента агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области. |
Сложившаяся в настоящее время ситуация в социальной сфере на селе сдерживает формирование социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.
В последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни.
Основная часть сельского жилищного фонда не имеет коммунальных удобств. Водопровод имеется в 39 процентах сельских жилых домов, центральное отопление - в 37 процентах, канализация - в 30 процентах, горячее водоснабжение - в 17 процентах сельских жилых домов.
За последнее десятилетие сеть участковых больниц сократилась на 32 процента, фельдшерско-акушерских пунктов - на 4 процента. Обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 2,2 раза меньше, чем в городе.
Обеспеченность сельского населения врачами меньше в 4,4 раза, а средним медицинским персоналом - в 1,9 раза по сравнению с городским населением.
Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сократилась на 60 процентов. Занимаются физической культурой и спортом всего 3-5 процентов взрослого населения и 8-10 процентов учащейся молодежи, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 40-60 процентов.
Сеть дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 1990 годом сократилась на 40 процентов. Количество детей, занимающихся в общественных дошкольных учреждениях, снизилось с 56 до 36 процентов, тогда как в городе оно составляет 64 процента.
За последние годы резко сократилась подготовка в сельских профессиональных училищах специалистов для агропромышленного комплекса.
За последнее десятилетие число клубов и домов культуры сократилось на 23 процента, киноустановок - на 7 процентов, библиотек - на 6 процентов, библиотечный фонд уменьшился на 13 процентов.
В связи с увеличением издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского населения снизились объемы закупочной и производственной деятельности потребительской кооперации. Практически прекратила функционировать в сельских поселениях сеть предприятий бытового обслуживания.
В сельской местности газифицировано сетевым газом 2,7 процентов населенных пунктов.
Централизованное водоснабжение существует в 30 процентах сельских поселений.
Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно, и в результате 75 процентов сельского населения вынуждено пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.
Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в условиях информационной изоляции.
Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры и препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгово-бытового и других видов сервиса.
В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.
Стремительно ухудшается демографическая ситуация на селе. Естественная убыль сельского населения за последние 8 лет увеличилась в 9,3 раза. Продолжительность жизни снизилась до 64,2 года против 65,7 года в городе. Смертность значительно увеличилась во всех возрастных группах сельского трудоспособного населения, особенно у мужчин в возрасте 30-34 лет. Особую тревогу вызывает рост младенческой смертности.
Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства. Численность работников сельскохозяйственных предприятий в 2001 году уменьшилась на 5,9 процента.
Ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства. По сравнению с 1990 годом удельный вес механизаторов 1-го и 2-го класса сократился с 61 процента до 56 процентов.
Сохранение деструктивных демографических процессов на селе, а также преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям, пагубно отражаются на перспективах оздоровления и роста сельской экономики.
В настоящее время развитие муниципальных образований Ярославской области происходит неравномерно. Наиболее отсталыми и неустойчивыми являются образования с преобладанием сельскохозяйственного производства и сельских территорий.
Для устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований и эффективного функционирования агропромышленного производства области необходима государственная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе, а также несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления в сельской местности с целью активизации человеческого потенциала.
Удаленность отдельных сельских поселений от центральных усадеб и районных центров предопределяет их автономное жизнеобеспечение и необходимость применения комплексного подхода к развитию сельских муниципальных образований.
Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
Программа разработана для достижения следующих основных целей:
- создание условий для ускорения социально-экономического развития сельских территорий;
- развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований;
- сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности и содействие решению задач в области миграционной политики;
- создание правовых, организационных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления сельских территорий;
- расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для развития сельской экономики с целью обеспечения более высокого уровня социального потребления сельского населения за счет роста собственных доходов;
- создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственными предприятиями и организациями в ведение администраций муниципальных образований.
Программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:
- стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;
- улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, занятий физической культурой и спортом для предупреждения заболеваний, поддержания высокой работоспособности;
- формирование здорового образа жизни жителей села, снижение уровня алкоголизма и наркомании;
-повышение роли физкультуры и спорта в деле профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма;
- повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда;
- активизация культурной деятельности на селе;
- развитие и расширение информационно-консультационного и правового обслуживания сельского населения по вопросам ведения личного подсобного и домашнего хозяйства, развитие несельскохозяйственных видов деятельности;
- повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью;
- расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог с твердым покрытием;
- повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест.
Учитывая ограниченность средств бюджетов всех уровней, поставленные в Программе задачи будут решаться путем формирования условий для самодостаточного развития сельских муниципальных образований, применения ресурсосберегающих подходов и технологий, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в сфере обустройства сельских муниципальных образований.
Основные пути решения программных задач:
- создание центров развития муниципальных образований для оказания методологической помощи их развитию;
- приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских муниципальных образований на региональном и местном уровнях;
- разработка и реализация эффективного экономического механизма, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований;
- повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности;
- разработка и внедрение в сельском строительстве новых экономичных проектов жилых домов, жилищно-производственных, жилищно-сервисных комплексов, общественных зданий (в том числе многопрофильного использования), адаптированных к различным типам сельских поселений, их местоположению, демографической ситуации и другим условиям;
- удешевление сельского жилищно-гражданского строительства путем внедрения новых конструктивных решений, отечественных строительных материалов и технологий, расширения применения комплектов деталей и домов, строительства жилья "под ключ", развития инжиниринговых услуг, снижения стоимости строительных материалов, применяемых в сельском строительстве;
- создание условий для привлечения в социальную сферу села средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также средств других внебюджетных источников, организации и функционирования в сфере обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур;
- формирование правового обеспечения социального развития села.
3. ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Сроки реализации Программы (2005-2010 годы) учитывают ресурсные возможности обеспечения программных мероприятий на федеральном, региональном и местном уровнях.
Предусматривается, что Программа будет осуществляться в два этапа.
На первом этапе (2005-2006 годы) должны быть обеспечены совершенствование нормативно-правовой, организационно-управленческой и научно-методической базы социального развития села и создание условий, минимально необходимых для реализации социальных гарантий, установленных законодательством Ярославской области.