АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     

от 14 декабря 2007 года N 660-а

 
О проекте Программы социального и экономического развития Ярославской области
на среднесрочный период (2008-2012 годы)



Администрация области

постановляет:

1. Одобрить проект Программы социального и экономического развития Ярославской области на среднесрочный период (2008-2012 годы) для согласования с федеральными органами исполнительной власти мероприятий (объектов), имеющих федеральное значение и предлагаемых к финансированию с использованием средств федерального бюджета (прилагается).

2. Заместителям Губернатора области обеспечить согласование мероприятий (объектов) проекта Программы, указанной в пункте 1, с федеральными органами исполнительной власти в соответствии с распределением должностных полномочий и курируемыми направлениями деятельности.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Блатова В.Ю.

4. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Председатель Правительства -
первый заместитель
Губернатора области
И.И. Скороходова



ОДОБРЕНА
постановлением
Администрации
Ярославской области
от 14.12.2007 N 660-а


ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПЕРИОД
(2008 - 2012 годы)

     
ВВЕДЕНИЕ


Программа социального и экономического развития Ярославской области на среднесрочный период (2008-2012 годы) (далее - Программа) является первым этапом реализации Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года, утверждённой постановлением Губернатора Ярославской области от 22.06.2007 N 572. Программа учитывает положительный опыт реализации Стратегии социально-экономического развития Ярославской области на 2004-2007 годы «От выживания к благополучию». Значимость разработки Программы усиливается тем, что на период её реализации выпадает важнейшее событие в жизни региона - 1000-летие основания города Ярославля.

Структура и содержание Программы выполнены в соответствии с типовым макетом программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации, утверждённым приказом Министра экономического развития и торговли Российской Федерации от 17.06.2002 N 170 «О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации».

Согласно этому документу основной целью региональной программы является решение ключевых социально-экономических проблем региона и повышение на этой основе уровня жизни и обеспечения занятости населения региона, развития производственного, трудового и интеллектуального потенциала субъекта Российской Федерации. Решение региональных проблем основывается на программно-целевом методе.

Среднесрочная программа субъекта Российской Федерации разрабатывается с учётом:

- основных направлений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период;

- прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и социально-экономического развития соответствующего субъекта Российской Федерации.

В Программе определены социально-экономические проблемы региона, решение которых требует привлечения программно-целевых методов.

Все программные мероприятия сгруппированы в соответствии с целями программы, определенными на основе модельного (экономико-математического) программного эксперимента и направлены на развитие Ярославской области.

Каждое мероприятие характеризуется:

- целью;

- конкретным планом действий по достижению заданной цели;

- планируемым физическим объёмом производства (для инвестиционных проектов);

- объёмом и источниками финансирования;

- показателями эффективности: значением чистой прибыли, платежей в бюджеты всех уровней, сроком окупаемости, числом новых рабочих мест (для инвестиционных проектов);

- результатами реализации с точки зрения обеспечения потребностей населения, улучшения межрегиональных связей, экспортно-импортной составляющей и т.д.

В результате представленный вариант Программы включает объединенные характеристики осуществляемых на территории области и намечаемых к разработке и реализации в среднесрочном периоде федеральных, областных, муниципальных, отраслевых программ, инициируемых, разрабатываемых, утверждаемых и осуществляемых органами исполнительной власти Ярославской области.

1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ


1.1. Справка о социально-экономическом положении Ярославской области

     Общая характеристика

Дата образования области - 11 марта 1936 года.

Центр - г. Ярославль, основан в 1010 году.

Расстояние от Москвы до Ярославля - 282 км.

Ярославская область является частью историко-культурного ядра России. Историческая часть Ярославля, тысячелетие которого будет отмечаться в 2010 году, внесена в 2005 году в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Города Ярославль, Ростов, Углич и Переславль-Залесский входят в туристический маршрут «Золотое кольцо России».

Географическое положение. Ярославская область расположена в северной половине европейской части Российской Федерации к северу от Москвы. Граничит: на юге с Владимирской областью, на юго-западе - с Московской областью, на западе и северо-западе - с Тверской областью, на севере - с Вологодской областью, на северо-востоке и востоке - с Костромской областью, на востоке и юго-востоке - с Ивановской областью.

Природные условия. Ярославская область расположена в центральной части Восточно-Европейской равнины (высота до 292 м). Главная река области - Волга. На территории области находятся озеро Неро, Плещеево озеро, Рыбинское водохранилище. Климат умеренно-континентальный; средняя температура января -10 градусов, средняя температура июля +18 градусов; количество осадков - около 600 мм в год. На территории области преобладают дерново-подзолистые почвы. Растительность: хвойные и смешанные леса.

Население. Преобладающее население области - русские. Численность населения на 01 января 2007 года составила 1320,1 тыс. человек и уменьшается вследствие низкой рождаемости и высокой общей смертности. В 2006 году число родившихся на 1000 жителей составило 9,4 человека, число умерших - 18,3 человека.

Область включает 17 муниципальных районов и 3 городских округа: г. Ярославль, г. Рыбинск и г. Переславль-Залесский. Главные экономические центры области - города Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов, Рыбинск, Тутаев, Углич.

Основные отрасли экономики, транспортные магистрали. Ярославская область располагает значительным и разнообразным промышленным и транспортным потенциалом. В области имеются промышленные запасы торфа; действуют Угличская и Рыбинская ГЭС на реке Волге.

Основные отрасли промышленности:

- машиностроение;

- химическая и нефтехимическая промышленность;

- нефтеперерабатывающая, легкая, пищевая, деревообрабатывающая промышленность;

- производство стройматериалов.

Сельское хозяйство Ярославской области представлено молочным животноводством, овцеводством, овощеводством, картофелеводством, льноводством, производством яиц, мяса скота и птицы.

Ярославль является уникальным комплексно развитым транспортным узлом. Здесь находится управление Северной железной дороги, расположен международный аэропорт Туношна. По территории Ярославской области проходят федеральные автодороги Москва - Ярославль - Архангельск и Москва - Ярославль - Кострома - Киров - Пермь - Екатеринбург.

Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования - 654,1 км, плотность железнодорожной сети 179,7 км/10000 кв.км. Общая протяженность автомобильных дорог федеральной и областной собственности - 6747 км, в том числе с твердым покрытием - 6207,1 км, плотность дорог с твердым покрытием - 170,5 км/1000 кв.км.

В Рыбинском водохранилище берет начало Волго-Балтийский канал. Через область проходят транзитные магистральные газопроводы «Ухта - Торжок», «Грязовец - Москва», «Нижний Новгород - Ярославль - Череповец», нефтепроводы Балтийской трубопроводной системы и «Ухта - Ярославль».

Область занимает одно из ведущих мест в Центральном федеральном округе по развитию информационных технологий и обеспеченности услугами связи. Так, телефонная плотность (фиксированная электросвязь) на 100 человек составляет 31,71 (3 место в Центральном федеральном округе ). Телефонная плотность (проникновение) сотовой связи на 100 человек составляет 87,78 (2 место в Центральном федеральном округе после Москвы и Московской области(1)). Доля интернет-аудитории в общей численности населения - 4,9 процента (4 место в Центральном федеральном округе).

__________________________

(1) При расчете данного показателя данные по г. Москве и Московской области не разделяют.

Демографическая ситуация

Демографическая ситуация в Ярославской области характеризуется устойчивым долговременным сокращением численности населения. По данным двух последних переписей населения, его численность уменьшилась в 2002 году по сравнению с 1989 годом на 101,6 тыс. человек, или на 6,9 процента, и составила 1364,4 тыс. человек. В дальнейшем число жителей продолжало уменьшаться ежегодно на 11-13 тыс. человек. Численность населения на 01 января 2007 года составила 1320,1 тыс. человек, из них 1077,4 тыс. человек - городское население, 242,7 тыс. человек - сельское. В ближайшие 5 лет прогнозируется замедление снижения численности населения, а согласно половозрастной пирамиде смертности к 2030 году оно прекратится.

Продолжительность жизни населения в 2005 году составляла 64,0 года (по Российской Федерации - 65,3 года), у мужчин - 56,9 лет (по Российской Федерации - 58,9 лет), у женщин - 72,0 года (по Российской Федерации - 72,3 года). Половой состав населения области на начало 2006 года: мужчин - 595,2 тыс. человек, женщин - 732,6 тыс. человек, что на 137,4 тыс. человек больше. На 1000 мужчин приходится 1231 женщина.

Тем не менее в Ярославской области демографическая ситуация несколько лучше, чем в ряде других областей Центрального федерального округа. За последние годы в демографическом развитии Ярославской области наблюдаются некоторые положительные тенденции: увеличилась рождаемость, несколько замедлились темпы роста общей смертности. Ярославская область имеет один из самых низких уровней младенческой смертности в Российской Федерации, занимая второе место после Санкт-Петербурга.

Ярославская область - одна из наиболее привлекательных областей в Центральном федеральном округе для мигрантов. По интенсивности притока внешних мигрантов она занимает третье место после Москвы и Московской области. В ближайшие годы численность приезжающих должна увеличится до 16-17 тыс. человек, а выезжающих - до 10-11 тыс. человек в год. Вместе с тем, сохраняя такие темпы роста, миграция в ближайшие годы не станет значимым фактором пополнения населения и трудовых ресурсов.

Таким образом, можно выделить следующие основные характеристики современной демографической ситуации в области:

- устойчивое долгосрочное снижение численности населения;

- низкий уровень рождаемости, составляющий чуть более половины необходимого для простого замещения родителей их детьми;

- высокий уровень смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте;

- низкие показатели продолжительности жизни населения;

- приток мигрантов, недостаточный для замещения естественных потерь и не компенсирующий естественную убыль населения.

     Образование

На конец 2006 года региональная система образования Ярославской области имела следующий состав.

471 учреждение дошкольного образования посещали 50,2 тысячи воспитанников, что на 4 процента больше, чем на конец 2005 года. Охват детей дошкольными образовательными учреждениями на конец 2006 года составлял 76,1 процента.

В 510 дневных общеобразовательных школах на начало 2006/2007 учебного года обучались 114,6 тыс. школьников. По сравнению с 2005/2006 учебным годом число школ снизилось на 20 единиц, численность обучающихся сократилась на 7,5 тыс. человек. В 113 учреждениях дополнительного образования обучались 80,4 тыс. детей.

На 42 учебных заведения начального профессионального образования приходилось 15,4 тыс. обучающихся. В 30 учреждениях среднего профессионального образования обучалось 26,3 тыс. человек. Подготовка учащихся в учреждениях начального профессионального образования велась по 68 специальностям. В учреждениях среднего профессионального образования - по 114 специальностям.

Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием осуществлялась в 9 самостоятельных высших учебных заведениях области и 25 филиалах и представительствах. На начало 2006/2007 учебного года в них обучалось 58,5 тыс. студентов. Из 34 вузов (включая филиалы), действующих на территории области, 20 - негосударственные.

Кроме того, в области насчитывается 29 детских домов и школ-интернатов (1,1 тыс. воспитанников) и 22 учреждения для детей со специальными потребностями (около 1,9 тыс. обучающихся).

В системе образования занято 31,4 тыс. педагогов и руководящих работников.

Проблемам образования в области уделяется большое значение. Действует областная целевая программа развития образования на 2006-2007 годы и перспективу до 2010 года, успешно осуществляется областная целевая программа «Школьный автобус», способствующая повышению доступности качественного образования для более чем 2,5 тысячи обучающихся.

Усилилась ориентация образовательных учреждений на потребности регионального рынка труда. Количество учащихся профессиональных училищ и лицеев, формируемое на основе заявок предприятий, выросло с 5 до 90 процентов.

За 2006 год на образование выделено 6592,5 млн. рублей, что составляет 23,3 процента от общих расходов консолидированного бюджета области. Общие расходы на образование из средств консолидированного бюджета области за последние 5 лет выросли в 3,8 раза.

За последние годы особенно быстрыми темпами развивалась система высшего образования области. За пять лет число вузов (государственных и негосударственных) увеличилось более чем в 2 раза. Численность студентов возросла почти на 45 процентов, в том числе по заочной форме обучения - более чем в 2 раза. Несмотря на быстрые темпы развития высшего образования, существуют следующие проблемы:

- слабо развита материально-техническая база вузов;

- структура потребности рынка в кадрах не совпадает со структурой выпускников вузов;

- снижены требования к качеству подготовки студентов.

В целом, оценивая систему образования региона, необходимо отметить, что ориентация существенной части выпускников школ на высшее образование создаёт диспропорции на рынке труда. В результате при избытке кадров с высшим образованием растёт потребность экономики области в квалифицированных рабочих кадрах.

Здравоохранение

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»