ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ»
НА 2008-2010 ГОДЫ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | областная целевая программа "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ярославской области" (далее - Программа). | |
Заказчик Программы | Правительство Ярославской области. | |
Основание разработки Программы | национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы". | |
Куратор Программы | определяется постановлением Правительства Ярославской области. | |
Ответственный исполнитель Программы | департамент жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области. | |
Исполнители Программы | департамент жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области, департамент строительства Ярославской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области. | |
Основной разработчик Программы | департамент жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области. | |
Цели и задачи Программы | целью Программы является создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания; задачами Программы являются: - модернизация объектов коммунальной инфраструктуры; - повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры; - привлечение средств внебюджетных источников (в том числе средств частных инвесторов, кредитных средств и личных средств граждан) для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры; - снижение издержек при оказании жилищно-коммунальных услуг; - снижение объемов ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда Ярославской области. | |
Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы | - уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры; - доля средств внебюджетных источников в общем объеме инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры; - доля частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, в общем количестве всех организаций коммунального комплекса; - объемы ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда Ярославской области. | |
Срок реализации | 2008 - 2010 годы. | |
Объемы и источники финансирования Программы | общая потребность в финансовых средствах с учетом потребности в средствах федерального бюджета и местных бюджетов - 3336,4 млн. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 1513,7 млн. рублей; внебюджетные источники - 985,7 млн. рублей. Справочно: потребность в средствах федерального бюджета составляет 222,1 млн. рублей, местных бюджетов - 614,8 млн. рублей. | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | наиболее важными конечными результатами реализации Программы являются: - снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры с базового уровня 62 процента до 56 процентов; - увеличение доли средств внебюджетных источников в общем объеме инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры с базового уровня 25 процентов до 34 процентов; - увеличение доли частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, в общем количестве всех организаций коммунального комплекса с базового уровня 15 процентов до 24 процентов; - снижение объемов ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда Ярославской области до 4,1 процента; - повышение качества предоставления коммунальных услуг; - улучшение экологической ситуации. | |
Ответственные лица для контактов | определяются постановлением Правительства Ярославской области."; |
(раздел "Паспорт Программы в редакции закона Ярославской области от 8 декабря 2008 года N 62-з - см. предыдущую редакцию)
Общая потребность в ресурсах
Наименование | Единица | Потребность | |||
всего | в том числе | ||||
2008 год | 2009 год | 2010 год | |||
Финансовые ресурсы: | млн. руб. | 3336,4* | 1145,9* | 1011,7* | 1178,8* |
- областной бюджет | млн. руб. | 1513,7 | 564,5 | 423,8 | 525,4 |
- внебюджетные | млн. руб. | 985,7 | 270,5 | 355,6 | 359,6 |
*С учетом затрат федерального бюджета и местных бюджетов.
Справочно: потребность в средствах федерального бюджета составляет 222,1 млн. рублей, местных бюджетов - 614,8 млн. рублей. (раздел "Общая потребность в ресурсах" в редакции закона Ярославской области от 8 декабря 2008 года N 62-з - см. предыдущую редакцию)
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
1. Основные итоги реформирования
жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области
1.1. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области (далее - ЖКХ) началось с 1994 года, когда во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.93 N 935 «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг» постановлением Главы администрации Ярославской области от 06.01.94 N 4 «О порядке перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и предоставления гражданам компенсаций» были определены сроки поэтапного перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и размеры максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ), а также предельного уровня платежей граждан в процентах к затратам на содержание и ремонт жилого помещения и оплату коммунальных услуг.
Во исполнение указанного постановления Главы администрации Ярославской области началось постепенное увеличение ставок и тарифов на оплату ЖКУ для населения с одновременным применением мер социальной зашиты граждан в виде предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
С 1997 года реформирование ЖКХ Ярославской области осуществляется в соответствии с областными целевыми программами.
1.2. За годы реформы в ЖКХ Ярославской области произошли следующие позитивные изменения:
1.2.1. Повышение ставок и тарифов на оплату ЖКУ проводилось в жесткой увязке с темпами роста доходов населения. Об этом говорит тот факт, что доля платежей населения за ЖКУ в совокупном доходе семьи на протяжении ряда лет практически не изменялась и составляла порядка 10-12 процентов.
1.2.2. Осуществлялся постепенный переход на полную оплату ЖКУ населением. Так, если в начале 2005 года уровень оплаты населением ЖКУ в среднем по Ярославской области составлял 63 процента, то в настоящее время население оплачивает около 86 процентов.
1.2.3. Сформирована система социальной защиты малообеспеченных граждан в виде предоставления субсидий на оплату ЖКУ.
За 2006 год субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получили более 9 процентов от общего числа семей в Ярославской области.
С 2006 года полностью осуществлен переход к адресному субсидированию малообеспеченных семей по оплате жилого помещения и коммунальных услуг через органы социальной защиты Ярославской области и систему перечисления средств субсидий в денежной форме на счета граждан в банках.
Кроме того, в 2006 году льготы на оплату ЖКУ предоставлены более чем 416 тысячам человек или каждому третьему жителю Ярославской области. Льготы на оплату ЖКУ жителям Ярославской области предоставляются в натуральной форме, то есть в виде процентной скидки.
В Ярославской области предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки малообеспеченных граждан по оплате ЖКУ.
Так, при установленном федеральном стандарте максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22 процентов, в Ярославской области этот показатель в 2006 году был установлен в размере 14 процентов, в 2007 году - в размере 17 процентов.
Отличается от федерального и региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, который в Ярославской области установлен дифференцированно, в зависимости от количества членов семьи.
Во исполнение положений Жилищного кодекса Российской Федерации с 2007 года региональные стандарты стоимости ЖКУ дифференцированы в зависимости от уровня благоустройства и количества членов семьи, что позволяет большему числу граждан обратиться в местные органы социальной защиты населения за получением субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
1.2.4. Доля жилищного фонда, обслуживаемого на договорной основе, составляет более 90 процентов.