Недействующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН
Ярославской области


Об утверждении областной целевой программы
«Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры
Ярославской области» на 2008-2010 годы

(с изменениями на 8 декабря 2008 года)


____________________
Утратил силу на основании
закона Ярославской области
от 8 октября 2009 года N 54-з
____________________


     __________________________________________________
     Текст документа с изменениями, внесенными:
     законом Ярославской области от 8 декабря 2008 года N 62-з
     __________________________________________________



Принят
Государственной Думой
Ярославской области
20 ноября 2007 года



Статья 1

В соответствии с Законом Ярославской области от 19.04.2006 N 19-з «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области» утвердить прилагаемую областную целевую программу «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ярославской области» на 2008-2010 годы.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Ярославской области
А.И. Лисицын



3 декабря 2007 г.

N 98-з

УТВЕРЖДЕНА
Законом Ярославской области
от 03.12.2007 N 98-з
(в редакции
 закона Ярославской области
от 8 декабря 2008 года N 62-з)


ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ»
НА 2008-2010 ГОДЫ



ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование

Программы

областная целевая программа "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ярославской области" (далее - Программа).

Заказчик Программы

Правительство Ярославской области.

Основание разработки Программы

национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы".

Куратор Программы

определяется постановлением Правительства Ярославской области.

Ответственный

исполнитель Программы

департамент жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области.

Исполнители Программы

департамент жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области, департамент строительства Ярославской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области.

Основной разработчик Программы

департамент жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области.

Цели и задачи Программы

целью Программы является создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;

задачами Программы являются:

- модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;

- повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры;

- привлечение средств внебюджетных источников (в том числе средств частных инвесторов, кредитных средств и личных средств граждан) для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;

- снижение издержек при оказании жилищно-коммунальных услуг;

- снижение объемов ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда Ярославской области.

Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы

- уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры;

- доля средств внебюджетных источников в общем объеме инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры;

- доля частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, в общем количестве всех организаций коммунального комплекса;

- объемы ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда Ярославской области.

Срок реализации
Программы


2008 - 2010 годы.

Объемы и источники финансирования Программы

общая потребность в финансовых средствах с учетом потребности в средствах федерального бюджета и местных бюджетов - 3336,4 млн. рублей, в том числе:

средства областного бюджета - 1513,7 млн. рублей;

внебюджетные источники  - 985,7 млн. рублей.

Справочно: потребность в средствах федерального бюджета составляет 222,1 млн. рублей, местных бюджетов - 614,8 млн. рублей.

Ожидаемые конечные

результаты реализации

Программы

наиболее важными конечными результатами реализации Программы являются:

- снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры с базового уровня 62 процента до 56 процентов;

- увеличение доли средств внебюджетных источников в общем объеме инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры с базового уровня 25 процентов до 34 процентов;

- увеличение доли частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, в общем количестве всех организаций коммунального комплекса с базового уровня 15 процентов до 24 процентов;

- снижение объемов ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда Ярославской области до 4,1 процента;

- повышение качества предоставления коммунальных услуг;

- улучшение экологической ситуации.

Ответственные лица для контактов

определяются постановлением Правительства Ярославской области.";



     (раздел "Паспорт Программы в редакции закона Ярославской области от 8 декабря 2008 года N 62-з - см. предыдущую редакцию)


Общая потребность в ресурсах

Наименование
ресурсов

Единица
измерения

Потребность

всего

в том числе

2008 год

2009 год

2010 год

Финансовые ресурсы:

млн. руб.

3336,4*

1145,9*

1011,7*

1178,8*

- областной бюджет

млн. руб.

1513,7

564,5

423,8

525,4

- внебюджетные
источники

млн. руб.

985,7

270,5

355,6

359,6


     *С учетом затрат федерального бюджета и местных бюджетов.

Справочно: потребность в средствах федерального бюджета составляет  222,1 млн. рублей, местных бюджетов - 614,8 млн. рублей. (раздел "Общая потребность в ресурсах" в редакции закона Ярославской области от 8 декабря 2008 года N 62-з - см. предыдущую редакцию)

               

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами



1. Основные итоги реформирования
жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области

1.1. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области (далее - ЖКХ) началось с 1994 года, когда во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.93 N 935 «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг» постановлением Главы администрации Ярославской области от 06.01.94 N 4 «О порядке перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и предоставления гражданам компенсаций» были определены сроки поэтапного перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и размеры максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ), а также предельного уровня платежей граждан в процентах к затратам на содержание и ремонт жилого помещения и оплату коммунальных услуг.

Во исполнение указанного постановления Главы администрации Ярославской области началось постепенное увеличение ставок и тарифов на оплату ЖКУ для населения с одновременным применением мер социальной зашиты граждан в виде предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

С 1997 года реформирование ЖКХ Ярославской области осуществляется в соответствии с областными целевыми программами.

1.2. За годы реформы в ЖКХ Ярославской области произошли следующие позитивные изменения:

1.2.1. Повышение ставок и тарифов на оплату ЖКУ проводилось в жесткой увязке с темпами роста доходов населения. Об этом говорит тот факт, что доля платежей населения за ЖКУ в совокупном доходе семьи на протяжении ряда лет практически не изменялась и составляла порядка 10-12 процентов.

1.2.2. Осуществлялся постепенный переход на полную оплату ЖКУ населением. Так, если в начале 2005 года уровень оплаты населением ЖКУ в среднем по Ярославской области составлял 63 процента, то в настоящее время население оплачивает около 86 процентов.

1.2.3. Сформирована система социальной защиты малообеспеченных граждан в виде предоставления субсидий на оплату ЖКУ.

За 2006 год субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получили более 9 процентов от общего числа семей в Ярославской области.

С 2006 года полностью осуществлен переход к адресному субсидированию малообеспеченных семей по оплате жилого помещения и коммунальных услуг через органы социальной защиты Ярославской области и систему перечисления средств субсидий в денежной форме на счета граждан в банках.

Кроме того, в 2006 году льготы на оплату ЖКУ предоставлены более чем 416 тысячам человек или каждому третьему жителю Ярославской области. Льготы на оплату ЖКУ жителям Ярославской области предоставляются в натуральной форме, то есть в виде процентной скидки.

В Ярославской области предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки малообеспеченных граждан по оплате ЖКУ.

Так, при установленном федеральном стандарте максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22 процентов, в Ярославской области этот показатель в 2006 году был установлен в размере 14 процентов, в 2007 году - в размере 17 процентов.

Отличается от федерального и региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, который в Ярославской области установлен дифференцированно, в зависимости от количества членов семьи.

Во исполнение положений Жилищного кодекса Российской Федерации с 2007 года региональные стандарты стоимости ЖКУ дифференцированы в зависимости от уровня благоустройства и количества членов семьи, что позволяет большему числу граждан обратиться в местные органы социальной защиты населения за получением субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

1.2.4. Доля жилищного фонда, обслуживаемого на договорной основе, составляет более 90 процентов.

1.2.5. Фактическая собираемость платежей за ЖКУ постепенно увеличивается и в настоящее время составляет более 93 процентов.

1.2.6. Оплата населением ЖКУ производится преимущественно через расчетно-кассовые центры.

1.2.7. Созданы определенные условия для улучшения финансового состояния отрасли, на что в значительной степени повлияло участие консолидированного бюджета Ярославской области в части возмещения выпадающих расходов и доходов отрасли при введении Федеральной службой по тарифам предельных индексов максимально возможных изменений тарифов на товары и услуги коммунального комплекса и предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги. В 2006 году на эти цели из консолидированного бюджета было направлено более 1,1 млрд. рублей, на 2007 год запланировано 932 млн. рублей.

1.2.8. С 2005 года в Ярославской области ликвидировано перекрестное субсидирование услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов.

1.2.9. Сократился рост дебиторской и кредиторской задолженности предприятий ЖКХ.

1.2.10. Стабилизировалась ситуация с задолженностью по заработной плате работникам предприятий ЖКХ.

1.2.11. В 2006 году для стабилизации экономики отрасли законами Ярославской области освобождены от налога на имущество отдельные организации жилищно-коммунального комплекса (далее - ЖКК), данные льготы сохранены и на 2007 год.

1.2.12. За последние два года фактическое возмещение расходов на предоставление льгот и субсидий на оплату ЖКУ из областного бюджета осуществляется в размере 100 процентов.

1.2.13. Практически завершена приемка-передача ведомственного жилищного фонда и объектов социальной сферы в муниципальную собственность.

1.2.14. В отрасли формируется конкурентная среда, осуществляется переход ЖКК на рыночные механизмы функционирования путем привлечения частного бизнеса в сферу ЖКХ и перехода на новые формы управления жилым фондом.

В настоящее время предоставлением услуг в сфере ЖКХ в Ярославской области занимаются 354 предприятия, из которых 209, или более 59 процентов, - с частной и смешанной формами собственности. Активизировалось создание товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ), которых в настоящее время насчитывается более 360.

По состоянию на 1 марта 2007 года число многоквартирных домов в Ярославской области, собственники помещений в которых выбрали способ управления, составляло около 32 процентов от числа многоквартирных домов, собственники помещений в которых должны выбрать способ управления. При этом в 89 процентах домов выбрано управление управляющей организацией.

1.2.15. За период реализации областной целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Ярославской области» с 2003 по 2007 годы освоено более 654 млн. рублей из всех источников финансирования, в том числе средств федерального бюджета - 327 млн. рублей. За период с 2003 по 2006 год было построено 49,0 тысяч квадратных метров жилых помещений, ликвидировано более 19,0 тысяч квадратных метров аварийных жилых помещений и переселено более двух тысяч человек.

1.2.16. С 1997 года в Ярославской области реализуются ежегодно утверждаемые планы мероприятий по энергоресурсосбережению в ЖКХ и на объектах социальной сферы, основной целью которых является повышение энергоэффективности производства, рациональное использование энергоресурсов, исключение непроизводительных затрат при производстве коммунальных услуг и, как следствие, снижение их себестоимости, установка приборов учета потребления коммунальных услуг, которых в целом по Ярославской области установлено более 450 тысяч единиц. (пункт 1.2.16 в редакции закона Ярославской области от 8 декабря 2008 года N 62-з - см. предыдущую редакцию)



2. Обоснование необходимости принятия Программы

Несмотря на позитивные изменения, произошедшие за годы реформирования ЖКХ, положение дел в отрасли продолжает оставаться сложным. Основными нерешенными проблемами являются:

2.1. Износ основных фондов. В Ярославской области, как и в других регионах России, за последние 10 лет практически не осуществлялось обновление основных фондов отрасли. Реализация программы модернизации ЖКХ позволяла в какой-то мере обеспечить стабильную безаварийную работу, но не обеспечила сокращение износа инфраструктуры. Износ основных фондов отрасли составляет около 65-70 процентов.

Увеличение износа основных фондов и резкий рост цен на топливно-энергетические ресурсы привели к тому, что за последние пять лет стоимость ЖКУ выросла почти в 3 раза и составила в 2007 году около 37 рублей в расчете на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения.

Из-за отсутствия финансовых ресурсов за последние пять лет планы по замене ветхих и аварийных сетей выполнялись не в полном объеме. За период с 2001 по 2006 год заменено около 50 процентов тепловых сетей от минимально необходимой потребности, в результате чего на предприятиях ЖКХ Ярославской области имеют место сверхнормативные потери тепловой энергии в сетях. Более 20 процентов водопроводных сетей также находятся в аварийном ветхом состоянии, за последние годы заменено чуть более 16 процентов от потребности. Постоянное невыполнение планов по замене ветхих сетей приводит к аварийным ситуациям, что отрицательно сказывается на качестве предоставляемых услуг.

Техническая оснащенность предприятий ЖКХ, несмотря на высокую стоимость основных фондов, требует дальнейшего роста за счет обновления материально-технической базы. Имеют место излишние производственные мощности предприятий тепло- и водоснабжения, производство тепловой энергии (более 25 процентов от общего объема) осуществляется с использованием дорогостоящих видов топлива (мазут и дизельное топливо).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»