АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 декабря 2007 года N 568-а

Об областной целевой программе "Улучшение условий и охраны труда" на 2008-2009 годы

(В редакции
постановления Правительства ЯО от 23.07.2008 N 369-п (ru76000200800519)
постановления Правительства ЯО от 25.02.2009 N 146-п (ru76000200900121)
постановления Правительства ЯО от 26.08.2009 N 868-п ru 760000200900697)

В целях дальнейшего совершенствования работы по улучшению условий и охраны труда в организациях Ярославской области, реализации Трудового кодекса Российской Федерации и Закона Ярославской области от 30 июня 2003 г. N 32-з "Об охране труда в Ярославской области"

АДМИНИСТРАЦИЯ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Улучшение условий и охраны труда" на 2008-2009 годы (далее - Программа) и считать ее составной частью стратегии социально-экономического развития Ярославской области.

2. Департаменту экономического развития Ярославской области (Гольнев А.А.) в течение периода действия Программы включать её в установленном порядке в проект перечня областных целевых программ с учётом возможностей областного бюджета (пункт в редакции постановления Правительства ЯО от 23.07.2008 N 369-п (ru76000200800519)).

3. Департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области (Андреева Л.М.) при разработке проекта областного бюджета на очередной финансовый год предусматривать выделение средств на финансирование Программы (пункт в редакции постановления Правительства ЯО от 23.07.2008 N 369-п (ru76000200800519)).

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области принять аналогичные программы и обеспечить их выполнение.

5. Признать утратившими силу следующие постановления Администрации области:

- от 23.07.2001 N 118-а "О проекте программы улучшения условий и охраны труда на 2001-2003 годы по Ярославской области";

- от 08.10.2003 N 210 "Об областной целевой программе "Улучшение условий и охраны труда" на 2004-2005 годы по Ярославской области".

6. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Костина В.Г.

7. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Председатель Правительства -

первый заместитель

Губернатора области И.И.Скороходова

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Администрации области

от 04.12.2007 N 568-а

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Улучшение условий и охраны труда" на 2008-2009 годы

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


(В редакции

постановления Правительства ЯО от 23.07.2008 N 369-п (ru76000200800519)

постановления Правительства ЯО от 25.02.2009 N 146-п (ru76000200900121)

постановления Правительства ЯО от 26.08.2009 N 868-п ru 760000200900697)

Наименование Программы

областная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда" (далее - Программа)

Заказчик Программы

Правительство Ярославской области

Основание разработки Программы

Трудовой кодекс Российской Федерации;

 Закон Ярославской области от 30 июня 2003 г. N 32-з "Об охране труда в Ярославской области"

Куратор Программы

заместитель Губернатора В.Г. Костин

Ответственный исполнитель Программы

департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области

Исполнители Программы

органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области

Основные разработчики
 Программы

- департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области;

 - государственная инспекция труда в Ярославской области;

 - Объединение организаций профсоюзов Ярославской области

Цели и задачи Программы

цели Программы:
 - обеспечение безопасности жизни и здоровья работающих граждан, повышение гарантий их законных прав на безопасные условия труда;

 - защита интересов общества и государства путем сокращения количества случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний
 задачи Программы:
 - осуществление комплекса взаимосвязанных мер правового, социально - экономического, организационно-технического, медицинского и информационного характера, направленных на реализацию государственной политики в области охраны труда;

 - организация социального партнёрства между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований области, работодателями и общественными организациями для реализации
 государственной политики в области охраны труда;

 - развитие системы оказания организационно-методической помощи работодателям в осуществлении профилактических мер по улучшению условий труда работающих;

 - профилактика профессиональных заболеваний, совершенствование системы профессиональных осмотров;

 - совершенствование системы обучения, подготовки и аттестации кадров по вопросам охраны труда;

 - пропаганда и оценка эффективности систем управления охраной труда в организациях

Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы

- количество несчастных случаев на производстве;

 - количество зарегистрированных хронических профзаболеваний;

 - количество руководителей и специалистов, прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда в учебных центрах;

 - количество рабочих мест, аттестованных по условиям труда

Сроки и этапы реализации Программы

2008 - 2009 годы

Объемы и источники финансирования

- областной бюджет - 1435,0 тыс. руб.;

 - бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации - в пределах средств, предусмотренных бюджетом данного Фонда (утверждается ежегодно);

 - средства организаций - в объемах финансовых средств, определяемых ежегодно

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- снижение количества несчастных случаев на производстве до уровня, не превышающего 1150;

 - снижение количества зарегистрированных хронических профзаболеваний до уровня, не превышающего 65;

 - увеличение количества руководителей и специалистов, прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда в учебных центрах, до уровня не менее 10 тысяч человек;

 - увеличение количества рабочих мест, аттестованных по условиям труда, до уровня не менее 6 тысяч единиц

Ответственные лица для контактов

- заместитель директора департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области Захаров В.Ю., тел. 32-48-25

ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В РЕСУРСАХ


(В редакции

постановления Правительства ЯО от 23.07.2008 N 369-п (ru76000200800519)

постановления Правительства ЯО от 26.08.2009 N 868-п ru 760000200900697)

Наименование ресурсов
 (в установленном порядке)

Единица
 измерения

Потребность

всего

в том числе по годам

2008

2009

Финансовые ресурсы:

тыс. руб.

- областной бюджет

тыс. руб.

1435,0

1060,0

375,0

- внебюджетные источники

тыс. руб.

-

-

-

I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ


(Раздел в редакции постановления Правительства ЯО от 25.02.2009 N 146-п (ru76000200900121))

В последние годы состояние условий и охраны труда в организациях Ярославской области характеризуется тенденцией снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, однако эти показатели превышают среднестатистические по Российской Федерации.

За 2006 год, по данным статистического наблюдения, от травм на производстве пострадало 983 человека, из них 315 женщин, 134 случая закончились тяжелым исходом.

Число лиц, которым первично была установлена частичная утрата профессиональной трудоспособности, составило 303 человека, а инвалидность по трудовому увечью получили 82 человека.

В 2006 году показатель частоты травматизма составил 3,4 пострадавших на 1000 работающих. Среди регионов Центрального федерального округа худшие показатели частоты производственного травматизма имеют только Костромская область (3,9), Ивановская область (3,9), Владимирская область (3,5).

Практически на одном уровне сохраняется число погибших от несчастных случаев: в 2005 году - 45, в 2006 году - 42.

Количество лиц, получающих страховые выплаты за трудовые увечья, превысило на начало 2007 года 6,8 тысячи человек, а сумма выплат за 2006 год составила более 215,4 миллиона рублей.

Наибольшая доля пострадавших от несчастных случаев регистрируется в организациях частной формы собственности - 46,3 процента, а уровень травматизма в них на 29,4 процента выше, чем в среднем по области.

Высокий производственный риск сохраняется в отраслях сельского хозяйства, строительства, деревообработки; при осуществлении пассажирских автобусных перевозок и на троллейбусном транспорте.

Потери рабочего времени в результате производственных травм составили в 2006 году 27,9 тысячи человеко-дней, или в расчете на одного пострадавшего - 28,6 дня. Данный показатель, характеризующий тяжесть травматизма, по сравнению с 2000 годом увеличился на 20 процентов.

Наибольшая потеря трудоспособности, по данным статистического наблюдения, отмечена на предприятиях по производству табачных изделий - 46,6 дня; резиновых и пластмассовых изделий - 41,5 дня; строительства - 38,9 дня.

По данным статистического наблюдения, на мероприятия по охране труда в 2006 году в целом по области израсходовано 788,7 миллиона рублей, или в расчете на одного работающего - 2,8 тысячи рублей; в 2005 году- 766,2 миллиона рублей и 2,7 тысячи рублей соответственно.

В условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, работает около 24 процентов от общей численности работающих области.

Следствием неудовлетворительных условий труда является профессиональная заболеваемость.

За 2006 год вновь выявлен 71 случай профзаболеваний - на 5 случаев меньше, чем в 2005 году.

Наибольшее число профессиональных заболеваний развивается в результате воздействия на работающих физических факторов производственной среды: вибрации, шума, физического перенапряжения - 64,8 процента; пылевого фактора - 22,54 процента; химического фактора - 8,5 процента; биологического фактора - 1,4 процента.

В структуре профзаболеваний преобладают вибрационная болезнь - 39,4 процента, заболевания органов дыхания - 28,2 процента, профессиональная тугоухость - 11,3 процента.

Значительная часть профзаболеваний (43,7 процента) выявляется на поздних стадиях развития, что говорит о материальной неуверенности работников и боязни потерять работу, поэтому при медицинских осмотрах они не предъявляют жалоб на ухудшение здоровья.

47,9 процента случаев профзаболеваний регистрируются у рабочих со стажем более 20 лет, а 84,5 процента - у лиц в возрасте 50 лет и старше.

Основными причинами возникновения хронических профзаболеваний являются конструктивные недостатки средств труда, несовершенство технологических процессов, санитарно-технических устройств, рабочих мест, средств защиты, нарушение режима труда.

Сложившееся положение в сфере условий и охраны труда области обусловлено, прежде всего, низким уровнем технической оснащенности многих производств, применением устаревших технологий, изношенностью основных производственных фондов (достигающей 70 процентов и более), недостаточным обеспечением средствами индивидуальной защиты и низкой эффективностью работы вентиляционного оборудования и других средств коллективной защиты.

Практически во всех отраслях экономики одной из основных причин аварий и травматизма является недостаточное внимание предпринимателей и руководителей предприятий к реконструкции и модернизации производства, срыв сроков проведения ремонта и замены устаревшего оборудования, отсутствие надежных систем предупреждения и ликвидации аварий, приборов контроля и средств защиты.

Наряду с техническими причинами, устранение которых требует значительных финансовых и материальных затрат, решение многих проблем охраны труда сдерживается недостаточной организацией трудового процесса, отсутствием четкой системы управления охраной труда в организациях, недостаточным уровнем знаний требований безопасности, низкой дисциплиной труда.

Проведенный анализ фактического состояния ситуации в сфере охраны труда области выявил необходимость системного подхода к решению проблемы улучшения условий и охраны труда, разработки и осуществления региональной программы улучшения условий и охраны труда, содержащей комплекс целевых мероприятий, направленных на предупреждение несчастных случаев и профессиональных заболеваний работников.

Анализ ситуации в сфере обеспечения условий и охраны труда работающих граждан с учётом её сильных и слабых сторон, рисков (угроз) и возможностей (SWOT-анализ) показывает, что к сильным сторонам совершенствования работы по охране труда, в частности, относятся:

- наличие нормативной и организационной основы, опыта управления охраной труда в регионе;

- наличие сформированной системы обучения охране труда руководителей и специалистов;

- наличие системы испытательных лабораторий для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

К слабым сторонам можно отнести следующие:

- недостаточное понимание работодателями приоритета сохранения жизни и здоровья работников, консерватизм;

- отсутствие у части работодателей (в основном в сфере малого и среднего бизнеса) эффективной системы управления охраной труда;

- неэффективная организация трудового процесса, ориентированная преимущественно на достижение экономической выгоды;

- использование устаревшего оборудования и технологий;

- недостаточные экономические механизмы стимулирования повышения уровня безопасности производства.

К возможностям совершенствования работы по охране труда следует отнести:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»