Стратегия социально - экономического развития Ярославской области до 2030 года, утвержденная постановлением Губернатора области от 22.06.2007 N 572, предусматривает реализацию мощного узлового и транзитного потенциала Ярославской области.
Автомобильный пассажирский транспорт общего пользования - важнейшая составная часть инфраструктуры области. Его устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием стабилизации, подъёма и структурной перестройки экономики, улучшения условий и уровня жизни населения.
В соответствии с постановлением Администрации области от 19.12.2006 N 331 "О порядке организации проезда отдельных категорий граждан в 2007 году" с 01 января 2007 года для 18 категорий граждан введено предоставление социальной услуги в виде оплаты 50 процентов стоимости проезда в городском общественном транспорте (кроме такси и маршрутных такси), в автомобильном транспорте общего пользования по пригородным внутримуниципальным и межмуниципальным маршрутам на территории Ярославской области.
Транспортное обслуживание населения Ярославской области осуществляется по 306 автобусным маршрутам, которые обслуживаются 26 линейными сооружениями. Сопровождение движения автобусов осуществляют диспетчерские службы 4 автовокзалов и 22 автостанций.
Для обеспечения населения Ярославской области пассажирскими перевозками задействовано 35 индивидуальных предпринимателей и автотранспортных предприятий с различными формами собственности.
В Ярославской области при реализации Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части замены натуральных льгот денежными компенсациями и адресным предоставлением социального пакета возникают следующие проблемы:
- недостаточная отлаженность процедур и механизмов межведомственного взаимодействия органов социальной защиты, здравоохранения, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства;
- отсутствие механизма своевременного обновления, контроля и обмена данными по количеству льготных категорий граждан на внутримуниципальном, межмуниципальном и межведомственном уровнях;
- отсутствие фактического учёта предоставления мер социальной поддержки с точки зрения получения количественных и стоимостных характеристик, особенно в части социального пакета.
Для решения указанных проблем необходимо проведение комплекса организационно-технологических мер для построения гибкой автоматизированной системы автотранспортного обслуживания населения.
Эффективность функционирования системы автотранспортного обслуживания населения может быть значительно повышена за счёт:
- оптимизации планирования перевозок на основе достоверного и постоянного мониторинга пассажирского потока;
- повышения полноты сбора выручки от перевозки пассажиров;
- экономии средств на инкассацию и обработку наличных денежных средств;
- возможности получения автотранспортными предприятиями денежных средств в счёт будущей транспортной работы на льготных условиях.
Все перечисленные преимущества достигаются при внедрении системы автоматизации учёта количества перевезённых пассажиров, введением электронных пластиковых чип-карт и развития навигационно-информационной системы ГЛОНАСС/GPS.
В Ярославской области обновление парка автобусов ежегодно составляет около 3 процентов от общего количества автобусов, работающих на регулярных автобусных маршрутах, при этом процент машин, выбывших из строя, составляет около 9 процентов. Более 60 процентов автобусов эксплуатируется сверх нормативного срока службы, и только 32 процента автобусов имеют срок службы до 5 лет.
Техническое оснащение объектов транспортной инфраструктуры области во многом не отвечает современным требованиям.
Остро стоит вопрос по строительству новых автостанций и кассово-диспетчерских пунктов. В связи со значительным увеличением количества автотранспорта в крупных городах и ограниченной пропускной способностью дорог, назрела необходимость выноса транспортных потоков пригородного и междугородного пассажирского транспорта на окраины крупных городов.
Таким образом, без решения проблемы финансирования невозможно организовать стабильную работу линейных сооружений, безопасность выполнения перевозок пассажиров.
Меры повышения технического состояния транспорта являются первоочередной задачей и должны быть подкреплены мероприятиями организационного и административного характера.
Существующий транспортный комплекс не обеспечивает надлежащих условий для дальнейшего социально-экономического развития области. Преодоление сложившейся в системе пассажирских автотранспортных перевозок Ярославской области ситуации возможно только на основе комплексного системного подхода с обеспечением её необходимым бюджетным финансированием, привлечением внебюджетных средств с использованием различных схем (лизинговых платежей, кредитов, и др.) и использованием организационных мер поддержки.
Реализация предусмотренных программных мероприятий позволит, используя современные технологии, в максимально короткие сроки поправить сложившееся положение на пассажирском автомобильном транспорте Ярославской области.