АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     

от 28 октября 2005 года N 278

Об Областной целевой программе развития образования на 2006-2007 годы
и перспективу до 2010 года

(с изменениями на 26 октября 2007 года)

_____________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
постановлением Губернатора Ярославской области от 26 октября 2007 года N 327
_____________________________________________



В соответствии со стратегией социально - экономического развития Ярославской области на 2004-2007 годы «От выживания к благополучию» II этап, утвержденной постановлением Администрации области от 23.06.2004 N 93 «О стратегии социально-экономического развития Ярославской области на 2004-2007 гг. «От выживания к благополучию» II этап», Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.09.2005 N 1340-р «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы», в целях создания условий и механизмов развития региональной системы образования и необходимости реализации на региональном уровне Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года, утвержденного приказом Минобрнауки России от 15.06.2005 N 178 «Об обеспечении выполнения Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года», и в связи с истечением срока действия программы развития образования в Ярославской области на 2001-2003 гг. и перспективы по 2005 год, одобренной постановлением Администрации Ярославской области от 08.11.2000 N 197-а «О проекте программы развития образования в Ярославской области на 2001-2003 гг. и перспективах по 2005 год»,

 постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Областную целевую программу развития образования на 2006-2007 годы и перспективу до 2010 года (далее Программа) и считать ее составной частью стратегии социально-экономического развития Ярославской области.

2. Департаменту экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области (Каберник Е.И.) ежегодно в течение периода действия Программы включать ее в установленном порядке в проект перечня областных целевых программ с учетом возможностей областного бюджета.

3. Департаменту образования Администрации области (Степанова Т.А.), департаменту финансов Ярославской области (Федоров А.П.) предусматривать в областном бюджете на 2006-2007 годы средства на реализацию Программы за счет средств по разделу «Образование», подразделу «Другие вопросы в области образования».

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области Скороходову И.И.

Губернатор области
А.И. Лисицын


УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Администрации области
от 28.10.2005 N 278
(в редакции
постановления Губернатора
Ярославской области
от 26 октября 2007 года N 327)

     
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
НА 2006 - 2007 ГОДЫ И ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2010 ГОДА

     


ПАСПОРТ
областной целевой Программы развития образования на 2006-2007 годы
и перспективу до 2010 года


Наименование
Программы

Областная целевая программа развития образования на 2006 - 2007 годы и перспективу до 2010 года (далее - Программа)

Основание разработки Программы

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 года N 1340-р;
Комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года, утвержденный приказом Минобрнауки России от 15 июня 2005 года N 178

Государственный заказчик Программы

Администрация области в лице департамента образования Администрации области

Основные разработчики Программы

департамент образования Администрации области; Институт педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского; государственное образовательное учреждение Ярославской области «Институт развития образования»; отдел по вопросам высшей школы и науки Администрации области

Цели и задачи Программы

повышение качества и доступности образования за счет:
- повышения качества управленческих решений на всех уровнях образования путем развития информационно-аналитической деятельности в региональной системе образования;
- повышения качества ресурсного обеспечения региональной системы образования;
- развития государственно-общественного характера управления образованием;
- создания условий для реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся;
- развития воспитательного потенциала в учреждениях региональной системы образования

Сроки реализации Программы

2006-2007 годы и перспектива до 2010 года

Перечень разделов Программы

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
II. Цели, задачи и сроки реализации Программы
III. Ожидаемые результаты реализации Программы
IV. Реализация Программы и контроль за ее выполнением
V. Общая потребность в ресурсах
VI. Мероприятия Программы

Исполнители Программы (в установленном порядке)

департамент образования Администрации области, отдел по вопросам высшей школы и науки Администрации области, муниципальные органы управления образованием, образовательные учреждения области

Общая стоимость Программы

37 млн. 480 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- повышение эффективности управленческих решений;
- повышение качества ресурсного обеспечения региональной системы образования;
- развитие государственно-общественного характера управления образованием;
- создание условий для реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся;
- создание системы поддержки и сопровождения воспитательной и инновационной деятельности в учреждениях региональной системы образования

Ответственные лица для контактов

директор департамента образования Администрации области Степанова Т.А., т. 72 - 83 - 91;
первый заместитель директора департамента образования Администрации области Груздев М.В., т. 72 - 83 - 33;
заместитель директора департамента образования Администрации области по экономике Калугина О.Ю., т. 72 - 83 - 23;
заместитель директора департамента - председатель комитета профессионального образования департамента образования Администрации области Карагезян Н.П., т. 30 - 48 - 00.

Куратор Программы

первый заместитель Губернатора области Скороходова И.И.


(раздел Паспорт Программы в редакции постановления Губернатора Ярославской области от 26 октября 2007 года N 327, - см. предыдущую редакцию)

      

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения


Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 года N 1340-р, образование определено как важнейший фактор, обеспечивающий экономический рост, социальную стабильность и становление в нашей стране институтов гражданского общества. В Ярославской области региональная система образования, включающая дошкольное, общее, дополнительное, начальное, среднее и высшее профессиональное образование, также рассматривается как одно из основных условий развития региона и средство удовлетворения образовательных потребностей обучающихся.

Для того, чтобы реализовать свое предназначение, региональная система образования должна:

- обеспечивать высокий уровень качества и доступности образовательных ресурсов и услуг, создавая условия для максимальной реализации личного потенциала обучающихся;

- гибко реагировать на запросы государства, социума и самих обучающихся;

- открыто сотрудничать с партнерами из государственного, общественного и частного сектора, обеспечивая реализацию приоритетов государственной политики в сфере образования;

- обеспечивать эффективное использование финансовых и материальных ресурсов системы образования, оптимальную организацию образовательного пространства территории.

Программа является основным механизмом реализации региональной государственной политики в сфере образования и формирования системы образования Ярославской области как единого образовательного комплекса. Программа определяет стратегию и основные направления развития региональной системы образования на 2006-2007 годы и перспективу до 2010 года.

Несмотря на ряд позитивных изменений, произошедших в ходе реализации программы развития образования в Ярославской области на 2001-2003 годы и перспективы по 2005 год (далее - Программа на 2001 - 2005 годы), в Ярославской области по-прежнему сохраняется проблема повышения качества образования, его доступности и эффективности. Существует разрыв между реальными и требуемыми образовательными результатами, вызванный прежде всего изменениями образовательных потребностей населения.

Настоящая Программа предназначена для дальнейшего управляемого перевода региональной системы образования в новое состояние, обеспечивающее качество образования, адекватное потребностям развивающейся личности, государства и общества.

КРАТКИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ


1. Ярославская область занимает территорию 36,4 тыс. квадратных километров и граничит с шестью областями Центральной России: Владимирской, Вологодской, Ивановской, Костромской, Московской, Тверской. На территории области расположены одиннадцать городов и тринадцать поселков городского типа. В областном центре проживает свыше 45% населения, в Рыбинске - 16%, другие города области - менее населенные. Численность горожан в четыре раза превышает количество сельских жителей.

Область относится к числу успешно развивающихся территорий и по темпам экономического роста в Центральном федеральном округе уступает только Москве и Московской области. Однако процессы, происходящие в экономике региона, отличаются не только высоким уровнем динамизма, но и неравномерностью. Наряду с успешно развивающимся средним и малым бизнесом, в ряде районов области наблюдается спад производства. Население этих территорий испытывает трудности с устройством на работу, имеет низкий уровень социальной мобильности. Молодые люди мигрируют в крупные и малые города области.

Ориентация значительного количества выпускников школ на получение высшего профессионального образования и миграция населения создают диспропорции на рынке труда. В настоящее время доля обучающихся в вузах области на 10000 человек населения составляет 309 человек, в учреждениях среднего профессионального образования - 202 человека, в учреждениях начального профессионального образования - 126 человек; при избытке специалистов с высшим образованием ежегодно увеличивается потребность экономики области в квалифицированных рабочих кадрах.

Продолжает сокращаться количество детского населения. В отдельных муниципальных районах области численность школьников уменьшилась до 1,5 - 2 тыс. человек. В то же время в городах области наметилась тенденция повышения рождаемости и увеличился спрос на организованное дошкольное образование.

Изменились приоритеты федеральной образовательной политики. Формирование современной системы непрерывного профессионального образования, повышение его качества, обеспечение доступности качественного общего образования и повышение инвестиционной привлекательности сферы образования - направления, определенные в качестве ориентиров развития отечественного образования на ближайшие годы. Комплексом мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года, утвержденным приказом Минобрнауки России от 15 июня 2005 года N 178, рекомендовано введение предшкольного образования, реструктуризация систем начального и среднего профессионального образования, формирование условий для обеспечения образовательной мобильности обучающихся. В ближайшее время предстоит переход на новую отраслевую систему оплаты труда педагогических работников.

Согласно действующему законодательству учреждения начального профессионального образования с 01 января 2005 года переведены в ведение субъекта Российской Федерации. Начат перевод в ведение области учреждений среднего профессионального образования, создаются предпосылки для формирования в регионе единого образовательного комплекса.

2. Региональная система образования на конец 2004/2005 учебного года представлена 496 учреждениями дошкольного образования (47,1 тыс. воспитанников), 535 общеобразовательными школами (130,9 тыс. обучающихся), 109 учреждениями дополнительного образования детей (74,2 тыс. обучающихся), 40 учреждениями начального профессионального образования (17,1 тыс. обучающихся), 27 учреждениями среднего профессионального образования (27,2 тыс. обучающихся), 21 учреждением высшего профессионального образования, 35 детскими домами и школами-интернатами (2 тыс. воспитанников), 22 учреждениями для детей со специальными потребностями (1,9 тыс. обучающихся).

В период с 2000 по 2004 год количество школ в области сократилось на 9,1 процента при сокращении численности школьников на 24 процента. Количество учреждений дошкольного образования сократилось на 11,6 процента, при этом программы дошкольного образования реализуются другими типами образовательных учреждений. Количество дошкольников увеличилось на 3,1 процента. Охват детей дошкольным образованием составляет 77 процентов от общего количества детей этого возраста.

Подготовку специалистов с начальным профессиональным образованием ведут 40 учреждений начального профессионального образования, в которых на начало 2004/2005 учебного года обучалось 17,1 тыс. человек, что на 1,1 процента меньше, чем в 2003/2004 учебном году. Подготовка ведется по 68 специальностям.

Подготовку специалистов со средним профессиональным образованием ведут 27 средних профессиональных учебных заведений, в которых на начало 2004/2005 учебного года обучалось 27,2 тыс. человек, что на 1,6 процента меньше, чем в 2003/2004 учебном году. Подготовка ведется по 114 специальностям. По окончании средних профессиональных учебных заведений выпускники сталкиваются с проблемой трудоустройства.

В области функционирует 21 учебное заведение высшего профессионального образования (в т.ч. 8 негосударственных). Общие трудности с финансированием, присущие государственным вузам, приводят к их коммерциализации. С полным возмещением затрат на обучение на всех отделениях государственных высших учебных заведений обучаются 15,3 тыс. студентов, или 36,7 процента. По сравнению с 2003/2004 учебным годом их численность увеличилась на 12,7 процента.

Практически все действующие образовательные учреждения лицензированы, аттестованы, имеют свидетельства о государственной аккредитации. Реализуемые ими программы удовлетворяют основные потребности населения, следовательно, в целом в области созданы необходимые условия для получения обучающимися и воспитанниками качественного образования.

В региональной системе образования на сегодняшний день занято более 31,4 тыс. педагогических и руководящих работников, что на 8% меньше по сравнению с 2000 годом. 67 процентов из них имеют высшее профессиональное образование, 82,5 процента аттестованы на квалификационные категории, 98 процентов руководителей образовательных учреждений имеют высшее образование.

В 2000 году на образование было выделено 1307 млн.руб. (что составляло 17 процентов от общих расходных фондов в консолидированном бюджете области). В 2004 году на образование выделено 3774 млн.руб. (19,5 процента от общих расходных фондов в консолидированном бюджете области).

Общие расходы на образование в 2005 году по сравнению с 2000 годом выросли в 2,9 раза.

В период с 2001 по 2005 год в рамках реализации Программы на 2001-2005 годы:

- созданы новый механизм распределения бюджетных ресурсов и основа для формирования новых экономических отношений в образовании. Общеобразовательные учреждения области в соответствии с действующим законодательством в течение отчетного периода были переведены на новый механизм финансирования. Из регионального бюджета финансируются заработная плата, расходы на повышение квалификации работников системы образования, приобретение книгоиздательской продукции и учебные расходы; из бюджетов муниципальных образований области - расходы на содержание зданий и сооружений учреждений системы образования. Это позволило не только решить проблемы с выплатой заработной платы педагогическим работникам, но и существенно укрепить материальную базу, повысить самостоятельность образовательных учреждений и ответственность их руководителей за результаты работы. Увеличилась доля внебюджетных средств, полученных учреждениями от реализации платных образовательных услуг;

- апробированы варианты и модели государственно-общественного управления образованием. При Администрации Ярославской области создан Координационный совет по модернизации образования, действуют советы ректоров вузов, руководителей учреждений среднего и начального профессионального образования. На уровне большинства муниципальных органов управления образованием также сформированы координационные советы по развитию образования. В четырех школах области продолжается эксперимент по формированию управляющих советов и в пяти - школьных управляющих команд. Ведется работа по созданию механизмов социального партнерства, прежде всего с работодателями. Сложились прочные связи департамента образования Администрации области с Ярославской Ремесленной Палатой. В период с 2002 по 2004 год совместным решением департамента образования Администрации области и Ярославской Ремесленной Палаты были созданы три консультативные комиссии по взаимодействию работодателей малого и среднего бизнеса сферы обслуживания и общественного питания и работников учреждений начального профессионального образования;

- начата работа по оптимальной организации образовательного пространства и реструктуризации сети образовательных учреждений. С 2001 по 2005 год вследствие неблагоприятной демографической ситуации и реализации муниципальных программ реструктуризации закрыто 85 образовательных учреждений, в том числе 36 общеобразовательных школ. Профессиональное училище N 18 г. Ярославля реорганизовано в профессиональный лицей. Создан филиал профессионального училища N 47 г. Любима в пос. Пречистое Первомайского района. За этот же период введены в эксплуатацию 6 вновь построенных школьных зданий на 1407 ученических мест.

В муниципальных районах области сформировалось несколько моделей организации образовательного пространства. Наиболее распространена модель образовательного округа во главе с опорной школой. Доступность образования обеспечивается реализацией областной целевой программой «Школьный автобус». К настоящему времени для перевозки обучающихся к месту учебы и обратно задействовано 130 автобусов. Их услугами пользуются около 2,5 тыс. школьников;

- сформирована основа регионального рынка услуг по повышению квалификации педагогических и руководящих работников отрасли. В настоящее время в региональную систему повышения квалификации входят: государственное образовательное учреждение Ярославской области «Институт развития образования», Научно-методический и учебный центр работников профессионального образования, ведущие учреждения высшего профессионального образования области, ряд муниципальных учреждений повышения квалификации. Частично расходы на повышение квалификации включены в норматив бюджетного финансирования в расчете на одного обучающегося, тем самым создан новый механизм финансирования системы повышения квалификации работников образования;

- существенно укреплена материальная база информационного обеспечения образовательного процесса. На эти цели из бюджетов всех уровней в 2001-2004 годах направлено 87,5 млн. руб. В 2000/2001 учебном году на один компьютер приходилось 243 обучающихся, в 2004/2005 - 33. Компьютерный парк образовательных учреждений области в настоящее время в основном позволяет организовать образовательный процесс с использованием информационных технологий;

- начата отработка возможностей персонализации образования. Создана основа для поэтапного перехода общеобразовательных школ на новый базисный учебный план и введения предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников. Апробированы условия для реализации многоступенчатого начального профессионального образования;

- по сравнению с 2000 годом усилилась ориентация учреждений профессионального образования на потребности регионального рынка труда. Созданы механизмы социального партнерства в сфере начального и среднего профессионального образования. За 2001-2005 год количество обучающихся профучилищ и лицеев, формируемое на основе заявок предприятий, учреждений, организаций, выросло с 5 до 90 процентов. С 14 до 20 процентов увеличился выпуск молодых рабочих с повышенным уровнем квалификации.

В 2004 году учреждения начального профессионального образования закончило 6837 человек, среднего профессионального образования - 4922 человека. Вузы области подготовили 7787 выпускников, в т.ч. негосударственные - 871.

В целом региональная система образования отличается стабильностью, наличием конструктивных связей с другими смежными отраслями. Во многих муниципальных округах и образовательных учреждениях развивается инновационная деятельность, направленная на решение актуальных задач образования. Ярославская область принимает активное участие в реализации ряда федеральных и международных образовательных проектов (единый государственный экзамен, изменение структуры и содержания общего и профессионального образования, разработка индексов доступности и эффективности образования и т.п.).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»