АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июня 2004 года N 93


О стратегии социально-экономического развития
Ярославской области на 2004-2007 гг.
«От выживания к благополучию» II этап



В целях создания условий и реализации финансовых и организационных механизмов устойчивого развития Ярославской области в 2004-2007 годах

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую стратегию социально-экономического развития Ярославской области на 2004-2007 годы «От выживания к благополучию» II этап (далее - Стратегия).

2. Вице-губернаторам области, первым заместителям Губернатора области, заместителям Губернатора области, руководителям структурных подразделений Администрации области и иных органов исполнительной власти области в период действия Стратегии ежегодно в срок до 15 ноября обеспечивать разработку и представление в департамент экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области предложений для включения в план мероприятий по реализации Стратегии на следующий календарный год.

3. Департаменту экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области подготовку и представление на утверждение плана мероприятий по реализации Стратегии осуществлять в соответствии с разделом 2 «Регламента работы Администрации Ярославской области».

4. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.


Губернатор области
А.И. Лисицын


УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Администрации области
от 23.06.2004 N 93



СТРАТЕГИЯ
социально-экономического развития
Ярославской области на 2004-2007 годы
«От выживания к благополучию»


1. ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
на период 2004 - 2007 гг.

 


Главной целью социально-экономического развития Ярославской области на период 2004-2007 годы остается повышение качества жизни населения на основе эффективной реализации региональной экономической политики.

При этом первостепенную значимость приобретают качественные характеристики экономической динамики. Речь идет не просто о «высоких темпах роста», и не о «производстве ради производства». Темпы роста должны быть результатом успешного решения действительно актуальных задач структурно-технологической модернизации экономики, использования конкурентных преимуществ Ярославской области в Российской Федерации.

В области сложились два неравных социальных слоя - обеспеченных и бедных. Первый слой, уровень благосостояния которого сохранился или увеличился относительно дореформенного уровня, включает в себя 386,5 тыс.человек (25% населения области). Второй слой, среднедушевые доходы представителей которого не покрывают прожиточный минимум, по оценкам, охватил более 19% населения области. При этом денежные доходы 38,5 тыс.человек (2,8%) оказались ниже стоимости минимальной потребительской корзины.

Социальная дифференциация может обусловливать неустойчивость в обществе. Сегодня это является одним из главных ограничений мобилизации огромных потенциальных возможностей человеческого капитала региона. Люди не заинтересованы обеспечивать себе достойную жизнь на основе трудовых и предпринимательских усилий.

Обеспечение благополучия и достойной жизни не может быть делом только власти, тем более одного из ее уровней. Эта стратегическая цель требует согласования интересов и скоординированных действий государства, бизнеса и общества.

Кроме того, в настоящий момент стоит вопрос о том, что необходимо сделать, чтобы подстегнуть «затухающие темпы роста», пока это не привело к трагическим последствиям. Относительная исчерпанность источников «восстановительного роста» ставит новую проблему обеспечения экономического роста, выходящего за пределы собственно восстановления, т.е. экономического роста, который ориентируется уже не только на вовлечение старых, но и на создание новых производственных мощностей, на обновление основных фондов, на привлечение новой квалифицированной рабочей силы.

Аналогичные цели и задачи ставят перед собой и другие регионы России. Поэтому необходимо приложить максимум усилий для повышения конкурентоспособности Ярославского региона.

В целом главные стратегические цели социально-экономического развития Ярославской области в 2004-2007 годах совпадают с направлениями, отраженными в Проекте Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы), и выражаются в следующем:

- повышение конкурентоспособности государственного управления (государственного регулирования экономики, государственных услуг, управления государственной собственностью);

- повышение конкурентоспособности бизнеса - рост эффективности производства (в том числе энергоэффективности и производительности труда), инновационной направленности, выход значительной доли бизнеса «из тени» экономики;

- повышение конкурентоспособности «человеческого капитала» - формирование конкурентоспособной системы образования, обеспечивающей потребности экономики в квалифицированных специалистах, способной поддерживать научный потенциал области, сохранять и повышать средний уровень образования населения, а также модернизация систем здравоохранения и социальной поддержки населения.

1.1. Главные цели и задачи региональной социальной политики на период 2004 - 2007 гг.

 

Складывающаяся политико-экономическая ситуация создает фундаментальное противоречие между желанием общества, чтобы все большая часть его ресурсов направлялась на приоритетные для него потребности - такие, как образование и здравоохранение, и готовностью платить необходимые для этого налоги.

Однако социальная политика, при которой государство отвечает лишь за обеспечение минимума социальных услуг, остальное граждане должны зарабатывать сами, пока не может быть принята к исполнению. Она может быть эффективна только при наличии сложившегося массового среднего класса. В противном случае это неизбежно выльется в ослабление государственной власти и приведет, в конечном итоге, к еще большему ухудшению положения социально незащищенных слоев населения.

Успешность стратегии развития Ярославской области по принципу «благосостояние для большинства» будет определяться динамикой формирования массового среднего класса. Он должен охватить минимум 50-55% населения одновременно со снижением доли граждан с доходами ниже прожиточного минимума с  19 % в настоящее время до 10 -11 % к 2005 году.

Становление среднего класса предполагает формирование новой модели потребления с опорой на российский стандарт благосостояния, отвечающий потребительским ориентирам данной социальной группы. Речь идет не о «потребительском минимуме», а о нормативах потребления, которые соответствуют достойному уровню жизни, достижимы для основной массы граждан и потому являются стимулами экономической (трудовой и предпринимательской) активности.

Кроме того, сегодня важно было бы дать гражданам возможность направлять часть своих налогооблагаемых доходов на нужды образования: например, на образовательные специальные счета для получения высшего образования, не облагая их социальным и подоходным налогом. Подобный механизм уже отработан и внедрен в законодательство для накопительной Пенсионной системы и может, с нашей точки зрения, успешно функционировать и в этой области.

Необходимо в ближайшие 4 года сформировать эффективную систему предоставления социальных услуг, создающую благоприятные условия для развития человеческого капитала.

В рамках реформирования отраслей социальной сферы (здравоохранение, социальное обслуживание, культура) необходимо существенное ограничение объемов финансирования государственных учреждений по смете и внедрение механизмов бюджетного  финансирования в соответствии с объемом и качеством оказываемых услуг. Эти механизмы включают: страховые механизмы финансирования медицинской помощи, переход к программно-целевому финансированию организаций культуры.

Устойчивое развитие экономики и общества возможно только на основе социальной консолидации, расширения социальной поддержки целей и действий власти. Социальная консолидация является необходимым условием и для укрепления демократических институтов, и для последовательного развития гражданского общества.


1.2. Главные цели и задачи региональной экономической политики на период 2004 - 2007 гг.

Для дальнейшего осуществления процесса социально-экономического развития недостаточно реконструкции и модернизации существующих основных фондов, необходимо их полное и качественное обновление. Таким образом, осуществление дальнейшего развития экономики возможно только на основе внедрения принципиально новых техники и технологий.

Финансовым обеспечением этого могут быть очень крупные инвестиции, намного больше вложенных в последние годы в основном за счет собственных средств предприятий.

Таким образом, необходимо начать переход от потребительской к инвестиционной модели экономического роста.

Требуемый объем инвестиций сегодня настолько велик, что он не может быть изыскан внутри области. Требуемые средства можно привлечь только извне, с российского и международного рынков капитала. Но даже если инвесторы будут найдены, в существующей системе согласований для начала нового бизнеса степень бюрократических препон настолько велика, что большая часть найденных инвестиций просто не будет реализована. В дальнейшем такая ситуация может крайне негативно повлиять на процессы развития области.

Обеспечение инвестиционной модели экономического роста требует высокой степени взаимного соответствия всех сопутствующих этому процессу сфер. Для того чтобы создать благоприятный инвестиционный климат, недостаточно провести налоговую реформу и снизить государственные расходы. Необходимы также эффективно функционирующая судебная система, реально защищенные права собственности, более прозрачные и мобильные бюрократические процедуры по регистрации организаций, лицензированию видов деятельности, выдаче разрешений на строительство и пр.

Таким образом, главными задачами региональной экономической политики на ближайшие 4-8 лет должны стать:

- создание максимально благоприятных условий, снижение бюрократических барьеров для начала и развития бизнеса и инвестирования, повышение конкурентности региона;

- выравнивание различий в развитии муниципальных образований области;

- изменение структуры региональной экономики в сторону увеличения доли сферы услуг (строительство, туризм, оптовая торговля, промышленные услуги) и высоких технологий.

Население Ярославской области постоянно сокращается, что связано с его индустриальной зрелостью. Такая ситуация характерна для большинства развитых постиндустриальных стран. Это означает, что, во-первых, предстоит значительный рост нагрузки на работающее население, во-вторых, это означает, что в Ярославскую область будет идти поток иммигрантов.

Как показывает опыт, остановить в условиях демократического устройства страны приток трудовой миграции невозможно: с одной стороны, работодатель предъявляет спрос на рабочую силу (дефицит рабочей силы - важнейший фактор торможения экономического роста), с другой - есть предложение этой рабочей силы.

Реальный выбор для региона состоит не в том, быть или не быть иммиграции, а в ее регулировании в сторону  легализации и эффективной занятости.

В данной сфере есть некий набор технологических задач. Часть из них может быть решена только на федеральном уровне (создание системы, аналогичной системе "грин-карт", проведение амнистии иммигрантов в целях их регистрации, в первую очередь налоговой регистрации). На региональном уровне необходимо иметь собственную программу привлечения тех иммигрантов, которые нам нужны. Кроме того, необходимо более полно использовать потенциал наших соотечественников - русских, живущих в бывших странах СНГ и  в странах дальнего зарубежья.


2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД 2004 - 2007 ГГ.



2.1. Развитие машиностроения

Машиностроительный комплекс всегда играл ведущую роль в экономике области. Данная отрасль важна не только в экономическом, но и в социальном аспекте. На предприятиях машиностроения занято 53,1% от общей численности работников, занятых в промышленности и более 20% - от занятых в экономике области в целом.

Вместе с тем, в общем объеме налоговых платежей доля машиностроения составляет 10,2% и понижается с каждым годом. На долю машиностроения в регионе приходится лишь 30% от общего объема производства, и эта доля также сокращается. Такая ситуация является закономерной по причине низких темпов роста объемов производства по сравнению с другими отраслями, недостаточной эффективности производства, а также ограниченного спроса на продукцию машиностроения.

Сейчас уже ясно, что низкокачественная отечественная продукция быстро теряет свое ценовое преимущество, что ведет к сокращению производства в ряде отраслей. Как следствие этого, уровень инвестиционной активности в машиностроении в последние годы в 3-4 раз ниже норматива для простого воспроизводства.

Поэтому в этой отрасли речь должна идти не столько о развитии, сколько о сохранении имеющегося потенциала. Модернизация и обновление основных фондов промышленных предприятий, механизация и автоматизация производственных процессов является первостепенной задачей дальнейшего развития машиностроения. Особой поддержки заслуживают малые и средние предприятия, специализирующиеся на выпуске производственных линий и оборудования. Это, в свою очередь, может послужить фактором развития в других отраслях региональной экономики: в строительстве, переработке сырья, транспорте, энергетике, и так далее…

Достичь такого эффекта можно только резко повышая производительность труда и привлекательность работы в реальном секторе экономики. Приоритет будет отдаваться высокотехнологичным перерабатывающим технологиям.

Таким образом, промышленность в ближайшие 4 года по-прежнему останется ведущей отраслью региональной экономики, и ее динамика будет оказывать наибольшее влияние на динамику и структуру валового регионального продукта. Это нашло свое отражение в ключевых параметрах стратегии социально-экономического развития, которые определены на 2007 год.


2.2. Развитие сельского хозяйства


Сельское хозяйство является важным направлением социально-экономического развития Ярославской области. В агропромышленном комплексе производится около 15% валового внутреннего продукта области, на сельской территории проживает порядка 20% общей численности населения, в сельскохозяйственных предприятиях занято 6,5% общей численности работающих.

Новая стратегия агропродовольственной политики и разработка действенных механизмов ее реализации обусловлена изменениями в сознании общественности и руководства страны того факта, что аграрная сфера, ее состояние и уровень развития во многом предопределяют социально-экономическую ситуацию в государстве, устойчивость развития как непосредственно сельских территорий, так и в целом жизнеобеспеченность всего населения.

Расчеты подтверждают, что сельское хозяйство сохраняет долгосрочный стратегический потенциал. Четыре года подряд сельское хозяйство области показывает положительную динамику роста объемов производства.

Достаточно благоприятные природно-климатические условия позволяют организовать конкурентоспособное производство основных продуктов питания и технических культур в качестве сырья для предприятий перерабатывающей промышленности. В связи с изменением структуры спроса на продовольственные товары, увеличением потребления населением продуктов отечественного производства сельское хозяйство является одной из потенциальных точек роста экономики региона.

Темпы роста физических объемов продукции предприятий пищевой и перерабатывающей отраслей промышленности области, составляют более 10,0% в год, объем  производимой этими предприятиями продукции, исчисленный в стоимостном выражении, занимает среди других отраслей промышленности второе место. Данные факты указывают, что агропромышленный комплекс начинает динамично развиваться и может стать локомотивом хозяйственного комплекса области.

Ярославская область имеет выгодное экономико-географическое и транспортное положение, так как расположена рядом с мощным мировым экономическим центром - г.Москва - емким агропродовольственным рынком. В сочетании с высоким удельным весом самой области это создает хорошие предпосылки для развития аграрного сектора экономики Ярославской области. В первую очередь это касается развития производства молока, мяса (говядины, свинины, птицы) с последующим сбытом производимой продукции, как на внутреннем рынке региона, так и на рынках г.Москвы.

Совокупность этих условий дает основание для включения агропромышленного комплекса в перечень приоритетных направлений стратегического развития области.

Стратегической целью политики в области сельского хозяйства является создание эффективной устойчивой аграрной экономики, основанной на агропромышленном производстве, способном конкурировать на рынках сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, и обеспечивающей достойный уровень социально-экономического положения сельского и городского населения области.

В качестве основных направлений стабилизации и развития аграрного сектора экономики области на 2004-2007 гг. можно выделить:

1) проведение эффективной политики, направленной на финансовое оздоровление сельскохозяйственных предприятий и формирование привлекательного инвестиционного климата в сельском хозяйстве;

2) создание и развитие рыночной инфраструктуры сельской экономики;

3) создание условий и проведение комплекса мер по приостановлению нарастающего оттока рабочей силы в сельскохозяйственных предприятиях.


2.3. Развитие «новой экономики»

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»