АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2004 года N 189
В соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития Ярославской области на 2004-2007 годы
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу государственной поддержки развития въездного и внутреннего туризма в Ярославской области на 2005-2006 годы (далее Программа) и считать ее составной частью стратегии социально-экономического развития Ярославской области.
2. Департаменту экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области (Каберник Е.И.) в течение периода действия Программы включать ее в установленном порядке в проект перечня областных целевых программ с учетом возможностей областного бюджета.
3. Департаменту культуры и туризма Администрации области (Иванов Ю.А.) при разработке областного бюджета на 2005 год в установленном порядке принять меры по обеспечению финансирования мероприятий Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области Скороходову И.И.
Губернатор области
А.И. Лисицын
Областная целевая программа государственной поддержки въездного и внутреннего туризма
в Ярославской области
на 2005 - 2006 годы
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | областная целевая программа государственной поддержки въездного и внутреннего туризма в Ярославской области на 2005-2006 годы ( далее Программа) |
Основание разработки Программы | |
Государственный заказчик- координатор Программы | департамент культуры и туризма Администрации Ярославской области |
Основной разработчик Программы | департамент культуры и туризма Администрации Ярославской области |
Цели и задачи Программы | основной целью Программы является создание и продвижение конкурентоспособного туристского продукта области на основе совершенствования инфраструктуры туризма и использования богатого историко-культурного, природного и интеллектуального потенциала. Это потребует решения следующих задач: |
Сроки реализации Программы | 2005-2006 годы |
Перечень разделов Программы | I. Описание проблемы и обоснование ее актуальности |
Исполнители мероприятий Программы | департамент культуры и туризма Администрации Ярославской области, |
Общая стоимость Программы | - общий объем финансирования Программы |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | выполнение мероприятий Программы в 2005-2006 годах должно привести: |
Ответственные лица для контактов, куратор Программы | - куратор от Администрации Ярославской области - первый заместитель Губернатора Ярославской области |
I. Описание проблемы и обоснование ее актуальности
Начиная с 1994 года в области реализуется целенаправленная государственная политика в сфере туризма, определенная как одно из наиболее важных и перспективных направлений социально-экономического развития региона.
Предлагаемая Программа государственной поддержки развития въездного и внутреннего туризма в Ярославской области является логическим продолжением принятых ранее и реализуемых на данном этапе соответствующих областных программ на 1998-1999, 2000-2001 и на 2002-2004 годы (постановления Губернатора области от 24.12.97 N 799, от 12.11.99 N 715, постановление Администрации области от 13.03.2002 N 39-а). Предлагаемая Программа продолжает и развивает начатые ранее направления деятельности.
Значимость развития туризма для Ярославской области определяется богатейшим историко-культурным наследием области, географической и транспортной доступностью от крупнейшего региона России - Москвы, богатыми традициями туристской отрасли.
Ярославская область является территорией, входящей в ядро формирования российской государственности и культуры. 214 поселений области отнесены к исторически ценным. На территории области зарегистрировано около 6000 памятников истории и культуры. Значительная часть из них - шедевры русского зодчества XII-XVII вв. Более 85% памятников историко-культурного наследия области входит в зону популярного туристского маршрута «Золотое кольцо России».
В области насчитывается более 250 действующих музеев, посещаемость которых высока и стабильно растет последние годы. Только десять наиболее популярных музеев области в 2003 г. посетило более 1,6 млн. человек (рост за год - 15%).
Современная культурная жизнь является очень насыщенной: в области функционируют 6 театров, один из первых в провинции Губернаторский симфонический оркестр, сохранились имеющие прочные традиции профессиональные и народные фольклорные коллективы. Только в г. Ярославле проводятся фестиваль хоровой и колокольной музыки «Преображение», международный джазовый фестиваль «Джаз над Волгой», фестиваль оперной музыки им. Л.В. Собинова и другие.
Неповторимость малых городов области позволяет проводить практически в каждом из них уникальные праздники, способные привлекать большое количество туристов. Примерами могут быть фестивали «Мышь-96» (1996 г.) и «Русские валенки» (2001, 2002 гг.) в г. Мышкине, зимний праздник «По щучьему веленью» в г. Ростове (1997, 2002-2004 гг.), религиозный и светский праздник царевича Димитрия в г. Угличе (1997-2004 гг.), праздник «День купца» (2002-2004 гг.) в г. Рыбинске, фестиваль «Романовская овца» (2002-2004 гг.) в г. Тутаеве.
Анализ показывает, что развитие туризма в области позволяет не только сохранить имеющийся богатый культурный и исторический потенциал региона, но и использовать его как постоянный источник пополнения областного бюджета области.
Объектами Программы являются инфраструктура гостеприимства и туристские программы, деятельность в сфере туризма. Согласно последним оценкам, существующий потенциал Ярославской области позволяет с необходимой отдачей вкладывать в развитие туризма региона в ближайшее время более 1 млрд. рублей. Потенциально сфера туризма области может составлять до 5-8% валового регионального продукта. Для этого необходимо формирование туризма как сферы экономики, индустрии гостеприимства, позволяющей дать толчок развитию и других важнейших отраслей хозяйства (транспорт, связь, сфера услуг).
II. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является создание и продвижение конкурентоспособного туристского продукта области на основе совершенствования инфраструктуры туризма и использования богатого историко-культурного, природного и интеллектуального потенциала.
Данная цель определяет задачи Программы, которые заключаются в создании правовой, организационной и экономической среды, благоприятной для развития въездного и внутреннего туризма. Основные задачи включают:
- формирование современной туристской инфраструктуры в области;
- увеличение поступлений в экономику области и, как следствие, в областной бюджет;
- укрепление положительного имиджа области как туристского региона.
III. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий сформирована из 5 взаимоувязанных направлений:
1. Создание нового туристского продукта, обновление имеющихся маршрутов
Развитие туризма не только в Ярославской области, но и в России в целом предъявляет все более высокие требования к содержанию и качеству туристских программ. Сегодня невозможно создавать конкурентоспособный туристский продукт, основываясь лишь на старом багаже маршрутов «Золотого кольца России». По маршрутам, которые можно отнести чисто к культурному туризму (событийному, познавательному, музейному, этнографическому и др.), путешествует около 20% иностранных и 30% российских туристов, что не соответствует имеющемуся потенциалу области, поэтому важная роль в Программе отводится созданию новых туристских культурных программ и маршрутов.
Кроме поддержки уже существующих программ (таких, как фестиваль «Романовская овца», зимний праздник «Ростовские игрища «По щучьему велению», и других) и вывода их на более высокий уровень организации и популярности, появились перспективные новые проекты (маршрут «На родину Бабы Яги», фестиваль воздухоплавания и другие), поддержка которых также предусматривается.
Для более полного использования потенциала области предусмотрена отдельная поддержка видов туризма, не требующих крупных капитальных затрат и вложений: экологического, сельского, активного, охотничьего и рыболовного туризма и зимнего отдыха.
Поддержка развития туризма в муниципальных образованиях области в рамках Программы позволит привлечь потенциал всех территорий Ярославской области, сформировать разнообразный календарь туристских событий в области, охватывающий большую часть года.
Намечаемые в Программе мероприятия позволят уменьшить сезонные колебания туристских потоков, привлечь дополнительные потоки туристов на большую часть потенциально интересных территорий области.
2. Развитие туристской инфраструктуры
Позитивные изменения, произошедшие за последние годы, позволяют по-новому ставить задачи развития туристской инфраструктуры. Сегодня уже не нужно призывать предпринимателей строить гостиницы и развивать сферу обслуживания приезжающих туристов.
Основная особенность, которая характеризует развитие гостиничного комплекса в последние годы, - постоянное улучшение гостиничного оборудования, сервиса и интерьера за счет собственных средств предприятий. Эти мероприятия и продуманная политика по привлечению туристов позволила выйти в 2003 г. ведущим гостиницам области на заполняемость до 60%, а также увеличить среднее время пребывания туристов с 1,5 суток (в 1996 г.) до 2,4 суток (в 2003 г.).
Основные мероприятия, заложенные в Программе, позволят усилить тенденцию увеличения среднего времени пребывания туристов в области. Кроме того, следует сосредоточиться на удобстве (в том числе и информационном) проведения свободного времени в туристских центрах области. Другая категория мероприятий Программы направлена на увеличение экономической эффективности пребывания туристов в Ярославской области за счет увеличения качества и разнообразия предоставляемых услуг.
3. Маркетинг и продвижение туристских возможностей области
Центральным звеном системы программных мероприятий является маркетинг и продвижение туристских возможностей области.
В результате активной деятельности всех субъектов туристской деятельности, организационной работы, целенаправленной рекламно-информационной политики и продвижения регионального туристского продукта число туристов, посетивших область, выросло с 234 тыс. в 1996 г. до 673 тыс. в 2003 г. Основной объем туристов достигается пока за счет путешествующих на круизных судах, останавливающихся преимущественно в гг. Углич и Ярославль. Благодаря активной работе туристских администраций и фирм начат прием круизных судов в Мышкине (в 1996 г.), в Рыбинске (в 2000 г.) и в Тутаеве (в 2003 г.). Это позволяет названным городам, не отличающимся развитой инфраструктурой туризма, стимулировать ее развитие, накапливать опыт приема гостей.
Развитию туристского потенциала области активно способствуют ярославские туристические фирмы, количество которых превышает 130 и имеет дальнейшую тенденцию к росту.
Большинство туристских фирм области, в отличие от московских и санкт-петербургских фирм, не являются туроператорами. Ввиду небольших объемов услуг им сложно составлять конкуренцию крупным российским и зарубежным компаниям. Одновременно именно они привлекают в область основные туристские потоки. Их успешная работа по продвижению регионального туристского продукта была бы невозможна без серьезной поддержки со стороны органов государственной власти области, муниципальных образований области.
Прежде всего, это относится к возможности представлять ярославские интересы на ведущих международных выставках в России и за рубежом. В первую очередь планируется сохранить и усилить присутствие туристских и гостиничных предприятий области на таких выставках как «Отдых» и «MITT» в Москве на едином стенде Ярославской области.
Важную роль в укреплении положительного имиджа Ярославской области как туристского региона призваны сыграть регулярное проведение конкурса на приз Губернатора области «Лучшее предприятие туристской отрасли Ярославской области» и организация рекламных туров для специалистов туризма по территории области.
Благодаря совместным усилиям администраций области и муниципальных образований области предприятия туристской индустрии имеют возможность использовать в своей работе современную и актуальную рекламную продукцию: справочники, путеводители, каталоги, рекламные буклеты. Планируются выпуск другой рекламно-информационной продукции, поддержка наиболее перспективных проектов муниципальных администраций. Предполагается ведение областного Реестра туристских ресурсов как основы для создания новых туристских программ и информирования туристов.
Будет продолжено развитие официального туристского сервера Администрации области (http:/tourism.adm.yar.ru) как одного из основных инструментов рекламы и маркетинга.
4. Специальное образование и переподготовка специалистов в туристской сфере
Повышение качественных и количественных показателей туристской отрасли невозможно без качественной и эффективной работы специалистов всех уровней. Поэтому предусматриваются планомерная работа по повышению квалификации кадров, поддержке туристского образования, продолжение цикла организуемых краткосрочных практических семинаров. Особенно нуждаются в подобной методической поддержке специалисты муниципальных образований, только осваивающие новое для себя направление деятельности - въездной и внутренний туризм.
Отдельное внимание в программе обращено на подготовку гидов и экскурсоводов. Кроме того, предусмотрен ряд мероприятий, позволяющий приблизить подготовку учащихся средних специальных и высших учебных заведений к реалиям нашего региона, привлечь преподавателей и будущих специалистов к текущим задачам развития туризма в Ярославской области.
5. Организационное и методическое обеспечение развития туризма
В рыночных условиях нельзя устраняться и от регулирующих и контролирующих функций в сфере туризма. Эти усилия нашли свое отражение в Программе. В качестве системообразующих мероприятий в Программе заложены разработка и ведение Реестра туристских ресурсов области и создание и развитие региональной системы туристской статистики, которые в полной мере пока отсутствуют.
В условиях насыщения туристского рынка уже нельзя двигаться вперед «наощупь», без обратной связи с туристами и оперативного отслеживания ситуации на рынке. Как показывает немалый зарубежный и нарождающийся российский опыт, сделать необходимые прогнозы, выявить успешность усилий по развитию туризма, оценить экономическую эффективность въездного и внутреннего туризма позволяют лишь такие мероприятия как мониторинг туристских потоков и доходов на территории области и проведение специальных исследований и опросов для выявления трат и предпочтений туристов.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсное обеспечение программы осуществляется за счет средств областного бюджета, государственной поддержки из бюджетов других уровней, бюджетов муниципальных образований области и внебюджетных источников (средства организаций и предпринимателей туристской сферы).
Наименование ресурсов | Потребность, тыс. руб. | |||||
всего | в т.ч. по годам | |||||
2005 | 2006 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Финансовые ресурсы: | ||||||
- областной бюджет, | 14563 | 7659 | 6904 | |||
в т.ч. по направлениям: | ||||||
- создание нового туристского продукта, обновление имеющихся маршрутов; | 3703 | 1824 | 1879 | |||
- развитие туристской инфраструктуры; | 210 | 105 | 105 | |||
- маркетинг и продвижение туристского продукта; | 8230 | 4670 | 3560 | |||
- специальное образование и переподготовка специалистов; | 1350 | 675 | 675 | |||
- организационное и методическое обеспечение развития туризма | 1070 | 385 | 685 |