ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 05 июля 1999 года № 412
Об основных направлениях бюджетной политики и сценарных условиях социально-экономического развития Ярославской области на 2000 год
________________________________________________
Снято с контроля на основании
постановления Губернатора Ярославской области
от 7 мая 2001 года N 288
_________________________________________________
В целях разработки бюджетного послания Губернатора Ярославской области Государственной Думе Ярославской области на 2000 год в соответствии с положениями статьи 26 Закона Ярославской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области" постановляю:
1. Утвердить основные направления бюджетной политики Ярославской области на 2000 финансовый год (приложение 1).
2. Утвердить сценарные условия социально-экономического развития Ярославской области на 2000 финансовый год (приложение 2).
3. Правительству Ярославской области при разработке проекта государственного бюджета Ярославской области на 2000 год обеспечить соблюдение основных направлений бюджетной политики и сценарных условий социально-экономического развития Ярославской области на 2000 финансовый год, утвержденных настоящим постановлением.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
5. Настоящее постановления вступает в силу с момента подписания.
Губернатор
Ярославской области
А.И. Лисицын
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2000 ГОД
Основные направления бюджетной политики Ярославской области составлены в соответствии с требованиями Закона Ярославской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области" (ст. 26) и определяют цели, приоритеты и направления деятельности Администрации Ярославской области на 2000 год в сфере бюджетно-налоговой политики. При разработке данного документа были учтены следующие документы:
- основные положения Программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах",
- Послание Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации "О бюджетной политике на 2000 год",
- Основные направления бюджетной политики на 1999 год и до 2001 года, разработанные Правительством Российской Федерации,
- "Приоритеты социально-экономической политики Ярославской области на 1996-2000 годы",
- "Программа оздоровления финансов Ярославской области", - "Основные направления бюджетной политики Ярославской области" на 1996-1999 годы.
Реформа бюджетной системы является составной частью глубоких социально-экономических преобразований в России. Успех экономической и финансовой стабилизации во многом зависит от создания оптимальных форм бюджетных взаимоотношений, как на федеральном, так и на региональном уровне. Состояние и параметры бюджета определяют и уровень социальной защиты населения, и качество экономической политики, и положение дел в большинстве непроизводственных отраслей.
К сожалению, в последние годы не удалось достичь многих из поставленных перед бюджетной политикой области целей. Большинство из них по-прежнему актуальны. Однако все же нельзя не отметить некоторые успехи бюджетной политики, проводимой в Ярославской области.
В 1998 году удалось практически остановить рост задолженности предприятий по налогам в областной бюджет (рост к уровню 1997 года всего на 0,8%). Кроме того, в истекшем году улучшилась собираемость по основным налогам: по налогу на прибыль она составила - 100%, по НДС - 99,7%, по акцизам - 95%, по налогу на имущество - 95,8%.
2. Постоянно ведется работа с крупнейшими налогоплательщиками и недоимщиками. В текущем году Правительством области уже подписаны соглашения о социально-экономическом сотрудничестве с девятью крупными промышленными предприятиями области и в дальнейшем круг их будет расширяться.
3. В 1998 году начата работа по реструктуризации задолженности предприятий в бюджеты всех уровней. В результате этой работы удалось погасить недоимку в сумме 94 млн. рублей.
4. Введение в начале 1999 года налога с продаж позволило получить дополнительные доходы в консолидированный бюджет "живыми деньгами" за первые 4 месяца в сумме 56,7 млн. рублей, в т.ч. в областной бюджет - 22,6 млн. рублей. А введение единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности должно вывести из нелегального сектора доходы недобросовестных представителей предпринимательских кругов.
5. По итогам 1998 года удалось в три раза снизить уровень дефицита бюджетных средств по сравнению с 1997 годом.
6. Был сделан шаг вперед в межбюджетных отношениях - разработан и принят Закон Ярославской области "О межбюджетных отношениях". В 1999 году планируется продолжить совершенствование нормативно-правовой базы бюджетного процесса в связи с принятием бюджетного кодекса.
7 Учитывая результаты завершенной в текущем году инвентаризации бюджетной сети, планируется продолжить постепенный переход на казначейскую систему исполнения бюджетов.
Вместе с тем многие задачи, ставившиеся в 1998 году, остались невыполненными:
1. В течение последних двух лет постоянно имеется задолженность бюджета по заработной плате и социальным выплатам населению. По состоянию на начало 1999 года в целом по консолидированному бюджету она составила соответственно 106,4 и 291,7 млн. рублей.
2. Попытки реализовать переход к адресной системе социальной защиты, а также реализация мер по сокращению государственных расходов не принесли ощутимых результатов. Резервов для дальнейшего сокращения расходов практически нет, поскольку крайне низкий уровень финансирования поставил учреждения и организации бюджетной сферы на грань выживания.
3. Из года в год нарастает задолженность организаций по налоговым платежам перед муниципальными бюджетами. За 1998 год она увеличилась на 26% и достигла 815,6 млн. рублей. До конца 1999 года погасить ее вряд ли возможно.
4. Хронический характер приобрело проведение зачетов и бартерных операций с предприятиями. В 1998 году доля поступлений в бюджеты в виде зачетов составляла около 50% всех доходов бюджетов. К 2000 году область, вероятно, не сможет окончательно отказаться от их проведения.
5. Объем государственного долга области достиг к началу 1999 года 1563,6 млн. рублей, а расходы по его обслуживанию на 1999 год запланированы в сумме 128 млн. рублей.
Все это требует пересмотра подходов к основам бюджетной политики. Основными целями бюджетной политики 2000 года должны стать:
- погашение задолженности и безусловное выполнение бюджетом текущих обязательств по заработной плате, пособиям и компенсациям;
- увеличение доходов бюджетов за счет мер по расширению налогооблагаемой базы;
- реалистичность и жесткость параметров бюджета.
Президентом Российской Федерации в Послании на 2000 год определены следующие основные направления политики бюджетных доходов на федеральном уровне:
постепенный перенос тяжести налогов с обложения доходов на обложение потребления, имущества и ресурсов; легализация доходов частнопредпринимательских кругов; снижение налоговой нагрузки на производителя; упрощение налоговой системы; улучшение налоговой дисциплины;
обеспечение дальнейшей стабильности и неизменности налогового законодательства в течение нескольких лет.
В этих условиях ключевым направлением политики Ярославской области на 2000 год должны стать меры по обеспечению роста доходов бюджета:
1. Прежде всего обеспечение роста доходов бюджетов должно проводиться за счет расширения налогооблагаемой базы. При этом необходимо действовать одновременно в нескольких направлениях:
1) реализация в 2000 году мероприятий в области промышленной политики, поскольку предприятия промышленности являются основными и крупнейшими налогоплательщиками (заключение соглашений о взаимном сотрудничестве с бюджетообразующими предприятиями, финансовая и налоговая поддержка производителей, наращивающих производство и объемы платежей в бюджет);
2) разработка в 2000 году долгосрочной программы реформирования предприятий с целью повышения эффективности производства и на этой основе - объемов поступлений в бюджеты всех уровней;
3) одним из резервов экономического роста и роста бюджетных доходов является развитие малого бизнеса и предпринимательства. В связи с этим важной задачей является создание благоприятных экономических и правовых условий для мелких товаропроизводителей.
4) в условиях массового ухода от налогообложения необходимо предпринять все усилия по выводу из теневого оборота имеющихся доходов как на основе мер по укреплению налоговой дисциплины, так и на основе более широкого применения единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности
5) следует серьезно задуматься над проблемой утечки финансовых потоков и, следовательно, налоговых отчислений ярославских предприятий и организаций в другие регионы и страны (свободные экономические зоны, оффшоры и т.д.). Необходимо найти способы и механизмы, способные заинтересовать такие предприятия вернуть свои финансовые потоки в область.
2. Вторым крупным направлением работы в сфере налоговых доходов является реструктуризация и погашение задолженности предприятий области перед бюджетами. Основными задачами по работе с задолженностью предприятий в 2000 году должны стать следующие:
1) продолжение работы по реструктуризации задолженности предприятий перед бюджетами, совершенствование механизмов реструктуризации долгов. При этом необходимо отделить основной объем задолженности от штрафов, пеней и других налоговых санкций;
2) дифференцированная работа с крупными должниками - предприятиями промышленности на основе индивидуальных соглашений с определением объемов текущих платежей, в т.ч. "живыми деньгами", и разработкой графиков погашения недоимки;
3) более жесткое применение к должникам, не производящим в полном объеме текущие платежи в бюджеты и не проводящим погашения или реструктуризации своей задолженности, механизмов обращения взыскания задолженности на имущество, внешнего наблюдения, внешнего управления, вплоть до процедуры банкротства.
3. Кроме вышеперечисленных мер особое внимание также следует уделить следующим вопросам:
1) в условиях, когда около половины доходов бюджетов поступает в виде зачетов, необходимо максимально снизить потери бюджета от проведения таких операций. При этом, однако, не следует прекращать работу по нормализации расчетных отношений и увеличению доли денежных поступлений в бюджеты;
2) следует проводить более жесткую политику в отношении предоставления налоговых льгот в точном соответствии с законом Ярославской области от 24 февраля 1998 г. К 2-з "О порядке и условиях предоставления налоговых льгот";
3) необходимо обратить внимание на меры по увеличению неналоговых доходов бюджетов - от продажи государственной собственности, от ее использования (например, от сдачи в аренду областной и муниципальной собственности), а также от погашения дебиторами бюджета выданных кредитов и ссуд.
Приоритетным направлением политики бюджетных расходов, как уже упоминалось, должно стать погашение задолженности и безусловное выполнение бюджетом текущих обязательств по заработной плате, пособиям и компенсациям. Для этого необходимо и областному бюджету, и бюджетам муниципальных образований не менее 40% средств направлять на выплату заработной платы. Чтобы обеспечить выполнение этой цели в 2000 году необходимо решить следующие задачи.
1. Сокращение расходов:
- оптимизация численности работников бюджетных организаций и количества самих организаций с учетом результатов проведенной инвентаризации бюджетных учреждений; рационализация расходов на государственное управление;
- разумное сокращение целевых инвестиционных программ для концентрации средств на важнейших направлениях социально-экономического развития и повышения эффективности государственных инвестиций;
- укрепление финансового контроля за расходами:
- обеспечение контроля за соблюдением бюджетными организациями установленных лимитов потребления электро- и теплоэнергии; - усиление контроля за заключением договоров, определяющих обязательства бюджетных организаций;
- экономия ресурсов на основе комплекса стандартов "Ресурсосбережение". Разработка указанных стандартов предусмотрена проектом "Концепции национальной программы ресурсосбережения на 1998-2005 годы и первоочередных мероприятий по ее реализации" и призвана обеспечить единую техническую политику в области экономии ресурсов;
- продолжение реформы ЖКХ с целью подготовки условий перехода этой отрасли на самоокупаемость; сокращение издержек по содержанию коммуникаций жизнеобеспечения; разработка механизма стимулирования квартиросъемщиков и собственников жилых помещений в установке приборов учета энергоресурсов и более экономичном пользовании жилищно-коммунальными услугами; целевая направленность предоставления жилищных субсидий особо нуждающимся и малообеспеченным семьям.
2. Адресная социальная политика:
- упорядочение социальных льгот, создание единой информационной базы о получателях социальных льгот и выплат;
- продолжение практики заключения генеральных соглашений между работодателями, профсоюзами и Администрацией, повышение ответственности сторон за их соблюдение.
3. Совершенствование межбюджетных отношений:
- планомерная реализация Концепции реформирования межбюджетных отношений. Приоритет - максимально возможная самодостаточность местных бюджетов;
- сокращение числа муниципальных округов-реципиентов, отказ от предоставления финансовой помощи муниципальным образованиям, не выполняющим рекомендации Администрации области о направлении средств на погашение задолженности по заработной плате, или использующим средства государственного бюджета области не по назначению, усиление контроля за использованием средств в высокодотационных районах;
- минимизация встречных финансовых потоков между бюджетами муниципальных образований и бюджетом области;
- координация бюджетной политики Администрации области и муниципальных образований для выработки общих подходов к решению важнейших проблем бюджетной сферы и населения, проживающего на данной территории.
Одним из важных направлений бюджетной политики является сокращение дефицита государственного бюджета области. В условиях все более жесткого отношения Минфина России к предоставлению бюджетных ссуд субъектам Федерации необходимо продолжить линию на мобилизацию внутренних ресурсов и последовательное снижение дефицита бюджета с целью достижения полной бюджетной сбалансированности.
Другой серьезной проблемой является реструктуризация внутреннего долга, особенно коммерческим банкам. Необходимо добиться изменения структуры и стоимости обслуживания внутреннего долга путем пролонгации сроков возврата привлеченных кредитных ресурсов, отказа от направления вновь привлекаемых денежных средств на потребление и направление их на обслуживание уже существующего внутреннего долга, новые заимствования следует проводить только для реструктуризации имеющейся задолженности и в некоторых случаях на высокоэффективные инвестиционные проекты. Для эффективного управления государственными и муниципальными долгами нужна система, позволяющая максимально снизит затраты на их обслуживание.
В целях совершенствования бюджетного законодательства необходимо привести имеющиеся нормативные акты, касающиеся бюджетного устройства и бюджетного процесса, в соответствие с Бюджетным Кодексом Российской Федерации после введения его в действие соответствующим законом.