ГУБЕРНАТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 января 1999 года N 12

О программе демонополизации экономики
и развития конкуренции на товарных рынках
Ярославской области на 1999-2000 годы

___________________________________________
Снято с контроля на основании
постановления Губернатора Ярославской области
от 15 августа 2001 года N 539
___________________________________________

       В целях дальнейшего развития конкурентных отношений на товарных рынках Ярославской области

постановляю:

       1. Утвердить прилагаемую Программу демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Ярославской области на 1999 - 2000 годы.

       2. Контроль за исполнением настоящей Программы возложить на заместителя Губернатора области Баракина А.А.

       3. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор
Ярославской области
А.И.Лисицын




Приложение
к постановлению Губернатора
Ярославском области
от 14.01.99  N 12

Программа
демонополизации экономики и развития конкуренции на
товарных рынках Ярославской области на 1999 - 2000 годы

г. Ярославль, 1999 г.

1. Паспорт областной программы

       НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

       Программа демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Ярославской области на 1999 - 2000 годы.

       НАИМЕНОВАНИЕ РЕШЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ

       Постановление Губернатора Ярославской области от 22.06.98 г. N 412 "Об организации разработки и реализации программы демонополизации и развития конкуренции на товарных рынках Ярославской области в 1998 - 2000 годах".

       ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ

       Ярославское территориальное управление государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике (ЯТУ ГАК России).

       ОСНОВНЫЕ РАЗРАБОТЧИКИ ПРОГРАММЫ

       Управление экономики и прогнозирования Администрации Ярославской области, ЯТУ ГАК России.

       ИСПОЛНИТЕЛИ ПРОГРАММЫ

       Структурные подразделения Администрации Ярославской области, органы местного самоуправления муниципальных образовании, территориальные подразделения федеральных органов государственной власти.

       ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

       Предупреждение возможных негативных проявлений монополизма на основе дальнейшего развития конкурентных отношений, эффективно влияющих на процессы структурных преобразований, уровень цен, тарифов и качество товаров и услуг на приоритетных для области рынках.

       ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ

       Мероприятия, обеспечивающие нормативно-правовые, организационные и экономические условия дальнейшего развития конкурентных отношений.

Сроки реализации программы
1999 - 2000 годы.

   

       ОБЪЕМ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

       На  реализацию организационно-правовых мероприятий, предусмотренных в программе, финансирование не предусматривается.

       ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

       Общее  повышение   эффективности   деятельности  хозяйствующих субъектов   за счет   усиления   конкурентных  принципов механизма рыночного регулирования;

       уменьшение коэффициента концентрации,  коэффициента Герфиндаля - Гиршмана на товарных рынках;

       расширение  потребительского выбора  и  относительное снижение уровня цен на важнейшие виды товаров и услуг;

       повышение качества товаров и услуг;

       экономия бюджетных средств.

       СИСТЕМА КОНТРОЛЯ

       Региональная межведомственная комиссия по конкурентной    политике, ЯТУ ГАК России (тел. 72-93-01).

                  

2. Введение

       Программа демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Ярославской области, далее именуемая - Программа, разработана во исполнение постановления Губернатора Ярославской области от 22 июня 1998 г. N 412 "Об организации разработки и реализации программы демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Ярославской области в 1998 - 2000 годах" и в соответствии с Законом Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. N 948-1, Постановлением Правительства Российской Федерации "О мероприятиях по решению задач государственной антимонопольной политики, демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Российской Федерации в 1998 - 2000 годах" от 21 февраля 1998 г. N 239, постановлением Губернатора Ярославской области "О приоритетах государственной социально-экономической политики Ярославской области до 2000 года" от 12.01.96 N 15 и другими нормативно правовыми актами Российской Федерации и Ярославской области. Программа учитывает положения отраслевых программ демонополизации и развития конкуренции на рынках товаров и услуг в Российской Федерации.

       Настоящая Программа сформирована исходя из принципа    преемственности по отношению к Программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Ярославской области, утвержденной постановлением Губернатора Ярославской области от 30 августа 1994 г. N 423 "О программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Ярославской области", учитывает опыт ее реализации, а также структурные изменения в экономике области, произошедшие за последние годы.

       Демонополизация экономики и развитие конкуренции тесно связаны с инвестиционной политикой и повышением конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей. Достижению целей настоящей программы во многом способствуют мероприятия, предусмотренные Государственной инвестиционной программой Ярославской области, принимаемой ежегодно, и областной Программой "Качество", принятой на период 1998 - 2001 гг. постановлением Губернатора Ярославской области "Об утверждении Программы "Качество" в Ярославской области" от 24.03.98 г. N 193.

       Программа базируется на анализе, проведенном с целью оценки состояния и перспектив развития конкурентной среды на товарных рынках области, а также на прогнозах социально-экономического развития области на ближайшие годы.

       Проблемы, связанные с демонополизацией экономики и развитием конкуренции, носят комплексный характер. Разработка и проведение мер по их разрешению обеспечиваются согласованными действиями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта федерации. Настоящая Программа сформирована на основе предложений структурных подразделений Администрации области, территориальных подразделении федеральных органов власти, органов местного самоуправления муниципальных образований и представляет собой максимально согласованный подход к решению задач в области демонополизации и развития конкуренции на ближайшую перспективу.

3. Содержание проблемы

       Эффективность и результативность мероприятий по демонополизации экономики и развитию конкуренции зависят от ряда объективных и субъективных факторов. Падение объемов производства и потребления препятствует нормальному функционированию механизмов рыночного саморегулирования, в том числе конкурентных стимулов. В условиях сокращающегося спроса, сужения географических границ рынков и продолжающейся инфляции мероприятия по демонополизации не могут привести к моментальному положительному эффекту, а значит, они должны быть направлены на создание потенциальных условий экономического роста, которые проявятся при уменьшении негативного воздействия экономического кризиса. Кроме того, требуется определенный временной период для проявления положительных результатов таких мероприятий.

       Успешному развитию конкурентных отношений могут препятствовать:

       - монополистические действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, направленные в первую очередь на создание барьеров для доступа на рынок новым хозяйствующим субъектам, вытеснение конкурентов, получение сверхприбыли;

       - соглашения и согласованные действия, направленные на ограничение доступа на рынок, отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями, раздел рынка по кругу продавцов или покупателей, по территориальному признаку, по ассортименту реализуемых товаров;

       - практика необоснованного препятствования предпринимательской деятельности путем усложнения порядка лицензирования и произвольного расширения перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию, замены лицензирования (по видам деятельности, не подлежащим лицензированию) иными разрешительными процедурами;

       - необоснованное установление административных барьеров на пути движения товаров по территории России, противоречащее Закону РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и статьям 8 и 74 Конституции Российской Федерации;

       - предоставление экономически необоснованной государственной помощи в виде субсидий, льгот, гарантий или иных преимуществ для отдельных хозяйствующих субъектов;

       - нарушение принципов добросовестной конкуренции, в частности, введением потребителей в заблуждение путем распространения ложных сведений о товарах и услугах;

       - активизация процесса экономической концентрации, выражающаяся в покупке крупных пакетов акций в результате перераспределения акций на вторичном рынке;

       - низкая конкурентоспособность продукции и услуг местных товаропроизводителей;

       - плохо развитая инфраструктура рынка.

       Продолжают сохраняться объективные трудности в финансовом обеспечении демонополизации и развития конкуренции в области. Финансовые и инвестиционные проблемы будут решены в ходе дальнейшего экономического развития, но уже сейчас необходимо обеспечить правовые, организационные и экономические условия дальнейшего развития конкурентных отношений.

4. Цель программы

       Целью настоящей Программы является предупреждение возможных негативных проявлений монополизма на основе дальнейшего развития конкурентных отношений, эффективно влияющих на процессы структурных преобразований, уровень цен, тарифов и качество товаров и услуг на приоритетных для области рынках.

       Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих основных задач:

       - совершенствование нормативно-правовой базы, форм и методов антимонопольного регулирования и контроля, демонополизации и развития конкуренции;

       - предупреждение создания новых монопольных структур;

       - обеспечение  равных  возможностей хозяйствования на товарных рынках;

       - осуществление  государственного  регулирования и контроля за деятельностью естественных монополий;

       - осуществление   государственного   контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках;

       - поддержка предпринимательства и создание условий для увеличения количества поставщиков продукции на рынки области;

       - повышение конкурентоспособности продукции местных товаропроизводителей;

       - совершенствование системы общегосударственной стандартизации и сертификации;

       - расширение  границ и преодоление региональной обособленности товарных рынков;

       - развитие рыночной инфраструктуры.

      

5. Анализ конкурентной среды и уровень
монополизации на рынках товаров и услуг
Ярославской области. Создание условий для развития
конкуренции на приоритетных товарных
рынках области

       5.1. Промышленность

       В   промышленности области,  как  и в промышленном комплексе России  в  целом,  в результате  проводимой в СССР государственной политики   централизованного   размещения производства исторически сложилась преимущественно монополизированная  экономическая среда.

Промышленный комплекс создавался путём строительства в основном   крупных   и  средних предприятий, что преследовало цели повышении уровня концентрации и специализации производства, повышения степени кооперации  между регионами России и союзными республиками. Осуществляемые в ходе рыночных реформ преобразования вносят существенные изменения в экономические условия функционирования промышленности и предъявляют к ее структуре новые требования.

Демонополизация ряда отраслей промышленности и отдельных отраслей экономики осуществляется в рамках федеральных отраслевых программ.

       Высокий  уровень   концентрации промышленности как предпосылка монопольного поведения субъектов рынка  все реже используется в качестве рычага давления на конкурента. Наличие достаточно крупных предприятий и развитие процессов экономической концентрации, как показывает практика, еще не означает обязательного злоупотребления доминирующим положением на рынке, а в определенной степени отражает неравномерность развития в ходе структурной перестройки.

Кроме того, на фоне общеэкономического кризиса, сопровождающегося резким сокращением потребительского спроса и объема производства, разрывом сложившихся хозяйственных связей, открытием внутреннего рынка, монополистическая деятельность со стороны крупных предприятий не всегда возможна.

В целях  формирования и поддержания добросовестной конкуренции с учетом исчерпания ряда эффективных возможностей (например, приватизации) акцент  должен сместиться со снижения концентрации производства на снижение уровня концентрации товарных рынков.

Антимонопольная политика  по отношению к крупным предприятиям, занимающим доминирующее положение  на  товарных рынках, должна сопровождаться   усилением контроля за возможной монополистической практикой хозяйствующих субъектов, приводящей к злоупотреблениям на рынке, наносящим ущерб потребителям и экономике области в целом.

Создание производств, которые могли бы конкурировать с уже имеющимися, в современных условиях представляется маловероятным, исключение  составляет   малое  предпринимательство. В сложившихся условиях наиболее перспективными направлениями демонополизации и развития конкуренции в промышленном комплексе являются:

       - содействие реформированию предприятий с созданием производств по выпуску конкурентоспособной продукции;

       - создание "Торговых домов";

       - совершенствование системы налогообложения;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»