Недействующий

ГУБЕРНАТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 января 1996 года N 15


О приоритетах государственной
социально-экономической политики
Ярославской области до 2000 года и
Основных направлениях государственной
социально-экономической политики
Ярославской области на 1996 год

В соответствие со ст.82 Устава Ярославской области

постановляю:

1. Утвердить приоритеты государственной социально-экономической политики Ярославской области до 2000 года (приложение 1).

2. Утвердить основные направления государственной социально-экономической политики Ярославской области на 1996 год (приложение 2).

3. Правительству области и органам при Губернаторе области в своей практической деятельности строго руководствоваться приоритетами государственной социально-экономической политики Ярославской области до 2000 года и основными направлениями государственной социально-экономической политики Ярославской области на 1996 год.

4. Поручить Правительству области и органам при Губернаторе области в месячный срок разработать и принять план конкретных мероприятий по реализации основных направлений государственной социально-экономической политики Ярославской области на 1996 год.

5. Установить, что Председатель Правительства области и первый заместитель Губернатора области ежеквартально (не позднее 15 числа следующего после окончания квартала месяца) представляют Губернатору области доклад о ходе реализации основных направлений государственной социально-экономической политики Ярославской области на 1996 год.

6. Правительству области не позднее 15 октября 1996 г. представить в Аналитический центр при Губернаторе области предложения по основным направлениям государственной социально-экономической политики Ярославской области на 1997 год.

7. Аналитическому центру при Губернаторе области не позднее 1 ноября 1996 г. представить Губернатору области предложения по основным направлениям государственной социально-экономической политики Ярославской области на 1997 год.

8. Аналитическому центру при Губернаторе области не позднее 31 января 1997 г. представить Губернатору области общий доклад об итогах реализации основных направлений государственной социально-экономической политики Ярославской области в 1996 году.

9. Контроль за исполнением настоящего Постановления оставляю за собой.

Губернатор Ярославской области
                                А.И.Лисицын


Приложение 1
к Постановлению Губернатора
Ярославской области
от 12.01.96 N 15



ПРИОРИТЕТЫ
Государственной социально-экономической
политики Ярославской области
до 2000 года

Настоящий документ определяет цели и задачи деятельности органов власти Ярославской области на среднесрочную перспективу, идеологию и общие механизмы воздействия на социально-экономическую среду для достижения желаемых результатов. В нем не определяются отраслевые приоритеты. Настоящий документ определяет принципиальную позицию и концептуальный подход к комплексному управлению развитием региона как самостоятельного субъекта Российской Федерации.

В соответствии с этим назначением документ фиксирует:

основные социально-экономические проблемы, затрудняющие экономическое и социальное развитие региона;

стратегические цели социально-экономической политики;

подходы к реализации намеченных целей.

Приоритеты социально-экономического развития Ярославской области до 2000 года закладывают основание для разработки основных направлений государственной социально-экономической политики Ярославской области на каждый предстоящий год, в которых определяются конкретные цели и механизмы реализации поставленных настоящим документом стратегических задач, а также отраслевые приоритеты государственной инвестиционной политики Ярославской области.

Реализация стратегических приоритетов осуществляется в строгом соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации и Ярославской области.

I. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Проблемы, оказывающие в настоящее время негативное воздействие на социально-экономическое развитие региона, можно условно развести на несколько уровней как по степени глобальности, так и по причинно-следственным связям.

1.1. Основными проблемами, которые в наибольшей степени заметны для всех, являются экономический спад, снижение уровня жизни значительной части населения, глубокие изменения в качестве жизни.

1.2. Причинами экономического спада являются:

низкая эффективность хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;

высокая доля затрат предприятий, не связанная с их хозяйственной деятельностью;

высокий уровень налоговых изъятий и нестабильность налогового законодательства;

и, как следствие, инвестиционный кризис и деградация основных производственных фондов.

1.3. Причинами снижения уровня жизни значительной части населения являются:

исторически сложившаяся структура заработной платы, не включающая затрат на потребление социальных услуг, что неадекватно настоящей ситуации;

уменьшение реальных доходов, особенно - в бюджетной сфере, связанное с инфляцией;

1.4. Изменения в качестве жизни населения характеризуются:

расширением спектра социальных услуг вообще;

сужением этого спектра для отдельных категорий населения;

ухудшением качества многих традиционных социальных услуг.

1.5. Все это во многом обусловлено неэффективной, с точки зрения существующей социально-экономической ситуации, деятельностью государства, выражающейся в:

непомерно высоком уровне налогообложения;

нерациональных механизмах использования государственных (и муниципальных) ресурсов: средств государственного и муниципальных бюджетов, объектов государственной и муниципальной собственности;

неразделенности финансов государства, хозяйствующих субъектов и населения, а также между различными уровнями государства и местным самоуправлением;

нерациональных механизмах социальной помощи населению;

неадекватных организационных взаимодействиях по вертикальным и горизонтальным связям.

незначительном использовании объективной информации в качестве ресурса при принятии управленческих решений.

В 1996-2000 годах деятельность органов власти Ярославской области будет направлена на решение изложенных в настоящем пункте проблем.

В общем виде на среднесрочную перспективу ставится задача Н повышения эффективности государства и его воздействия на внешнюю среду в направлении решения стоящих перед областью проблем.

II. ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ

Повышение эффективности государства предполагает решение ряда взаимосвязанных задач, основными из которых являются:

снижение общего уровня налоговых изъятий и относительное сокращение расходов бюджетной системы;

"разделение" финансов государства, предприятий и населения;

повышение эффективности использования бюджетных средств и объектов государственной собственности Ярославской области;

создание и совершенствование системы адресной социальной помощи населению;

правовое оформление и регламентация организационных взаимоотношений Ярославской области и Российской Федерации, органов власти Ярославской области и органов местного самоуправления, существенное улучшение информационного обеспечения органов государственной власти на базе новых информационных технологий.

III. ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Реализация вышеизложенных задач предполагает решение более конкретных вопросов. Ниже определяются подходы к решению поставленных задач в контексте общих проблем социально-экономического развития региона и ожидаемые результаты на среднесрочную перспективу.

3.1. Снижение общего уровня налоговых изъятий и относительное сокращение расходов бюджетной системы.

Снижение уровня налоговых изъятий будет производиться поэтапно в строгой зависимости от результатов мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств.

Проблема недостатка бюджетных средств будет решаться не через увеличение уровня налоговых изъятий и государственных заимствований, а через оптимизацию расходной части бюджетов за счет повышения эффективности использования финансовых средств и объектов государственной собственности, а в долгосрочной перспективе - за счет роста налогооблагаемой базы и "собираемости" налогов и сборов.

В первую очередь будут снижаться ставки налогов, взимаемых с хозяйствующих субъектов - налога на прибыль и налогов с оборота.

В то же время предполагается постепенно увеличивать ставки по налогу на имущество юридических и физических лиц, земельного налога, платежей за пользование природными ресурсами. Эти мероприятия в обязательном порядке будут сопровождаться адекватным снижением ставок по другим налогам.

Предполагается, что реализация подходов к решению проблемы снижению уровня налоговых изъятий и переориентации налогов на имущественные и ресурсные платежи усилит стимулы к активизации хозяйственной деятельности предприятий и организаций, создаст более благоприятные условия для привлечения в регион инвестиционных ресурсов, послужит стимулом к повышению эффективности использования имущества и природных ресурсов.

3.2. Разделение финансов государства, предприятий и населения.

Разделение финансов государства, предприятий и населения предполагает решение ряда более конкретных задач, основными из которых являются:

конверсия социальной инфраструктуры;

переориентация дотирования организаций, содержащих на балансе объекты социальной инфраструктуры, и предприятий жилищно-коммунального хозяйства на дотирование жилищных кооперативов и прямые социальные трансферты;

постепенное снижение уровня государственного дотирования предприятий и организаций, производящих социально значимую продукцию (услуги), с переориентацией средств на прямые социальные трансферты;

опережающее повышение за счет высвободившихся средств заработной платы работников отраслей, финансируемых за счет средств государственного и муниципальных бюджетов.

Конверсия социальной инфраструктуры, прежде всего - жилищно-коммунального хозяйства, предполагает изменение организационно-финансовых механизмов содержания социальных объектов, направленное на перенесение основных расходов на бюджеты непосредственных потребителей социальных услуг, то есть домохозяйств, с одновременным усилением государственного контроля за ценообразованием и порядком функционирования организаций, от деятельности которых зависит стабильность систем обеспечения жилищнокоммунального хозяйства.

В среднесрочной перспективе предполагается принять меры для ускорения темпов приватизации жилья гражданами, стимулирования образования жилищных кооперативов (кондоминиумов). К 2000 году планируется в основном завершить процесс передачи жилья и других социальных объектов с баланса предприятий и организаций на самостоятельное финансирование через жилищные кооперативы или в собственность органов местного самоуправления.

Параллельно будет осуществляться переход от дотирования предприятий, содержащих на балансе жилье, и предприятий жилищно-коммунального хозяйства к непосредственному дотированию жилищных кооперативов с уменьшением доли бюджетных средств в структуре затрат на содержание жилья. Школы, детские дошкольные учреждения, больницы, поликлиники, другие социальные объекты будут приниматься в муниципальную и государственную собственность Ярославской области.

Цены на услуги по снабжению жилья и социальных объектов электро- и теплоэнергией, газом, водой будут поставлены под жесткий государственный контроль как цены естественных монополий.

С увеличением доли расходов населения на оплату коммунальных услуг часть средств, высвободившихся в результате сокращения дотаций жилищно-коммунального хозяйства, будет направляться на прямые компенсации малообеспеченным гражданам на основе общих нормативов. Часть средств будет направлена на увеличение заработной платы работникам "бюджетных" отраслей.

Постепенное снижение уровня дотаций предприятиям и организациям обусловлено неэффективным характером использования полученных таким образом средств и невозможностью обеспечения соответствующего контроля обоснований их получения. Более рациональным и социально-эффективным способом стимулирования развития дотируемых отраслей является стимулирование потребительского спроса на соответствующих рынках. Предстоит разработать и внедрить эффективные механизмы распределения целевых социальных трансфертов, направленных на стимулирование покупательной способности населения на продукцию и услуги дотируемых отраслей.

Предполагается, что реализация вышеизложенных подходов к разделению финансов государства, предприятий и населения позволит получить серьезную экономию бюджетных средств и осуществить снижение налоговых ставок, обеспечить опережающее инфляцию повышение заработной платы в "бюджетных" отраслях, аккумулировать необходимые средства для оказания адресной социальной помощи населению, улучшить качество коммунальных услуг населению, создать цивилизованный рынок жилья в регионе.

3.3. Повышение эффективности использования бюджетных средств и объектов государственной собственности.

Повышение эффективности использования бюджетных средств предполагает повышение социальной и/или экономической отдачи от производимых расходов и вложений. Решение этой задачи связано с реализацией следующих подходов:

разработка и внедрение механизмов эффективного контроля за целевым использованием бюджетных средств;

распространение механизма конкурсного размещения государственного (и муниципального) заказа;

четкая правовая регламентация процесса планирования и исполнения государственного бюджета Ярославской области;

повышение эффективности процесса управления и распоряжения объектами государственной собственности.

Создание механизмов эффективного контроля за целевым использованием бюджетных средств предполагает внедрение практики требования банковских и/или аудиторских заключений и гарантий как при обосновании потребности в финансировании, так и при непосредственном осуществлении финансирования. В ближайшее время для этих целей будет создана система уполномоченных банков, аудиторских и консалтинговых фирм, осуществляющих на договорной основе гарантирование целевого использования выделяемых на те или иные цели бюджетных средств или подтверждение адекватности их обоснования.

Распространение механизма конкурсного размещения государственного (муниципального) заказа предполагает предъявление требования обязательного проведения конкурса (тендера) при размещении государственного (муниципального) заказа на поставки продукции (оказание услуг) и выполнение работ. Предстоит разработать комплекс документов, необходимых для внедрения указанного механизма.

Регламентация процесса планирования и исполнения государственного бюджета Ярославской области предполагает разработку и утверждение нормативных актов, определяющих процедуру взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в процессе разработки и исполнения государственного бюджета Ярославской области. В 1996 году будет осуществлена разработка нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, которые необходимы для контроля за адекватностью расчетов минимально необходимых доходов бюджетов муниципальных образований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Ярославской области, и механизмов рассечения поступлений от государственных налогов между государственным бюджетом Ярославской области и бюджетами муниципальных образований. Предстоит реформировать систему сбора государственных налогов: они должны непосредственно направляться на счета органов государственной власти, а не местного самоуправления.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»