ГУБЕРНАТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  от 15 февраля 1994 года N 92


О программе поддержки и
развития предпринимательства
органами государственной власти
и управления Ярославской области

(с изменениями на 8 декабря 2003 года)

________________________________________________________________________________________

Текст документа с изменениями, внесенными:

постановлением Губернатора Ярославской области от 29 апреля 2002 года N 275;

постановлением Губернатора Ярославской области от 20 февраля 2003 года N 120;

постановлением Губернатора Ярославской области от 19 мая 2003 года N 304;

постановлением Губеонатора Ярославской области от 16 декабря 2003 года N 798;

постановлением Губернатора Ярославской области от 8 декабря 2003 года N 744

________________________________________________________________________________________


Рассмотрев представленный департаментом промышленности и поддержки предпринимательства и рассмотренный коллегией проект Программы поддержки и развития предпринимательства в области,

постановляю:

1. Утвердить Программу поддержки и развития предпринимательства органами государственной власти и управления Ярославской области согласно приложению N 1.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти городов и районов области руководствоваться в своей работе областной Программой поддержки и развития предпринимательства.

3. Предоставить департаменту промышленности и поддержки предпринимательства право заключать договоры (без имущественных обязательств) с государственными и общественными организациями об обмене информацией с целью создания банков данных, необходимых для обслуживания предпринимателей.

4. Территориальному антимонопольному управлению и департаменту промышленности и поддержки предпринимательства в 1 квартале 1994 года подготовить учредительные документы фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции для ее регистрации и открытия расчетного счета. Представить на утверждение коллегии администрации области состав наблюдательного совета Фонда, кандидатуру директора Фонда.

5. Финансовому управлению осуществить финансирование Программы из областного бюджета ежеквартально через Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции в объеме 0,3% доходной части областного бюджета.

6. Юридическому отделу, финансовому управлению, департаменту промышленности и поддержки предпринимательства совместно с налоговой инспекцией мэрии города Ярославля, администрациям городов и районов области провести в 1 полугодии 1994 года анализ хозрасчетных отношений в органах государственной власти (лицензионные сборы, оплата обязательных экспертиз и других платежей), акционерных обществах, выдающих технические условия на создание производственной инфраструктуры малого и среднего бизнеса, и подготовить предложения по созданию предпринимателям благоприятного режима для начала их деятельности.

7. Департаменту промышленности и поддержки предпринимательства, управлению финансов подготовить предложения по предоставлению налоговых льгот предприятиям малого и среднего бизнеса в части бюджетных платежей.

8. Контроль за выполнением данного постановления и программы возложить на заместителя Губернатора по вопросам промышленности, энергетики, транспорта и поддержки предпринимательства Н.И.Непряева.

  Губернатор области
 А.И.Лисицын

Приложение 1
к постановлению Губернатора
области
от 15.02.94 N 92
(в редакции постановлений
Губернатора области
от 29 апреля 2002 N 275;

от 20 февраля 2003 года N 120
;
от 16 декабря 2003 года N 798;
от 8 декабря 2003 года N 744)

АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002-2003 ГОДЫ
«РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА -
ПУТЬ К БЛАГОПОЛУЧИЮ»

ЯРОСЛАВЛЬ, 2002 г.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

- программа государственной поддержки малого предпринимательства Ярославской области на 2002-2003 годы «Развитие предпринимательства - путь к благополучию» (далее Программа)

Основание разработки Программы

- Федеральный закон от 14.06.95 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (статья 7);
- Закон Ярославской области от 12.10.2001 N 49-з «О государственной поддержке малого предпринимательства Ярославской области» (глава III)

Государственный заказчик Программы

- Администрация Ярославской области

Основные разработчики Программы

- управление государственной поддержки и развития предпринимательской деятельности Администрации Ярославской области;
- Координационный совет по малому предпринимательству при Губернаторе Ярославской области

Цели (задачи) Программы

- обеспечение благоприятного предпринимательского климата, снятие нормативно-правовых, административных и организационных барьеров, препятствующих эффективному развитию и функционированию малого предпринимательства;
- обеспечение малого предпринимательства доступными квалифицированными информационными услугами через специализированные структуры поддержки малого предпринимательства;
- подготовка высококвалифицированных кадров для сферы малого предпринимательства;
- практическое содействие созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства, укрепление социального статуса, повышение престижа предпринимателей

Сроки реализации Программы

- 2002-2003 годы

Основные направления Программы (разделы программных мероприятий)

- оказание содействия органам местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства;
совершенствование нормативно-правового обеспечения малого предпринимательства;
- имущественная и организационная поддержка малого предпринимательства;
развитие информационного, консультационного обеспечения малого предпринимательства; содействие выставочно-ярмарочной деятельности;
- развитие обучающего и кадрового обеспечения малого предпринимательства; взаимодействие со СМИ

Исполнители мероприятий Программы

- структурные подразделения Администрации Ярославской области*;
- Ярославская областная торгово-промышленная палата (по согласованию);
- региональный информационно-аналитический центр поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославского центра научно-технической информации (по согласованию);
- Ярославская ремесленная палата (по согласованию);
- Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Ярославской области (по согласованию);
- Ярославский областной комитет государственной статистики (по согласованию);
- администрации муниципальных образований Ярославской области;
- образовательные учреждения и организации (по конкурсу)

Общая стоимость Программы, в том числе государственная поддержка из бюджетов других уровней и внебюджетных источников   

  

общий объем финансирования Программы 4737 тыс. руб. (2649 тыс. руб. - 2003 г.), в т.ч. по источникам финансирования:
 областной бюджет - 3670 тыс. руб. (2000 тыс. руб. - 2003 г.);
местный бюджет - 954 тыс. руб. (609 тыс. руб. - 2003 г.);
внебюджетные источники - 113 тыс. руб. (40 тыс. руб. - 2003 г.)
Допускается перераспределение средств по разделам Программы с учетом тенденции поступления средств в областной бюджет  

  

Ожидаемые конечные результаты

- скоординированные решения и практические действия по реализации Программы в 2002 и 2003 годах должны привести к увеличению:
- численности работающих в малом предпринимательстве на 2%;
объема произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) на 25%;
- объема налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в консолидированный бюджет области на 30%

Ответственные лица для контактов, куратор Программы

- куратор от Администрации Ярославской области - заместитель Губернатора Ярославской области Сазонов А.Ю.
- ответственные лица:
- начальник управления государственной поддержки и развития предпринимательской деятельности Администрации Ярославской области Рябухин А.В., тел. 72-52-10;
 - заместитель начальника управления государственной поддержки и развития предпринимательской деятельности Администрации Ярославской области Осипова Т.В., тел.72-52-13


*Структурные подразделения Администрации области, являющиеся исполнителями Программы по своему функциональному назначению, указаны в приложении к Программе.

Описание проблемы и обоснование ее актуальности

Во всем мире поддержка и развитие малого и среднего бизнеса считается основой экономического процветания национального, регионального и местного хозяйства. В Ярославской области развитие сектора малого и среднего бизнеса стало одним из базовых элементов происходящих экономических преобразований, являясь локомотивом в формировании рыночной среды и мощным рычагом для решения комплекса политических, экономических и социальных проблем: от насыщения рынка разнообразными товарами и услугами и снижения остроты безработицы в ряде депрессивных районов области до роста доходов населения и формирования стабильной налогооблагаемой базы.

В течение последних лет были сделаны определенные шаги по созданию условий и инфраструктуры, необходимых для развития малого предпринимательства в регионе. Областные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства, законы и нормативно-правовые акты областных органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленные на поддержку малого бизнеса, позволили на начало 2001 года стабилизировать число малых предприятий на уровне 7300 при росте числа индивидуальных предпринимателей в 1,5 раза. По-прежнему более привлекательной для малых предприятий остается непроизводственная сфера: так, 46% от общего их количества в области относятся к предприятиям торговли и общественного питания, 14% - промышленности, 18% - строительства, 3% - науки и научного обслуживания, 0,8% - информационно-вычислительного обслуживания. Недостаточно активно развиваются приоритетные для малого бизнеса сфера услуг и инновационная деятельность. Большинство малых предприятий функционирует в частном секторе экономики, доля которого составляет 95%.

К сожалению, общая картина о положении в сфере малого бизнеса искажена ввиду отсутствия статистической информации о направлениях и результатах деятельности индивидуальных предпринимателей.

В течение последних лет Ярославская область по показателям деятельности субъектов малого предпринимательства входит в число четырех ведущих регионов Центрального федерального округа Российской Федерации, включая Москву, Московскую и Воронежскую области. Однако, вызывает беспокойство то, что приостановился рост числа малых предприятий, часть предприятий не может начать свою деятельность сразу после регистрации, невелики темпы роста и развития успешных предприятий. Для включения механизма рыночной саморегуляции, обеспечения устойчивости и необратимости позитивных изменений в экономике численность малых предприятий должна быть, как минимум, в 4-5 раз больше (без учета индивидуальных предпринимателей).

Доля работающих в сфере малого предпринимательства среди общего числа занятых в экономике Ярославской области с учетом всех субъектов малого предпринимательства составляет около 19%. При этом более 40% занятых в этой сфере составляют индивидуальные предприниматели. В целом, около 400 тысяч человек (примерно 30% населения области, включая членов семей) частично или полностью живут на доходы от предпринимательской деятельности.

Несмотря на наметившуюся в последние два года тенденцию роста производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в общем объеме производства продукции, работ и услуг в области составляет чуть более 9%. Невелика пока инвестиционная активность малых предприятий. В 2000 году их доля инвестиций в основной капитал от общего объема инвестиций в экономику области составила 1,6%.

Мировой опыт показывает, что макроэкономическая политика центрального правительства, особенно в финансовой сфере, является решающей в развитии малого предпринимательства, поскольку малый бизнес неразрывно связан со всеми отраслями хозяйства. Он как бы пронизывает всю структуру экономики, являясь чутким барометром ее состояния. Только общее повышение доходов всех слоев населения и увеличение совокупного спроса, что присуще динамично развивающейся экономике, может обеспечить устойчивое развитие сферы малого бизнеса. Однако, не преуменьшая сложности проблем, и на региональном уровне можно воздействовать на ситуацию и способствовать становлению частного предпринимательства. Стимулом в этом являются те потенциальные возможности, которые несет в себе малый бизнес.

Развитие малого бизнеса - это часть общей стратегии экономического развития региона, основные положения которой изложены в программе социально-экономического развития Ярославской области на 2000-2003 гг. «От выживания к благополучию», предусматривающей выработку и реализацию эффективной государственной политики по созданию стабильного и обеспеченного среднего класса. Программа государственной поддержки малого предпринимательства Ярославской области на 2002-2003 годы «Развитие предпринимательства - путь к благополучию», являясь составной частью вышеназванной программы, сохраняя принцип преемственности с Программой поддержки и развития предпринимательства органами государственной власти и управления Ярославской области, утвержденной постановлением Губернатора области от 15.02.94 N 92, направлена на реализацию мероприятий по формированию условий, стимулирующих предпринимательскую активность широких слоев населения, и достижение за счет успешного развития малого предпринимательства следующих возможных положительных результатов:

- изменение структуры экономики региона;

- повышение в регионе уровня деловой активности;

- ускорение перемещения ресурсов из убыточных секторов экономики в прибыльные;

- значительное увеличение числа хорошо оплачиваемых рабочих мест;

- снижение общего уровня безработицы с решением проблемы занятости для социально-незащищенных групп;

- увеличение поступлений в бюджет за счет расширения базы налогообложения;

- внедрение новых методов управления и инновационных технологий;

- развитие и качественное улучшение рыночной инфраструктуры;

- появление и распространение ранее недоступных товаров и услуг;

- повышение уровня жизни и покупательной способности населения.

Основные цели и задачи Программы


Основная цель Программы - создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий для устойчивого развития малого предпринимательства области, обеспечивающих насыщение рынка отечественными товарами и услугами, стабильное поступление налогов в бюджеты всех уровней, формирование среднего слоя (класса) общества, рост благосостояния населения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие первоочередные задачи:

- снятие нормативно-правовых, административных и организационных барьеров, препятствующих эффективному развитию и функционированию малого предпринимательства;

- стимулирование создания новых малых и средних предприятий, поощрение всех слоев населения к проявлению экономической инициативы;

- долгосрочная поддержка и обеспечение роста потенциально жизнеспособных и успешно работающих малых предприятий;

- обеспечение повышения конкурентоспособности и качества фирм, работающих в сфере малого бизнеса;

- развитие малого предпринимательства в сфере услуг и туризма, инновационной и производственной деятельности, ремесленничестве;

- подготовка высококвалифицированных кадров для сферы малого предпринимательства;

- обеспечение малого предпринимательства доступными квалифицированными информационными услугами через специализированные структуры поддержки малого предпринимательства;

- формирование положительного общественного мнения и понимания важности сектора малого и среднего бизнеса для достижения экономического и социального благосостояния;

- совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность;

- продвижение продукции малых предприятий на региональный и межрегиональный рынок.

Основные направления решения поставленных задач и механизм реализации Программы


Для реализации поставленных задач разработана система программных мероприятий (см. приложение), в качестве основных разделов которой выбраны следующие функциональные направления поддержки малого предпринимательства.

1. Оказание содействия органам местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства

Развитие муниципальных образований, где объективно существуют ограниченные возможности по созданию крупных производств, неразрывно связано с развитием малого предпринимательства, способного решить многие социальные и экономические проблемы. При безусловной поддержке развития малого предпринимательства в г. Ярославле основное внимание в данном направлении уделено органам местного самоуправления в принятии мер по становлению и развитию малого предпринимательства на их территории, призванного обеспечить снижение уровня безработицы, уменьшение социальной напряженности, увеличение налоговых поступлений в местные бюджеты. Администрациям муниципальных округов будет оказано организационно-методическое содействие по развитию малого предпринимательства территорий, по разработке и реализации муниципальных программ поддержки малого предпринимательства. Для повышения заинтересованности администраций муниципальных образований в проведении работ по развитию малого предпринимательства, выявления и распространения лучшего опыта будет определен рейтинг среди муниципальных образований на лучшую постановку работы по поддержке предпринимательства. Особое внимание уделено Рыбинскому муниципальному округу, который располагает большими потенциальными возможностями по развитию малого предпринимательства для решения проблем округа. Для выявления причин, негативно влияющих на развитие малого бизнеса, и принятия соответствующих мер будет проведено социологическое обследование субъектов малого предпринимательства округа.

Для поддержки и развития деятельности в сфере инновационного предпринимательства и высоких технологий, для обеспечения помещениями и необходимыми условиями работы начинающих предпринимателей, в т.ч. представителей социальных групп, нуждающихся в поддержке, для возрождения народных промыслов и вовлечения ремесленников в предпринимательскую деятельность предполагаются к реализации инвестиционные проекты по созданию технопарков (в частности, в Рыбинском муниципальном округе на базе бывшего домостроительного комбината), бизнес-инкубаторов в г. Рыбинске и г. Ярославле, Домов ремесел в г. Рыбинске, Борисоглебском, Большесельском, Даниловском, Мышкинском, Угличском муниципальных округах. Для осуществления данных проектов необходимо их включение в Перечень приоритетных программ и инвестиционных проектов Ярославской области.

Для обеспечения потребности субъектов малого предпринимательства в информационных, консультационных, научно-методических и других видах интеллектуальных услуг в рамках инвестиционного проекта по созданию центров развития муниципальных образований будут функционировать отделы по развитию малого бизнеса.

2. Совершенствование нормативно-правового обеспечения малого предпринимательства

В рамках совершенствования системы правового регулирования государственной поддержки малого предпринимательства в данном направлении будут осуществлены мероприятия по разработке и принятию нормативно-правовых актов прямого действия на областном уровне, а также по подготовке предложений в федеральные нормативно-правовые и законодательные акты, касающиеся деятельности субъектов малого предпринимательства. Будет продолжена работа по совершенствованию правовых отношений между субъектами малого предпринимательства и органами, осуществляющими функции контроля и надзора.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»