АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2002 года N 37-а
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
(В редакции постановления Администрации ЯО от 19.06.2006 N 116-а)
В целях реализации государственной политики в области охраны труда и в соответствии с пп. 1.2, 1.3 Программы улучшения условий и охраны труда на 2001 - 2003 годы по Ярославской области, утвержденной постановлением Губернатора области от 06.08.2001 N 516, Администрация области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о системе государственного управления охраной труда в Ярославской области.
2. Поручить руководителям департаментов области и структурных подразделений Администрации области рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области организовать государственное управление охраной труда на территории Ярославской области в соответствии с указанным Положением.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-Губернатора области Скороходову И.И. (пункт в редакции постановления Администрации ЯО от 19.06.2006 N 116-а)
Первый зам. Губернатора
Ярославской области
В.А.КОВАЛЕВ
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Администрации области
от 13.03.2002 N 37-а
ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ОХРАНОЙ ТРУДА В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
(В редакции постановления Администрации ЯО от 19.06.2006 N 116-а)
Настоящее Положение разработано в соответствии с Программой улучшения условий и охраны труда на 2001 - 2003 годы по Ярославской области, утвержденной постановлением Губернатора Ярославской области от 06.08.2001 N 516.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Система государственного управления охраной труда (в дальнейшем - Система) - совокупность организационных форм и методов согласованных действий органов государственной власти Ярославской области, органов местного самоуправления, органов государственного надзора и контроля, объединений работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов трудящихся по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, осуществлению правовых, социально - экономических, организационно - технических, санитарно - гигиенических, лечебно - профилактических, реабилитационных и иных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе трудовой деятельности.
1.2. Настоящее Положение определяет принципы формирования, функции, задачи, структуру и состав участников Системы и основывается на Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе Российской Федерации, Федеральном законе от 17.07.99 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Ярославской области.
1.3. Основополагающими принципами формирования Системы являются:
- приоритет социальных целей при проведении государственной политики в области охраны труда;
- гарантии прав работников на охрану труда и нормативное обеспечение этих прав;
- профилактическая направленность деятельности на предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- самостоятельность участников Системы в реализации действующего законодательства об охране труда в пределах их полномочий;
- сотрудничество (социальное партнерство) государственных органов, органов местного самоуправления, объединений работодателей, полномочных представителей работников в решении вопросов охраны труда;
- перспективное целевое планирование мероприятий по охране труда и их финансирование на всех уровнях управления;
- совершенствование единой скоординированной системы непрерывного профессионального обучения в области охраны труда;
- использование механизмов экспертизы, сертификации и лицензирования для улучшения условий и охраны труда;
- неукоснительное исполнение требований по охране труда работодателями и ответственность за их нарушение.
1.4. На Систему возлагаются функции:
- организации структуры управления и координации деятельности в области охраны труда;
- планирования деятельности по охране труда;
- надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда;
- учета, анализа и оценки показателей состояния охраны труда;
- стимулирования работы в области охраны труда.
2. СТРУКТУРА СИСТЕМЫ
(Раздел в редакции постановления Администрации ЯО от 19.06.2006 N 116-а)
2.1. Организационно Система является трехуровневой и предусматривает осуществление управления охраной труда на областном, муниципальном уровне и уровне физических и юридических лиц (организаций) всех организационно - правовых форм и форм собственности. Структурная схема Системы приведена в приложении к Положению.
2.2. Управление охраной труда на областном (первом) уровне в соответствии с имеющимися полномочиями осуществляют:
Губернатор Ярославской области;
заместитель Губернатора Ярославской области, курирующий вопросы социальной политики;
департамент социальной защиты населения и труда Администрации Ярославской области;
департаменты Администрации Ярославской области.
Рабочим органом управления областного уровня является департамент социальной защиты населения и труда Администрации Ярославской области.
Коллегиальным органом областного уровня является Межведомственная комиссия по охране труда при Администрации Ярославской области, действующая в соответствии с положением, утверждаемым постановлением Губернатора области.
2.3. Управление охраной труда на муниципальном (втором) уровне осуществляют:
- главы администраций муниципальных образований;
- заместители глав администраций муниципальных образований, курирующие вопросы социальной сферы.
Рабочими органами управления муниципального уровня являются подразделения (специалисты) органов местного самоуправления муниципальных образований, обеспечивающие реализацию государственной политики в области охраны труда, действующие в соответствии с положениями (должностными инструкциями), утверждаемыми главами администраций муниципальных образований.
Коллегиальными органами муниципального уровня являются муниципальные координационные советы по охране труда, действующие в соответствии с положениями, утверждаемыми постановлениями глав администраций муниципальных образований.
2.4. Управление охраной труда на уровне физических и юридических лиц (организаций) всех организационно - правовых форм и форм собственности (третий уровень) осуществляют:
- руководители организаций (работодатели);
- заместители руководителей организаций, ведающие вопросами охраны труда.
Рабочими органами управления в организациях являются службы (специалисты) по охране труда организаций, создаваемые в соответствии с требованиями законодательства об охране труда и действующие в соответствии с положениями и должностными инструкциями, утверждаемыми приказами работодателей.
Коллегиальными органами в организациях являются комитеты (комиссии) по охране труда организаций, создаваемые в соответствии с требованиями законодательства об охране труда и действующие в соответствии с положениями, утверждаемыми совместными распорядительными документами работодателей, профсоюзных организаций и иных уполномоченных работниками представительных органов.
2.5. Участниками Системы являются территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора и организации, осуществляющие практическую деятельность по реализации направлений государственной политики в области охраны труда (пункт в редакции постановления Администрации ЯО от 19.06.2006 N 116-а).
3. ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
(Раздел в редакции постановления Администрации ЯО от 19.06.2006 N 116-а)
3.1. Губернатор Ярославской области в установленном порядке:
- определяет основные направления реализации государственной политики в сфере охраны труда на территории области;
- утверждает областные правовые и нормативные акты об охране труда.
3.2. Заместитель Губернатора Ярославской области, курирующий вопросы социальной политики:
- возглавляет работу по реализации основных направлений государственной политики в сфере охраны труда на территории области;
- координирует деятельность участников Системы.
3.3. (Пункт в редакции постановления Администрации ЯО от 19.06.2006 N 116-а) Департамент социальной защиты населения и труда Администрации Ярославской области:
- реализует государственную политику в области охраны труда на территории области;
- подготавливает предложения в проекты федеральных программ улучшения условий и охраны труда, законодательных и нормативных правовых актов об охране труда;
- разрабатывает проекты областных программ по улучшению условий и охраны труда, организует выполнение мероприятий этих программ и осуществляет контроль за их реализацией;
- разрабатывает и осуществляет совместно с заинтересованными организациями меры по обеспечению экономической заинтересованности работодателей в обеспечении здоровых и безопасных условий труда;
- подготавливает обзоры и ежегодные доклады Губернатору Ярославской области о состоянии условий и охраны труда в области на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, статистических данных о производственном травматизме и условиях труда;
- осуществляет информационное обеспечение Администрации Ярославской области, ее структурных подразделений, органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, объединений профсоюзов и работодателей по вопросам охраны труда;
- изучает и распространяет передовой опыт по охране труда, содействует проведению научно - практических конференций, семинаров, смотров - конкурсов, выставок по охране труда;
- организует разработку, согласование и утверждение в установленном порядке областных нормативных правовых актов об охране труда;
- организует создание и ведение информационных банков данных по вопросам условий и охраны труда;
- направляет областные нормативные акты об охране труда в территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора за охраной труда (абзац в редакции постановления Администрации ЯО от 19.06.2006 N 116-а);
- организует учет потребности организаций в средствах индивидуальной и коллективной защиты, работа без применения которых запрещена соответствующими нормативными правовыми актами, и в средствах контроля производственной среды, а также консультирование по вопросам их приобретения;
- подготавливает материалы для рассмотрения на Региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений, Межведомственной комиссии по охране труда при Администрации Ярославской области;
- участвует в установленном порядке в расследовании несчастных случаев на производстве;
- проводит организационную и методологическую работу по экспертизе условий труда, сертификации работ по охране труда;
- принимает участие в проведении экспертизы проектов на строительство новых и реконструкцию действующих производственных объектов;
- участвует в работе по подготовке трехстороннего соглашения между Администрацией Ярославской области, Объединением организаций профсоюзов Ярославской области работодателями (объединениями работодателей) Ярославской области по вопросам условий и охраны труда, а также в контроле за реализацией мероприятий этого соглашения в области условий и охраны труда (абзац в редакции постановления Администрации ЯО от 19.06.2006 N 116-а);
- содействует обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- организует в установленном порядке проведение обучения и проверки знаний работников, включая руководителей и специалистов, в области охраны труда;
- подготавливает предложения по совершенствованию системы обучения, проверки знаний и повышения квалификации работников по охране труда;
- обеспечивает взаимодействие всех структур, участвующих в улучшении условий и охраны труда, включая областные объединения профсоюзов и работодателей, территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора за охраной труда (абзац в редакции постановления Администрации ЯО от 19.06.2006 N 116-а);