ГУБЕРНАТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 06 августа 2001 года N 516
О Программе улучшения условий и охраны труда на 2001-2003 годы по Ярославской области
В целях дальнейшего совершенствования работы по улучшению условий и охраны труда в организациях Ярославской области, и в соответствии с постановлением Администрации области от 23.07.2001 N 118-а и региональным соглашением между Администрацией Ярославской области, объединениями работодателей и областным советом профсоюзов на 2000-2001 годы
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую Программу улучшения условий и охраны труда на 2001-2003 годы по Ярославской области.
2. Администрации области при формировании областного бюджета на последующие периоды в установленном порядке предусматривать средства на реализацию Программы, указанной в п.1 настоящего постановления.
3. Предложить органам местного самоуправления муниципальных образований области разработать соответствующие программы на 2001-2003 годы.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ярославской области Скороходову И.И.
5. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области А.И.
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Губернатора области от 06.08.2001 N 516
г. ЯРОСЛАВЛЬ
2001 г.
П А С П О Р Т
Программы улучшения условий
и охраны труда на 2001 - 2003 годы
по Ярославской области
Наименование Программы | - Программа улучшения условий и охраны труда на 2001-2003 годы по Ярославской области (далее Программа) |
Основание разработки | - Федеральный закон 181-ФЗ от 17.07.99 "Об основах охраны труда в Российской Федерации" |
Государственный заказчик | - Администрация Ярославской области |
Основные разработчики | - департамент социальной защиты населения и труда Администрации области; |
-центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ярославской области; | |
- управление Верхневолжского округа | |
- государственная инспекция труда в | |
- Ярославский государственный технический университет; | |
- облсовпроф | |
Цели и задачи Программы, | - реализация государственной политики в |
- повышение эффективности правовой защиты трудящихся в области охра ны труда | |
- снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работающих; | |
- создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности; | |
- повышение уровня гарантий социальной защиты работников от профессионального риска; | |
- совершенствование системы обучения и проверки знаний руководителей и специалистов по вопросам охраны труда; | |
Сроки реализации | - 2001 - 2003 годы |
Перечень разделов | - правовое и нормативное обеспечение условий и охраны труда; |
- организационно-техническое обеспечение условий и охраны труда; | |
- лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия; | |
- организация обучения по охране труда; | |
- информационное обеспечение охраны труда | |
Исполнители Программы | - Администрация области; |
- департамент социальной защиты населения и труда Администрации области; | |
- государственные органы надзора и контроля за охраной труда в области; | |
- работодатели; | |
- профсоюзные органы | |
Ожидаемые конечные | - завершение формирования системы государственного управления охраной труда в области; |
- улучшение координации и методического руководства работой служб охраны труда; | |
- уменьшение удельного веса работающих, занятых в неблагоприятных условиях труда; | |
- снижение производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости и сохранение здоровья работников | |
Ответственные лица для | - департамент социальной защиты населения и труда Администрации области, директор департамента Андреева Лариса Михайловна. |
Общая потребность в ресурсах:
N п/п | Наименование ресурсов | Единицаизмерения | Потребность | |||
Всего | в т.ч. по годам | |||||
2001г | 2002г | 2003г | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Материально-технические ресурсы | - | - | - | - | |
2 | Трудовые ресурсы | - | - | - | - | |
3 | Финансовые ресурсы: | тыс. руб. | ||||
- федеральный бюджет | - | - | - | - | ||
- областной бюджет | 70,0 | - | 60,0 | 10,0 | ||
- бюджеты муниципальных образований области | - | - | - | - | ||
- средства внебюджетных фондов | - | - | - | - | ||
- прочие источники (средства от штрафов, взысканные за нарушения законодательства о труде и об охране труда в поступивших объемах) | по мере поступления | |||||
4 | Прочие виды ресурсов (информационные, природные и другие в зависимости от особенностей программы) | - | - | - | - |
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Программы улучшения условий и охраны труда
на 2001-2003 годы по Ярославской области
Программа улучшения условий и охраны труда на 2001-2003 годы по Ярославской области разработана департаментом социальной защиты населения и труда Администрации Ярославской области совместно с заинтересованными организациями в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации".
Программа нацелена на создание системы государственного управления охраной труда, соответствующей новым экономическим и трудовым отношениям, обеспечение условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, государственных гарантий и правовой защиты работающих в области условий и охраны труда, предупреждение и профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Данная Программа обеспечивает преемственность Программы улучшения условий и охраны труда на 1999-2000 годы по Ярославской области в части реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда.
В Программе учтены предложения органов государственного управления, профсоюзов, органов надзора и контроля за соблюдением законов и нормативных актов по охране труда.
ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ УСЛОВИЙ
И ОХРАНЫ ТРУДА В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
В последние годы состояние условий и охраны труда в организациях Ярославской области по оценкам департамента социальной защиты населения и труда Администрации Ярославской области, Центра Госсанэпиднадзора, Госгортехнадзора, государственной инспекции труда в Ярославской области и других федеральных надзорных органов нельзя назвать удовлетворительным.
Права трудящихся на здоровые и безопасные условия труда, закрепленные законодательными актами Российской Федерации по охране труда, в том числе по гигиене и медицине труда, во многих случаях реально не обеспечиваются.
В условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, работает около 25% от общей численности работающих.
Из общего числа занятых в неблагоприятных условиях труда в организациях промышленности, строительства и транспорта в 2000 году 51,8 тыс.человек работали в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, 8,9 тыс.человек были заняты тяжелым физическим трудом и 0,3 тыс.человек работали на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности.
Численность работников, которым установлен хотя бы один вид льгот или компенсаций в 2000 г., составила 93,3 тыс.человек, или 39,5 процента от списочной численности работников, в том числе в промышленности - 75,7 тыс.человек, в строительстве - 5,3, на транспорте - 11,2, на предприятиях связи - 1,1 тыс.человек.
За 2000 г. увеличился процент работников, пользующихся правом: дополнительного отпуска с 25,5 до 28,2 процента, бесплатного получения молока с 26,2 до 27,1, получения пенсий на льготных условиях с 18,6 до 18,8 процента, остальные льготы остались на прежнем уровне.
Следствием неудовлетворительных условий труда является профессиональная заболеваемость.
За 2000 год вновь выявлено 128 случаев профзаболеваний, это на 8 случаев меньше, чем в 1999 году, однако уровень профессиональной заболеваемости остается высоким и составил на 10 тысяч работающих 4,52.
Из общего числа заболеваний 98,4% составляют хронические заболевания.
В структуре профзаболеваний преобладают болезни органов слуха - 27%, вибрационная болезнь - 22,7%, заболевания органов дыхания - 22%, болезни рук от физических перегрузок - 8,6%.
Основными причинами профессиональной заболеваемости являются:
- несовершенство технологических процессов, высокий уровень ручного труда;
- конструктивные недостатки машин и оборудования, высокий износ основных фондов;
- неприменение средств индивидуальной защиты или их низкое качество;
- несовершенство санитарно-технических устройств.
Ежегодно травмируется на производстве до 3,0 тыс. человек и более 60 человек гибнет по причине производственного травматизма.
Устойчивую тенденцию высокого производственного риска сохраняют отрасли: сельского хозяйства, строительства, лесная и деревообрабатывающая, мукомольно-крупяная. Особенно неблагополучное положение с охраной труда на предприятиях малого бизнеса, число которых постоянно растет.
Практически во всех отраслях экономики сохраняется высокая степень износа оборудования - 70% и более.
Причины травматизма в различных отраслях экономики имеют свои особенности, но общими для всех являются: изношенность основных фондов, нарушения технологической и производственной дисциплины, неудовлетворительная организация работ и рабочих мест, недостатки в обучении безопасным приемам труда.