ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
От 06.10.97 № 66-П
О Программе развития высшего профессионального образования и науки
в Саратовской области на 1997-2000 годы
_______________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства области
от 23.03.2004 № 66-П
_______________________________
В целях обеспечения дальнейшего развития высшего профессионального образования и науки в Саратовской области и повышения их роли в развитии экономики, социальной сферы и культуры Правительство области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Программу развития высшего профессионального образования и науки в Саратовской области на 1997-2000 годы (приложение № 1).
2. Утвердить состав комиссии при Правительстве области по контролю за исполнением Программы развития высшего профессионального образования и науки в Саратовской области на 1997- 2000 годы (приложение № 2).
3. Министерству образования области (Шевашкевич Г.М.) обеспечить оперативную корректировку Программы развития высшего профессионального образования и науки в Саратовской области на 1997- 2000 годы в соответствии с особенностями социально-экономической ситуации в области.
4. Областным министерствам и ведомствам: установить постоянный контроль за выполнением намеченных программой объемных и финансовых показателей; ежегодно в срок до 1 апреля представлять в комиссию при Правительстве области по контролю за исполнением Программы развития высшего профессионального образования и науки в Саратовской области на 1997-2000 годы информацию о ходе выполнения программы и предложения по ее корректировке.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства, министра здравоохранения области Марона В.М.
Губернатор,
Председатель Правительства области
Д.Ф.Аяцков
Приложение № 1
к постановлению
Правительства Саратовской области
№ 66-П от 06.10.1997
ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997-2000 ГОДЫ
Саратов
1997
В разработке Программы развития высшего профессионального образования и науки в Саратовской области на 1997- 2000 годы принимали участие:
Чуриков В.М. - заместитель Председателя Правительства области;
Шевашкевич Г.М. - министр образования области, кандидат экономических наук, профессор;
Кузнецов Н.И. - заместитель министра образования области, начальник управления высших и средних специальных учебных заведений;
Уханов А.И. - заместитель начальника управления высших и средних специальных учебных заведений министерства образования области;
Митрофанов Ю.И. - заместитель начальника управления высших и средних специальных учебных заведений министерства образования области, начальник отдела высших учебных заведений и науки, доктор технических наук, профессор;
Кобченко Ю.И - заместитель начальника отдела высших учебных заведений и науки управления высших и средних специальных учебных заведений министерства образования области;
Баженов А.И. - консультант управления высших и средних специальных учебных заведений министерства образования области, кандидат технических наук;
Попкова Н.В. - консультант управления высших и средних специальных учебных заведений, кандидат философских наук;
Усанов Д.А. - проректор по научной работе Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, доктор физикоматематических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы, член-корреспондент Академии естественных наук;
Муштакова С.П. - проректор по учебной работе Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, доктор химических наук, профессор;
Мартынович С.Ф. - заведующий кафедрой философии Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, доктор философских наук, профессор;
Дудов С.И. - доцент кафедры дифференциальных уравнений и прикладной математики Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, кандидат физико-математических наук;
Дмитриев Б.С. - заместитель декана по научной работе физического факультета Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, кандидат физико-математических наук, профессор;
Землянухина С.Г. - заведующая кафедрой экономических учений Саратовского государственного технического университета, доктор экономических наук, профессор;
Дружкин А.В. - первый проректор Саратовского государственного агроинженерного университета, кандидат технических наук, профессор;
Гасилин В.Н. - проректор по учебной работе Поволжской академии государственной службы, доктор философских наук, профессор;
Бондаренко Г.В. - ректор Саратовского государственного педагогического института им. К.А. Федина, кандидат биологических наук, доцент;
Воробьев В.И. - ректор Саратовской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии, доктор биологических наук, профессор,
Геворкян Е.Н. - главный специалист Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации;
Герман И.М. - ректор Саратовской государственной экономической академии , кандидат экономических наук, профессор;
Григорьев Ф.А. - ректор Саратовской академии права, кандидат юридических наук, профессор;
Кабанин В.К. - ректор Балашовского государственного педагогического института, кандидат физико-математических наук, доцент;
Кияненко И.Ф. - министр культуры области;
Малетин В.В. - председатель комитета по науке, культуре, образованию и работе с молодежью Саратовской областной Думы;
Петров В.В. - ректор Саратовского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор;
Першин А.И. - ректор Саратовского коммерческого института Московского государственного университета коммерции, кандидат физикоматематических наук, профессор,
Прохоров А.А. - ректор Саратовской государственной сельскохозяйственной академии им. Н.И. Вавилова, кандидат сельскохозяйственных наук, профессор;
Россошанский А.В. - министр по делам молодежи, спорту и туризму Саратовской области;
Рыбалко А.Г. - ректор Саратовского государственного агроинженерного университета, доктор технических наук, профессор;
Седелкин В.М. - директор Энгельсского технологического института Саратовского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор;
Скрипай А.А. - ректор Саратовской государственной консерватории, заслуженный артист Российской Федерации, профессор;
Трубецков Д.И. - ректор Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАН;
Фадеев О. В. - заместитель главы администрации г. Саратова, начальник департамента социальной сферы;
Южаков В.Н. - ректор Поволжской академии государственной службы, доктор философских наук, профессор.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Правовая база Программы
Фундаментальной правовой основой современной государственной региональной политики Российской Федерации в области образования служат Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральные законы "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О науке и государственной научно-технической политике", Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 884 "О доктрине развития российской науки", федеральная целевая программа "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1996 года № 1062, положение о Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1997 года № 395). Регионализация систем высшего и среднего профессионального образования в соответствии с этими документами осуществляется на основе принципов цивилизованного федерализма. Согласно подпункту "е" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации " общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта" относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
2. Основные задачи системы образования
Основными задачами системы образования являются:
1. Обеспечение сохранения и приумножения интеллектуального потенциала общества.
2. Обеспечение сохранения и развития единого образовательного пространства в области и России.
Для решения первой задачи необходимо:
создать условия для поддержания высокого уровня массовой обязательной и бесплатной общеобразовательной подготовки (наиболее важная задача образования);
обеспечить воспроизводство интеллектуальной элиты общества;
создать необходимые условия для социализации детей и подростков, имеющих отклонения в умственном и физическом развитии и поведении; способствовать тому, чтобы они стали полноценными членами общества.
Единое образовательное пространство обеспечивает:
возможность перехода обучающегося в другое образовательное учреждение аналогичного типа и успешного продолжения его обучения ( горизонтальная эквивалентность образования);
возможность при успешном освоении определенной образовательной программы продолжить образование на более высоком уровне без существенной дополнительной подготовки. Такую возможность может обеспечить четкая преемственность между программами и требованиями различных уровней образования (вертикальная эквивалентность образования).
Основой для создания , сохранения и развития единого образовательного пространства являются государственные образовательные стандарты и государственные органы, обеспечивающие контроль за их исполнением.
Таким образом, министерство образования области и органы управления образованием решают сегодня две основные взаимосвязанные задачи:
обеспечение развития образования как области интересов личности, пропаганда новой политики в области образования, создание необходимых условий для ее реализации, инициирование и поддержание педагогических новаций, оказание помощи по анализу, оформлению и распространению опыта в сфере образовательной деятельности;
обеспечение развития образования как необходимого условия устойчивого развития общества, осуществление контроля и надзора за выполнением образовательных стандартов, защита системы образования и участников образовательного процесса от воздействия неблагоприятных социально-экономических факторов.
3. Направления развития образования
Из системы, обеспечивающей в первую очередь интересы государства, образование должно стать системой, удовлетворяющей, прежде всего, интересы обучающихся, интересы личности.
Для достижения этой цели необходимо:
обеспечение гарантий прав граждан на получение образования;
обеспечение возможности получения образования в соответствии со способностями, интересами личности и состоянием здоровья;
сохранение единого образовательного пространства;
изменение содержания образования, его гуманизация и гуманитаризация; обеспечение высокого качества образования.
Российское образование тесно связано с изменениями, происходящими в обществе и стране. При этом образование выступает, с одной стороны, как средство воспроизводства кадрового потенциала регионов и страны в целом и типа социальных отношений, а с другой - как движущая сила развития общества.
Направления развития образования формируются с учетом:
требований общества, государства, региона к образованию;
ориентации на удовлетворение образовательных потребностей личности, которые , в свою очередь, тесно связаны с требованиями социальных слоев, различных общностей людей, конфессий,
национальнорегиональными и другими особенностями;
влияния, оказываемого на образование общественно-экономическими трансформациями;
тенденций и процессов внутри самой системы образования: с одной стороны - это традиции российского образования; с другой - общемировые тенденции, степень их влияния и наша ориентация на них.
Одно из главных направлений развития образования - создание условий для перехода от унифицированного образования к образованию по выбору.
Содержательными и организационными аспектами этого перехода являются:
1) вариативность:
дифференциация сети образовательных учреждений;
изменение содержания образования посредством использования возможности выбора программ, курсов и профилей обучения, уровней освоения материала, формы проведения итоговых экзаменов;
выбор форм получения образования;
2) создание организационно-правовых условий для осуществления регионализации и муниципализации образования;
3) обеспечение развития национальной, в том числе русской, школы.
4. Задачи высшего профессионального образования
Приоритетными задачами высшего профессионального образования являются следующие задачи, решение которых направленно, в частности, на повышение роли фундаментального знания и знаний, обеспечивающих общее интеллектуальное развитие выпускников высших профессиональных учебных заведений:
обеспечение целостности и динамики процессов междисциплинарной интеграции знаний;
повышение доли нового знания при формировании содержания образования за счет развития интеграции образования с наукой, технологией, производством, хозяйственной и социальной практикой, активного участия преподавателей и студентов в НИОКР;
достижение высокого уровня профессиональной компетентности кадров, их готовности для профессионально-творческой, научноисследовательской и инновационной деятельности, экономической и экологической компетентности выпускников вузов;
усиление естественнонаучной и гуманитарной составляющих образования; повышение его целостности и фундаментальности;
введение новых направлений и специальностей обучения, новых курсов и дисциплин, создание междисциплинарных программ, совершенствование процедур набора обучающихся, методов и приемов обучения;
переориентация системы высшего и среднего профессионального образования на личностные и региональные запросы;
содействие становлению рынка образовательных услуг;
развитие гуманитарного, экономического и экологическое образования в связи с тенденцией возрастания роли указанных направлений в национальном и мировом социально-экономическом развитии; увеличение доли выпускаемых специалистов по экологии, природопользованию и экономике;