Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 06.10.97 № 66-П


О Программе развития высшего профессионального образования и науки
 в Саратовской области на 1997-2000 годы

_______________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства области
от 23.03.2004 № 66-П

_______________________________

       В целях обеспечения дальнейшего развития высшего профессионального образования и науки в Саратовской области и повышения их роли в развитии экономики, социальной сферы и культуры Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

       1. Утвердить Программу развития высшего профессионального образования и науки в Саратовской области на 1997-2000 годы (приложение № 1).

       2. Утвердить состав комиссии при Правительстве области по контролю за исполнением Программы развития высшего профессионального образования и науки в Саратовской области на 1997- 2000 годы (приложение № 2).

       3. Министерству образования области (Шевашкевич Г.М.) обеспечить оперативную корректировку Программы развития высшего профессионального образования и науки в Саратовской области на 1997- 2000 годы в соответствии с особенностями социально-экономической ситуации в области.

       4. Областным министерствам и ведомствам: установить постоянный контроль за выполнением намеченных программой объемных и финансовых показателей; ежегодно в срок до 1 апреля представлять в комиссию при Правительстве области по контролю за исполнением Программы развития высшего профессионального образования и науки в Саратовской области на 1997-2000 годы информацию о ходе выполнения программы и предложения по ее корректировке.

       5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства, министра здравоохранения области Марона В.М.

 

 Губернатор,
  Председатель Правительства области
 Д.Ф.Аяцков


Приложение № 1
к постановлению
Правительства Саратовской области
№ 66-П от 06.10.1997


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997-2000 ГОДЫ

Саратов
1997

       В разработке Программы развития высшего профессионального образования и науки в Саратовской области на 1997- 2000 годы принимали участие:

       Чуриков В.М. - заместитель Председателя Правительства области;

       Шевашкевич Г.М. - министр образования области, кандидат экономических наук, профессор;

       Кузнецов Н.И. - заместитель министра образования области, начальник управления высших и средних специальных учебных заведений;

       Уханов А.И. - заместитель начальника управления высших и средних специальных учебных заведений министерства образования области;

       Митрофанов Ю.И. - заместитель начальника управления высших и средних специальных учебных заведений министерства образования области, начальник отдела высших учебных заведений и науки, доктор технических наук, профессор;

       Кобченко Ю.И - заместитель начальника отдела высших учебных заведений и науки управления высших и средних специальных учебных заведений министерства образования области;

       Баженов А.И. - консультант управления высших и средних специальных учебных заведений министерства образования области, кандидат технических наук;

       Попкова Н.В. - консультант управления высших и средних специальных учебных заведений, кандидат философских наук;

       Усанов Д.А. - проректор по научной работе Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, доктор физикоматематических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы, член-корреспондент Академии естественных наук;

       Муштакова С.П. - проректор по учебной работе Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, доктор химических наук, профессор;

       Мартынович С.Ф. - заведующий кафедрой философии Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, доктор философских наук, профессор;

       Дудов С.И. - доцент кафедры дифференциальных уравнений и прикладной математики Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, кандидат физико-математических наук;

       Дмитриев Б.С. - заместитель декана по научной работе физического факультета Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, кандидат физико-математических наук, профессор;

       Землянухина С.Г. - заведующая кафедрой экономических учений Саратовского государственного технического университета, доктор экономических наук, профессор;

       Дружкин А.В. - первый проректор Саратовского государственного агроинженерного университета, кандидат технических наук, профессор;

       Гасилин В.Н. - проректор по учебной работе Поволжской академии государственной службы, доктор философских наук, профессор;

       Бондаренко Г.В. - ректор Саратовского государственного педагогического института им. К.А. Федина, кандидат биологических наук, доцент;

       Воробьев В.И. - ректор Саратовской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии, доктор биологических наук, профессор,

       Геворкян Е.Н. - главный специалист Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации;

       Герман И.М. - ректор Саратовской государственной экономической академии , кандидат экономических наук, профессор;

       Григорьев Ф.А. - ректор Саратовской академии права, кандидат юридических наук, профессор;

       Кабанин В.К. - ректор Балашовского государственного педагогического института, кандидат физико-математических наук, доцент;

       Кияненко И.Ф. - министр культуры области;

       Малетин В.В. - председатель комитета по науке, культуре, образованию и работе с молодежью Саратовской областной Думы;

       Петров В.В. - ректор Саратовского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор;

       Першин А.И. - ректор Саратовского коммерческого института Московского государственного университета коммерции, кандидат физикоматематических наук, профессор,

       Прохоров А.А. - ректор Саратовской государственной сельскохозяйственной академии им. Н.И. Вавилова, кандидат сельскохозяйственных наук, профессор;

       Россошанский А.В. - министр по делам молодежи, спорту и туризму Саратовской области;

       Рыбалко А.Г. - ректор Саратовского государственного агроинженерного университета, доктор технических наук, профессор;

       Седелкин В.М. - директор Энгельсского технологического института Саратовского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор;

       Скрипай А.А. - ректор Саратовской государственной консерватории, заслуженный артист Российской Федерации, профессор;

       Трубецков Д.И. - ректор Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАН;

       Фадеев О. В. - заместитель главы администрации г. Саратова, начальник департамента социальной сферы;

       Южаков В.Н. - ректор Поволжской академии государственной службы, доктор философских наук, профессор.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Правовая база Программы

       Фундаментальной правовой основой современной государственной региональной политики Российской Федерации в области образования служат Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральные законы "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О науке и государственной научно-технической политике", Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 884 "О доктрине развития российской науки", федеральная целевая программа "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1996 года № 1062, положение о Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1997 года № 395). Регионализация систем высшего и среднего профессионального образования в соответствии с этими документами осуществляется на основе принципов цивилизованного федерализма. Согласно подпункту "е" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации " общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта" относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Основные задачи системы образования

       Основными задачами системы образования являются:

       1. Обеспечение сохранения и приумножения интеллектуального потенциала общества.

       2. Обеспечение сохранения и развития единого образовательного пространства в области и России.

       Для решения первой задачи необходимо:

       создать условия для поддержания высокого уровня массовой обязательной и бесплатной общеобразовательной подготовки (наиболее важная задача образования);

       обеспечить воспроизводство интеллектуальной элиты общества;

       создать необходимые условия для социализации детей и подростков, имеющих отклонения в умственном и физическом развитии и поведении; способствовать тому, чтобы они стали полноценными членами общества.

       Единое образовательное пространство обеспечивает:

       возможность перехода обучающегося в другое образовательное учреждение аналогичного типа и успешного продолжения его обучения ( горизонтальная эквивалентность образования);

       возможность при успешном освоении определенной образовательной программы продолжить образование на более высоком уровне без существенной дополнительной подготовки. Такую возможность может обеспечить четкая преемственность между программами и требованиями различных уровней образования (вертикальная эквивалентность образования).

       Основой для создания , сохранения и развития единого образовательного пространства являются государственные образовательные стандарты и государственные органы, обеспечивающие контроль за их исполнением.

       Таким образом, министерство образования области и органы управления образованием решают сегодня две основные взаимосвязанные задачи:

       обеспечение развития образования как области интересов личности, пропаганда новой политики в области образования, создание необходимых условий для ее реализации, инициирование и поддержание педагогических новаций, оказание помощи по анализу, оформлению и распространению опыта в сфере образовательной деятельности;

       обеспечение развития образования как необходимого условия устойчивого развития общества, осуществление контроля и надзора за выполнением образовательных стандартов, защита системы образования и участников образовательного процесса от воздействия неблагоприятных социально-экономических факторов.

3. Направления развития образования

       Из системы, обеспечивающей в первую очередь интересы государства, образование должно стать системой, удовлетворяющей, прежде всего, интересы обучающихся, интересы личности.

       Для достижения этой цели необходимо:

       обеспечение гарантий прав граждан на получение образования;

       обеспечение возможности получения образования в соответствии со способностями, интересами личности и состоянием здоровья;

       сохранение единого образовательного пространства;

       изменение содержания образования, его гуманизация и гуманитаризация; обеспечение высокого качества образования.

       Российское образование тесно связано с изменениями, происходящими в обществе и стране. При этом образование выступает, с одной стороны, как средство воспроизводства кадрового потенциала регионов и страны в целом и типа социальных отношений, а с другой - как движущая сила развития общества.

       Направления развития образования формируются с учетом:

       требований общества, государства, региона к образованию;

       ориентации на удовлетворение образовательных потребностей личности, которые , в свою очередь, тесно связаны с требованиями социальных слоев, различных общностей людей, конфессий,

       национальнорегиональными и другими особенностями;

       влияния, оказываемого на образование общественно-экономическими трансформациями;

       тенденций и процессов внутри самой системы образования: с одной стороны - это традиции российского образования; с другой - общемировые тенденции, степень их влияния и наша ориентация на них.

       Одно из главных направлений развития образования - создание условий для перехода от унифицированного образования к образованию по выбору.

       Содержательными и организационными аспектами этого перехода являются:

       1) вариативность:

       дифференциация сети образовательных учреждений;

       изменение содержания образования посредством использования возможности выбора программ, курсов и профилей обучения, уровней освоения материала, формы проведения итоговых экзаменов;

       выбор форм получения образования;

       2) создание организационно-правовых условий для осуществления регионализации и муниципализации образования;

       3) обеспечение развития национальной, в том числе русской, школы.

4. Задачи высшего профессионального образования

       Приоритетными задачами высшего профессионального образования являются следующие задачи, решение которых направленно, в частности, на повышение роли фундаментального знания и знаний, обеспечивающих общее интеллектуальное развитие выпускников высших профессиональных учебных заведений:

       обеспечение целостности и динамики процессов междисциплинарной интеграции знаний;

       повышение доли нового знания при формировании содержания образования за счет развития интеграции образования с наукой, технологией, производством, хозяйственной и социальной практикой, активного участия преподавателей и студентов в НИОКР;

       достижение высокого уровня профессиональной компетентности кадров, их готовности для профессионально-творческой, научноисследовательской и инновационной деятельности, экономической и экологической компетентности выпускников вузов;

       усиление естественнонаучной и гуманитарной составляющих образования; повышение его целостности и фундаментальности;

       введение новых направлений и специальностей обучения, новых курсов и дисциплин, создание междисциплинарных программ, совершенствование процедур набора обучающихся, методов и приемов обучения;

       переориентация системы высшего и среднего профессионального образования на личностные и региональные запросы;

       содействие становлению рынка образовательных услуг;

       развитие гуманитарного, экономического и экологическое образования в связи с тенденцией возрастания роли указанных направлений в национальном и мировом социально-экономическом развитии; увеличение доли выпускаемых специалистов по экологии, природопользованию и экономике;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»