(с изменениями на 31 августа 2018 года)
________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Саратовской области
от 15.04.2019 N 258-П
________________________________________________
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 16.06.2014 N 343-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 04.08.2014 N 431-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 21.03.2016 N 126-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 20.07.2016 N 381-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 09.12.2016 N 678-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 26.12.2016 N 708-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 22.05.2017 N 253-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.06.2017 N 326-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 22.12.2017 N 671-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.06.2018 N 347-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 31.08.2018 N 485-П.
_______________________________________________________________
На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ (преамбула с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 21.03.2016 N 126-П, см. предыдущую редакцию):
1. Утвердить План мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Саратовской области" согласно приложению.
2. Министерству здравоохранения области представлять в министерство финансов области ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчет об исполнении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Саратовской области".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Гречушкину В.В. (пункт в редакции, введенной постановлением Правительства Саратовской области от 29.06.2018 N 347-П, см. предыдущую редакцию).
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области
В.В.Радаев
Приложение
к постановлению Правительства области
от 12 апреля 2013 года N 181-П
Целью "дорожной карты" "изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Саратовской области" является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников.
Основаниями для разработки "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Саратовской области" являются:
Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р;
план мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2599-р.
(часть 2 дополнительно включена постановлением Правительства Саратовской области от 26.12.2016 N 708-П)
___________________________________________________________________
части 2-126 предыдущей редакции считаются соответственно частями 3-127 -
постановление Правительства Саратовской области от 26.12.2016 N 708-П.
___________________________________________________________________
В соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи в области создана трехуровневая система организации медицинской помощи с соблюдением этапности, преемственности между медицинскими организациями области на всех этапах оказания помощи:
к медицинским организациям первого уровня относятся медицинские организации, оказывающие преимущественно первичную медико-санитарную, в том числе первичную специализированную медицинскую помощь, а также специализированную медицинскую помощь (городские больницы, районные больницы, участковые больницы и их структурные подразделения, городские поликлиники);
к медицинским организациям второго уровня относятся медицинские организации (городские больницы, районные больницы), имеющие в своей структуре специализированные межмуниципальные отделения и (или) межмуниципальные центры (сосудистые, травматологические и иные), а также районные и городские диспансеры и многопрофильные городские больницы, оказывающие преимущественно специализированную медицинскую помощь;
к медицинским организациям третьего уровня относятся региональные медицинские организации, оказывающие специализированную медицинскую помощь, а также медицинские организации, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь.
В Саратовской области амбулаторно-поликлиническая помощь оказывается населению на базе 125 государственных и муниципальных медицинских организаций, в том числе 42 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений (19 взрослых поликлиник, 7 детских поликлиник, 11 стоматологических поликлиник, 5 прочих учреждений).
Суммарная плановая мощность поликлинических учреждений (на 1 января 2014 года) составляет 55214 посещений в смену. На базе амбулаторно-поликлинических учреждений развернуто 2876 пациенто-мест дневных стационаров.
В целях повышения эффективности оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при острых заболеваниях и обострении хронических патологий в медицинских организациях области организовано 44 пункта неотложной помощи в 19 муниципальных районах и г. Саратове, которые оснащены санитарным транспортом.
С 2014 года неотложная помощь разделена на неотложную помощь, оказываемую в травмпункте медицинской организации, и неотложную помощь, оказываемую в пунктах неотложной помощи (врачебная, доврачебная, в медицинской организации и на дому). объем по неотложной помощи увеличен на 20,2 процента и составит 379,74 тыс. посещений (на начало 2014 года - 315,9б тыс. посещений), или 0,152 на 1 застрахованного (на начало 2014 года - 0,126 на 1 застрахованного).
Дальнейшее увеличение объемов неотложной помощи планируется за счет оптимизации работы имеющихся пунктов неотложной помощи, за счет расширения сети кабинетов неотложной помощи до 81 (дополнительно 37), а также путем дифференциации объемов оказания неотложной медицинской помощи на дому при вызове медицинского работника с обеспечением к 2018 году доступности населению неотложной помощи не менее 1,8 млн человек (69 процентов населения).
В целях повышения эффективности работы первичного звена здравоохранения планируется:
дальнейшее развитие новых форм оказания медицинской помощи - стационарзамещающих и выездных методов работы;
развитие неотложной медицинской помощи на базе поликлинических подразделений, работающих во взаимодействии с единой диспетчерской службой скорой медицинской помощи;
совершенствование принципов взаимодействия со стационарными учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи.
Медицинская помощь сельскому населению области оказывается на базе 37 районных больниц (далее - РБ), 23 филиалов 13 районных больниц (бывшие участковые больницы), 69 врачебных амбулаторий и 826 фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП).
В 2013 году в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" построено 2 ФАПа.
С 2014 года строительство модульных ФАПов планируется в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года". За время действия программы планируется построить 49 модульных ФАПов.
Развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению и обеспечение "шаговой" доступности направлено на оптимизацию и реорганизацию сети ФАПов и участковых больниц во врачебные амбулатории с организацией службы общей врачебной практики и дневных стационаров, на расширение выездных форм работы, в первую очередь для проведения профилактической работы.
В области организовано 113 подразделений общеврачебной практики на базе 46 медицинских организаций, в которых работает 136 врачей. Обеспеченность врачами общей практики в области составляет 0,5 на 10000 населения при оптимальной обеспеченности 0,8 на 10000 населения. Планируется расширение сети общеврачебной практики к 2020 году до 162. За счет организации кабинетов врачей общей практики на базе врачебных амбулаторий и укомплектования крупных ФАПов врачебными кадрами количество кабинетов врачей общей практики в сельской местности увеличится до 130 к 2020 году.
В 126 населенных пунктах, где проживает менее 100 человек, не имеющих на своей территории медицинских организаций или их структурных подразделений, организуются домовые хозяйства, что позволяет повысить доступность медицинской помощи сельскому населению. На 1 января 2014 года функционируют 106 домовых хозяйств.
В целях приближения специализированной помощи сельским жителям активизирована выездная консультативная работа областных специализированных медицинских организаций и районных больниц. В 2011-2012 годах в рамках программы модернизации здравоохранения Саратовской области на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 5 марта 2011 года N 113-П (далее - программа модернизации), закуплена 91 единица санитарного автомобильного транспорта для организации выездной работы.
Для проведения осмотра и диспансеризации сельских жителей в рамках программы модернизации в 2012 и 2013 годах закуплены 2 мобильных диагностических комплекса.
На базе областного центра медицинской профилактики планируется организация мобильного центра здоровья для сельского населения области.
Дальнейшей целью является улучшение материально-технического состояния подразделений медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в том числе строительство модульных ФАПов.
Первичная специализированная медико-санитарная помощь сельским жителям оказывается в 5 межрайонных центрах на базе крупных многопрофильных медицинских организаций с закреплением близлежащих районов, где сконцентрированы медицинское диагностическое оборудование и обученные кадры: муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница N 1" г. Энгельса, муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница N 2" г. Энгельса, государственного учреждения здравоохранения Саратовской области "Городская больница г. Балаково", государственного учреждения здравоохранения Саратовской области "Балашовская районная больница", государственного учреждения здравоохранения Саратовской области "Вольская районная больница", государственного учреждения здравоохранения Саратовской области "Пугачевская районная больница".
Пациенты прилегающих к г. Саратову муниципальных районов с общей численностью населения 248,8 тыс. человек получают первичную специализированную медико-санитарную помощь в региональном консультативно-диагностическом центре на базе консультативно-диагностической поликлиники государственного учреждения здравоохранения "Областная клиническая больница". Охват первичной специализированной медико-санитарной помощью составляет не более 45 процентов.
Имеется потребность в организации дополнительных межрайонных консультативно-диагностических центров: в государственном учреждении здравоохранения Саратовской области "Ртищевская районная больница", государственном учреждении здравоохранения Саратовской области "Ершовская районная больница", государственном учреждении здравоохранения Саратовской области "Новоузенская районная больница" для оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи населению отдаленных сельских районов, ранее не прикрепленных к действующим центрам.
Таким образом, с учетом действующих консультативно-диагностических центров и вновь создаваемых планируется организовать 9 медицинских округов для охвата первичной специализированной медико-санитарной помощью более 60 процентов взрослого населения области.
Реструктуризация потребует дополнительного оснащения консультативно-диагностических центров современным медицинским оборудованием, в том числе дорогостоящим (компьютерными томографами, аппаратами УЗИ, рентгенодиагностиче-скими аппаратами и т. д.), привлечения в амбулаторное звено врачей-специалистов (в том числе высвободившихся в результате оптимизации круглосуточного коечного фонда), решения жилищного вопроса.
В межрайонных центрах планируется развитие, в первую очередь, специализированных видов помощи по профилям "кардиология", "неврология", "травматология", формирующим основные причины смертности населения, в том числе с использованием стационарзамещающих технологий (дневных стационаров, стационаров одного дня) c формированием потоков пациентов с единым принципом маршрутизации.
С целью рационального использования финансовых средств и медицинских кадров, учитывая имеющуюся сеть медицинских организаций в муниципальных районах и их укомплектованность медицинскими кадрами, оснащенность медицинским оборудованием, с целью повышения доступности первичной специализированной медицинской помощи для сельского населения планируется объединить маломощные РБ с более крупными и организовать их деятельность под единым руководством и организацией служб маршрутизации пациентов.
В области скорую медицинскую помощь оказывают 5 станций и 35 отделений скорой медицинской помощи на базе РБ, включающие 268 бригад.
На территории области при оказании скорой специализированной медицинской помощи осуществляется санитарная эвакуация наземным транспортом.
Отделением экстренной и плановой консультативной помощи государственного учреждения здравоохранения "Областная клиническая больница" ежегодно осуществляется около 1000 выездов.
На базе государственного учреждения здравоохранения "Саратовская областная детская клиническая больница" функционирует дистанционный реанимационно-консультативный центр с выездными реанимационными педиатрическими и нео-натальными бригадами. Ежегодно в реанимационно-консультативном центре консультируется от 1200 до 1300 детей, из них до 300 новорожденных.
Отдел экстренной медицинской помощи включен в штатную структуру государственного учреждения "Центр медицины катастроф Саратовской области" и представлен двумя бригадами - реанимационно-анестезиологического и травматологического профилей, работающих в круглосуточном режиме.
Бригады являются мобильными формированиями службы медицины катастроф и предназначены для оказания экстренной квалифицированной медицинской помощи пострадавшим.
В рамках программы модернизации в 2012 году 443 автомобиля скорой медицинской помощи оснащены спутниковой системой ГЛоНАСС, а также 41 диспетчерский пункт станций (отделений) скорой медицинской помощи оснащен специализированным программным обеспечением для мониторинга транспортных средств с использованием системы ГЛоНАСС. В 2013 году закуплено 87 автомобилей скорой медицинской помощи, что позволило на 18 процентов сократить износ санитарного транспорта.
Целью дальнейшего структурного преобразования системы скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи области является создание системы вызова экстренных оперативных служб через единый телефонный номер "112", а также оснащение станций и отделений скорой медицинской помощи автоматизированной системой управления приема и обработки вызовов. С учетом износа санитарного транспорта (70 процентов) требуется дальнейшее переоснащение службы скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи автомобилями скорой медицинской помощи.
Приоритетным направлением в социальной сфере является реализация комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и распространения заболеваний, их раннее выявление, а также устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды обитания.
В области сохранена профилактическая служба, включающая 4 центра медицинской профилактики, 35 отделений и 29 кабинетов профилактики, координирующих эту работу.
Важным направлением профилактической работы является проведение с целью раннего выявления социально значимых заболеваний массовых профилактических акций, диспансеризации населения.
С целью перехода от модели пассивного подчинения врачу и простого выполнения пациентом врачебных инструкций к модели сотрудничества и партнерства врача и пациента в области организовано обучение населения.
Для больных, страдающих хроническими заболеваниями, и их родственников в области работает 487 школ здоровья по 27 тематическим направлениям.
Привлечение средств массовой информации к мероприятиям по информированию населения - важный шаг для формирования идеологии здорового образа жизни. В городах и районах области внедрена социальная реклама.