Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 сентября 2012 года N 545-П

О долгосрочной областной целевой программе "Развитие образования в Саратовской области" на 2013-2015 годы

(с изменениями на 25 декабря 2013 года)
________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Саратовской области от 18.02.2014 N 86-П.
________________________________________________

_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 20.02.2013 N 78-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 08.05.2013 N 238-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 23.07.2013 N 352-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 23.07.2013 N 354-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 784-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2013 N 740-П.

_______________________________________________________________

На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить долгосрочную областную целевую программу "Развитие образования в Саратовской области" на 2013-2015 годы согласно приложению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор области
В.В.Радаев

     

     
Приложение
к постановлению Правительства области
от 7 сентября 2012 года N 545-П

     
Долгосрочная областная целевая программа "Развитие образования в Саратовской области" на 2013-2015 годы
(таблица с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2013 N 740-П, см. предыдущую редакцию).

Наименование Программы

долгосрочная областная целевая программа "Развитие образования Саратовской области" на 2013-2015 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

распоряжение Правительства Саратовской области от 27 августа 2012 года N 300-Пр "О разработке долгосрочной областной целевой программы "Развитие образования в Саратовской области" на 2013-2015 годы"

Государственный
заказчик
Программы


министерство образования области

Основные
разработчики
Программы


министерство образования области, министерство культуры области, министерство молодежной политики, спорта и туризма области, министерство промышленности

и энергетики области, министерство сельского хозяйства

области, торгово-промышленная палата области (по согласованию), Союз товаропроизводителей и работодателей области (по согласованию)

Цель и задачи
Программы,
важнейшие
оценочные
показатели


Цель Программы - модернизация системы образования Саратовской области.

Задачи Программы:

обеспечение государственных гарантий на получение дошкольного   образования   и   повышение   качества образовательных   услуг,   предоставляемых   населению системой дошкольного образования;

повышение   доступности    качественного    общего и   дополнительного   образования,    соответствующего требованиям    инновационного    развития    экономики, современным потребностям граждан области;

создание эффективной системы профессионального образования, обеспечивающей сферу производства и услуг области квалифицированными специалистами и рабочими кадрами;

социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в обществе.

Важнейшие оценочные показатели Программы:

увеличение удельного веса детей дошкольного возраста, имеющих возможность получать услуги дошкольного образования, в общем количестве детей в возрасте от 1 до 7 лет - с 66,6 до 70,8 процентов, детей в возрасте от 3 до 7 лет - с 71,4 до 100 процентов;

увеличение удельного веса общеобразовательных учреждений, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, в общем числе общеобразовательных учреждений - от 17 до 25 процентов;

увеличение удельного веса учащихся общеобразовательных учреждений, которые обучаются в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов - с 26 до 56 процентов;

увеличение удельного веса общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений - с 17 до 40 процентов;

увеличение удельного веса выпускников 9 классов, проживающих в сельской местности, удаленных и труднодоступных территориях, которым предоставлена возможность выбора профиля обучения, в том числе дистанционно или в учреждениях профессионального образования, в общей численности выпускников 9 классов, проживающих в сельской местности, удаленных и труднодоступных территориях - с 10 до 40 процентов;

увеличение удельного веса детей-инвалидов, имеющих соответствующие показания, обучающихся на дому с использованием дистанционных форм обучения -с 77 до 95 процентов;

увеличение удельного веса обучающихся общеобразовательных учреждений, занятых в реализации общественно значимых проектов - с 50 до 85 процентов;

увеличение удельного веса обучающихся общеобразовательных учреждений, освоивших программы основного общего образования, подтвердивших на независимой государственной (итоговой) аттестации годовые отметки - с 65 до 70 процентов;

повышение уровня соответствия результатов мониторинга достижений обучающихся, освоивших программы начального общего образования, показателям качества образовательного учреждения - с 50 до 60 процентов;

увеличение удельного веса лиц, принятых на программы довузовского профессионального образования по востребованным профессиям/специальностям, с 61 до 80 процентов;

увеличение удельного веса выпускников по программам профессионального образования/профессиональной подготовки, успешно прошедших сертификационные процедуры - с 4 до 25 процентов;

уменьшение удельного веса нетрудоустроенных выпускников учреждений довузовского профессионального образования очной формы обучения - с 7 до 4 процентов;

увеличение удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на семейные формы воспитания - с 77,5 до 85 процентов;

приведение в соответствие нормам и требованиям правил пожарной безопасности и СанПиН 43 процентов учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

увеличение удельного веса выпускников учреждений интернатного типа из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных социально-педагогическим сопровождением - с 30 до 50 процентов

достижение доли детей по категориям места жительства, социального и имущественного статуса, состояния здоровья, охваченных моделями и программами социализации, в общем количестве детей по указанным категориям до 81 процента;

Сроки
реализации
Программы


2013-2015 годы

Исполнители
основных
мероприятий


министерство образования области, министерство культуры области, министерство молодежной политики, спорта и туризма области, министерство промышленности и энергетики области, министерство сельского хозяйства области, комитет капитального строительства области, торгово-промышленная палата области (по согласованию), Союз товаропроизводителей и работодателей области (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) области (по согласованию)

Перечень подпрограмм

"Развитие системы дошкольного образования"; "Развитие системы общего и дополнительного образования"; "Развитие системы довузовского профессионального образования";

"Социальная адаптация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников учреждений интернатного типа"

Объемы и источники обеспечения Программы

общий объем финансового обеспечения, необходимого для реализации Программы, составляет 6765134,3 тыс. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета (прогнозно) - 1917403,9 тыс. рублей, из них:

2013 год - 1844333,9 тыс. рублей,

2014 год - 38930,0 тыс. рублей,

2015 год - 50000,0 тыс. рублей;

за счет средств областного бюджета - 215370,0 тыс. рублей, из них:

2013 год - 41825,0 тыс. рублей,

2014 год - 76600,0 тыс. рублей,

2015 год - 96945,0 тыс. рублей;

за счет средств местных бюджетов (прогнозно) -4516325,8 тыс. рублей, из них:

2013 год - 390000,0 тыс. рублей,

2014 год - 1290123,8 тыс. рублей,

2015 год - 2836202,0 тыс. рублей;

из внебюджетных источников (прогнозно) - 161419,0 тыс. рублей, из них:

2013 год - 25780,0 тыс. рублей,

2014 год - 35780,0 тыс. рублей,

2015 год - 66629,0 тыс. рублей

Ожидаемые
конечные
результаты
реализации
Программы


введение дополнительных 14798 мест в учреждениях, реализующих программы дошкольного образования;

переход к реализации развивающих образовательных программ в 100 процентах дошкольных образовательных учреждениях;

поставки за счет средств федерального бюджета (проект модернизации региональных систем общего образования) в 100 процентов общеобразовательных учреждений оборудования, соответствующего требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;

переход на обучение по общеобразовательным программам, соответствующим требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, 100 процентов обучающихся 3-8-х классов;

распространение передового педагогического опыта через проведение 6 конкурсов различной направленности среди педагогических коллективов образовательных учреждений области;

повышение уровня преподавания иностранных языков в образовательных учреждениях области через организацию стажировок 105 учителей иностранного языка в странах -носителях языка;

привлечение ежегодно более 15 тыс. обучающихся к участию в общественно значимых проектах;

ремонт зданий, сооружений и коммунальной инфраструктуры не менее 6 учреждений начального и среднего профессионального образования;

создание и оснащение современным оборудованием 5 центров прикладных квалификаций на базе учреждений начального и среднего профессионального образования;

проведение профессионально-общественной аккредитации не менее 60 образовательных программ начального и среднего профессионального образования в год;

сертификация профессиональных квалификаций по рабочим профессиям не менее 1800 выпускников

учреждений начального и среднего профессионального профессионального образования;

повышение квалификации и переподготовка 630 педагогических работников и мастеров производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального профессионального образования;

в целях развития института замещающих семей проведение ежегодно не менее 48 телевизионных программ, обучение не менее 1000 кандидатов в замещающие родители на базе "Школ принимающих родителей", ежегодное обучение не менее 200 специалистов органов опеки и попечительства и учреждений интернатного типа, ежегодный охват не менее 30 приемных семей областным праздником "Тепло родного дома";

приобретение компьютерной техники, мультимедийной системы, программного обеспечения для организации работы 3 стажировочных площадок по профилактике социального сиротства;

приобретение 3 комплектов сенсорного оборудования для оснащения комнат психологической разгрузки в учреждениях интернатного типа;

капитальный, текущий ремонт, изготовление проектно-сметной документации, приобретение медицинского, спортивного оборудования, оборудования для банно-прачечных комплексов, пищеблоков для приведения в соответствие требованиям пожарной безопасности и СанПиН в 20 государственных образовательных учреждениях интернатного типа и коррекционного образования;

материально-техническое оснащение, приобретение мебели, компьютерной техники, программного обеспечения для создания 4 центров постинтернатного сопровождения выпускников;

проведение ежегодно курсовой подготовки на основании договоров с учреждениями профессионального образования не менее 10 выпускников образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Система
организации
контроля
за исполнением
Программы



Введение

Программа включает подпрограммы:

"Развитие системы дошкольного образования";

"Развитие системы общего и дополнительного образования";

"Развитие системы довузовского профессионального образования";

"Социальная адаптация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников учреждений интернатного типа".

Министерство образования области при разработке Программы основывалось на результатах, достигнутых в ходе выполнения областных и ведомственных целевых программ, реализации на территории области проекта модернизации региональных систем общего образования на 2011-2013 годы и задачах, поставленных в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", Стратегии социально-экономического развития Саратовской области на период до 2025 года, программе социально-экономического развития Саратовской области до 2015 года.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Развитие системы дошкольного образования является одним из факторов улучшения демографической ситуации в области.

По состоянию на 1 января 2012 года в области проживало 120 тыс. детей в возрасте от 1,5 до 6,5 лет. На сегодняшний день функционируют 1132 образовательных учреждения, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования: 1014 детских садов, 6 прогимназий, 18 комплексов "Начальная школа - детский сад", 94 структурных дошкольных подразделения школ.

Кроме того, действуют 901 группа кратковременного пребывания для 13,6 тыс. детей, 639 групп компенсирующего вида для 9,9 тыс. детей с нарушениями интеллекта, зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, туберкулезной интоксикацией и другими заболеваниями.

Всеми формами дошкольного образования охвачено 98,1 тыс. детей, 81,2 процента охвата (в 2011 году по ПФО он составлял 65,6 процента, по России - 61 процент).

В настоящее время очередность составляет свыше 22 тыс. детей, из них самая большая очередность в муниципальном образовании "Город Саратов" - более 9 тыс. человек.

В 2012 году реализуется долгосрочная областная целевая программа "Развитие системы дошкольного образования Саратовской области" на 2012-2015 годы. В рамках программы в бюджетах районов на расширение сети дошкольных учреждений предусмотрено 377000 тыс. руб., что позволит ввести 2207 дополнительных мест в 18 районах Саратовской области.

Вопрос ликвидации очередности решается за счет возврата ранее закрытых дошкольных учреждений в действующую сеть. С 2000 года в действующую сеть возвращено 42 дошкольных образовательных учреждения, в том числе в 2012 году в муниципальную собственность переданы 5 бывших зданий дошкольных учреждений. Данное мероприятие по развитию сети дошкольных учреждений менее затратно по сравнению со строительством новых зданий.

Помимо средств, предусмотренных бюджетом, привлекаются средства частных инвесторов на строительство и реконструкцию дошкольных образовательных учреждений. В настоящее время на территории области ведется строительство 5 объектов на 1420 мест (в том числе в 2012 году будут введены 232 места), а также реконструкция и капитальный ремонт 6 дошкольных учреждений с вводом в 2012 году 485 мест. Таким образом за счет привлечения внебюджетных средств в 2012 году планируется ввести 787 мест. Кроме того, в текущем году завершено строительство "Детского сада N 5" в г.Энгельсе на 72 места, построенного за счет средств ОАО "Завод металлоконструкций".

В период с января по май 2012 года открыты 2 дошкольных учреждения на 205 мест в Волжском и Октябрьском районах муниципального образования "Город Саратов".

Привлекаются федеральные средства - бюджетный кредит в объеме 500 млн рублей на строительство детских садов, пристроек к детским садам, реконструкцию ДОУ в 10 районах области (Балашове кий, Вольский, Балаковский, Марксовский, Энгельсский, Ершовский, Ровенский, Новоузенский, Пугачевский) и муниципальном образовании "Город Саратов", что позволит дополнительно ввести 2480 мест.

Всего в 2012 году за счет средств бюджетов всех уровней в дошкольных учреждениях области планируется ввести более 5 тысяч дополнительных мест.

Остается нерешенной задача, поставленная в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" - обеспечение детей в возрасте от 3 до 7 лет местами в ДОУ.

В рамках долгосрочной областной целевой программы "Развитие системы дошкольного образования Саратовской области" на 2012-2015 годы в 2012 году разработана и внедрена информационная система оказания услуг в электронном виде, а также обеспечена интеграция с порталом государственных и муниципальных услуг области и существующими информационными системами в сфере образования, что позволило создать электронную очередь в дошкольные образовательные учреждения.

Также не решена проблема повышения качества дошкольного образования, выступающего первой ступенью образования в целом, определяющей возможности и способности обучающегося к освоению программ на псюледующих уровнях образования. Доля дошкольных образовательных учреждений области, работающих по комплексным развивающим программам, в 2011 году составляла 25 процентов (в 2009 году - 19 процентов). На сегодня недостаточна готовность дошкольных образовательных учреждений к сохранению и коррекции здоровья воспитанников. Например, в Перелюбском и Питерском районах Саратовкой области полностью отсутствуют коррекционные группы.

В значительной степени решение задач повышения качества дошкольного образования зависит от развития кадрового потенциала. В настоящее время наблюдается недостаточное кадровое обеспечение системы образования специалистами дошкольного профиля высокой квалификации. В ряде муниципальных районов не хватает квалифицированных педагогических и руководящих кадров, что влияет на качество предоставляемых образовательных услуг.

Результаты анализа развития учреждений общего образования свидетельствуют о том, что система образования Саратовской области, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия.

Важным фактором, влияющим на развитие образования в Саратовской области, продолжает оставаться демографическая ситуация.

По состоянию на апрель 2012 года сеть учреждений общего образования включает 994 дневных и вечерних государственных, муниципальных общеобразовательных учреждения, 9 негосударственных общеобразовательных учреждений, 116 филиалов школ, с контингентом обучающихся - 221376 человек.

По итогам 2011/2012 учебного года действуют 144 базовые школы и 87 ресурсных центров. Их доля от общего числа средних общеобразовательных учреждений составляет 34 процента. Кроме того, функционируют 21 лицей, 18 гимназий, 9 школ с углубленным изучением отдельных предметов. Это создало оптимальные условия для полного охвата учащихся 9-х классов предпрофильным обучением.

По сравнению с 2010/2011 учебным годом сеть общеобразовательных школ уменьшилась на 24 учреждения.

На развитие сети общеобразовательных учреждений оказывают влияние демографические процессы и движение контингента обучающихся по классам. Общий контингент обучающихся в дневных общеобразовательных учреждениях в 2011/2012 учебном году составил 99 процентов к уровню прошлого учебного года, в том числе в городской местности - 100,9 процента, в сельской местности - 94,7 процента. Наполняемость классов на селе в 2011/2012 учебном году составила 9,1 человека (в прошлом году - 9,5 человека), в городской местности - 23,2 человека (в 2010 году - 23 человека).

В ходе реализации ведомственной целевой программы "Развитие образования" на 2012 год и реализации проекта модернизации региональной системы общего образования удалось решить следующие задачи:

апробация в пилотном режиме введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС НОО), проведенная в 2010/2011 учебном году, позволила в 2011/2012 учебном году ввести ФГОС НОО для всех учащихся 1-х классов и 25 процентов обучающихся 2-х классов всех общеобразовательных учреждений области. Доля учащихся начальной школы, обучающихся по новому федеральному образовательному стандарту, возросла с 6,6 до 35 процентов;

по вопросам реализации ФГОС НОО прошли обучение 82 процента учителей и руководителей (от общего числа реализующих стандарт), в том числе все учителя первых классов;

с сентября 2011 года в новой форме (в соответствии с федеральными требованиями) организована аттестация работников образования, в том числе путем компьютерного тестирования на соответствие занимаемой должности в региональном центре оценки качества образования. Из 1606 работников образования, у которых с сентября по декабрь закончился срок аттестации, в результате работы экспертных групп и Главной аттестационной комиссии аттестовано в новой форме 1574 человека или 98 процентов, 359 педагогов подтвердили соответствие занимаемой должности (91 процент от принимавших участие в тестировании). Аттестацию в новой форме прошли 26 процентов учителей;

для реализации ФГОС НОО приобретено современное оборудование: в 659 школах - компьютерное оборудование, в 666 школах - мебель, в 24 школах -медицинское оборудование, в 749 школах - оборудование для кабинетов начальных классов, в 6 школах - автотранспортные средства. В рамках проекта впервые за последние годы в школы помимо современного оборудования и мебели поставлены современные дидактические материалы;

для создания материальной базы по введению дополнительного часа физической культуры в 208 общеобразовательных учреждений поставлено спортивное оборудование;

для создания современных условий организации школьного питания в 209 школ поставлено технологическое оборудование для пищеблоков;

для повышения доступности качественного образования сельских школьников число общеобразовательных учреждений, реализующих технологии дистанционного обучения, увеличилось с 24 до 97 (с 2,5 до 10,14 процента). В области решается проблема оплаты общеобразовательных учреждений за Интернет с учетом повышения скорости Интернета, необходимой для дистанционного обучения (71 процент общеобразовательных учреждений (673) имеют Интернет со скоростью выше 512 Кбит/сек). Ежегодно на эти цели в общем объеме субвенции на реализацию общеобразовательных программ направляются средства областного бюджета (2011 год - 28,7 млн рублей). В 2012 году на оплату Интернета и закупку программных продуктов областным бюджетом предусмотрено 38 млн рублей;

за счет проведения работ по установке приборов учета расхода топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) и мероприятий по энергетическому обследованию в школах достигнуто снижение потребления по всем видам ТЭР. По итогам 2011 года 726 муниципальных общеобразовательных учреждений (77 процентов) оснащены всеми необходимыми видами приборов учета расхода ТЭР;

дальнейшее развитие получили информационные технологии: на 1 компьютер приходится 15,4 обучающихся (в 2007 году - 36 обучающихся), в 64 процентах муниципальных районов (городских округов) действуют межшкольные центры информационно-коммуникационных технологий (MKT), 98,7 процента учителей прошли обучение и переподготовку в области ИКТ, 95,4 процента общеобразовательных учреждений используют обучающие программные продукты, 67,8 процента - автоматизированные программы управления учебно-воспитательным процессом, в 38,5 процентах общеобразовательных учреждений внедряются электронные дневники, в 36,4 процентах - электронные журналы. 53 процента учителей эффективно используют ресурсы сетевых социальных сообществ, 88,2 процента обучающихся общеобразовательных учреждений области активно применяют ИКТ (презентации, компьютерное моделирование и т.п.) на конференциях, конкурсах;

действуют 1 региональный и 11 муниципальных центров дистанционного обучения детей-инвалидов, создается еще 9 таких муниципальных центров. В настоящее время дистанционно обучаются 52,4 процента детей-инвалидов, не имеющих противопоказаний к такому обучению (по итогам 2010 года -16,8 процента), до конца учебного года за счет привлечения федеральных средств (прогнозно) (26,5 млн рублей) этот показатель возрастет до 77 процентов.

Оценка качества общего образования в 2011 году проводилась в рамках государственной (итоговой) аттестации обучающихся. ЕГЭ сдавали 13004 выпускника 11-х (12-х) классов области по 13 общеобразовательным предметам, в том числе на добровольной основе - 160 выпускников с ограниченными возможностями здоровья (39 больным детям были созданы особые условия). Результаты единого государственного экзамена в целом соответствуют уровню прошлого года и среднероссийским показателям. По сравнению с 2010 годом уменьшилось количество неудовлетворительных отметок по таким предметам, как литература, иностранные языки, обществознание, физика, география. Так, с 4,1 до 3,7 процента сократилось число обучающихся, имеющих неудовлетворительный результат по обществознанию, с 13,9 до 5,2 процента - по географии, с 3,7 до 2,8 процента - по литературе, с 7,6 до 7,1 процента - по физике, с 8,6 до 2,2 процента - по английскому языку. Вырос средний балл по 8 общеобразовательным предметам (по английскому языку - на 9,8 процента, по немецкому языку - на 7,6 процента, по географии -на 5,9 процента, по химии - на 4 процента, по литературе - на 3 процента, по математике - на 3,3 процента, по физике - на 33 процента, по русскому языку -на 1,6 процента, по обществознанию - на 1,1 процента). 61 выпускник области получил по результатам ЕГЭ 100 баллов (в 2010 году - 41).

В 2011 году 100 процентов обучающихся 9-х классов (23506 человек) прошли государственную (итоговую) аттестацию в независимой форме. Получили аттестаты об основном общем образовании 23330 выпускников (99,3 процента), не получили аттестаты - 176 человек (0,8 процента), в 2010 году - 19602 человека (97,5 процента) и 345 человек (1,7 процента) соответственно. Результаты независимой итоговой аттестации обучающихся 9-х классов засчитываются в этом году 54 учреждениями среднего профессионального образования в качестве вступительных испытаний (в 2010 году - 28 учреждениями), 6505 выпускников 9-х классов (76 процентов) поступили в учреждения среднего профессионального образования по результатам государственной (итоговой) аттестации в независимой форме.

Проведенное в рамках ведомственной целевой программы "Развитие образования" на 2012 год социологическое исследование по изучению удовлетворенности населения образовательными услугами позволяет говорить о позитивном отношении жителей области к качеству образования в образовательных учреждениях области. В опросе приняли участие 1500 человек. Метод опроса - телефонный опрос. 81 процент респондентов, воспитывающих одного ребенка школьного возраста, полностью довольны тем, что их ребенок обучается в том или ином образовательном учреждении. Частично удовлетворены - 15 процентов, недовольство выражают лишь 3 процента представителей целевой группы.

Вместе с тем в системе общего образования области существует целый ряд проблемных вопросов, требующих системных решений в рамках областной целевой программы.

Остается нерешенным вопрос привлечения молодых специалистов в образовательные учреждения области: доля учителей в возрасте до 30 лет составляет всего 10 процентов от общего количества работников образовательных учреждений области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»