Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 августа 2011 года N 420-П


Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года

(с изменениями на 28 сентября 2011 года)
________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Саратовской области от 18.07.2012 N 420-П
________________________________________________

_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 28.09.2011 N 528-П.

_______________________________________________________________


На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года (далее - Стратегия) согласно приложению.

2. Органам исполнительной власти области руководствоваться положениями Стратегии при разработке проектов долгосрочных областных целевых, ведомственных целевых программ и иных программных документов.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления области руководствоваться положениями Стратегии при разработке проектов муниципальных стратегий, программ социально-экономического развития и иных программных документов.

4. Министерству экономического развития и торговли области:

(абзац признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 28.09.2011 N 528-П, см. предыдущую редакцию);

обеспечить контроль реализации положений Стратегии при согласовании проектов долгосрочных областных целевых программ и иных программных документов с учетом комплексного развития Саратовской области.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор области
П. Л. Ипатов

     

     
Приложение
 к постановлению
Правительства области
 от 11 августа 2011 года N 420-П

     

Стратегия социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года

    

 
Введение


Стратегия социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года (далее - Стратегия) - это система мер организационного, институционального и финансового характера, нацеленных на обеспечение условий инновационного развития, инвестиционной привлекательности и усиления позиций Саратовской области не только среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа, но и Российской Федерации в целом.

Стратегия базируется на приоритетах Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, учитывает основные положения Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа.

Основываясь на этих документах, Стратегия определяет приоритетные направления деятельности органов законодательной и исполнительной власти области, органов местного самоуправления, профессиональных и общественных объединений, бизнес-сообщества.

Стратегия определяет основные направления, механизмы и инструменты социально-экономического развития области, которые предусматривают сокращение уровня социального неравенства; снижение рисков ведения предпринимательской деятельности; повышение уровня конкуренции на рынке продукции и услуг, способных стимулировать повышение производительности труда; повышение уровня и развития инновационной системы. Стратегия направлена на создание условий инвестиционной привлекательности области, что способствует обеспечению дальнейшего развития экономики и улучшения жизни людей.

Стратегия разработана с учетом сценарных прогнозов, результатов исследований социально-экономического развития области, общероссийских и мировых тенденций. Прогнозная часть документа учитывает основные стратегические линии развития и перспективные проекты ведущих российских холдинговых компаний, государственных корпораций и отдельных хозяйствующих субъектов.

Стратегия определяет цели и приоритетные направления социально-экономического развития области и служит основой для разработки проектов среднесрочных программ социально-экономического развития области, среднесрочных финансовых планов, проектов областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, проектов долгосрочных областных и муниципальных целевых программ, а также нормативных и других документов стратегического управления социально-экономическим развитием области.

Стратегия разработана с учетом места и роли области в экономике Российской Федерации, комплексной оценки ее социально-экономического и научно-инновационного потенциала, системного анализа имеющихся конкурентных преимуществ и возможностей развития области в долгосрочной перспективе.

Стратегия - основа для совместных действий федеральных и областных органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнес-сообщества, общественных организаций, населения области.

1. Современные тенденции и потенциал социально-экономического развития Саратовской области

1.1. Общая характеристика социально-экономической ситуации в Саратовской области


Саратовская область входит в состав Приволжского федерального округа. Область расположена на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, граничит на юге с Волгоградской областью, на западе - с Воронежской и Тамбовской областями, на севере - с Пензенской и Ульяновской областями, на северо-востоке - с Самарской областью, на юго-востоке и юге имеет государственную границу с Казахстаном.

Территория области составляет 101,2 тыс. кв. км. Административно-территориальное деление на 1 января 2010 года представлено следующим образом: 38 районов, 18 городов, 27 поселков городского типа, 1778 сельских населенных пунктов.

На территории области в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создано 439 муниципальных образований, 38 муниципальных районов.

Ведущие экономические центры области: города Саратов, Энгельс, Балаково, Балашов, Вольск.

Исполнительную власть осуществляет Правительство области, которое возглавляет Губернатор области.

Административный центр области - город Саратов, численность населения 837,4 тыс. человек. Расстояние от г.Саратова до г. Москвы - 858 км.

Область имеет выгодное географическое положение, обусловленное:

близким расположением основных рынков сбыта (Центральная Россия, Казахстан);

расположением на пересечении крупнейших транспортных коридоров (Евроазиатский коридор "Север-Юг" и Евроазиатский коридор "Запад-Восток");

развитой транспортной инфраструктурой, представленной разветвленной сетью железных и автомобильных дорог, трубопроводов, а также внутренними водными судоходными путями и воздушными авиалиниями.

На территории области крупнейшая речная артерия страны - р.Волга пересекается с железнодорожной магистралью, соединяющей Центр и Юг страны с Уралом, Сибирью. Имеются транспортные пути на Казахстан и Центральную Азию.

Саратовская область обладает потенциалом для реализации геостратегической функции форпоста России. Имея население численностью более 2,5 млн человек, причем преимущественно русских по национальности (85,9 процента), а также являясь староосвоенной российской территорией, Саратовская область способна активно участвовать в представлении интересов России во взаимодействии с Казахстаном и Центральной Азией.

С 1991 года область стала приграничной территорией и кратчайшим выходом с пересечения Евроазиатских коридоров "Север-Юг" и "Запад-Восток" на территорию Казахстана (с последующим выходом на территорию Китая и Центральной Азии). Расположение Саратовской области позволяет в перспективе переключить движение части грузопотока, формируемого в Центральной Азии и западной части Китая и движущегося в Европу, на транспортировку по российской территории.

Экономика области отличается высокой степенью диверсификации. Значительная часть добавленной стоимости формируется базовыми секторами экономики области - промышленностью, сельским хозяйством и транспортным комплексом (рис.1.1).

Рис.1.1. Структура ВРП Саратовской области


Промышленный облик определяют машиностроение, энергетика и химическое производство. Агропромышленный комплекс имеет ярко выраженные зернохлебопродуктовую, мясную и молочнопродуктовую специализации. На долю промышленности приходится более 30 процентов ВРП области.

Сравнение структуры ВРП области со структурой суммарного ВРП регионов России свидетельствует, что доля добавленной стоимости вида деятельности "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" в области существенно (в 2,3 раза) выше, чем в среднем по России. Это характеризует значимую роль области как "энергетического донора" экономики Российской Федерации (по производству электроэнергии область занимает 7-е место среди российских регионов).

Доля добычи полезных ископаемых в структуре ВРП области существенно ниже данного показателя в структуре ВРП по субъектам Российской Федерации, что свидетельствует о несырьевой направленности экономики области.

Саратовская область входит в десятку российских регионов - лидеров по производству продукции сельского хозяйства. Удельный вес сельского хозяйства в ВРП области (12,5 процента) значительно превышает российский показатель в структуре валовой добавленной стоимости (около 4,9 процента).

Структура обрабатывающих производств свидетельствует о высокой диверсифицированности областной экономики. Наиболее существенную долю занимают: производство пищевых продуктов, включая табак (30,4 процента), химическое производство (17,4 процента), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (9,8 процента), производство прочих неметаллических минеральных продуктов (10,2 процента), производство транспортных средств и оборудования (7,1 процента), производство машин и оборудования (6 процентов).

По производству отдельных видов продукции Саратовская область занимает лидирующие позиции в экономике Российской Федерации (таблица 1.1).

Таблица 1.1

     
Место Саратовской области в Российской Федерации в 2009 году по отдельным показателям

Наименование показателей

Место

Производство масел растительных

5

Производство холодильников и морозильников бытовых

7

Производство электроэнергии

7

Производство минеральных удобрений (в пересчете на 100 процентов питательных веществ)

7

Производство строительного кирпича

8

Производство тканей

9

Производство сельскохозяйственной продукции

11

Производство цемента

13

Производство стальных труб

13

Ввод в действие общей площади жилых домов на 1000 человек

20

Численность студентов на 10000 человек населения

22


Сильные позиции области в выпуске отдельных видов продукции позволяют сделать вывод о конкурентоспособности промышленного и аграрного комплексов области и наличии перспектив их развития.

Основные показатели, характеризующие долю области по отдельным экономическим параметрам страны, приведены на рис.1.2.

Рис.1.2. Удельный вес Саратовской области в общероссийских основных экономических показателях в 2009 году, в процентах


Более высокая доля области в стоимости основных фондов Российской Федерации (1,2 процента), в населении (1,8 процента) при относительно низкой доле в суммарном ВРП субъектов Российской Федерации (0,96 процента) позволяет сделать вывод, что область располагает значительными резервами производства и при повышении производительности труда и росте загрузки производственных мощностей имеет возможность существенно улучшить показатели социально-экономического развития.

1.2. Потенциал развития Саратовской области

1.2.1. Природно-ресурсный потенциал и экологическая ситуация


Саратовская область располагает значительными запасами разнообразных природных ресурсов.

Земельные ресурсы области - одно из ее значимых природных богатств. Земельный фонд области составляет 10123,9 тыс. га. Основную долю земельного фонда занимают земли сельскохозяйственного назначения, их размер составляет 8545,1 тыс. га (84,4 процента).

Соотношение типов почв на землях сельскохозяйственного назначения следующее: черноземные почвы - 50,4 процента, каштановые - 30 процентов, солонцовые комплексы - 11,5 процента, аллювиальные почвы - 6,3 процента, прочие - 1,8 процента.

Качество почв Правобережья заметно лучше почв Левобережья. Вместе с тем из-за интенсивной эксплуатации сельскохозяйственных земель в полной мере не осуществляется процесс воспроизводства почвенного плодородия. Почвы в значительной степени подвержены процессам водно-ветровой эрозии, почти на 60 процентов площадей сельскохозяйственных угодий наблюдается их совместное проявление.

Минерально-сырьевой потенциал области оценивается очень высоко. Характеристика минерально-сырьевой базы на территории области представлена в таблице 1.2.

Таблица 1.2

Минерально-сырьевая база Саратовской области

Вид сырья

Месторождения

Единица измерения

Запасы категорий А+В+С1

Запасы категорий С2+Р

Объем добычи в 2009 году

Горючие сланцы

3

тыс. т

143796

2179

Мел

26

тыс. т

218792

6991

232

Цементное сырье:

5

тыс. т

488014

69316

2934

глины кирпичные

115

тыс. м3

132198

15432

116

глины керамзитовые

21

тыс. м3

47568

10660

176

пески строительные

102

тыс. м3

209365

38595

1420

пески стекольные

1

тыс. т

390

Камень строительный

39

тыс. м3

236723

202382

1751

Нефть

92

млн т

36,3

20,4

1,403

Конденсат

млн т

2,7

1,1

Газ

млрд м3

59,6

21,8

0,498

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»