Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 сентября 2011 года N 511-П

О долгосрочной областной целевой программе "Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области" на 2012-2015 годы

(с изменениями на 3 декабря 2013 года)
________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Саратовской области от 14.02.2014 N 74-П.
________________________________________________

_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2011 N 781-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 15.03.2012 N 131-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 25.06.2012 N 326-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 25.07.2012 N 436-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 823-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 26.02.2013 N 89-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 07.08.2013 N 387-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 14.10.2013 N 549-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 03.12.2013 N 673-П.

_______________________________________________________________


На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить долгосрочную областную целевую программу "Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области" на 2012-2015 годы согласно приложению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор области
П. Л. Ипатов

     

Приложение к постановлению
Правительства области от
22 сентября 2011 года N 511-П

     

Долгосрочная областная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области" на 2012-2015 годы

     

Паспорт Программы
(таблица с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Саратовской области от 07.08.2013 N 387-П, см. предыдущую редакцию).

Наименование Программы

долгосрочная областная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области" на 2012-2015 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

распоряжение Правительства Саратовской области от 27 апреля 2011 года N 102-Пр "О разработке проекта долгосрочной областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области" на 2012-2015 годы"

Государственный заказчик Программы

министерство экономического развития и торговли области

Основные разработчики Программы

министерство экономического развития и торговли области

Цель Программы

обеспечение условий устойчивого развития и повышения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства на основе модернизации действующих и создания новых, инновационных и высокотехнологичных производств, стимулирования спроса на производимые ими товары (работы, услуги)

Задачи Программы

обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым, информационным, имущественным ресурсам;

стимулирование субъектов малого и среднего предпринимательства к модернизации основных средств и внедрению новых технологий на производстве;

развитие и создание условий для реализации экспортного потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства, продвижение продукции местных товаропроизводителей на внешние рынки;

концентрация средств государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в секторах экономики, обеспечивающих практическое внедрение результатов интеллектуальной деятельности, увеличение производства инновационной продукции;

создание новых и развитие действующих объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства;

сохранение существующих и создание новых рабочих мест, создание условий для организации собственного бизнеса, вовлечение в него безработных граждан и других социально незащищенных групп населения;

повышение уровня жизни и благосостояния занятых в сфере малого и среднего предпринимательства;

стимулирование органов местного самоуправления области к развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципальных образований;

увеличение налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства области, применяющих специальные режимы налогообложения;

снижение административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности;

формирование положительного имиджа предпринимателя

Важнейшие оценочные показатели

Важнейшие оценочные показатели:

вклад малого и среднего предпринимательства в валовой региональный продукт области (процентов);

доля среднесписочной численности работников субъектов малого и среднего предпринимательства в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций (процентов);

количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тысячу человек населения области (ед.);

объем налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства области, применяющих специальные режимы налогообложения (млрд рублей);

средняя заработная плата в субъектах малого предпринимательства (тыс. рублей);

объем инвестиций в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства области (млрд рублей);

объем привлеченных заемных ресурсов в экономику малого и среднего предпринимательства в результате оказания поддержки (млрд рублей);

доля продукции производственной сферы экономики в общем объеме продукции, произведенной малыми и средними предприятиями области (процентов);

количество субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и (или) реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, - получателей поддержки (ед.);

количество субъектов малого предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность (ед.);

объем отгруженной инновационной продукции субъектов малого предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность (млн рублей);

доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции субъектов малого предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность (процентов);

объем гарантий, предоставленных субъектам малого предпринимательства (млн рублей);

объем микрозаймов, предоставленных субъектам малого предпринимательства (млн рублей);

количество новых рабочих мест, созданных получателями поддержки (ед.);

количество муниципальных образований, получивших софинансирование из областного бюджета в рамках реализации Программы (ед.);

количество субъектов малого и среднего предпринимательства области, принявших участие в российских и международных мероприятиях (ед.)

Сроки реализации Программы

2012-2015 годы

Исполнители основных мероприятий

министерство экономического развития и торговли области, комитет капитального строительства области, органы местного самоуправления области (по согласованию), некоммерческая организация "Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Саратовской области" (по согласованию), ОАО "Гарантийный фонд для субъектов малого предпринимательства Саратовской области" (по согласованию), некоммерческая организация "Фонд микрокредитования субъектов малого предпринимательства в Саратовской области" (по согласованию), ГУП Саратовской области "Бизнес-инкубатор Саратовской области" (по согласованию), мАу "Бизнес-инкубатор Балаковского муниципального района" (по согласованию)

Объемы и источники обеспечения Программы

общий объем финансирования Программы составляет 9499714,1 тыс. рублей, в том числе: из федерального бюджета (прогнозно) - 1120402,4 тыс. рублей; из областного бюджета - 338639,1 тыс. рублей; из местных бюджетов (прогнозно) - 12809,0 тыс. рублей; из внебюджетных источников (прогнозно) - 8027863,6 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

содействие структурной перестройке экономики малого и среднего предпринимательства за счет увеличения производственного сектора;

увеличение капитализации организаций и модернизация производственной базы субъектов малого и среднего предпринимательства путем привлечения инвестиционных ресурсов;

повышение конкурентоспособности местной продукции на внешних рынках;

развитие качественно новых видов предпринимательской деятельности, в первую очередь инновационно ориентированных;

обеспечение занятости молодежи, безработных и других социально незащищенных групп населения посредством создания новых и развития действующих субъектов малого и среднего предпринимательства

Система организации контроля за исполнением Программы

контроль за исполнением Программы осуществляется министерством экономического развития и торговли области в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ"

     

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами


Одним из основных направлений развития экономики области является развитие предпринимательства. Малый и средний бизнес способен активно генерировать новые рабочие места, новые точки роста, оказывать действенное влияние на диверсификацию и повышение эффективности экономики в целом.

В целом в Саратовской области в рамках реализации областных целевых программ поддержки предпринимательства в последние годы были сделаны реальные шаги по созданию условий, благоприятных для развития предпринимательства, созданы механизмы и инструменты поддержки малого и среднего бизнеса, выделены значительные финансовые ресурсы, которые были направлены на создание объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и поддержку приоритетных направлений развития малого и среднего бизнеса.

С 2005 года область участвует в конкурсах, проводимых Министерством экономического развития Российской Федерации, на софинансирование мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства за счет средств федерального бюджета. Это позволило привлечь в период с 2005 по 2010 годы на указанные цели почти 600 млн рублей.

С каждым годом сумма государственной поддержки увеличивается, расширяются география и категории ее получателей. Объем бюджетных средств, предусмотренных на поддержку предпринимательства, в 2010 году (168 млн рублей) увеличился по сравнению с 2005 годом (1,99 млн рублей) почти в 85 раз.

Если в 2005 году финансовая поддержка была оказана 5 субъектам малого предпринимательства, то в 2010 году - 550 субъектам из 35 районов области.

Все меры поддержки обеспечили создание потенциала развития бизнеса в области, отдача от которого будет расти год от года. Заработали реальные инфраструктурные механизмы поддержки бизнеса: гарантийный фонд, фонд микрокредитования, областной бизнес-инкубатор для стартующих малых предприятий, венчурный фонд, первый в области муниципальный бизнес-инкубатор в г.Балаково.

Создана нормативно-правовая база, направленная на стимулирование развития предпринимательства путем создания налоговых преференций, облегчения доступа к имущественным объектам муниципальной и областной собственности, предоставления финансовой государственной поддержки. Законом области "Об установлении налоговых ставок для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения" снижены до 7 процентов налоговые ставки для организаций 12 видов экономической деятельности и до 10 процентов для организаций еще 2 видов экономической деятельности. В целях оказания имущественной поддержки субъектам предпринимательства принят Закон области "О мерах по реализации в Саратовской области субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественных прав на приобретение арендуемого имущества". В декабре 2009 года принят Закон области "О развитии малого и среднего предпринимательства в Саратовской области".

Сегодня уже можно видеть первые итоги предпринятых мер. По итогам 2010 года ОАО "Гарантийный фонд для субъектов малого предпринимательства Саратовской области" выдано гарантий более чем на 100 млн рублей, некоммерческой организацией "Фонд микрокредитования субъектов малого предпринимательства в Саратовской области" выдано 67 займов на 45 млн рублей.

Всего, начиная с 2008 года, получателями финансовой поддержки привлечено порядка 4 млрд рублей внебюджетных ресурсов в экономику собственных предприятий.

По итогам 2010 года в области действует 22,3 тыс. малых и микропредприятий (100,3 процента к уровню 2009 года), на которых занято более 135 тыс. человек (101,4 процента к уровню 2009 года). Кроме того, в области действует 449 средних предприятий с численностью занятых около 40 тыс. человек. Всего на малых и средних предприятиях области занято 24,7 процента от общей численности занятых в экономике области (по итогам 2009 года - 21,3 процента).

В структуре малого предпринимательства области преобладают предприятия, занимающиеся торговлей и бытовыми услугами (42,3 процента), предприятия обрабатывающих производств - 9,1 процента, строительства - 7,9 процента.

В структуре продукции, произведенной малыми предприятиями области, лидирующее положение занимает производственный сектор (доля промышленной продукции - 24,2 процента, строительства - 23 процента, транспорта и связи - 6,9 процента), доля торговли и услуг составляет 7,5 процента.

За 2010 год оборот малых и микропредприятий области составил 171,2 млрд рублей (129 процентов к уровню 2009 года). По средним предприятиям данный показатель составил 46 млрд рублей (111 процентов к 2009 году).

Согласно данным статистики, по итогам 2010 года уровень средней заработной платы работников малых предприятий области составил 9604,7 рубля, или 112,4 процента к уровню 2009 года (по итогам 2009 года - 8545,3 рубля).

Инвестиции в основной капитал малых и средних предприятий области по итогам 2010 года составили 3678,7 млн рублей, или 111,4 процента к уровню прошлого года.

По итогам 2010 года объем налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства области по специальным налоговым режимам составил 2748,9 млн рублей (115 процентов к уровню 2009 года), в том числе:

по упрощенной системе налогообложения - 1410,4 млн рублей;

по единому налогу на вмененный налог - 1235,9 млн рублей;

по единому сельскохозяйственному налогу - 102,6 млн рублей.

По оценочным данным, по итогам 2010 года вклад малого и среднего бизнеса в валовой региональный продукт области составляет 26,4 процента.

При оценке вклада малого бизнеса в экономику области необходимо учитывать, что органами статистики не учитываются показатели деятельности индивидуальных предпринимателей и крестьянско-фермерских хозяйств.

Программа, являющаяся логическим продолжением ранее реализованных в области в 2005-2011 годах областных целевых программ поддержки предпринимательства, разработана с учетом приоритетов государственной поддержки предпринимательства, принятых на федеральном уровне, и стратегических целей развития экономики области.

Новацией настоящей Программы является значительное расширение мер государственной поддержки и привлечение средств внебюджетных источников (прогнозно) к решению проблем внедрения результатов инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и увеличения выпуска инновационной продукции.

2. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации


Целью Программы является обеспечение условий устойчивого развития и повышения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства на основе модернизации действующих и создания новых, инновационных и высокотехнологичных производств, стимулирования спроса на производимые ими товары (работы, услуги).

Указанная цель достигается путем решения следующих задач:

обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым, информационным, имущественным ресурсам;

стимулирование субъектов малого и среднего предпринимательства к модернизации основных средств и внедрению новых технологий на производстве;

развитие и создание условий для реализации экспортного потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства, продвижение продукции местных товаропроизводителей на внешние рынки;

концентрация средств государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в секторах экономики, обеспечивающих практическое внедрение результатов интеллектуальной деятельности, увеличение производства инновационной продукции;

создание новых и развитие действующих объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства;

сохранение существующих и создание новых рабочих мест, создание условий для организации собственного бизнеса, вовлечение в него безработных граждан и других социально незащищенных групп населения;

повышение уровня жизни и благосостояния занятых в сфере малого и среднего предпринимательства;

стимулирование органов местного самоуправления области к развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципальных образований;

увеличение налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства области, применяющих специальные режимы налогообложения;

снижение административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности;

формирование положительного имиджа предпринимателя.

Реализация Программы осуществляется в период 2012-2015 годов.


3. Система (перечень) программных мероприятий


В Программе предусматриваются мероприятия по следующим разделам.

Правовое, организационное и аналитическое обеспечение деятельности субъектов предпринимательской деятельности. Основные мероприятия настоящего раздела направлены на совершенствование нормативного правового регулирования в сфере предпринимательства с учетом комплексного анализа федерального и областного законодательства, мониторинга состояния малого и среднего бизнеса и результатов маркетинговых исследований по проблемам развития предпринимательства. Результатом реализации мероприятий настоящего раздела должна стать система нормативных правовых актов области, направленных на защиту прав и законных интересов предпринимателей.

Модернизация производственной базы субъектов малого и среднего предпринимательства. В целях технического перевооружения производства, увеличения капитализации субъектов малого и среднего бизнеса Программой предусмотрено предоставление государственной поддержки, направленной на модернизацию производства, обновление основных фондов и стимулирование привлечения инвестиционных ресурсов из внебюджетных источников (прогнозно) в экономику области. Указанный вид государственной поддержки расширяет круг заемщиков, снижает риски кредитных организаций и лизинговых компаний, сокращает расходы бизнеса по обслуживанию долга.

Возмещение части лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным субъектами малого и среднего предпринимательства области, предусматривает возмещение части лизинговых платежей, уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства области в год получения поддержки, и первого лизингового взноса (авансового платежа). Эта поддержка является наиболее востребованной предпринимателями и делает доступной возможность обновления и модернизации производства значительно большему количеству предпринимателей.

Возмещение части процентной ставки по банковским кредитам на приобретение (создание) основных средств, заключенным субъектами малого и среднего предпринимательства области, предусматривает возмещение части процентов по банковским кредитам на приобретение (создание) основных средств, уплаченных субъектами предпринимательства в год получения поддержки, снижает стоимость кредитных ресурсов и обеспечивает доступ к ним более широкому кругу заемщиков.

Предоставление грантов субъектам малого предпринимательства в целях возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договоров лизинга оборудования предусматривает возмещение первого лизингового взноса (авансового платежа) при приобретении начинающими предпринимателями оборудования в лизинг. Этот вид поддержки снижает риски лизинговых компаний и позволяет начинающим предпринимателям, не имеющим "кредитной истории", приобретать оборудование с использованием механизма финансовой аренды.

Развитие экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства. В целях содействия росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов предпринимательской деятельности на внешние рынки Программой предусматривается поддержка экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства.

Выход на внешние рынки требует от предпринимателей дополнительных затрат, связанных с выполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации и стран-импортеров. Программой предусматривается расширение экспортных возможностей в секторе малого и среднего предпринимательства путем компенсации части затрат по осуществлению экспорта продукции.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»