Действующий

Об утверждении программы Правительства Саратовской области по повышению эффективности бюджетных расходов на период 2011 - 2013 годов (с изменениями на 29 декабря 2012 года)


9. Совершенствование методов программно-целевого бюджетного планирования. Переход к программной структуре расходов бюджетов.


Одним из основных направлений модернизации управления общественными финансами является переход к программно-целевым принципам организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающим эффективное использование бюджетных и организационных ресурсов и повышение результативности бюджетных расходов.


В Саратовской области используются такие инструменты программно-целевого управления, как программа социально-экономического развития области на среднесрочную перспективу, концепции развития отдельных отраслей, долгосрочные областные и ведомственные целевые программы, областная адресная инвестиционная программа и другие.


Долгосрочные областные целевые программы формируются в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 г. N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ", ведомственные целевые программы - в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 22 августа 2008 г. N 340-П "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ".


В рамках реализации программы реформирования начато интегрирование данных стратегических инструментов в бюджетный процесс. Приказом министерства финансов области от 30 июня 2010 г. N 219 предусматривалось осуществлять при формировании бюджетных проектировок главных распорядителей разработку обоснований бюджетных ассигнований, включающих увязку их объемов с конечными и непосредственными результатами использования, установленными программными документами области.


Следующим шагом должно стать объединение всех функционирующих стратегических инструментов в единую систему - государственные программы Саратовской области. При их формировании будет учитываться опыт разработки государственных программ Российской Федерации, структура и основные подходы к разработке которых обозначены в постановлении Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации".


Государственные программы будут формироваться исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития области, отражать индикаторы их достижения и охватывать все основные сферы деятельности органов исполнительной власти области и, соответственно, большую часть расходов областного бюджета. Таким образом, государственные программы Саратовской области станут основой программного бюджета, что потребует внесения изменений в порядок его составления и утверждения и, соответственно, корректировки бюджетной классификации.


Внедрение принципов программного бюджета предполагает сохранение и усиление роли существующих инструментов бюджетного планирования. В этом направлении намечается разработать методику оценки эффективности реализации ведомственных целевых программ. При планировании капитальных расходов бюджета будет осуществляться проверка вновь начинаемых объектов капитального строительства на предмет эффективности использования средств областного бюджета.


Результатом реализации мероприятия будет формирование в 2013 году проекта закона об областном бюджете с распределением бюджетных ассигнований по государственным программам области, что позволит обеспечить увязку бюджетного и стратегического планирования и сопоставить расходы бюджета с конечными целями их использования.


Риск реализации данного комплекса мероприятий состоит в недостаточной урегулированности федеральным законодательством порядка использования кодов бюджетной классификации на разных уровнях бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, процесс разработки государственных программ Саратовской области может быть затруднен ввиду сложности распределения бюджетных ассигнований по конкретным направлениям деятельности главного распорядителя и, соответственно, их привязки к целям использования.