ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 2010 года N 419-П
Об областной целевой программе "Информатизация Саратовской области (Электронный регион) на 2011-2013 годы"
(с изменениями на 31 декабря 2013 года)
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 13.04.2011 N 194-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 31.05.2011 N 279-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 01.07.2011 N 332-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 08.11.2011 N 625-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2011 N 817-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 27.02.2012 N 93-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 27.03.2012 N 158-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 19.06.2012 N 308-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 06.07.2012 N 377-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 11.07.2012 N 397-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 25.09.2012 N 577-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 833-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 13.02.2013 N 59-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 829-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 26.03.2013 N 151-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 26.03.2013 N 152-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.04.2013 N 222-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 10.06.2013 N 285-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 16.07.2013 N 345-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 02.09.2013 N 447-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 24.09.2013 N 498-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 12.11.2013 N 613-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 24.12.2013 N 736-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 808-П.
_______________________________________________________________
На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительство области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить областную целевую программу "Информатизация Саратовской области (Электронный регион) на 2011-2013 годы" согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области
П.Л. Ипатов
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 6 сентября 2010 года N 419-П
Областная целевая программа "Информатизация Саратовской области (Электронный регион) на 2011-2013 годы"
Наименование Программы | областная целевая программа "Информатизация Саратовской области (Электронный регион) на 2011-2013 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | |
Государственный заказчик Программы | комитет по информатизации области |
Основной разработчик Программы | комитет по информатизации области |
Цель Программы | повышение качества жизни населения на основе широкого внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий органами государственной власти области и органами местного самоуправления, населением и хозяйствующими субъектами области, снижения административных барьеров, оптимизации и повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг, осуществления перехода на их предоставление в электронном виде (строка в р едакции, введенной постановлением Правительства Саратовской области от 01.07.2011 N 332-П, см. предыдущую редакцию) |
Задачи Программы | развитие региональной телекоммуникационной инфраструктуры и обеспечение доступности населению современных информационно-коммуникационных услуг; повышение уровня использования информационно-коммуникационных технологий в образовании и науке, подготовка образовательных кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий; повышение уровня использования информационно-коммуникационных технологий в системе здравоохранения и социальной защиты населения области; информатизация законодательной деятельности области; внедрение информационно-коммуникационных технологий в сфере культуры, культурного и гуманитарного просвещения; создание и развитие архитектуры электронного правительства в области для реализации перехода на оказание государственных и муниципальных услуг (реализацию функций) в электронном виде и повышения эффективности функционирования систем государственного управления и местного самоуправления; информатизация сферы строительства и жилищно-коммунального хозяйства (абзац признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 829-П, см. предыдущую редакцию); информатизация деятельности мировых судей в области; совершенствование контрольно-надзорной деятельности в различных отраслях; организация деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее -многофункциональные центры) на территории области; формирование системы мониторинга качества и доступности государственных и муниципальных услуг (строка с учетом дополнений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 01.07.2011 N 332-П, см. предыдущую редакцию) развитие информатизации бюджетного процесса в области. |
Важнейшие оценочные показатели | повышение эффективности законодательной деятельности, государственного управления и местного самоуправления на территории области, открытости и гласности принятия решений, а также эффективности предоставления государственных услуг; ускорение процессов информационного обмена в экономике и обществе в целом, в том числе между гражданами и органами государственной власти области, комплексное информационное обеспечение Губернатора области и Правительства области; снижение информационного неравенства по возможности доступа граждан к информации на территории области; внедрение информационных систем управления деятельностью в образовательных и медицинских учреждениях области, внедрение современных технологий в образовательный процесс; создание необходимых условий для осуществления перевода музейных и библиотечных фондов в электронный вид, увеличение доли фондов, переведенных в электронную форму; внедрение в органах исполнительной власти области юридически значимого электронного документооборота, в том числе в сфере закупок для государственных нужд области; обеспечение публикации в сети Интернет судебных решений мировых судей в области; повышение удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг; создание системы контроля качества предоставления государственных и муниципальных услуг (строка с учетом дополнений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 01.07.2011 N 332-П, см. предыдущую редакцию) обеспечение перехода на трехлетнее планирование областного бюджета; обеспечение возможности подписания государственными заказчиками области государственных контрактов на трехлетний период. |
Сроки и этапы реализации Программы | 2011-2013 годы |
Исполнители основных мероприятий Программы | министерство образования области; министерство здравоохранения области; министерство социального развития области; министерство культуры области; министерство информации и печати области (абзац признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 829-П, см. предыдущую редакцию);; министерство экономического развития и торговли области; министерство экономического развития и инвестиционной политики области министерство сельского хозяйства области; министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области (абзац признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 829-П, см. предыдущую редакцию); министерство занятости, труда и миграции области (абзац признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 829-П, см. предыдущую редакцию); министерство лесного хозяйства области (абзац признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 829-П, см. предыдущую редакцию); министерство транспорта и дорожного хозяйства области; комитет транспорта области; министерство промышленности и энергетики области (абзац признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 829-П, см. предыдущую редакцию); министерство финансов области; комитет по информатизации области; комитет по обеспечению деятельности мировых судей области; управление делами Правительства области; управление кадровой политики и государственной службы Правительства области (абзац признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 829-П, см. предыдущую редакцию); управление по делам ЗАГС Правительства области (абзац признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 829-П, см. предыдущую редакцию); управление ветеринарии Правительства области (абзац признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 829-П, см. предыдущую редакцию); управление специальных программ Правительства области (абзац признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 829-П, см. предыдущую редакцию); Саратовская областная Дума (по согласованию); органы местного самоуправления области (по согласованию); иные органы исполнительной власти области; администрация Балаковского муниципального района области (по согласованию) (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 19.06.2012 N 308-П, см. предыдущую редакцию) |
Объемы и источники обеспечения Программы | общий объем финансового обеспечения Программы составляет 395440,7 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета (прогнозно) - 402123,4 тыс. рублей (21,4 процента от общего объема финансового обеспечения), из них: в 2011 году - 30000,0 тыс. рублей, в 2012 году - 27000,0 тыс. рублей; в 2013 году - 27000,0 тыс. рублей, за счет средств областного бюджета - 335940,7 тыс. рублей (85,0процента от общего объема финансового обеспечения), из них: в 2011 году - 313763,4 тыс. рублей, в 2012 году - 143873,7 тыс. рублей, в 2013 году - 28860,0 тыс. рублей; за счет средств внебюджетных источников (прогнозно) - 2500,0 тыс. рублей (0,6 процента от общего объема финансового обеспечения), из них: в 2011 году - 2500,0 тыс. рублей (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 19.06.2012 N 308-П, см. предыдущую редакцию) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | увеличение доли органов исполнительной власти области, подключенных к мультисервисной сети, с 60 до 100 процентов; повышение уровня отказоустойчивости центра обработки данных Правительства области с 50 до 80 процентов; уменьшение количества учащихся на один персональный компьютер, используемый в учебных целях: в учреждениях общего образования области с 17 до 16 человек; в учреждениях начального и среднего профессионального образования области с 16,3 до 13 человек; увеличение количества учебных площадок, созданных в общеобразовательных учреждениях области для повышения компьютерной грамотности населения, с 0 до 300 единиц; увеличение доли учреждений области, имеющих компьютерные классы в составе не менее 7 персональных компьютеров, работающих в единой локально-вычислительной сети с широкополосным доступом в Интернет: общеобразовательных учреждений области с 64 до 72 процентов; учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования области с 67 до 74 процентов; увеличение доли общеобразовательных учреждений области, использующих разработанный пакет свободного программного обеспечения не менее чем на 50 процентов имеющихся персональных компьютеров, с 30 до 50 процентов; увеличение доли муниципальных образований области, имеющих методические муниципальные центры информационных технологий, с 26 до 100 процентов; увеличение доли образовательных учреждений области, в которых используются информационные системы управления деятельностью: общеобразовательных учреждений с 97 до 100 процентов; учреждений начального профессионального и среднего профессионалы ого образования области с 0 до 79 процентов; увеличение доли образовательных учреждений области, использующих в учебно-образовательном процессе электронные образовательные ресурсы: общеобразовательных учреждений области с 80 до 90 процентов; учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования области с 70 до 90 процентов; увеличение доли образовательных учреждений области, использующих методы дистанционного обучения, с 0,7 до 10 процентов; увеличение доли образовательных учреждений области, имеющих сайты в сети Интернет: общеобразовательных учреждений области с 95,6 до 100 процентов; учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования области с 50 до 100 процентов; увеличение доли образовательных учреждений области, предоставляющих родителям возможность получать информацию о текущей успеваемости обучающихся в электронной форме, с 5 до 60 процентов; увеличение доли детей-инвалидов, нуждающихся в обучении по общеобразовательным программам на дому, для которых организовано дистанционное обучение, с 26 до 51 процента; уменьшение количества медицинских работников на один современный персональный компьютер в среднем по области с 9 до 8 человек; увеличение доли медицинских учреждений области, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет, в среднем по области с 34,9 до 41 процентов; увеличение доли медицинских учреждений области, в которых используются информационные системы управления финансово-хозяйственной деятельностью, в среднем по области с 59,9 до 66 процентов; увеличение доли библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек области с 1,9 до 3,4 процента; (абзац признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 25.09.2012 N 577-П, см. предыдущую редакцию). увеличение доли записей в каталогах общедоступных библиотек области, переведенных в электронную форму и интегрированных в Сводный каталог библиотек России, с 14,5 до 25 процентов; увеличение количества цифровых изображений музейных предметов от общего объема музейных фондов области с 11,5 до 15 тыс. штук; увеличение доли рабочих мест сотрудников органов исполнительной власти области, обеспеченных широкополосным доступом к сети Интернет, с 75 до 100 процентов; увеличение доли органов исполнительной власти области, использующих единую систему электронного документооборота, с 15 до 60 процентов; увеличение доли внутренних документов органов исполнительной власти области в электронном виде с 0 до 50 процентов; увеличение доли входящих и исходящих документов органов исполнительной власти области в электронном виде с 0 до 50 процентов; увеличение количества информационных систем, интегрированных в областную систему межведомственного электронного взаимодействия, с 0 до 6 единиц; увеличение количества государственных и муниципальных услуг, переведенных в электронный вид, не ниже III этапа согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1993-р с 0 до 58 единиц;(абзац признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 829-П, см. предыдущую редакцию); увеличение доли областных бюджетных учреждений в сфере ветеринарии, управление которыми осуществляется с использованием информационно-аналитической системы мониторинга деятельности сети областных бюджетных учреждений в сфере ветеринарии, с 0 до 25 процентов;(абзац признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 829-П, см. предыдущую редакцию); увеличение доли многоквартирных домов, внесенных в информационно-аналитическую систему мониторинга жилищного фонда области, с 0 до 60 процентов;(абзац признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 829-П, см. предыдущую редакцию); увеличение доли социальных программ по предоставлению жилья или социальных выплат, учет участников которых ведется в базе данных "Жилищная политика", с 0 до 10 процентов. (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 19.06.2012 N 308-П, см. предыдущую редакцию) обеспечение перехода на трехлетнее планирование областного бюджета; обеспечение возможности подписания государственными заказчиками области государственных контрактов на трехлетний период |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Настоящая Программа разработана с целью реализации основных положений Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года N Пр-212.
Исследования Института развития информационного общества показали, что существенным условием успешного использования информационно-коммуникационных технологий для развития субъектов Российской Федерации и решения на этой основе социально-экономических задач является наличие в регионе комплексной программы информатизации.
Необходимость формирования и реализации областной целевой программы развития и использования информационно-коммуникационных технологий (информатизации) также обусловлена тем, что процесс перехода к информационному обществу - это сложная комплексная задача, охватывающая многие сферы человеческой деятельности и затрагивающая интересы всех слоев общества. Решение такого рода задач требует длительного времени, целевого выделения ресурсов и эффективного взаимодействия всех заинтересованных сторон.
Таким образом, практическая реализация принципов государственной политики в сфере информатизации Саратовской области должна осуществляться на основе системного подхода к созданию региональных информационных систем и программно-целевых методов управления процессами развития информатизации в регионе.
Как показали в конце 2009 года итоги международной конференции "Региональная информатизация. Стратегические приоритеты", в Саратовской области реализуются либо находятся на этапе предпроектного обследования все ключевые проекты в сфере региональной информатизации. Область является пилотным регионом по внедрению ряда типовых информационных систем. Уровень развития информационно-коммуникационных технологий в целом соответствует уровню социально-экономического развития области.
В результате реализации областной целевой программы "Информатизация Саратовской области на 2008-2010 годы" на территории области заложен фундамент формирования развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и реализованы следующие крупные проекты в сфере информатизации:
- завершен первый этап создания областной системы межведомственного электронного взаимодействия;
- сдана в опытную эксплуатацию автоматизированная информационная система управления кадрами, обеспечивающая автоматизацию и повышение эффективности деятельности кадровых подразделений органов исполнительной власти Саратовской области и управления кадровой политики и государственной службы Правительства Саратовской области;
- на базе типового программного обеспечения запущен в промышленную эксплуатацию реестр и портал государственных услуг Саратовской области, обеспечивающие представление информации о государственных услугах Саратовской области в сети Интернет;
- созданы три центра обработки данных: Правительства области, министерства здравоохранения области и министерства социального развития области;
- в министерстве экономического развития и торговли области внедрена автоматизированная информационно-аналитическая система "Прогнозирование социально-экономического развития региона на основании единой базы данных показателей и индикаторов", обеспечивающая построение прогнозов социально-экономического развития области;
- осуществлено развитие единой системы электронного документооборота и делопроизводства Правительства области;
- обеспечена лицензионная чистота программного обеспечения, используемого Правительством области.
В 2007 году указанная программа была отнесена Институтом развития информационного общества к семи лучшим региональным программам в сфере информатизации. В частности, Институтом отмечен архитектурный подход в построении электронного правительства, декларируемый программой, что является важной предпосылкой эффективной реализации подобных программ.
Однако в связи с недостаточностью финансовых средств финансовое обеспечение программы в 2009-2010 году было сокращено более чем на 60 процентов относительно первоначально запланированных объемов, в том числе финансирование программных мероприятий в 2010 году сокращено более чем на 75 процентов (в 4 раза). Следствием этого стало более чем двукратное сокращение перечня программных мероприятий и целевых показателей программы и недостаточно высокие итоговые значения целевых показателей реализации программы.
Комплексный анализ состояния информатизации органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области позволил выявить недостатки, снижающие эффективность развития и применения информационных технологий, как следствие, снижающие эффективность работы органов власти, замедляющие темпы социально-экономического развития и создающие серьезные препятствия для повышения качества жизни населения Саратовской области:
- отсутствие межведомственного информационного взаимодействия между существующими информационными ресурсами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления. Дублирование и противоречивость сведений об одном и том же объекте в различных информационных ресурсах;
- не соответствующая современному мировому уровню степень использования информационно-коммуникационных технологий в образовании, науке и медицинском обслуживании населения области;
- отсутствие в учреждениях культуры области необходимых условий для осуществления перевода музейных и библиотечных фондов в электронный вид и работы с электронными фондами;
- отсутствие ведомственных систем обеспечения деятельности в органах исполнительной власти области;
- необходимость обновления парка компьютерной техники и оргтехники, серверного и коммуникационного оборудования в ряде органов исполнительной власти области и подведомственных им учреждениях для обеспечения технической возможности внедрения информационных систем масштаба области;
- недостаточное количество рабочих мест систем электронного документооборота, отсутствие у 25 процентов сотрудников органов исполнительной власти области широкополосного доступа в сеть Интернет.
(часть исключена постановлением Правительства Саратовской области от 01.07.2011 N 332-П, см. предыдущую редакцию).
Комплексный анализ состояния процедур предоставления государственных и муниципальных услуг позволил выявить ряд вызовов и угроз, препятствующих успешному формированию эффективного электронного правительства:
формальное участие представителей бизнеса и гражданского сообщества в разработке и экспертизе административных регламентов, излишняя бюрократизированность процедур изменения документов, затрудняющая их размещение и поддержание в актуальном виде в государственных информационных системах "Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" и "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";
недостаточная информированность и оформленность процедур взаимодействия власти, бизнеса и отдельных граждан в части осуществления контроля и надзора, предоставления необходимых и обязательных услуг, в том числе на платной основе учреждениями и негосударственными организациями, создающая, с одной стороны, основу для злоупотреблений и необоснованных поборов, с другой, резко снижающая оценку качества деятельности всех уровней власти;
отсутствие эффективных механизмов мониторинга и обратной связи, позволяющих оперативно выявлять и устранять наиболее проблемные места во взаимодействии органов власти, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и отдельных граждан (в том числе инструментов независимой оценки);
неразвитость альтернативных вариантов (схем) предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечивающих возможность недистанционного доступа к государственным и муниципальным услугам с минимальным участием заявителя и максимально комфортными условиями.
В результате реализации настоящей Программы органам исполнительной власти области предстоит создать новую форму организации деятельности, обеспечивающую за счет широкого применения информационных и коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг, информации о результатах деятельности государственных органов. Первостепенной задачей Программы является повышение эффективности системы государственного управления за счет использования передовых информационных и телекоммуникационных технологий.
Программой ставятся несколько модернизационных задач в сфере реализации административной реформы, ориентированных, в первую очередь, на смешение акцентов Программы на интересы конечных потребителей.
(части 10-12 дополнительно включены постановлением Правительства Саратовской области от 01.07.2011 N 332-П)
Целью настоящей Программы является повышение качества жизни населения на основе широкого внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий органами государственной власти области и органами местного самоуправления, населением и хозяйствующими субъектами области, снижения административных барьеров, оптимизации и повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг, осуществления перехода на их предоставление в электронном виде (часть в редакции, введенной постановлением Правительства Саратовской области от 01.07.2011 N 332-П, см. предыдущую редакцию).
Для обеспечения комплексности и системности мероприятий, направленных на развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Саратовской области, необходимо решение следующих задач:
- развитие региональной телекоммуникационной инфраструктуры и обеспечение доступности населению современных информационно-коммуникационных услуг;
- повышение уровня использования информационно-коммуникационных технологий в образовании и науке, подготовка образовательных кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий;
- повышение уровня использования информационно-коммуникационных технологий в системе здравоохранения и социальной защиты населения области;
- информатизация законодательной деятельности области;
- внедрение информационно-коммуникационных технологий в сфере культуры, культурного и гуманитарного просвещения;
- создание и развитие архитектуры электронного правительства в области для реализации перехода на оказание государственных и муниципальных услуг (реализацию функций) в электронном виде и повышения эффективности функционирования систем государственного управления и местного самоуправления;
- информатизация сферы строительства и жилищно-коммунального хозяйства (абзац признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 829-П, см. предыдущую редакцию);
- информатизация деятельности мировых судей в области;