ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2009 года N 642-П
О внесении изменений в областную целевую программу "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год"
На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области Правительство области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в областную целевую программу "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год", утвержденную постановлением Правительства Саратовской области от 15 декабря 2009 года N 622-П, изменения, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области
П.Л.Ипатов
Областная целевая программа "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год"
Наименование | Областная целевая программа "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год" (далее - Программа) |
Основание дли | Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации": постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" |
Государственный заказчик | министерство занятости, труда и миграции области |
Основные разработчики Программы | министерство занятости, труда и миграции области |
Пели и задачи | Цель Программы - повышение эффективности использования трудовых ресурсов области, в том числе работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников) (далее - угроза увольнения), и оптимизация системы управления занятостью как основы устойчивости и динамичного развития области. Задачи Программы: - стимулирование организации общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу; - повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения; - содействие временной занятости выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта и стажа работы через организацию стажировки на предприятиях области посредством возрождения и стимулирования системы наставничества молодых специалистов; - стимулирование создания новых рабочих мест в сфере малого бизнеса; - стимулирование оснащения специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов; - оптимизация численности иностранных работников, предполагаемых к привлечению на территорию области. Важнейшие оценочные показатели Программы: - уровень регистрируемой безработицы в области на конец года: - численность официально зарегистрированных безработных на конец 2010 года: - напряженность на рынке труда области на конец года: - численность иностранных работников, предполагаемых к привлечению на территорию области |
Основные мероприятия Программы | 1. Дополнительное мероприятие по организации общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу. 2. Дополнительное мероприятие по организации опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения. 3. Дополнительное мероприятие по организации стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы. 4. Дополнительное мероприятие по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. 5. Дополнительное мероприятие по содействию трудоустройству инвалидов. |
Сроки и этапы реализации программы | 2010 год 4 этапа |
Исполнители основных мероприятии Программы | министерство занятости, труда и миграции области: государственные учреждения - центры занятости населения районов (городов) области |
Объемы и источники исполнения Программы | общий объем средств, необходимых для реализации Программы, составляет (прогнозно) 505209.4 тыс. руб.. в том числе: за счет средств федерального бюджета (прогнозно) - 479948.9 тыс. руб., за счет средств областного бюджета - 25260.5 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | недопущение роста уровня регистрируемой безработицы выше 2.1 процента на конец 2010 года; - недопущение роста численности официально зарегистрированных безработных выше 27.2 тыс. человек на конец 2010 года; - недопущение коэффициента напряженности на рынке труда выше 2.2 незанятых на одну вакансию на конец 2010 года: - прохождение профессиональной подготовки, переподготовки. - повышения квалификации в рамках организации опережающего профессионального обучения не менее 3.5 тыс. работников, находящихся пол угрозой увольнения: - трудоустройство не менее 94 процентов граждан, прошедших опережающее профессиональное обучение: - временное трудоустройство и участие в общественных работах не менее 16 тыс. работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу: - организация стажировки для не менее 1200 выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы на предприятиях области под руководством 600 наставников: - создание не менее 3000 новых рабочих мест в сфере малого бизнеса: - оснащение не менее 50 специальных рабочих мест для трудоустройства не менее 50 инвалидов: - оптимизация численности иностранных работников, предполагаемых к привлечению на территорию области (квота на 2010 год - 4001 чел.) |
Система | контроль за исполнением Программы осуществляет Федеральная служба по труду и занятости (по согласованию). Правительство области, министерство занятости, труда и миграции области |
До 2009 года рынок труда Саратовской области находился под влиянием позитивной динамики большинства социально-экономических показателей.
Валовой региональный продукт области в 2008 году составил 331,4 млрд. рублей, его среднегодовой прирост за четыре года составил почти 7,0 процентов. Динамично развивалось промышленное производство. Индекс промышленного производства достиг уровня 110,8 процента. Сельское хозяйство области вследствие увеличения производства продукции животноводства, а также высокого урожая зерна по итогам 2008 года составило 107,9 процента. Превышены целевые ориентиры по объему услуг связи и обороту розничной торговли. Значительные позитивные изменения отмечены и в транспортной системе области. Коммерческий грузооборот предприятий транспортного комплекса вырос в 1,3 раза по сравнению с уровнем 2005 года. В 2,2 раза возросла среднемесячная заработная плата и составила 12 тыс. рублей.
Несмотря на начавшийся в октябре 2008 года финансовый кризис, положительная динамика основных социально-экономических показателей обусловила увеличение среднегодовой численности занятых в экономике области с 1197,5 тыс. человек (в 2007 году) до 1202,5 тыс. человек (в 2008 году). Общая численность безработных (рассчитанной по методологии МОТ) за этот же период снизилась с 107,5 тыс. человек до 104 тыс. человек, уровень общей безработицы - с 8.0 процента до 7,9 процента соответственно.
На регистрируемом рынке труда тенденция снижения безработицы сохранялась в течение десяти месяцев 2008 года. Однако с начала ноября 2008 года (когда безработица была минимальной) численность граждан, имеющих официальный статус безработного, увеличилась на 16,1 процента и составила на конец 2008 года 18033 человека. Уровень регистрируемой безработицы возрос с 1.2 процента (на 1 ноября 2008 года) до 1,4 процента (на 1 января 2009 года), по Российской Федерации - с 1,7 процента до 2 процентов. Наиболее проблемными с точки зрения официальной безработицы на конец 2008 года являлись Ровенский (3.3 процента), Советский (2,7 процента) и Федоровский (2,5 процента) муниципальные районы.
Наряду с этим, на рынке труда области в 2008 году отмечалось снижение спроса на рабочую силу. Если на начало 2008 года банк данных органов службы занятости содержал информацию о 19.2 тыс. вакансий, то к концу года их количество снизилось до 11,1 тыс. Причем основное снижение потребности (на 6,5 тыс. единиц), происходило в ноябре-декабре 2008 года, когда многие предприятия приостановили прием кадров и отозвали вакансии, заявленные ранее. Напряженность на рынке труда выросла и составила 1,8 незанятых на одну вакансию (на начало 2008 года - 1,1).
Для районов с большой долей сельского населения было характерно значительное отставание спроса от предложения. Так, на конец 2008 года в Новоузенском муниципальном районе на одну вакансию претендовали 66 человек, в Краснопартизанском - 58 человек, а в шести районах области (Федоровском, Самойловском, Питерском, Перелюбском, Озинском, Дергачевском) вакантные рабочие места вообще отсутствовали. Недостаточный спрос на рабочую силу ограничивал возможности трудоустройства жителей села.
Нарастание в 2009 году кризисных явлений в экономике области, как и в целом по Российской Федерации, обозначило начало процессов сокращения работников практически во всех видах экономической деятельности и общее осложнение ситуации на рынке труда. После банковской сферы кризис, в первую очередь, ударил по реальному сектору экономики.
В январе-октябре 2009 года по сравнению с уровнем января-октября 2008 года индекс промышленного производства снизился на 13,7 процента, объем строительных работ - на 30,5 процента. За аналогичный период коммерческий грузооборот организаций транспорта сократился на 24,0 процента, оборот розничной торговли уменьшился на 5,8 процента, оборот общественного питания - на 4,7 процента.
За 10 месяцев 2009 года на развитие экономики и социальной сферы области использовано 41,9 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что на 25,9 процента ниже показателя аналогичного периода 2008 года.
Снижение объемов производства привело к сокращению среднегодовой численности занятых в экономике области до 1169,4 тыс. человек (на 33,0 тыс. человек). Ухудшение ситуации в сфере занятости обусловило увеличение общей численности безработных, рассчитанных по методологии МОТ (в среднегодовом исчислении), до 110 тыс. человек. Уровень безработицы составил 8,6 процента.
В течение первых 4 месяцев 2009 года наблюдалась тенденция роста регистрируемой безработицы. Своего максимума безработица достигла в первой декаде мая - численность зарегистрированных безработных по области составила 31,6 тыс. человек, уровень безработицы - 2,4 процента от экономически активного населения.
Кроме того, продолжилось снижение спроса на рабочую силу. На конец марта банк данных органов службы занятости содержат информацию о 8,9 тыс. вакансий (минимальное значение за 11 месяцев 2009 года). Напряженность на рынке труда выросла и составила 3,4 незанятых на одну вакансию.
В целях оптимизации штатной численности предприятия и организации области проводили сокращения работников. Только в результате массовых высвобождений в январе-ноябре 2009 года без работы остались 6.2 тыс. человек, что в 3.5 раза больше, чем за весь 2008 год. В целом, за 1! месяцев 2009 года предприятия и организации области высвободили 17.9 тыс. человек.
В 2009 году значительно выросли показатели вынужденной неполной занятости работников. Если на начало 2008 года в режиме неполной занятости работали 9.5 тыс. человек, то на начало 2009 года этот показатель вырос в 3,1 раза - до 29.7 тыс. человек. Своего пика объемы неполной занятости достигли к апрелю 2009 года, когда в режиме неполной занятости находилось 41.9 тыс. человек.
Реализация областных целевых программ: "Содействие занятости населения и развитие кадрового потенциала Саратовской области на 2009-2011 годы", "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области на 2009 год", антикризисных мер Правительства области позволили во 2 полугодии 2009 года стабилизировать ситуацию на рынке труда и улучшить социально-экономическое положение области.
При содействии Правительства области удалось решить вопросы обеспечения заказами ОАО "Трансмаш", ОАО "Балаковский завод запасных деталей", что дало возможность вывести эти предприятия из простоя и отменить запланированные сокращения работников.
Проводятся мероприятия по финансовому оздоровлению крупных предприятий. Получены средства на финансовое оздоровление ОАО "Саратовский радиоприборный завод" и ФГУП "Вольский механический завод". В стадии подготовки распоряжения Правительства РФ находятся материалы на получение субсидий ФГУП "ПЭМЗ "Молот", ФГУП "Саратовский завод приборных устройств".
Сформирован портфель заказов на экспорт вооружений и военной техники на уровне прошлого года не менее 100 млн. рублей, что позволит загрузить заказами такие предприятия как ОАО "СЭПО", ОАО "Конструкторское бюро автоматики", ЗАО "Волга-Авиасервис", ФГУП НПП "Алмаз", ФГУП "Саратовский агрегатный завод".
Результатом осуществления антикризисных мер стало очевидное сглаживание последствий кризиса для экономики области. Объем валового регионального продукта в сопоставимых ценах по итогам первого полугодия 2009 года остался практически на уровне аналогичного периода прошлого года, в то время как ВВП РФ снизился более 10,1 процента.
В январе-октябре 2009 года за счет всех источников финансирования введено в действие 7.7 тыс. квартир в общей площадью 686.4 тыс. кв. м, что составило 109,4 процента к соответствующему периоду прошлого года. Общий объем услуг связи увеличился на 7.6 процента, объем продукции животноводства - на 6.6 процента. Грузооборот предприятии автомобильного транспорта увеличился на 1.3 процента.
Среднемесячная номинальная заработная плата составляла в октябре 2009 года 13291,6 рублей и выросла по сравнению с октябрем 2008 года на 10,0 процентов.
По состоянию на 1 декабря 2009 года просроченная задолженность по заработной плате составила 9,8 млн. рублей, что на 50.3 процентов меньше, чем на 1 ноября 2009 года.
Под воздействием наметившихся позитивных перемен в экономике численность занятых в области по сравнению с февралем увеличилась на 25,7 процента и в октябре 2009 года достигла 1316,1 тыс. человек. За этот же период общая численность безработных (рассчитанная по методологии МОТ) сократилась на 40,0 процентов и в октябре составила 92,7 тыс. человек, уровень общей безработицы снизился до 6,6 процента от численности экономически активного населения.
Стабилизировалась ситуация с регистрируемой безработицей. За последние шесть месяцев число безработных граждан снизилось на 4,5 тыс. человек. На конец ноября 2009 года на учете состояло 26,6 тыс. зарегистрированных безработных. Уровень безработицы - 2,0 процента. По ПФО - 2,3 процента, по России - 2,7 процента.
Наметилась тенденция увеличения спроса на рабочую силу. На конец ноября банк данных органов службы занятости содержал информацию о 13,8 тыс. вакансий. По сравнению с апрелем напряженность на рынке труда снизилась в 1,5 раза и составила 2,2 незанятых на одну вакансию.
Общая численность работников, уволенных с предприятий области в январе-ноябре текущего года по причине ликвидации организации, сокращения численности или штата, составила 17,9 тыс. человек (68,7 процента от запланированных к высвобождению).
На ОАО "Саратовстройстекло" численность запланированных к высвобождению в мае-сентябре пересмотрена в сторону уменьшения с 607 человек до 196 человек.
На ОАО "СПЗ" вместо запланированных к высвобождению в июле 519 человек высвобождено 313 человек.
Из ОАО "ВолгаЦемент" вместо 474 человек в мае - высвобождено 180 человек.
На ОАО "Балаковорезинотехника" пересмотрена в сторону уменьшения численность высвобождаемых работников в октябре на 225 человек, в ноябре - на 341 человека.
Приостановлено на неопределенный срок сокращение работников ООО "Торэкс".
Отменено ранее запланированное высвобождение на ЗАО "САЗ" (279 человек), ОАО "Завод автономных источников тока" (250 человек), Саратовском электромеханическом заводе "РЭМО" (210 человек), ЗАО НПП "Реф-Оптоэлектроника" (100 человек), ООО "Телемак" (59 человек), НПО "Стек" (51 человек), ЗАО "Управление повышения нефтеотдачи пласта и капитального ремонта скважин" (47 человек) и др.
До конца года предприятиями и организациями области к высвобождению планируется 1.7 тыс. человек.
К концу ноября 2009 года объемы неполной занятости сократились по сравнению с апрелем в 1,6 раза и составили 26.6 тыс. человек, из них режиме простоя находились - 3,2 тыс. человек, в режиме неполного рабочего дня работали - 11,1 тыс. человек, неполной рабочей недели - 12,3 тыс. человек. Вместе с тем ожидается, что к концу 2009 года объемы неполной занятости составят 28-30 тыс. человек в зависимости от варианта развития ситуации.
С начала декабря отмечается рост безработицы. По прогноз) численность безработных на конец 2009 года может составить 27,5 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы - 2,1 процента от численности экономически активного населения.
В 2010 году развитие ситуации на рынке труда может происходить по двум основным вариантам.
Первый вариант, "пессимистический", предусматривает сохранение негативных тенденций 2009 года. При этом варианте среднегодовая численность занятых в экономике может сократиться до 1163,8 тыс. человек.
Второй вариант, "оптимистический", предусматривает постепенное улучшение ситуации в сфере занятости населения. В этом случае среднегодовая численность занятых составит 1173,0 тыс. человек.
В 2010 году влияние финансового кризиса на рынок труда области продолжится. В январе-феврале 2010 года с предприятий и организаций области планируется высвобождение 2,0 тыс. человек. Вместе с тем, общая численность работников, уволенных по причине сокращения численности, может составить по первому варианту прогноза 25 тыс. человек, по второму -20 тыс. человек.
Часть высвобождений будет связана с оптимизацией структуры и численности учреждений бюджетной сферы, органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений здравоохранения, Вооруженных Сил Российской Федерации. Непростая ситуация сложится с предприятиями обрабатывающих производств, предприятий автопрома, транспорта, особенно железнодорожного. В настоящее время на территории одного из крупных промышленных городов области - г.Балаково предприятия ОАО "Завод по производству серной кислоты" и ОАО "Энергокомплекс", проходят процедуру банкротства. Готовится к процедуре банкротства ЗАО "Балаковский завод запасных деталей". На предприятиях Балашовского района вызывает опасения ОАО "Балашовслюда", которое около года находится в простое и ОАО "Балашовский текстиль", который после мирового соглашения возобновивший процедуру банкротства.
В сложных условиях находятся предприятия оборонно-промышленного комплекса. На территории области 26 промышленных предприятий, выполняют контракты для Минобороны России и головных заказчиков, на которых работает более 30 тысяч жителей области. Благодаря действиям Правительства области удалось в значительной степени снизить отрицательные последствия кризиса на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, в том числе не были допущены запланированные массовые сокращения работников предприятий отрасли. Вместе с тем, на сегодняшний день из плана госзаказа на 2010 год исключена продукция, выпускаемая ОАО "НПП "Контакт" и ОАО "Тантал". Если ситуация не изменится, на ОАО "НПП "Контакт" работу потеряют около 1 тыс. работников, а ОАО "Тантал", где доля спецпродукции в общем объеме производства составляет около 90,0 процентов, практически может остановить свою деятельность.
На территории Саратовской области монопрофильным населенным пунктом является г.Вольск. Ситуация на рынке труда г.Вольска не критичная. На 10 декабря 2009 года на учете в службе занятости зарегистрировано 660 безработных, проживающих на территории г.Вольска (на 1 января 2009 года -390 человек). Напряженность на рынке труда на 10 декабря 2009 года составляет 0,9 незанятых на 1 вакансию.
Градообразующее предприятие ОАО "Вольскцемент" (численность сотрудников - 1235 человек) работает достаточно стабильно, заработная плата выплачивается в полном объеме, в установленные законодательством сроки. В 2009 году по сокращению штатов было уволено 30 человек.
В 2010 году перевода сотрудников на режим неполной занятости, а также массовых сокращений не планируется. Кроме того, ОАО "Вольскцемент", несмотря на кризисное время, принимает активное участие в финансировании большинства социально значимых проектов Вольского муниципального района. Таким образом, дополнительного финансирования за счет средств субсидии федерального бюджета для ОАО "Вольскцемент" не требуется.
Результаты мониторинга, проводимого министерством занятости, труда и миграции области, показывают, что в структуре высвобождаемых работников с предприятий и организаций области около 49 процентов составляют работники, имеющие рабочие профессии (слесарь, разнорабочий, водитель, токарь, шлифовщик, сборщик, сварщик и прочие). Специалисты и служащие составляют около 43 процентов (инженер, менеджер, мастер, инспектор, экономист, врач и прочие). На руководителей структурных подразделений всех уровней (управленцев) приходится 8 процентов.
Структура высвобождаемых работников по уровню образования показывает, что более половины высвобождаемых составляют граждане, имеющие начальное профессиональное образование. Около 30 процентов приходится на высвобождаемых с высшим профессиональным образованием, 20 процентов -со средним специальным образованием.