ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 декабря 2009 года N 622-П


О дополнительных мерах, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год

(с изменениями на 15 декабря 2010 года)


_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2009 N 642-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 20.01.2010 N 8-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 11.03.2010 N 74-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 05.04.2010 N 126-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 26.05.2010 N 193-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 04.06.2010 N 216-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 28.06.2010 N 254-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 05.08.2010 N 358-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 19.08.2010 N 378-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 13.09.2010 N 423-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 18.10.2010 N 473-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 25.10.2010 N 504-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 16.11.2010 N 580-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 15.12.2010 N 628-П.

_______________________________________________________________


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить областную целевую программу "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год" согласно приложению.

2. Определить министерство занятости, труда и миграции области уполномоченным органом исполнительной власти области для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости.

3. Министерству занятости, труда и миграции области направить на рассмотрение в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации областную целевую программу "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год".

4. Министерству занятости, труда и миграции области совместно с министерством финансов области подготовить в установленном порядке соответствующие предложения по изменению Закона Саратовской области "Об областном бюджете на 2010 год".

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Данилова А.К. (пункт в редакции, введенной постановлением Правительства Саратовской области от 15.12.2010 N 628-П, см. предыдущую редакцию)

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.


Губернатор области
П.Л. Ипатов


Приложение
к постановлению
Правительства области
от 15 декабря 2009 года N 622-П

Областная целевая программа "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год"
(с изменениями на 15 декабря 2010 года)

Паспорт Программы

Наименование
Программы


Областная целевая программа "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год" (далее - Программа)

Основание для
разработки
Программы


Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации": постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"

Государственный заказчик

министерство занятости, труда и миграции области

Основные разработчики Программы

министерство занятости, труда и миграции области

Цели и задачи
Программы,
важнейшие
оценочные
показатели


Цель Программы - повышение эффективности использования трудовых ресурсов области, в том числе работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников) (далее - угроза увольнения), и оптимизация системы управления занятостью как основы устойчивости и динамичного развития области.

Задачи Программы:

- стимулирование организации общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу;

- повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения;

- содействие временной занятости выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта и стажа работы через организацию стажировки на предприятиях области посредством возрождения и стимулирования системы наставничества молодых специалистов;

- стимулирование создания новых рабочих мест в сфере малого бизнеса;

- стимулирование оснащения специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

- оптимизация численности иностранных работников, предполагаемых к привлечению на территорию области.

Важнейшие оценочные показатели Программы:

- уровень регистрируемой безработицы в области на конец года:

- численность официально зарегистрированных безработных на конец 2010 года:

- напряженность на рынке труда области на конец года:

- численность иностранных работников, предполагаемых к привлечению на территорию области

Основные мероприятия Программы

1. Дополнительное мероприятие по организации общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу.

2. Дополнительное мероприятие по организации опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения.

3. Дополнительное мероприятие по организации стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы.

4. Дополнительное мероприятие по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

5. Дополнительное мероприятие по содействию трудоустройству инвалидов.

Сроки и этапы реализации программы

2010 год 4 этапа

Исполнители основных мероприятии Программы

министерство занятости, труда и миграции области: государственные учреждения - центры занятости населения районов (городов) области

Объемы и источники исполнения Программы

общий объем средств, необходимых для реализации Программы, составляет (прогнозно) 738058,5 тыс. руб., в том числе:

за счет средств федерального бюджета (прогнозно) - 701155,5 тыс. руб.,

за счет средств областного бюджета 36903,0 тыс. руб.

(строка в редакции, введенной постановлением Правительства Саратовской области от 25.10.2010 N 504-П, см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- недопущение роста уровня регистрируемой безработицы выше 1,5 процента на конец 2010 года;


- недопущение роста численности официально зарегистрированных безработных выше 20,2 тыс. человек на конец 2010 года;


- недопущение роста коэффициента напряженности на рынке труда выше 1,3 незанятых на одну вакансию на конец 2010 года;


- прохождение профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации в рамках организации опережающего профессионального обучения не менее 3.5 тыс. работников, находящихся под угрозой увольнения;

- трудоустройство не менее 94 процентов граждан, прошедших опережающее профессиональное обучение;

- временное трудоустройство и участие в общественных работах более 17906 работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу;

- организация стажировки для не менее 1200 выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы на предприятиях области под руководством 600 наставников;

- создание не менее 6775 новых рабочих мест в сфере малого бизнеса;


- оснащение не менее 50 специальных рабочих мест для трудоустройства не менее 50 инвалидов;

- оптимизация численности иностранных работников, предполагаемых к привлечению на территорию области (квота на 2010 год - 6092 чел.)

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 15.12.2010 N 628-П, см. предыдущую редакцию)

Система
организации
контроля за
исполненном
Программы


контроль за исполнением Программы осуществляет Федеральная служба по труду и занятости (по согласованию). Правительство области, министерство занятости, труда и миграции области

     

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
(раздел в редакции, введенной постановлением Правительства Саратовской области
от 04.06.2010 N 216-П, см. предыдущую редакцию)


До 2009 года рынок труда Саратовской области находился под влиянием позитивной динамики большинства социально-экономических показателей.

Валовой региональный продукт области в 2008 году составил 331,4 млрд. рублей, его среднегодовой прирост за четыре года составил почти 7 процентов. Динамично развивалось промышленное производство. Индекс промышленного производства достиг уровня 110,8 процента. Сельское хозяйство области вследствие увеличения производства продукции животноводства, а также высокого урожая зерна по итогам 2008 года составило 107,9 процента. Превышены целевые ориентиры по объему услуг связи и обороту розничной торговли. Значительные позитивные изменения отмечены и в транспортной системе области. Коммерческий грузооборот предприятий транспортного комплекса вырос в 1,3 раза по сравнению с уровнем 2005 года. В 2,2 раза возросла среднемесячная заработная плата и составила 12 тыс. рублей.

Несмотря на начавшийся в октябре 2008 года финансовый кризис, положительная динамика основных социально-экономических показателей обусловила увеличение среднегодовой численности занятых в экономике области с 1197,5 тыс. чел. (в 2007 году) до 1202,5 тыс. чел. (в 2008 году). Общая численность безработных (рассчитанной по методологии МОТ) за этот же период снизилась с 107,5 тыс. чел. до 104 тыс. чел., уровень общей безработицы - с 8 процентов до 7,9 процента соответственно.

На регистрируемом рынке труда тенденция снижения безработицы сохранялась в течение десяти месяцев 2008 года. Однако с начала ноября 2008 года (когда безработица была минимальной) численность граждан, имеющих официальный статус безработного, увеличилась на 16,1 процента и составила на конец 2008 года 18033 человека. Уровень регистрируемой безработицы возрос с 1,2 процента (на 1 ноября 2008 года) до 1,4 процента (на 1 января 2009 года), по Российской Федерации - с 1,7 процента до 2 процентов. Наиболее проблемными с точки зрения официальной безработицы на конец 2008 года являлись Ровенский (3,3 процента), Советский (2,7 процента) и Федоровский (2,5 процента) муниципальные районы.

Наряду с этим, на рынке труда области в 2008 году отмечалось снижение спроса на рабочую силу. Если на начало 2008 года банк данных органов службы занятости содержал информацию о 19,2 тыс. вакансий, то к концу года их количество снизилось до 11,1 тыс. Причем основное снижение потребности (на 6,5 тыс. единиц) происходило в ноябре-декабре 2008 года, когда многие предприятия приостановили прием кадров и отозвали вакансии, заявленные ранее. Напряженность на рынке труда выросла и составила 1,8 незанятых на одну вакансию (на начало 2008 года - 1,1).

Для районов с большой долей сельского населения было характерно значительное отставание спроса от предложения. Так, на конец 2008 года в Новоузенском муниципальном районе на одну вакансию претендовали 66 человек, в Краснопартизанском - 58 человек, а в шести районах области (Федоровском, Самойловском, Питерском, Перелюбском, Озинском, Дергачевском) вакантные рабочие места вообще отсутствовали. Недостаточный спрос на рабочую силу ограничивал возможности трудоустройства жителей села.

Нарастание в 2009 году кризисных явлений в экономике области, как и в целом по Российской Федерации, обозначило начало процессов сокращения работников практически во всех видах экономической деятельности и общее осложнение ситуации на рынке труда. После банковской сферы кризис, в первую очередь, ударил по реальному сектору экономики.

В январе-октябре 2009 года по сравнению с уровнем января-октября 2008 года индекс промышленного производства снизился на 13,7 процента, объем строительных работ - на 30,5 процента. За аналогичный период коммерческий грузооборот организаций транспорта сократился на 24 процента, оборот розничной торговли уменьшился на 5,8 процента, оборот общественного питания - на 4,7 процента.

За 10 месяцев 2009 года на развитие экономики и социальной сферы области использовано 41,9 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что на 25,9 процента ниже показателя аналогичного периода 2008 года.

Снижение объемов производства привело к сокращению среднегодовой численности занятых в экономике области до 1169,4 тыс. чел. (на 33 тыс. чел.). Ухудшение ситуации в сфере занятости обусловило увеличение общей численности безработных, рассчитанных по методологии МОТ (в среднегодовом исчислении), до 110 тыс. чел. Уровень безработицы составил 8,6 процента.

В течение первых 4 месяцев 2009 года наблюдалась тенденция роста регистрируемой безработицы. Своего максимума безработица достигла в первой декаде мая - численность зарегистрированных безработных по области составила 31,6 тыс. чел., уровень безработицы - 2,4 процента от экономически активного населения.

Кроме того, продолжилось снижение спроса на рабочую силу. На конец марта банк данных органов службы занятости содержал информацию о 8,9 тыс. вакансий (минимальное значение за 11 месяцев 2009 года). Напряженность на рынке труда выросла и составила 3,4 незанятых на одну вакансию.

В целях оптимизации штатной численности предприятия и организации области проводили сокращения работников. Только в результате массовых высвобождений в январе-ноябре 2009 года без работы остались 6,2 тыс. чел., что в 3,5 раза больше, чем за весь 2008 год. В целом, за 11 месяцев 2009 года предприятия и организации области высвободили 17,9 тыс. чел.

В 2009 году значительно выросли показатели вынужденной неполной занятости работников. Если на начало 2008 года в режиме неполной занятости работали 9,5 тыс. чел., то на начало 2009 года этот показатель вырос в 3,1 раза -до 29,7 тыс. чел. Своего пика объемы неполной занятости достигли к апрелю 2009 года, когда в режиме неполной занятости находилось 41,9 тыс. чел.

Реализация областных целевых программ "Содействие занятости населения и развитие кадрового потенциала Саратовской области" на 2009-2011 годы, "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области на 2009 год", антикризисных мер Правительства области позволили во 2 полугодии 2009 года стабилизировать ситуацию на рынке труда и улучшить социально-экономическое положение области.

При содействии Правительства области удалось решить вопросы обеспечения заказами ОАО "Трансмаш", ОАО "Балаковский завод запасных деталей", что дало возможность вывести эти предприятия из простоя и отменить запланированные сокращения работников.

Проводились мероприятия по финансовому оздоровлению крупных предприятий. Были получены средства на финансовое оздоровление ОАО "Саратовский радиоприборный завод" и ФГУП "Вольский механический завод".

Сформирован портфель заказов на экспорт вооружений и военной техники на уровне прошлого года не менее 100 млн. рублей, что позволит загрузить заказами такие предприятия как ОАО "СЭПО", ОАО "Конструкторское бюро автоматики", ЗАО "Волга-Авиасервис", ФГУП HПП "Алмаз", ФГУП "Саратовский агрегатный завод".

Результатом осуществления антикризисных мер стало очевидное сглаживание последствий кризиса для экономики области. Объем валового регионального продукта по сравнению с 2008 годом увеличился на 36 млрд. рублей и составил 367,1 млрд. рублей. В декабре 2009 года индекс промышленного производства превысил показатель декабря 2008 года на 15 процентов и составил 115 процентов.

В 2009 году за счет всех источников финансирования построено 14,6 тыс. квартир общей площадью 1120,7 тыс. кв. м, что на 0,7 процента больше, чем в 2008 году.

Введены в эксплуатацию новые производства и технологические линии, обеспечивающие выпуск широкого ассортимента конкурентоспособных строительных материалов (ООО "Завод ЖБК N 2", ООО "ПБ-Строй", ООО "Строительно-монтажное управление-100", ООО "Волга-Цемент", ООО "Волга-Бетон", ООО "Завод керамического кирпича").

Увеличился объем услуг связи на 4,2 процента.

Среднемесячная номинальная заработная плата по полному кругу предприятий (с учетом дорасчета) в декабре 2009 года составила 16603 рубля и увеличилась по сравнению с декабрем 2008 года - на 10 процентов. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, возросла на 1,4 процента к уровню декабря 2008 года.

По состоянию на 1 января 2010 года просроченная задолженность по заработной плате составила 6,9 млн. рублей, что на 29,8 процента меньше, чем на 1 декабря 2009 года.

По данным органов Федеральной службы государственной статистики численность экономически активного населения в декабре 2009 года составила 1372,8 тыс. чел., или 53,4 процента от общей численности населения области. Из них 1282 тыс. чел. - заняты в экономике, а 90,9 тыс. чел. (6,6 процента от численности экономически активного населения) - безработные, соответствующие критериям МОТ.

По сравнению с февралем 2009 года численность занятых увеличилась на 235,2 тыс. чел. или на 22,5 процента, численность безработных снизилась на 63,1 тыс. чел. или на 41 процент. Уровень общей безработицы сократился на 6,2 процента.

Стабилизировалась ситуация с регистрируемой безработицей. Численность безработных на конец 2009 года составила 26,9 тыс. чел., уровень регистрируемой безработицы - 2 процента от численности экономически активного населения.

Общая численность работников, уволенных с предприятий области в январе-декабре 2009 года по причине ликвидации организации, сокращения численности или штата, составила 19,5 тыс. чел. (69,5 процента от запланированных к высвобождению).

На ОАО "Саратовстройстекло" численность запланированных к высвобождению в мае-сентябре пересмотрена в сторону уменьшения с 607 чел. до 196 чел.

На ОАО "СПЗ" вместо запланированных к высвобождению в июле 519 чел. высвобождено 313 чел.

Из ОАО "ВолгаЦемент" вместо 474 чел. в мае - высвобождено 180 чел.

На ОАО "Балаковорезинотехника" пересмотрена в сторону уменьшения численность высвобождаемых работников в октябре на 225 чел., в ноябре - на 341 чел.

Приостановлено на неопределенный срок сокращение работников ООО "Торэкс".

Отменено ранее запланированное высвобождение на ЗАО "САЗ" (279 чел.), ОАО "Завод автономных источников тока" (250 чел.), Саратовском электромеханическом заводе "РЭМО" (210 чел.), ЗАО НИИ "Реф-Оптоэлектроника" (100 чел.), ООО "Телемак" (59 чел.), НПО "Стек" (51 чел.), ЗАО "Управление повышения нефтеотдачи пласта и капитального ремонта скважин" (47 чел.) и др.

На конец 2009 года в режиме неполной занятости работали 26,3 тыс. чел., что на 37,2 процента меньше, чем на начало реализации Программы. По сравнению с началом года объемы неполной занятости снизились на 11,4 процента.

В 2010 году развитие ситуации на рынке труда может происходить по двум основным вариантам.

Первый вариант, "пессимистический", предусматривает сохранение негативных тенденций 2009 года. При этом варианте среднегодовая численность занятых в экономике может сократиться до 1163,8 тыс. чел.

Второй вариант, "оптимистический", предусматривает постепенное улучшение ситуации в сфере занятости населения. В этом случае среднегодовая численность занятых составит 1173 тыс. чел.

Несмотря на улучшение ситуации в экономике области, в 2010 году кризисные явления на рынке труда области сохраняются. Общая численность работников, уволенных с предприятий области с начала 2010 года по причине ликвидации организации, сокращения численности или штата, составила 4,3 тыс. чел. (67 процентов от запланированных к высвобождению), что в 2 раза меньше, чем за аналогичный период 2009 года. В июне-сентябре 2010 года с предприятий и организаций области планируется высвобождение 2,2 тыс. чел., что в 2,8 раза меньше, чем в аналогичном периоде 2009 года. Высвобождения ожидаются на предприятиях железнодорожного транспорта, обрабатывающих производствах, в строительстве, сельском хозяйстве, органах внутренних дел, бюджетных учреждениях. В органы занятости населения обратится 1,3 тыс. чел.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»