Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 октября 2009 года N 502-П

Об областной инновационной научно-технической программе "Развитие высоких технологий в Саратовской области на 2010-2014 годы"

________________________________________________
Утратил силу на основании
Постановления Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 819-П
________________________________________________


На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить областную инновационную научно-техническую программу "Развитие высоких технологий в Саратовской области на 2010-2014 годы" согласно приложению.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Стрелюхина A.M.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор области
П.Л. Ипатов


Приложение
к постановлению
Правительства области
от 14 октября 2009 года N 502-П

     
Областная инновационная научно-техническая программа "Развитие высоких технологий в Саратовской области на 2010-2014 годы"

Паспорт программы

Наименование Программы

областная инновационная научно-техническая программа "Развитие высоких технологий в Саратовской области на 2010-2014 годы" (далее - Программа)

Основания для разработки Программы

решения Совета при Губернаторе области по науке и инновациям Саратовской области и Совета экономического развития при Губернаторе области от 5 декабря 2006 года

Государственный заказчик Программы

министерство промышленности и энергетики области

Основные разработчики Программы

министерство промышленности и энергетики области, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского (по согласованию), Саратовский государственный технический университет (по согласованию), Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского (по согласованию), Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова (по согласованию)

Цели Программы

1. Содействие ускоренному развитию конкурентоспособного сектора исследований и разработок.

2. Увеличение вклада науки и техники в развитие экономики области, в решение важнейших социальных задач, в том числе упрочение взаимосвязи науки, образования и реального сектора экономики.

3. Формирование и модернизация материально-технической базы научно-исследовательских предприятий и научных учреждений с целью повышения уровня фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям науки и техники, а также развития в Саратовской области новых высокотехнологичных отраслей промышленного производства и их позиционирование на рынке высокотехнологичной продукции

Задачи Программы

1. Развитие региональной инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности, обеспечивающей формирование "цепочки" потребителей результатов инновационной деятельности на каждом ее этапе.

2. Создание организационных структур региональных инновационных кластеров, осуществляющих весь инновационный цикл, начиная от идеи и заканчивая выпуском востребованной на рынке конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью.

3. Создание образовательно-инновационного комплекса, состоящего из трех элементов:

обучение;

инкубирование высокотехнологичных фирм;

предоставление инновационных образовательных услуг по заказам компаний

Сроки  реализации Программы

2010-2014 годы

Система программных мероприятий

система программных мероприятий включает в себя:

1. Создание новых организационных форм инфраструктуры взаимодействия науки и промышленности с целью развития научно-технической и инновационной деятельности.

2. Содействие развитию важнейших фундаментальных и прикладных исследований и разработок по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий региона.

3. Развитие эффективно действующих управленческих структур, направленных на совершенствование модели развития инновационной деятельности.

4. Содействие совершенствованию и развитию кадрового потенциала научно-технической и инновационной сфер, интеграции науки и образования

Основные исполнители Программы

министерство промышленности и энергетики области, научно-исследовательские и научно-производственные организации области (по согласованию), Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского (по согласованию), Саратовский государственный технический университет (по согласованию), Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского (по согласованию), Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова (по согласованию), Саратовский научный центр Российской академии наук (по согласованию)

Объемы и источники финансирования Программы

общий объем финансового обеспечения, необходимого для реализации Программы, составляет 10404 млн руб.,

в том числе:

за счет средств областного бюджета 1004 млн руб.:

2010 год - 203,6 млн руб.;

2011 год - 240,4 млн руб.

2012 год - 258,0 млн руб.;

2013 год - 302,0 млн руб.;

за счет средств федерального бюджета (прогнозно):

2010-2013 годы - 2100 млн руб.;

за счет внебюджетных средств (прогнозно):

2010-2013 годы - 7 300 млн руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

основным результатом реализации Программы станет рост научно-технического уровня промышленного производства, решение важных социально-экономических задач области:

увеличение числа организаций, осуществляющих инновационную деятельность, в 1,5-2 раза;

увеличение удельного веса инновационной продукции в общем объеме отгруженной инновационно-активными предприятиями продукции с 10 до 20 процентов;

увеличение объема инновационных товаров, работ, услуг организаций в 3 раза;

создание 4 кластеров по прорывным направлениям развития науки и техники;

создание в Саратовской области парка высоких технологий;

создание до 3000 высокооплачиваемых рабочих мест;

создание инновационных высокотехнологичных производств, обеспечивающих импортозамещение на территории Российской Федерации;

укрепление материально-технологической базы исследований научных организаций, высших учебных заведений с целью дальнейшего повышения результативности и качества новых разработок

Система организации контроля за исполнением Программы

контроль за исполнением Программы осуществляется министерством промышленности и энергетики области

     

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

1.1. Нормативно-правовая база для формирования приоритетных направлений развития науки, технологий и техники региона

Нормативно-правовая база на федеральном уровне


Президентом Российской Федерации в письме от 30 марта 2002 года N Пр-576 "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" впервые в Российской Федерации была поставлена задача по формированию национальной инновационной системы, которая должна была обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны.

Развитие национальной инновационной системы является определяющим направлением такого базового документа, как Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 5 августа 2005 года N 2473п-П7. В указанном документе определено, что целью государственной политики в области развития инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации:

повышение качества жизни населения;

достижение экономического роста;

развитие фундаментальной науки, образования, культуры;

обеспечение обороны и безопасности страны путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства.

Государственная политика в области развития инновационной системы изложена в основополагающем базисном документе "Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года" и направлена на:

создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении инновационной деятельности;

создание эффективной инновационной системы, встроенной в глобальную инновационную систему, обеспечивающей взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным предпринимательским сектором и соответствующей по основным параметрам инновационным системам развитых зарубежных стран;

технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий.

Для реализации государственной политики в части развития инновационной деятельности и коммерциализации разработок в сфере высоких технологий принят ряд федеральных программ, направленных на поддержку научно-технического развития страны.

Государственная программа "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий", одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 года N 328-р, направлена на обеспечение ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики (в том числе информационных технологий) и превращение их в одну из основных движущих сил экономического роста страны. Для этого предусматривается создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий; развитие российских высокотехнологичных производств; увеличение объема экспорта высокотехнологичной продукции и услуг, производимых российскими предприятиями в сфере высоких технологий.

Также действует ряд программ, которые направлены на поддержку и развитие инновационной инфраструктуры, например:

"Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы", основной целью которой является создание научно-технической и технологической базы наноиндустрии, техническое переоснащение приборно-инструментальной базы научно-исследовательских и производственных организаций. Реализация комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) по разработке технологий, материалов и инновационных продуктов с топологическими элементами в нанометровом диапазоне;

"Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 годы", которая нацелена на:

обеспечение радиоэлектронных средств и систем, в первую очередь средств и систем, имеющих стратегическое значение для страны, российской электронной компонентной базой необходимого технического уровня;

разработку базовых промышленных технологий и конструкций радиоэлектронных компонентов и приборов;

техническое перевооружение организаций радиоэлектронной отрасли на основе передовых технологий;

создание научно-технического задела по перспективным технологиям и конструкциям электронных компонентов, унифицированных узлов и блоков радиоэлектронной аппаратуры для обеспечения российской продукции и стратегически значимых систем;

опережающее развитие вертикально интегрированных систем автоматизированного проектирования сложных электронных компонентов, аппаратуры и систем для достижения мирового уровня;

"Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы". В ее рамках предусмотрена возможность получения финансовой поддержки проектов по развитию сети центров коллективного пользования научным оборудованием, а также проектов по выполнению опытно-конструкторских и опытно-технологических работ;

"Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы нацелена на обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной, наукоемкой продукции и другие программы.

Нормативно-правовая база на областном уровне


Для регулирования правовых основ инновационной деятельности в Саратовской области частично создана законодательная база, направленная на стимулирование инновационной и инвестиционной активности предприятий, осуществляющих разработку и внедрение импортозамещающих наукоемких и ресурсосберегающих технологий:

в 1997 году впервые среди субъектов Российской Федерации принят Закон Саратовской области "Об инновациях и инновационной деятельности", в котором введены понятия "инновации", "инновационная деятельность", "инновационная инфраструктура";

в 2003 году Закон был изложен в новой редакции, в которой были учтены происшедшие изменения во всех сферах экономики;

в июле 2004 года был принят Закон Саратовской области "О государственной поддержке специализированных субъектов инновационной деятельности в Саратовской области", который стал правовой основой создания условий для повышения влияния инноваций на промышленный рост, социально-экономическое развитие и увеличение инновационного потенциала Саратовской области.

1.2. Научно-технический и инновационный потенциал Саратовской области


В Саратовской области имеются все необходимые условия для развития научно-технической и инновационной деятельности, обеспечивающей выпуск конкурентоспособной продукции. В первую очередь, к ним относятся высокий научно-технический потенциал региона, наличие высококвалифицированных научных и инженерных кадров.

Основой научно-инновационного потенциала Саратовской области является вузовская, академическая, отраслевая наука, а также научные подразделения промышленных организаций. В регионе работают научные организации, включая организации Российской академии наук (далее - РАН) и отраслевых академий, отраслевые научно-исследовательские институты, научно-исследовательские институты (далее - НИИ) при высших учебных заведениях, конструкторские, проектные и проектно-изыскательские организации.

Исследования в области фундаментальных наук координирует Саратовский научный центр Российской академии наук, объединяющий научно-исследовательские учреждения Российской академии наук, Саратовские филиалы:

учреждения Российской академии наук Института радиотехники и электроники им. В.А. Котельникова РАН;

учреждения Российской академии наук Института биохимии и физиологии растений и микроорганизмов РАН;

учреждения Российской академии наук Института проблем точной механики и управления РАН.

В области работают отделения отраслевых академий: Государственное научное учреждение Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - ГНУ НИИСХ Юго-Востока), "Российский научно-исследовательский и проектно-технологический институт сорго и кукурузы" (далее - РосНИИСК "Россорго") и др.

Саратовская область является также крупнейшим образовательным центром Поволжья, на ее территории по состоянию на 1 января 2007 года работали 27 самостоятельных государственных высших учебных заведений с учетом филиалов, а также филиалы 6 российских государственных университетов. Негосударственные высшие учебные заведения (далее - вузы) насчитывали 4 самостоятельных и 4 филиала московских негосударственных вузов.

В 11 вузах, 8 институтах и филиалах институтов Российской академии наук, 43 отраслевых научно-исследовательских институтах и организациях, 140 малых предприятиях научно-технической сферы Саратовской области сосредоточен научно-технический потенциал нашего региона. По результатам статистического обследования в 2008 году (из числа обследованных предприятий) научно-технической деятельностью занимались 5414 человек, в том числе 182 доктора наук и 532 кандидата наук, причем численность работников, выполняющих научные исследования и разработки, снизилась с 2000 по 2008 годы почти на 44 процента.

При этом эффективность работы аспирантуры и докторантуры Саратовской области в настоящее время имеет высокие показатели. По числу аспирантов и докторантов, защитивших диссертации по окончании учебы, Саратовская область находится на первом месте в Приволжском федеральном округе (далее - ПФО).

О том, что в области сохранен научный потенциал, свидетельствует и количество предприятий и организаций, выполняющих исследования и разработки, число которых остается примерно одинаковым на протяжении ряда лет. В 2008 году научные исследования и разработки выполняли 53 организации и предприятия области из общего числа обследованных предприятий. Из них 30 организаций занимались научными исследованиями и разработками (далее - НИР) в области естественных, технических, медицинских, сельскохозяйственных, общественных и гуманитарных наук, 1 - в области лесного хозяйства, 7 - в области образования, 1 - в области производства машин и оборудования, 1 - в области химического производства, 9 - в области производства электрооборудования и 4 -в предоставлении прочих видов услуг.

Основной кадровый научный потенциал сосредоточен в области технических (45,4 процента) и естественных наук (27,7 процента). В естественных науках работает наибольшее число докторов (39,6 процента) и кандидатов наук (39,8 процента).

Исследования в сфере фундаментальных и прикладных наук в области ведутся по различным направлениям, которые определяются потребностями организаций региона.

Несмотря на отрицательную динамику численности научно-технического персонала, затраты на фундаментальные исследования с 2000 года выросли в 9 раз, а на прикладные - более чем в 4 раза, внутренние затраты на разработки и исследования за 7 лет возросли почти в 3 раза.

В 2007 году внутренние затраты на научно-исследовательские работы составили 1506,4 млн руб., что на 43,8 процента больше, чем в 2006 году, в 2008 году динамика роста продолжилась, рост внутренних текущих затрат на исследования и разработки составил примерно 12 процентов к уровню прошлого года.

Финансирование затрат на исследования и разработки в последние два года осуществляется, в основном, за счет средств организаций и бюджетных средств, о чем свидетельствует их структура:

около 5 процентов от общей суммы внутренних затрат на исследования и разработки составляют собственные средства;

бюджетные средства на финансирование НИР составляют 49,1 процента;

средства организаций предпринимательского сектора - 34,9 процента от общей суммы затрат;

средства организаций государственного сектора 10,3*процента;

иностранные источники - около 1 процента.

Следует отметить, что при общей отрицательной динамике темпов роста, сопровождающей весь процесс научно-исследовательской деятельности в ПФО, в области повысилось качество разработок, что можно оценить через количество поданных заявок на выдачу патентов. Здесь область поднялась с 7 на 6 место, а по количеству заявок на полезные модели на 4 место в ПФО.

По сопряженному с научными исследованиями виду деятельности -инновационной деятельности - в регионе на фоне роста абсолютных показателей также наблюдается снижение темпов роста по сравнению с другими регионами ПФО при увеличении абсолютных показателей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»