РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Об областной целевой программе "Развитие кадрового потенциала Саратовской области" на 2008-2010 годы
(с изменениями на 24 декабря 2008 года)
___________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Саратовской области от 04.12.2008 N 330-ЗСО.
___________________________________________________
принят Саратовской областной Думой
19 сентября 2007 года
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
Законом Саратовской области от 07.02.2008 N 33-ЗСО,
Законом Саратовской области от 02.07.2008 N 177-ЗСО,
Законом Саратовской области от 30.07.2008 N 194-ЗСО,
Законом Саратовской области от 31.10.2008 N 283-ЗСО,
Законом Саратовской области от 24.12.2008 N 344-ЗСО.
_______________________________________________________________
Статья 1
Утвердить областную целевую программу "Развитие кадрового потенциала Саратовской области" на 2008-2010 годы согласно приложению к настоящему Закону.
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года.
Губернатор Саратовской области
П.Л.Ипатов
г.Саратов
1 октября 2007 г.
N 190-ЗСО
Приложение
к Закону Саратовской области
"Об областной целевой программе
"Развитие кадрового потенциала
Саратовской области" на 2008-2010 годы"
Областная целевая программа
"Развитие кадрового потенциала Саратовской области" на 2008-2010 годы
(с изменениями на 24 декабря 2008 года)
Паспорт областной целевой программы "Развитие кадрового потенциала Саратовской области" на 2008-2010 годы
Наименование Программы | - областная целевая программа "Развитие кадрового потенциала Саратовской области" на 2008-2010 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | - распоряжение Правительства Саратовской области от 12 апреля 2007 года N 80-Пр "О подготовке областной целевой программы "Развитие кадрового потенциала Саратовской области" на 2008-2010 годы", постановление Правительства Саратовской области от 5 февраля 2004 года N 24-П "О Концепции развития персонала в Саратовской области до 2010 года" |
Государственный заказчик Программы | - министерство здравоохранения и социальной поддержки области, министерство занятости, труда и миграции области (строка с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 07.02.2008 N 33-ЗСО, см. предыдущую редакцию) |
Основные разработчики Программы | - министерство здравоохранения и социальной поддержки области, министерство образования области, комитет по занятости населения области, министерство культуры области, министерство по развитию спорта, физической культуры и туризма области, министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области |
Цели и задачи Программы | - цели Программы: обеспечение дальнейшего совершенствования системы развития трудовых ресурсов области; создание правовых, организационных и экономических условий, обеспечивающих комплексное развитие кадрового потенциала области, с учетом перспектив экономического развития области; задачи Программы: совершенствование государственного регулирования в сфере развития трудовых ресурсов области; создание комплексного механизма управления кадровым потенциалом для достижения динамического баланса между рынком труда и региональной системой начального и среднего профессионального образования; повышение качества оказания услуг населению через организацию ежегодного повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов учреждений социальной сферы; повышение эффективности работы с персоналом на предприятиях и в организациях области; совершенствование системы оплаты труда, повышение уровня доходов работников бюджетных организаций социальной сферы; создание условий для профессионального роста и самореализации работников на основе повышения мотивации к труду; снижение масштабов безработицы, обеспечение эффективной занятости населения; повышение эффективности регулирования трудовой миграции в области; расширение информационного освещения процессов, происходящих на региональном рынке труда, обеспечение доступности информации для граждан и работодателей |
Сроки реализации Программы | - 2008-2010 годы |
Исполнители основных мероприятий Программы | - министерство занятости, труда и миграции области, министерство здравоохранения области, министерство социального развития области, министерство образования области, министерство по развитию спорта, физической культуры и туризма области, министерство культуры области, министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области, министерство финансов области, министерство промышленности и энергетики области, органы местного самоуправления (по согласованию), Союз товаропроизводителей и работодателей области (по согласованию), Федерация профсоюзных организаций области (по согласованию), торгово-промышленная палата области (по согласованию), предприятия области (по согласованию), Главное управление МЧС России по Саратовской области (по согласованию), ОГУ "Служба спасения Саратовской области (строка с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 02.07.2008 N 177-ЗСО, см. предыдущую редакцию) |
Объем и источники финансирования Программы | - общий объем финансирования мероприятий Программы составит: 112,715 млн. рублей, в том числе: из средств областного бюджета - 22,615 млн. рублей; из средств местных бюджетов (прогнозно) - 83,3 млн. рублей; из внебюджетных источников (прогнозно) - 6,8 млн. рублей (строка с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 24.12.2008 N 344-ЗСО, см. предыдущую редакцию) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - реализация мероприятий Программы позволит: сформировать план-задание на подготовку специалистов для отраслей экономики с охватом 30 процентов крупных и средних предприятий области; обеспечить повышение квалификации и профессиональную переподготовку не менее 18 процентов работников учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, образования, культуры, физической культуры и спорта, ГО и ЧС; увеличить на 30 процентов количество предприятий и организаций - участников конкурса на лучшую организацию работы с персоналом; повысить заработную плату работников бюджетных учреждений социальной сферы к 2011 году по сравнению с 2007 годом на 73 процента; увеличить долю трудоустроенных на постоянную работу по специальности выпускников образовательных учреждений, в том числе среди средних профессиональных учебных заведений - до 70 процентов, начальных профессиональных учебных заведений - до 80 процентов; повысить уровень трудоустройства граждан, ищущих работу через службу занятости, с 58 процентов до 60 процентов от числа состоящих на учете в службе занятости; оптимизировать процессы трудовой миграции в области; повысить эффективность информирования населения и работодателей о ситуации на рынке труда и проводимых мероприятиях по развитию кадрового потенциала области. Социальный эффект от выполнения Программы выражается: в создании условий для обеспечения производственной и социальной сферы области квалифицированными кадрами; в обеспечении высокого уровня мотивации труда через систему социальных и экономических стимулов; в повышении эффективности трудоустройства выпускников учебных заведений; в снижении социальной напряженности и уровня бедности. Экономический эффект от выполнения Программы выражается прежде всего в создании условий для дальнейшего устойчивого развития экономики области, роста производительности труда, повышения конкурентоспособности товаров и услуг на основе достижения персоналом организаций высокого уровня профессиональной компетентности |
Система организации контроля за исполнением Программы | - контроль за исполнением Программы осуществляется в установленном порядке государственным заказчиком - координатором Программы - министерством занятости, труда и миграции области совместно с министерством экономического развития и торговли области, министерством финансов области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации областных целевых программ" (строка с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 07.02.2008 N 33-ЗСО, см. предыдущую редакцию) |
Введение
Развитие страны и отдельных регионов, переход экономики от сырьевой модели к инновационной невозможны без становления конкурентоспособной отечественной промышленности, инфраструктурных отраслей, социальной сферы.
Принятие Программы социально-экономического развития Саратовской области на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), определение приоритетов развития области диктуют необходимость изменений в кадровой политике во всех сферах деятельности. Новые производственные технологии, изменения в системе трудовых отношений обуславливают постоянный рост профессионально-квалификационных и других требований к работникам со стороны работодателей.
Для решения этих задач требуется значительная трансформация существующего подхода к подготовке и эффективному воспроизводству кадрового потенциала для различных секторов экономики.
Именно поэтому создание единого комплексного механизма развития и управления кадровым потенциалом области, ориентированного и быстро реагирующего на запросы динамичного рынка труда, конкретные запросы работодателей, является одной из приоритетных задач и для государства, и для бизнеса.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Численность экономически активного населения области в 2006 году составила 1290,9 тыс. человек. Численность трудоспособного населения области составила 1626 тыс. человек (62,3 процента от общей численности населения). Ожидается, что под воздействием демографического фактора численность населения области трудоспособного возраста к концу 2008 года снизится до 1607 тыс. человек. Даже благополучные в финансово-экономическом отношении предприятия неизбежно будут испытывать трудности с кадровым обеспечением по рабочим специальностям.
По данным комитета по занятости населения области дополнительная потребность предприятий в кадрах на 2007-2011 годы составит 98,9 тыс. специалистов. Из них наибольший спрос будет существовать в специалистах с начальным профессиональным образованием - 60 тыс. человек, что составляет 61 процент от общей потребности в кадрах, с высшим профессиональным образованием - 25 тыс. человек (25,4 процента), со средним профессиональным образованием - 13 тыс. человек (13,5 процента). В отраслевом разрезе потребность составит: в промышленности - 30,4 процента, сельском хозяйстве - 13,6 процента, здравоохранении - 10 процентов. Более всего предприятия и организации области будут нуждаться в специальностях: "водитель, машинист, тракторист" - 11,5 процента от общей потребности; "слесарь" - 9,5 процента, "инженер" - 8 процентов.
Нехватка квалифицированных кадров наблюдается практически во всех отраслях экономики. Одна из основных причин дефицита кадров - сложившаяся в области демографическая ситуация, не обеспечивающая воспроизводства трудовых ресурсов. По прогнозным данным областного комитета статистики естественная убыль населения за 2006-2025 годы составит более 357 тыс. человек. С учетом демографического спада развитие и эффективное использование имеющихся трудовых ресурсов в ближайшей перспективе станет единственно возможным фактором увеличения национального ВВП.
Большую озабоченность вызывает состояние профессиональной подготовки и повышения квалификации в организациях бюджетной сферы. По состоянию на 1 января 2007 года в области работает 176,4 тыс. работников организаций социальной сферы (здравоохранение, социальное обслуживание, образование, культура, физическая культура и спорт), и только около 9 процентов руководителей и специалистов областных учреждений и 7 процентов работников муниципальных учреждений социальной сферы ежегодно проходит переподготовку и повышение квалификации. Таким образом, сметные назначения бюджетных учреждений позволяют проводить профессиональную переподготовку каждого сотрудника примерно один раз в 12 лет. В рамках Программы планируется увеличить долю работников социальной сферы, повысивших квалификацию, еще на 18 процентов.
В целях совершенствования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы и роста заработной платы в рамках Программы предполагается разработать механизм управления по результатам на основе отраслевых систем оплаты труда работников отраслей бюджетной сферы, что позволит увеличить заработную плату к 2011 году по отношению к ее сегодняшнему уровню в целом на 73 процента.
Принимая во внимание значимую роль внешней трудовой миграции в условиях старения и депопуляции населения, Программой предусмотрено проведение ежегодного мониторинга внешней трудовой миграции, а также разработка и поддержка программного продукта, обеспечивающего формирование предложений от органа исполнительной власти области по объему квот на привлечение и использование иностранных работников.
Сохраняется профессионально-квалификационный дисбаланс между спросом на рабочую силу и ее предложением. Для его сокращения и в целях подготовки востребованных квалифицированных кадров для отраслей экономики Программой предусмотрена разработка прогноза потребности рынка труда области в специалистах с профессиональным образованием и формирование плана-задания на подготовку специалистов учреждениями начального профессионального образования области.
С целью снижения масштабов безработицы, повышения уровня трудоустройства граждан в Программу включены мероприятия, направленные на обеспечение эффективной занятости населения, профессиональную ориентацию школьников, проведение ярмарок вакансий.
Для решения проблем воспроизводства кадрового потенциала и повышения качества рабочей силы приняты и реализуются Концепция развития персонала в Саратовской области до 2010 года и областная целевая программа "Содействие развитию персонала в Саратовской области" на 2005-2007 годы. Выполнение Программы в 2006 году уже показало свою эффективность. По сравнению с 2005 годом уровень трудоустройства граждан, состоящих на учете в службе занятости населения, повысился с 29 до 58 процентов. В рамках Программы около 200 работников учреждений здравоохранения, социальной защиты и культуры повысили квалификацию. На сегодняшний день около 150 предприятий и организаций внебюджетного сектора экономики области развивают внутрипроизводственное обучение. На 25 процентов увеличилось количество предприятий-участников областного конкурса на лучшую организацию работы с персоналом. Около 50 процентов коллективных договоров предприятий и организаций области содержат разделы (мероприятия) по развитию персонала.
Вместе с тем в настоящее время предприятия области недостаточно инвестируют в развитие трудовых ресурсов. В соответствии с проведенной оценкой общий объем инвестиций предприятий в развитие кадров на последующие три года составит около 300 млн. рублей, в том числе около 70 процентов расходов - на модернизацию учебных учреждений и отраслевых комбинатов, до 15 процентов - на профессиональную подготовку кадров, до 10 процентов - на выплату стипендий учащимся высших, средних и начальных профессиональных учебных учреждений. Данные инвестиции позволят дополнительно в области подготовить и повысить квалификацию около 20 тыс. рабочих и специалистов для предприятий.
Анализ факторов, влияющих на эффективное развитие трудовых ресурсов, обуславливает необходимость дальнейшей консолидации усилий органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений профессионального образования всех уровней, работодателей, общественных объединений в обеспечении областного рынка труда высококвалифицированными кадрами через реализацию программных мероприятий.
2. Основные цели и задачи Программы
Цели Программы:
обеспечение дальнейшего совершенствования системы развития трудовых ресурсов области;
создание правовых, организационных и экономических условий, обеспечивающих комплексное развитие кадрового потенциала области, с учетом перспектив экономического развития области.
Задачи Программы:
совершенствование государственного регулирования в сфере развития трудовых ресурсов области;
создание комплексного механизма управления кадровым потенциалом для достижения динамического баланса между рынком труда и региональной системой начального и среднего профессионального образования;
повышение качества оказания услуг населению через организацию ежегодного повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов учреждений социальной сферы;
повышение эффективности работы с персоналом на предприятиях и в организациях области;
совершенствование системы оплаты труда, повышение уровня доходов работников бюджетных организаций социальной сферы;
создание условий для профессионального роста и самореализации работников на основе повышения мотивации к труду;
снижение масштабов безработицы, обеспечение эффективной занятости населения;
повышение эффективности регулирования трудовой миграции в области;
расширение информационного освещения процессов, происходящих на региональном рынке труда, обеспечение доступности информации для граждан и работодателей.
3. Сроки реализации Программы
Реализация Программы осуществляется с 2008 по 2010 годы.
4. Ресурсное обеспечение Программы
(раздел с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области
от 24.12.2008 N 344-ЗСО, см. предыдущую редакцию)
Общий объем финансирования Программы за 2008-2010 годы составит 112,715 млн. рублей, из них:
в 2008 году - 35,06 млн. рублей;
в 2009 году - 39,5 млн. рублей;
в 2010 году - 38,155 млн. рублей.
N | Источники финансирования Программы | Всего | В том числе: | ||
п/п | (млн. рублей) | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Из средств областного бюджета | 22,615 | 6,55 | 7,99 | 8,075 |
2. | Из средств местных бюджетов (прогнозно) | 83,3 | 26,26 | 29,24 | 27,8 |
3. | Из внебюджетных источников (прогнозно) | 6,8 | 2,25 | 2,27 | 2,28 |
Всего по Программе | 112,715 | 35,06 | 39,5 | 38,155 |
Объемы финансирования программных мероприятий из средств областного бюджета подлежат ежегодному уточнению.
5. Организация управления и контроль за реализацией Программы
(раздел с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области
от 07.02.2008 N 33-ЗСО, см. предыдущую редакцию)
Контроль за исполнением Программы осуществляется министерством занятости, труда и миграции области совместно с министерством экономического развития и торговли области, министерством финансов области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации областных целевых программ".
6. Система показателей и индикаторов эффективности реализации Программы