РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Об областной целевой программе "Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области на 2008-2010 годы"

(с изменениями на 3 ноября 2011 года)

     

принят Саратовской областной Думой
19 сентября 2007 года

_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
Законом Саратовской области от 22.05.2008 N 104-ЗСО,
Законом Саратовской области от 31.10.2008 N 259-ЗСО,
постановлением Правительства Саратовской области от 01.04.2009 N 116-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 15.05.2009 N 185-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 16.06.2009 N 247-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 11.08.2009 N 349-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2009 N 430-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2009 N 645-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 05.07.2010 N 276-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 06.09.2010 N 415-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 25.10.2010 N 508-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 02.12.2010 N 607-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 04.04.2011 N 169-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 11.07.2011 N 349-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 17.08.2011 N 441-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 03.11.2011 N 618-П.

_______________________________________________________________


Статья 1

(статья в редакции, введенной Законом Саратовской области от 31.10.2008 N 259-ЗСО, см. предыдущую редакцию)

Утвердить областную целевую программу "Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области на 2008-2010 годы" согласно приложению к настоящему Закону.

Статья 2

     Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года.

     

Губернатор Саратовской области
П.Л.Ипатов



г.Саратов

1 октября 2007 г.

N 200-ЗСО

Приложение
 к Закону Саратовской области
 "Об областной целевой программе
 "Развитие малого предпринимательства
 в Саратовской области на 2008-2010 годы"

     

     Областная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области на 2008-2011 годы"
(название программы с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области
от 04.04.2011 N 169-П, см. предыдущую редакцию)


Паспорт областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области на 2008-2011 годы"
(название паспорта с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области
от 04.04.2011 N 169-П, см. предыдущую редакцию)

Наименование Программы

- областная целевая программа "Развитие малого  и среднего предпринимательства в Саратовской области на 2008-2011 годы" (далее - Программа)

(строка в редакции, введенной постановлением Правительства Саратовской области от 25.10.2010 N 508-П, см. предыдущую редакцию)

Основание для разработки Программы

- Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", распоряжение Правительства Саратовской области от 31 мая 2007 года N 126-Пр "О разработке проекта областной целевой программы "Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2008-2010 годы"

Государственный заказчик Программы

- министерство экономического развития и торговли области

Основные разработчики Программы

- министерство экономического развития и торговли области, Совет по развитию предпринимательства при Губернаторе области

Цель и задачи Программы

- основной целью Программы является создание условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности и обеспечивающих качественный и количественный рост эффективно работающих малых и средних предприятий в приоритетных отраслях экономики области.

Указанная цель достигается путем решения следующих задач:

- правовое, организационное и аналитическое обеспечение деятельности субъектов предпринимательской деятельности;

- финансовая поддержка приоритетных направлений развития малого и среднего предпринимательства;

- развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

- информационное обеспечение реализации Программы;

- формирование положительного имиджа предпринимателя области

Сроки реализации Программы

- 2008-2011 годы

(строка в редакции, введенной постановлением Правительства Саратовской области от 25.10.2010 N 508-П, см. предыдущую редакцию)

Исполнители основных мероприятий Программы

- министерство экономического развития и торговли области, министерство информации и печати области, комитет капитального строительства области, администрации муниципальных районов и городских округов области (по согласованию)

Объемы и источники финансирования Программы

- общий объем финансирования Программы составляет 4984802,7 тыс. рублей, в том числе:

из федерального бюджета (прогнозно) - 1181791,1 тыс. рублей;

из областного бюджета - 390178,4 тыс. рублей;

из местных бюджетов (прогнозно) - 8183,2 тыс. рублей;

из внебюджетных источников (прогнозно) - 3404650,0 тыс. рублей

(строка в редакции, введенной постановлением Правительства Саратовской области от 11.07.2011 N 349-П, см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- увеличение вклада малого предпринимательства в валовой региональный продукт области до 18 процентов;

- увеличение доли промышленной и наукоемкой продукции в общем объеме продукции, произведенной малыми и средними предприятиями области, до 82 процентов;

- увеличение объема инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий области до 3,3 млрд. рублей;

- развитие и выход на самоокупаемость объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

- привлечение научного и интеллектуального потенциала региона к решению вопросов развития предпринимательской деятельности;

- рост доходов и уровня социальной защищенности работников, занятых в предпринимательской сфере;

- рост предпринимательской активности в регионе, выход продукции малых и средних предприятий области на внешние рынки;

- увеличение доли среднего класса, создающего новые рабочие места и являющегося основой стабильности общества

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 25.10.2010 N 508-П, см. предыдущую редакцию)

Система организации контроля за исполнением Программы

- контроль за исполнением Программы осуществляется министерством финансов области, министерством экономического развития и торговли области в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ"

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 11.08.2009 N 349-П, см. предыдущую редакцию)


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Реализация задачи построения рыночной экономики требует повышенного внимания к развитию предпринимательства со стороны органов государственной власти, что нашло свое отражение в программах социально-экономического развития Российской Федерации и Саратовской области на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), где развитие предпринимательства является одним из основных приоритетов экономической политики.

В области государственная политика в сфере малого бизнеса осуществлялась в соответствии с областными целевыми программами, которые действовали в период 1998-2000 и 2005-2007 годов. Анализ мероприятий этих программ, проведенный в 2006 году, показал, что большая часть мероприятий носила декларативный характер из-за недостаточного финансового обеспечения, что не позволило достичь обозначенных целей. Подобная ситуация была характерна для большинства российских регионов. С целью перелома данной ситуации Правительством Российской Федерации функции по регулированию сектора малого предпринимательства были переданы Минэкономразвития России. С целью активизации развития малого предпринимательства федеральным министерством были утверждены механизмы поддержки региональных программ развития малого бизнеса. Это потребовало внесения существенных изменений в действующую Программу на 2005-2007 годы в части аккумулирования средств в пользу создания специализированных организаций поддержки в сфере производства и наукоемких технологий. Корректировка Программы позволила области принять участие в мероприятиях федеральной программы развития предпринимательства и привлечь в 2005-2007 годах на эти цели 122,5 млн. рублей из федерального бюджета.

Качественные изменения Программы на 2005-2007 годы, поддержка федерального бюджета позволили сформировать основу инфраструктуры развития предпринимательства в области. В настоящее время в регионе созданы венчурный и гарантийный фонды, планируется расширение сети бизнес-инкубаторов.

Согласно статистическим данным в 2007 году число малых предприятий, действующих в области, составило 13,8 тыс., что на 18 процентов превышает аналогичный показатель 2006 года.

В 2007 году среднесписочная численность работников малых предприятий области составила 82,2 тыс. человек (107,8 процента к уровню 2006 года).

Оценивая сложившуюся структуру малого предпринимательства по видам деятельности, необходимо обратить внимание на то, что по-прежнему наибольшее количество малых предприятий сосредоточено в сфере торговли и услуг (47,3 процента). Сфера производства составляет 13,2 процента, сфера строительства -12,2 процента, сфера транспорта и связи - 4,2 процента. Тем не менее в структуре произведенной малыми предприятиями области продукции лидирующее положение занимает именно производственный сектор (промышленная продукция - 30,2 процента, строительство - 37,1 процента, транспорт и связь - 6,7 процента), доля торговли и услуг составляет 9,8 процента в общем объеме произведенной продукции.

Несмотря на то, что среднемесячная зарплата работников малых предприятий области выросла с 2004 года 2,6 раза и составила на 1 января 2008 года 6212,4 рубля, она значительно ниже среднеобластной и свидетельствует о наличии так называемой "зарплаты в конвертах". Однако положительная динамика роста зарплаты свидетельствует о переходе значительного числа малых предприятий в рамки правового поля.

Экономический эффект от деятельности малого бизнеса оценивается с точки зрения его вклада в валовой региональный продукт (далее - ВРП).

Вклад малых предприятий в ВРП области увеличился с 6,6 процента в 2004 году до 13 процентов в 2007 году. Следует отметить, что в данном показателе органами статистики не учитывается вклад крестьянско-фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей.

Сумма налоговых платежей по специальным налоговым режимам от субъектов малого предпринимательства области в бюджетную систему в 2007 году составила 1,6 млрд. рублей, что превышает показатель 2006 года на 24 процента.

В 2007 году инвестиции в основной капитал малых предприятий составили 1,7 млрд. рублей, что на 17 процентов больше аналогичного показателя 2006 года (по сравнению с 2004 годом рост более чем в три раза).

Создаваемая инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства призвана дать дополнительный и качественный толчок росту числа малых предприятий в производственном секторе экономики, инновационной сфере, новых направлениях био-, нанотехнологий в области. Это требует дальнейшего государственного регулирования и поддержки.

Настоящая Программа является логическим продолжением предыдущей Программы и учитывает результаты ее реализации.

Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" впервые введено понятие субъекта среднего предпринимательства. В развитии региона среднее предпринимательство, с одной стороны, выступает как "точка экономического роста", а с другой, способствует интеграции крупного и малого предпринимательства, выполняя функцию "связующего" звена. На настоящий момент действующая в Российской Федерации структура статистических данных не позволяет оценить состояние и уровень развития среднего предпринимательства как в целом по Российской Федерации, так и в Саратовской области. Однако проблемы, сдерживающие рост субъектов среднего предпринимательства, и тенденции развития этого сектора экономики по большей части такие же, как и у малого предпринимательства.

2. Основные цели и задачи Программы


Основной целью Программы является создание условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности и обеспечивающих качественный и количественный рост эффективно работающих малых и средних предприятий в приоритетных отраслях экономики области (приложение 2 к Программе).

Указанная цель будет достигаться путем решения следующих задач:

- правовое, организационное и аналитическое обеспечение деятельности субъектов предпринимательской деятельности;

- финансовая поддержка приоритетных направлений развития малого и среднего предпринимательства;

- развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- информационное обеспечение реализации Программы;

- формирование положительного имиджа предпринимателя области.

Способы и механизмы решения каждой из задач определены в основных мероприятиях Программы (приложение 1 к Программе). Выполнение этих задач должно обеспечить не только простое воспроизводство малых и средних предприятий, переход малых предприятий в категорию средних, но и существенно усилить роль малого и среднего бизнеса в социально-экономическом развитии области.

3. Перечень программных мероприятий


В Программе предусматриваются мероприятия по следующим разделам:

3.1. Правовое, организационное и аналитическое обеспечение деятельности субъектов предпринимательской деятельности


Основные мероприятия настоящего раздела направлены на комплексный анализ и дальнейшее совершенствование нормативного правового обеспечения предпринимательской деятельности, что является одним из приоритетных направлений при создании благоприятных условий для развития предпринимательства.

В целях выработки стратегии развития малого и среднего бизнеса на среднесрочную перспективу, получения достоверной информации в сфере предпринимательства Программой предусмотрено проведение ежеквартального анализа состояния предпринимательства в разрезе муниципальных районов области.

Данным разделом Программы предусматривается постоянный и системный мониторинг образования административных барьеров посредством анализа обращений субъектов малого и среднего предпринимательства на телефонную "горячую линию" с целью выработки мер, направленных на защиту прав и законных интересов предпринимателей, оказание правовой поддержки субъектам предпринимательской деятельности.

Результатом реализации данного раздела Программы должна стать согласованная система нормативных правовых актов, ограничивающая влияние административных барьеров, определяющая различные формы государственной поддержки и обеспечивающая равную доступность к их получению субъектами предпринимательской деятельности.

3.2. Финансовая поддержка приоритетных направлений развития малого и среднего предпринимательства


Обеспечение эффективного функционирования сформированной в предыдущие годы инфраструктуры поддержки субъектов предпринимательства (венчурный фонд, гарантийный фонд, бизнес-инкубатор) может быть достигнуто только при наличии достаточного количества просчитанных и оформленных по существующим стандартным правилам бизнес-идей.

Однако высокая стоимость документарного оформления бизнес-идеи, прогнозирования реализации проекта с учетом возможных негативных воздействий, определение и расчет рисков, оценка сложившейся конъюнктуры на предполагаемом рынке реализации проекта сдерживают рост ожидаемых предложений.

Преодоление данного негативного момента планируется обеспечить посредством коммерциализации (документарного оформления) идей, отобранных на конкурсной основе, за счет средств областного бюджета, то есть доведения бизнес-идеи до оформленных по действующим стандартам бизнес-планов. Данные проекты в дальнейшем будут выдвигаться на конкурсы, проводимые Правительством области (для финансирования с участием средств областного бюджета), фондом содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере области, федеральными фондами, предлагаться для банковского кредитования под гарантии гарантийного фонда.

Реализация мероприятий должна обеспечить ежегодную разработку до 200 новых проектов с общей капитализацией не менее 1 млрд. рублей.

В целях увеличения капитализации субъектов малого и среднего бизнеса Программой предусмотрено предоставление государственной поддержки, направленной на модернизацию производства и стимулирование привлечения инвестиционных ресурсов из внебюджетных источников в экономику предпринимательства. Субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам, направленным на приобретение (создание) основных средств, и части лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) облегчит доступ предпринимателей к заемным ресурсам. Причем по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным субъектами малого и среднего предпринимательства, будет субсидироваться часть лизинговых платежей не только в виде процентов, но и в виде первого лизингового взноса, в случае заключения договора и оплаты первого взноса в году предоставления государственной поддержки. Указанная форма поддержки способствует сокращению расходов, связанных с уплатой лизинговых платежей и процентов по кредитам, и расширяет круг заемщиков. (часть в редакции, введенной постановлением Правительства Саратовской области от 05.07.2010 N 276-П, см. предыдущую редакцию).

В рамках раздела одной из важных задач является развитие системы микрокредитования субъектов малого бизнеса.

Мероприятия по развитию кредитной кооперации, формированию инфраструктуры микрофинансирования направлены в первую очередь на развитие кредитных потребительских кооперативов граждан, кредитных сельскохозяйственных кооперативов и других микрофинансовых организаций, расширение сети филиалов и представительств действующих кооперативов на территории области.

Это позволит существенно облегчить доступ субъектов малого предпринимательства к так называемым "быстрым кредитам".

В рамках раздела будут осуществляться мероприятия по поддержке микрофинансовых организаций, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, направленные на формирование фондов микрофинансовых организаций, на предоставление гарантии (поручительства) по кредитам в коммерческих банках, на компенсацию части затрат по уплаченным процентам по кредитам российских кредитных организаций, на компенсацию части затрат на проведение внешней аудиторской и ревизионной проверки деятельности, на компенсацию части затрат на обучение и повышение квалификации, на компенсацию части затрат на приобретение и разработку специализированного лицензионного программного обеспечения (часть в редакции, введенной постановлением Правительства Саратовской области от 01.04.2009 N 116-П, см. предыдущую редакцию).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»