Согласно положениям Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р, необходимым условием для достижения заявленных целей реформы является минимизация коррупции в органах исполнительной власти. Коррупция стала серьезной проблемой, препятствующей повышению эффективности государственного управления (часть с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2009 N 434-П, см. предыдущую редакцию).
Международные рейтинги показывают, что уровень коррупции в Российской Федерации недопустимо высок. Коррупционность государственных структур и должностных лиц препятствует развитию государственного управления, влечет за собой огромные дополнительные затраты со стороны бизнеса и населения. Коррупция представляет собой реальную угрозу нормальному функционированию публичной власти, верховенству закона, демократии, правам человека и социальной справедливости.
Областной целевой программой "Проведение административной реформы в Саратовской области в 2007-2008 годах", утвержденной Законом Саратовской области от 29 декабря 2006 года N 152-ЗСО "Об областных целевых программах", предусмотрена необходимость разработки областной целевой программы по противодействию коррупции.
Коррупция - сложное и комплексное общественное явление, поэтому требуется формирование специфических принципов правового регулирования. Данные принципы не сводятся только к введению санкций и их усилению. Центр тяжести должен быть перенесен на комплексный подход и сочетание различных средств - юридических, экономических, организационных, воспитательных и др. Их закрепление в законодательстве и умелое использование в процессе реализации Закона Саратовской области "О противодействии коррупции в Саратовской области" будут иметь положительный результат.
Настоящая Программа является важной составной частью антикоррупционной политики и обеспечивает согласованное проведение мероприятий, направленных на предупреждение коррупции.
Как показывают социологические исследования, коррупция в разной степени присутствует во всех сферах взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с представителями организаций и гражданами.
По данным социологических исследований правовых коллизий законодательства в сфере предпринимательских отношений, около четверти респондентов состоят в "особых" отношениях с государственными служащими и решают свои проблемы методом неформальных возмездных договоренностей.
Основополагающим элементом Программы является проведение независимой антикоррупционной экспертизы правовых актов области и проектов правовых актов области. Цели независимой антикоррупционной экспертизы аналогичны целям антикоррупционной экспертизы, определенным Законом Саратовской области от 29 декабря 2006 года N 155-ЗСО "О противодействии коррупции в Саратовской области".
Реализация настоящей Программы даст возможность разработать и внедрить систему мониторинга антикоррупционных мероприятий, позволяющую определять их приоритетные направления, оценивать эффективность и своевременно корректировать проведение антикоррупционной политики. Система мониторинга включает в себя:
определение уровня коррупции;
определение структуры коррупции (по органам власти, отраслям экономики и т.п.);
мониторинг эффективности антикоррупционных мероприятий.
Одним из приоритетных направлений Программы является информирование общества о противодействии коррупции в органах государственной власти области и органах местного самоуправления. Это обусловлено рядом взаимосвязанных причин. Во-первых, любая общественно-политическая программа должна быть прозрачной для общества, во-вторых, данному направлению корреспондирует основная цель не только Программы, но и главной идеи противодействия коррупции - формирование в обществе нетерпимого отношения к проявлениям коррупции. Физические лица и представители организаций, информированные об уровне и эффективности противодействия коррупции, уверенные в правовой защите, не станут субъектами коррупционных правонарушений.
Помимо информирования необходимыми условиями эффективности противодействия коррупции являются повышение уровня правовой грамотности населения и создание такого психологического климата в обществе, при котором нетерпимое отношение к коррупции становится нормой и стимулирует участие граждан в политической жизни области и государства в целом.
Программа основывается на реализации следующих базовых направлений:
1. Деятельность уполномоченного органа по противодействию коррупции - отдела по противодействию коррупции при Правительстве области.
Ключевыми функциями уполномоченного органа должны стать координация антикоррупционной политики и контроль за ее проведением, что предполагает выработку и реализацию системы мер, направленных на ликвидацию (уменьшение) условий, порождающих, провоцирующих и поддерживающих коррупцию во всех ее проявлениях, во всех органах исполнительной власти области и органах местного самоуправления.
2. Организация проведения независимой антикоррупционной экспертизы правовых актов области и проектов правовых актов области.
Важной составляющей комплекса мер по противодействию коррупции должна стать независимая антикоррупционная экспертиза правовых актов области и проектов правовых актов области. Целью названной экспертизы является устранение норм, способствующих возникновению и распространению коррупции.
Наиболее актуальной представляется антикоррупционная экспертиза в отношении тех правовых актов, которые регулируют контрольные, разрешительные, регистрационные, юрисдикционные полномочия государственных и муниципальных служащих во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами.
3. Информационное обеспечение антикоррупционной политики.
В рамках Программы предполагается систематическая публикация информационных материалов об отрицательном влиянии коррупции на социально-экономическое развитие страны и области, об ущемлении коррупционными действиями прав и законных интересов каждого отдельного гражданина, субъектов предпринимательской деятельности.
Необходимо также широкое информирование общества о проводимых в области мероприятиях по реализации антикоррупционной политики и об их результатах.
Должны проводиться публичные информационные мероприятия с участием общественных объединений и предпринимателей для обсуждения проблем противодействия коррупции, мер по предупреждению коррупционных правонарушений, обобщения и распространения позитивного опыта антикоррупционного поведения среди субъектов предпринимательской деятельности.
В области должен быть организован "телефон доверия" для получения сообщений о фактах коррупции и последующего реагирования, функционирующий на базе отдела по противодействию коррупции при Правительстве области.
Также должна быть создана Интернет-страница отдела по противодействию коррупции на официальном портале Правительства области для информирования общественности о фактах коррупции и принятых по ним мерам, мероприятиях по противодействию коррупции, ходе реализации Программы.
4. Формирование антикоррупционного общественного сознания.
В рамках данного направления будет проводиться пропаганда негативного отношения в обществе к проявлениям коррупции. Должна быть создана и внедрена системная программа этического образования государственных гражданских служащих области. Ее основная задача - разъяснение государственным гражданским служащим области основных положений международного, федерального гражданского законодательства и законодательства области по противодействию коррупции, корпоративных ценностей органа исполнительной власти области, вопросов юридической ответственности за коррупционные правонарушения, ситуаций конфликта интересов и механизмов его преодоления.
Национальным планом противодействия коррупции, утвержденным Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года N Пр-1568, в редакции Указа Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы" (далее - Указ) предусмотрен комплекс мероприятий антикоррупционной направленности на 2010-2011 годы (часть дополнительно включена постановлением Правительства Саратовской области от 20.09.2010 N 426-П).