Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июня 2007 года N 233-П


О социальной программе Саратовской области "Об оказании адресной социальной помощи неработающим пенсионерам за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации" на 2007 год

(с изменениями на 26 октября 2007 года)

          

________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Саратовской области
 от 05.12.2008 N 473-П
________________________________________________

_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 26.10.2007 N 367-П.

_______________________________________________________________


В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 19 декабря 2006 года N 236-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год", во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2007 года N 264 "Об утверждении Правил финансирования в 2007 году расходов на социальные программы субъектов Российской Федерации в части оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, а также на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации" Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую социальную программу Саратовской области "Об оказании адресной социальной помощи неработающим пенсионерам за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации" на 2007 год.

2. Представить указанную программу в установленном порядке в Пенсионный фонд Российской Федерации.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Старшову Н.И.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор области
П.Л. Ипатов


Приложение
к постановлению
Правительства области
от 18 июня 2007 года N 233-П

     

Социальная программа Саратовской области "Об оказании адресной социальной помощи неработающим пенсионерам за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации" на 2007 год


Паспорт Программы

Наименование Программы

социальная программа "Об оказании адресной социальной помощи неработающим пенсионерам за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации" на 2007 год (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2007 года N 264 "Об утверждении Правил финансирования в 2007 году расходов на социальные программы субъектов Российской Федерации в части оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, а также на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации"

Государственный заказчик Программы

Правительство Саратовской области

Разработчики Программы

министерство здравоохранения и социальной поддержки области, государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области

Цель и задачи Программы

цель Программы:

эффективная поддержка неработающих пенсионеров в дополнение к мерам, обеспеченным действующим федеральным и областным законодательством;

снижение уровня социального неравенства;

адресное и рациональное использование бюджетных средств.

Основные задачи Программы:

своевременное оказание адресной помощи неработающим пенсионерам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

улучшение социально-бытовых условий проживания (газификация домовладений) граждан пожилого возраста, в первую очередь в отдаленных сельских населенных пунктах;

создание условий для самореализации пожилых граждан в жизни общества, удовлетворения их культурно-образовательных потребностей;

повышение качества жизни пенсионеров, попавших в трудные жизненные ситуации

Срок реализации Программы

2007 год

Исполнители основных мероприятий Программы

министерство здравоохранения и социальной поддержки области, государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области

Объем и источники финансирования Программы

общие затраты на реализацию мероприятий Программы составляют 65613, 42 тыс. рублей,

в том числе:

за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации - 58656, 58 тыс. рублей;

за счет средств областного бюджета - 6956, 84 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

обеспечение равного доступа к получению услуг гражданами пожилого возраста и инвалидами, проживающими в городской и сельской местности;

создание благоприятных условий для полноценного участия пожилых граждан в жизни общества путем увеличения объемов услуг по их медицинской, психологической и социокультурной реабилитации;

реальная поддержка более 34 тысяч неработающих пенсионеров

Система организации контроля за исполнением Программы

контроль за исполнением Программы осуществляется государственным учреждением - отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области совместно с министерством здравоохранения и социальной поддержки области

     
Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами


Социальная защита населения - одна из важнейших составляющих политики исполнительной и законодательной власти. Она направлена на повышение уровня жизни населения, решения проблем малообеспеченных его слоев - людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В течение последних лет в Саратовской области, как и в России в целом, наблюдается рост потребности в социальном обслуживании, который обусловлен увеличением численности лиц пожилого возраста и инвалидов, ростом социального неблагополучия.

Несмотря на трудные времена, социальная защита была всегда объектом пристального внимания государства: определены комплексные меры по развитию социального обслуживания, в частности пожилых людей, вводятся новые дифференцированные подходы к реализации права на социальную защиту и услуги по жизнеобеспечению нетрудоспособных граждан в зависимости от их материальной обеспеченности и возможностей ближайших родственников.

Одной из особенностей современной демографической ситуации в Саратовской области является увеличение доли лиц пожилого возраста. По состоянию на 1 января 2007 года численность лиц старше трудоспособного возраста составляла 700818 человек, или 26, 8 процента от общей численности постоянного населения области. Каждый четвертый житель Саратовской области является пенсионером. Каждый третий пенсионер Саратовской области проживает в сельской местности.

На территории области проживают 15, 9 тыс. участников и инвалидов Великой Отечественной войны.

По прогнозу к 2010 году число лиц старше трудоспособного возраста (592 тыс. человек) в 1, 5 раза превысит число лиц, не достигших 16 лет (379 тыс. человек), в основном за счет сокращения числа детей (на 22 процента по сравнению с 2002 годом).

Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в пенсионном и предпенсионном возрасте по-прежнему характеризуют значительную часть пожилых людей.

Уровень заболеваемости у граждан в возрасте от 60 до 74 лет почти в 2 раза выше, а у лиц в возрасте 75 лет и старше - в 6 раз выше, чем у лиц молодого возраста.

В настоящее время не менее важной проблемой, чем двукратное превышение смертности над рождаемостью, является рост инвалидизации населения.

По состоянию на 1 января 2007 года на учете в органах социальной защиты населения состояли 150, 4 тыс. инвалидов (4, 6 процента от общей численности населения), из них 48 процентов - в трудоспособном возрасте. Из общей численности инвалидов в городской местности проживает 74 процента инвалидов, в сельской - 26 процентов. Наибольшее количество инвалидов имеют II группу инвалидности - 85, 6 тыс. человек (56, 9 процента), III группу - 35, 9 тыс. человек (23, 9 процента), I группу - 22, 1 тыс. человек (14, 7 процента).

За последние десять лет численность инвалидов увеличилась на 64 тыс. человек (в среднем на 7-10 тыс. человек ежегодно).

Наиболее частыми причинами инвалидности являются: заболевания органов кровообращения (35, 2 процента), заболевания нервной системы (22, 4 процента), злокачественные заболевания (14, 2 процента), психические заболевания (10, 1 процента), заболевания костно-мышечной системы (7, 4 процента), а также травмы и заболевания, полученные в период прохождения военной службы.

Жизненный уровень инвалидов и шансы их трудоустройства крайне низкие, возможности медико-социальной и профессиональной реабилитации ограничены.

Наиболее острой социальной проблемой в Саратовской области является реформирование жилищно-коммунального комплекса, когда оплата за жилье и коммунальные услуги составляет 100 процентов экономически обоснованных тарифов и значительно возрастает нагрузка на семейный бюджет при оплате жилищно-коммунальных услуг, пассивность участия в функционировании системы социальной защиты институтов гражданского общества, самого населения, неразвитость социальной самопомощи и взаимной поддержки граждан, отсутствие обоснованных критериев и норм предоставления социальной помощи, также требующих поиска новых адекватных решений.

В целях усиления социальной защищенности пожилых граждан, создания условий для их активного участия в жизни общества на территории области реализуются:

Законы Саратовской области: "О социальных гарантиях", "О доплате к пенсии Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы", "О доплате к пенсии Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", "О Почетном гражданине Саратовской области", "О доплате к пенсии гражданам, имеющим особые заслуги перед Саратовской областью", "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий", "О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в Саратовской области", "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Саратовской области", "О социальной защите населения в Саратовской области";

концепция развития системы социального обслуживания населения Саратовской области до 2010 года;

областная целевая программа "Старшее поколение" на 2005-2007 годы;

Федеральная адресная инвестиционная программа.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года N 217 "Об утверждении Правил финансирования в 2006 году расходов на социальные программы субъектов Российской Федерации, включая оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, и на проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий в части оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации" и в рамках реализации социальной программы Саратовской области "О проведении мероприятий по укреплению материально-технической базы государственных стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания населения и оказанию адресной социальной помощи неработающим пенсионерам за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации на 2006 год" в область привлечено 23, 8 млн рублей, в том числе:

на проведение капитального ремонта учреждений социального обслуживания населения - 9, 1 млн рублей;

на приобретение оборудования и предметов длительного пользования - 2, 0 млн рублей.

В 2006 году адресная социальная помощь в сумме 12, 7 млн рублей оказана 18118 малоимущим пенсионерам и инвалидам, в том числе:

в газификации домовладений - 632 нуждающимся пенсионерам 23 районов области на сумму 6, 95 млн рублей (средний размер помощи - 10996 рублей);

на проведение мероприятий, связанных с празднованием Дня Победы в Великой Отечественной войне, - 4, 1 млн рублей;

на проведение мероприятий, посвященных Дню пожилого человека и Международному Дню инвалидов, - 0, 97 млн рублей;

оказана единовременная материальная помощь неработающим пенсионерам в размере 0, 29 млн рублей;

организована бесплатная подписка на периодические печатные издания для неработающих пенсионеров на сумму 0, 4 млн рублей.

Анализ результатов выполнения указанных мероприятий показал, что исключительно важными и актуальными становятся, во-первых, закрепление позитивных результатов предыдущей программы, во-вторых, совершенствование форм и методов работы в соответствии со сложившимися современными реалиями, в-третьих, поиск новых нестандартных подходов к решению задач социальной защиты населения Саратовской области, что должно быть реализовано в новой программе адресной социальной защиты населения в 2007 году.

Мероприятия Программы оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации являются дополнительными мерами социальной помощи к установленным федеральным и областным законодательством социальным пособиям и льготам. Данная Программа не предполагает подмены предусмотренных законодательством Российской Федерации и Саратовской области видов социальной поддержки социально незащищенных граждан.

Мероприятия социальной программы осуществляются одновременно с реализацией на территории Саратовской области:

Законов Саратовской области "О социальной защите населения в Саратовской области", "О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам";

концепции развития системы социального обслуживания населения Саратовской области до 2010 года, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 25 мая 2004 года N 125-П и концепции развития системы адресной социальной помощи населению Саратовской области, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 1 июня 2001 года N 60-П.

Улучшение социального положения пожилых людей связано с реализацией мер по адаптации граждан старшего поколения в ситуациях неустойчивого материального положения и невозможности собственными силами изыскивать способы его улучшения.

Оказание адресной социальной помощи строится на следующих основных принципах:

адресность мероприятий, предусматривающих оказание социальной помощи отдельным категориям граждан, нуждающихся в ней;

дифференцированный подход при определении размеров и видов социальной помощи в зависимости от материального положения, возраста и иных обстоятельствах. Особое внимание обращается на включение в списки малоимущих и одиноко проживающих неработающих пенсионеров из семей, состоящих только из пенсионеров, а также неработающих пенсионеров, не имеющих права на предоставление в соответствии с действующим законодательством льготы и меры социальной поддержки за счет бюджетов всех уровней.

Комплексность - возможность предоставления заявителю различных видов помощи (денежная, натуральная, оздоровление).

Основной целью развития системы адресной социальной помощи является оказание помощи пожилым гражданам, имеющим, по независящим от них причинам, среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума, установленного в Саратовской области.

Социальная помощь может быть предоставлена тем категориям, которые хотя и имеют доход, превышающий установленный прожиточный минимум, но являются одинокими пенсионерами и требуют постоянного ухода, либо имеют специфические потребности (инвалиды).

В качестве критериев адресности можно использовать совокупность следующих условий предоставления помощи:

фактически подтвержденные размеры дохода ниже установленного прожиточного минимума;

отсутствие в семье недвижимости (дополнительной), накоплений, земельного участка, имущества, которые являются источником потенциальных дополнительных доходов и свидетельствуют об относительно высоких потребительских расходах;

нетрудоспособность лица вследствие престарелого возраста либо наличия инвалидности;

одиночество и неспособность к самообслуживанию;

наличие трудной жизненной ситуации, экстремальной ситуации.

Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, возникшая по независящим от него причинам, которую он не может преодолеть самостоятельно.

Экстремальная ситуация - утрата жилья вследствие пожара или другого стихийного бедствия (помощь предоставляется при условии подачи заявления в течение шести месяцев со дня наступления факта трудной жизненной ситуации), необходимость неотложного ремонта жилья, кража имущества, похороны, получение медицинской помощи сверх видов и объемов медицинской помощи, предусмотренных территориальной программой государственных гарантий в Саратовской области оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

Факт экстремальной жизненной ситуации подтверждается документами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»