ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2004 года № 125-П
О Концепции развития системы социального обслуживания населения Саратовской области до 2010 года
(с изменениями на 4 апреля 2006 года)
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 04.04.2006 N 112-П.
_______________________________________________________________
В целях совершенствования системы социального обслуживания населения Саратовской области Правительство области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития системы социального обслуживания населения Саратовской области до 2010 года.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления при планировании и осуществлении мероприятий в области развития системы социального обслуживания населения руководствоваться положениями вышеуказанной Концепции.
3. (пункт признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 04.04.2006 N 112-П, см. предыдущую редакцию).
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области
Д.Ф. Аяцков
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 25 мая 2004 года № 125-П
Концепция развития системы социального обслуживания населения Саратовской области до 2010 года (далее - Концепция) представляет собой комплекс задач и приоритетов региональной политики по формированию эффективной системы социального обслуживания населения.
Концепция разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации и Саратовской области. Она учитывает основные положения Программы социально-экономического развития Саратовской области на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы), результаты реализации Концепции демографической политики в Саратовской области на период до 2015 года, Концепции семейной политики Саратовской области на 2001-2005 годы, Концепции развития системы адресной социальной помощи населению Саратовской области, Концепции перехода на выплату единого социального пособия, Концепции перехода на выплату пособий вместо предоставления льгот, федеральных, областных целевых программ.
Концепция направлена на обеспечение взаимодействия всех уровней власти, межсекторное сотрудничество, оптимизацию ресурсов при решении проблем социального обслуживания населения.
Развитие системы социального обслуживания населения определяется, в первую очередь, потребностями граждан в социальных услугах и социальной поддержке, особенностями региональной социальной политики, законодательства, а также внутренним состоянием самой системы.
Среди внешних условий, не оказывающих прямого влияния на систему социального обслуживания населения, но определяющих ее целевую направленность на перспективу, наибольшее значение имеют следующие:
неблагополучная демографическая ситуация, в том числе изменение возрастной структуры населения области;
низкий уровень жизни определенной части населения (недостаточный уровень доходов, безработица);
рост инвалидизации населения;
рост семейного неблагополучия;
несовершенство действующего законодательства;
низкий уровень финансовой обеспеченности социальной политики.
Анализ демографического и социально-экономического развития области позволяет сделать вывод о том, что результаты влияния внешних условий приводят к значительной дифференциации потребностей различных возрастных и социальных групп в услугах, предоставляемых учреждениями социального обслуживания населения области, причем востребованность отдельных видов услуг принципиально различается в районах и даже отдельных населенных пунктах области.
Сокращение общей численности населения области сопровождается процессом его постарения. По прогнозу, к 2010 году число лиц старше трудоспособного возраста (592 тысячи человек) в 1,5 раза превысит число лиц, не достигших 16 лет (379 тысяч человек), в основном за счет сокращения числа детей (на 22 процента по сравнению с 2002 годом). При этом, доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения существенно не изменится (увеличится по городскому населению в целом в сравнении с 2002 годом на 2 процента, среди сельского населения сократится на 1 процент).
Вместе с тем, основные возрастные группы населения значительно дифференцированы в территориальном разрезе области. Доля лиц моложе трудоспособного возраста в общей численности населения составляет от 16 процентов в г.Саратове до 32 процентов в Александрово-Гайском районе, старше трудоспособного возраста - от 13 процентов в Александрово-Гайском до 29 процентов в Романовском районе.
При общем росте доходов населения сохраняются значительные различия в их уровне. В 2003 году доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума составила 27,2 процента (722 тысячи человек), в 2002 году - 31,9 процента (854,5 тысячи человек). В семьях со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума проживают до 70 процентов детей, в том числе до 90 процентов детей, воспитывающихся в многодетных семьях.
При определении приоритетов социального обслуживания населения необходимо учитывать, что существующий уровень бюджетной обеспеченности жителей муниципальных образований области различается в 2,4 раза, а уровень средней заработной платы - в 3,2 раза. Общая численность безработных в 2003 году составила 98,3 тысячи человек, или 7,6 процента от общего числа экономически активного населения (в 2002 году -7,5 процента).
Растет общий уровень инвалидизации населения. В настоящее время численность инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, составляет 123,1 тысячи человек, или 4,7 процента от общей численности населения области (на 1 января 2001 года - 4,3 процента). За 2003 год впервые признаны инвалидами 13105 человек, из них 12122 человека - в возрасте старше 18 лет и 983 ребенка. Доля инвалидов в трудоспособном возрасте составила 55 процентов от общей численности впервые признанных инвалидами (в 2002 году - 50 процентов).
Общая численность инвалидов старше 18 лет увеличится и к 2010 году составит около 136 тысяч человек.
Общая численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет составляет около 8 тысяч человек (1,5 процента от общего числа детей до 18 лет). При сохранении существующего уровня инвалидизации детей до 2010 года численность детей-инвалидов снизится до 6,5 тысяч человек в силу нисходящей динамики рождаемости среди населения в целом.
В области проживает 7785 семей с детьми-инвалидами (на 1 января 2001 года - 8623 семьи) и более 15000 многодетных семей (на 1 января 2001 года - 18008 семей). Увеличивается доля неполных семей. В 2003 году на 1000 браков приходилось 770 разводов (по итогам 2000 года - 662 развода, 2001 года-757 разводов).
Наблюдается рост семейного неблагополучия вследствие невыполнения родителями своих обязанностей, игнорирования членами семьи потребностей и прав друг друга, распространения практик жестокого обращения в семье, ослабления родственной поддержки в ситуациях риска. Эти и другие факторы ведут к росту социального сиротства, социально опасных заболеваний, подростковой преступности. В семьях, находящихся в социально опасном положении, проживают 12755 детей, ежегодно убегают из дома около 300 детей. Количество исков, рассматриваемых в судах по вопросам лишения родительских прав, за период с 2000 по 2003 год увеличилось в 2,5 раза (в 2000 году - 2984 иска, в 2003 - 7747). В 2003 году направлены в социально-реабилитационные центры и приюты -2143 ребенка, что на 12 процентов больше, чем в 2002 году (1886 человек). Данные категории семей нуждаются в особой государственной поддержке, в первую очередь - в социальной реабилитации, реинтеграции в общество, отдыхе и оздоровлении детей.
В середине 1990-х годов были приняты основополагающие нормативно-правовые акты в области социального обеспечения пожилых граждан и инвалидов, семей с детьми, лиц без определенного места жительства. На их основе, с учетом фактической нуждаемости отдельных категорий граждан в получении социальных услуг, в Саратовской области была сформирована система учреждений социального обслуживания населения. Были организованы центры социального обслуживания населения, создана сеть бюро МСЭ, в областном центре - профессиональное училище-интернат для инвалидов и курсовая база по обучению и реабилитации инвалидов. За последние три года дополнительно открыты 5 отделений ДЮСОШИ, 2 реабилитационных центра для детей с ограниченными возможностями, социальный приют для детей, центр социально-трудовой реабилитации для лиц без определенного места жительства, областной центр реабилитации и социальной интеграции инвалидов.
Система государственных учреждений социального обслуживания населения, подведомственных министерству труда и социального развития области, включает в себя: 46 центров социального обслуживания населения (далее - ЦСОН), которые расположены во всех муниципальных образованиях области, 20 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, 6 социально-реабилитационных центров (далее - СРЦ), 5 центров помощи семье и детям «Семья», 6 социальных приютов, 3 детских дома-интерната, 6 реабилитационных центров для инвалидов, в том числе 3 - для детей с ограниченными возможностями, областной центр реабилитации и социальной интеграции инвалидов, детско-юношеская спортивно-оздоровительная школа инвалидов «Спартак» (далее - ДЮСОШИ) с 13 отделениями по области, 4 центра социально-трудовой реабилитации для лиц без определенного места жительства, профессиональное училище-интернат для инвалидов, курсовая база по обучению и реабилитации инвалидов, а также 38 отделений бюро медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ).
Ежегодно в ЦСОН получают необходимые услуги более 440 тысяч нуждающихся жителей области, главным образом пожилых и инвалидов. Наиболее востребованной социальной услугой является надомное обслуживание граждан. Социально-бытовые услуги на дому получают около 50 тысяч человек (в среднем по области 6 процентов от общего числа пенсионеров), медицинские и социальные услуги, в том числе услуги сиделок, - более 5 тысяч больных, одиноких, престарелых граждан и инвалидов. Доля обслуживаемых в общей численности пенсионеров значительно различается по муниципальным образованиям области (от 2,3 процента в г.Энгельсе до 18,1 - в Озинском районе). Сохраняется очередность на надомное социальное обслуживание, которая в 2002 и 2003 годах составляла свыше двух тысяч человек.
На начало 2004 года в домах-интернатах общего типа и психоневрологического профиля проживали 3579 человек (0,5 процента от общей численности пенсионеров), из них на постельном режиме находились 1504 человека, или 42 процента от общей численности проживающих. Доля инвалидов допенсионного возраста составляет 37 процентов от общей численности проживающих в домах-интернатах.
Существует острая необходимость в улучшении условий проживания в 6 домах-интернатах общего типа и 6 домах-интернатах психоневрологического профиля.
Существующая сеть государственных реабилитационных учреждений позволяет ежегодно охватывать реабилитационными услугами около 13 тысяч инвалидов старше 18 лет и 5 тысяч детей-инвалидов (63 процента от общего числа детей-инвалидов). Реальный объем необходимых инвалидам реабилитационных услуг не выявлен.
Ежегодно более 70 тысяч человек освидетельствуются бюро МСЭ. Согласно федеральному нормативу, по численности жителей области и числу освидетельствованных в год граждан в расчете на одно учреждение существует необходимость дополнительного открытия 8 отделений бюро МСЭ.
Социальное обслуживание семьи и детей осуществляется центрами «Семья», 39 отделениями помощи семье и детям ЦСОН, СРЦ и приютами. Услуги данных учреждений в 2003 году получили около 58 тысяч семей. Из общего количества услуг, оказанных семьям с несовершеннолетними детьми, 50 процентов приходится на центры «Семья». Вместе с тем наблюдается рост числа семей, находящихся в социально опасном положении, которые нуждаются в разработке индивидуальных программ реабилитации на длительный период.
На начало 2004 года в государственных учреждениях социального обслуживания населения работали около 16 тысяч человек, из них свыше 6 тысяч человек - обслуживающий персонал.
С учетом реальных потребностей населения за 2001-2003 годы в результате развития сети государственных учреждений изменилась доля работников по их видам: число сотрудников ЦСОН сократилось на 7 процентов, увеличилось число сотрудников стационарных учреждений на 3 процента.
На начало 2004 года по видам государственных учреждений работники распределены следующим образом: в ЦСОН - 67 процентов от общей численности работающих (на начало 2002 года - 74 процента), в стационарных учреждениях социальной защиты населения - 14 процентов (на начало 2002 года - 11 процентов), в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних с приютами - 11 процентов (на начало 2002 года - 11 процентов), в службе МСЭ - 2 процента (на начало 2002 года - 2 процента), в других учреждениях - 6 процентов (на начало 2002 года -2 процента).
Изменение структуры спроса на социальные услуги и развитие сети учреждений социального обслуживания населения за последние 3 года привели к повышению образовательного уровня работников. На фоне роста общей численности работников подведомственных учреждений на 13 процентов по сравнению с началом 2002 года (14103 человек), доля обслуживающего персонала уменьшилась на 7 процентов. Число работников, имеющих высшее и среднее специальное образование, увеличилось за этот период на 19 процентов и составило 8868 человек, или 55 процентов от их общего числа. Среди работников, получивших профессиональное образование, наибольший рост наблюдался по специальности «социальная работа». По состоянию на 1 января 2004 года по видам профессионального образования работники учреждений социального обслуживания распределены следующим образом: педагоги - 2056 человек, медики -2044 человека, экономисты - 784 человека, юристы - 229 человек, социальные работники - 223 человека. На 38 процентов по сравнению с началом 2002 года увеличилось число сотрудников, имеющих квалификационную категорию, на 60 процентов возросла численность сотрудников, повысивших свою квалификацию.
Удельный вес работников с высшим и средним специальным образованием на 1 января 2004 года составлял 54,2 процента от общего числа работающих в ЦСОН (на начало 2002 года - 51,5 процента), 37 процентов - в стационарных учреждениях социальной защиты населения (на начало 2002 года - 30,5 процента), 80 процентов - в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних с приютами (на начало 2002 года -77,2 процента), 71 процент - в службе МСЭ (на начало 2002 года -78 процентов) и 61 процент - в других учреждениях (на начало 2002 года - 63,2 процента).
Общие плановые затраты на содержание государственных учреждений, утвержденные на 2004 год, составили 661,1 млн рублей. Из них на содержание ЦСОН - 47,7 процента от общего объема затрат, домов-интернатов -23,1 процента, СРЦ и приютов -11,9 процента, центров реабилитации-6,8 процента, центров «Семья» - 3 процента, служб МСЭ - 3 процента, ДЮСОШИ «Спартак» - 2 процента, профессионального училища-интерната для инвалидов - 0,9 процента, центров социально-трудовой реабилитации -0,9 процента, курсовой базы по обучению и реабилитации инвалидов -0,7 процента.
Общие плановые затраты на содержание государственных учреждений социального обслуживания населения в 2004 году по сравнению с 2002 годом увеличились на 53 процента, что обусловлено открытием новых отделений и учреждений и, соответственно, увеличением штата сотрудников, увеличением расходов на содержание граждан в стационарных учреждениях (питание, медикаменты, технологическое оборудование и т.п.), повышением размера оплаты коммунальных услуг.
Необходимость концептуального решения вопроса о перспективах дальнейшего развития системы социального обслуживания населения обусловлена нерешенностью ряда важных проблем.
Фактическая обеспеченность услугами учреждений социального обслуживания населения по-прежнему в значительной степени зависит от места проживания человека и его социально-экономического статуса. На территории области не удовлетворяются в полном объеме потребности пожилых лиц и инвалидов в социально-медицинском обслуживании на дому, не определен объем необходимых реабилитационных услуг инвалидам.
В то же время, дальнейшее расширение сети учреждений и, соответственно, объемов сметного финансирования ограничено возможностями расходов областного бюджета.
Сложившаяся государственная монополия на социальное обслуживание населения и финансирование учреждений по сметам расходов, не связанных с результатами деятельности, являются причиной недостаточного контроля над расходованием бюджетных средств, качеством оказываемых услуг.
Уровень фактического бюджетного финансирования и отсутствие государственных минимальных стандартов, с одной стороны, влекут за собой «коммерциализацию» учреждений социального обслуживания населения. С другой стороны, низкая платежеспособность населения сдерживает развитие конкуренции в этой сфере между государственными и частными сервисами, а отсутствие системы социального заказа, частичной бюджетной поддержки и дефицит грантовой помощи ограничивает привлечение негосударственных организаций к оказанию социальных услуг.
С учетом тенденций социально-экономического развития области существует необходимость перехода от социального обслуживания отдельных категорий граждан к комплексному обслуживанию семьи, сокращению или ликвидации неэффективных или низкоэффективных государственных расходов.
В условиях реформирования системы финансирования учреждений социального обслуживания населения и перехода к среднесрочному бюджетированию, ориентированному на результат, возрастает потребность в обеспечении государственных учреждений высококвалифицированными кадрами.
Необходимо принятие областного закона, регулирующего дополнительные льготы и гарантии социальным работникам.
На федеральном уровне установлены перечень гарантированных социальных услуг и методика расчета тарифов на гарантированные социальные услуги. Однако, методика не учитывает соотношение прямых и косвенных затрат, нормы времени на обслуживание клиентов, квалификацию специалистов. Существует необходимость разработки методики определения тарифов на социальные услуги на основе их фактической себестоимости.
Не разработана методика оценки качества оказываемых услуг, отсутствует практика независимой экспертизы результативности социального обслуживания.
До настоящего времени не принят Федеральный закон «О государственных минимальных социальных стандартах». Средства на финансирование социального обслуживания населения предусматриваются не в полном объеме.
Целью развития системы социального обслуживания населения является повышение качества жизни граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, путем обеспечения доступности медико-социальных, психосоциальных, социально-правовых, образовательных, социокультурных, бытовых и иных видов услуг, внедрения новых форм социального обслуживания, содействия активному участию граждан в жизни общества.
Для достижения указанной цели планируется решение следующих задач:
развитие на всей территории области сети учреждений комплексного социального обслуживания семьи и детей, обеспечение территориальной доступности их услуг для населения;