Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 июня 2001 года № 60-П


О Концепции развития системы адресной социальной помощи населению Саратовской области

(с изменениями на 25 марта 2008 года)
________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Саратовской области от 06.06.2014 N 328-П
________________________________________________

_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 25.03.2008 N 126-П.

_______________________________________________________________


В целях совершенствования системы адресной социальной помощи населению в Саратовской области и во исполнение Федерального закона «О государственной социальной помощи» Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития системы адресной социальной помощи населению Саратовской области.            

2. (пункт признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 25.03.2008 N 126-П, см. предыдущую редакцию)

3. Рекомендовать органам местного самоуправления области при разработке целевых программ учитывать основные направления Концепции развития системы адресной социальной помощи населению Саратовской области.

4. (пункт признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 25.03.2008 N 126-П, см. предыдущую редакцию)

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор области
Д.Ф. Аяцков


Приложение
к постановлению
Правительства области
от 1 июня 2001 года № 60-П


Концепция развития системы адресной социальной помощи населению Саратовской области


I. Введение


Целью системы социальной защиты, как элемента социальной политики, является формирование эффективного механизма социальной поддержки граждан, ограниченных в возможностях обеспечения условий жизни в соответствии с принятыми стандартами.

Современная ситуация в сфере социальной защиты населения характеризуется неспособностью государства обеспечить в полном объеме свои гарантии.

Основным содержанием политики в сфере социальной защиты должно стать усиление адресности социальной поддержки, концентрация финансовых и материальных ресурсов на оказание помощи наиболее нуждающимся группам населения.

Система социальных выплат сохраняет обширность, несмотря на стабильное недофинансирование социальных программ. Федеральное законодательство предусматривает:

широкую систему льгот различным категориям населения;

социальные пособия, среди которых важнейшими являются субсидии и пособия гражданам, имеющим детей, другие выплаты. Большинство выплат социального   характера   не   оказывает   существенного   влияния на экономический и социальный статус человека, не имеют стимулирующего и инвестиционного характера.

Действующая система социальной защиты предоставляет льготы и выплаты различным профессиональным и социально-демографическим группам населения, а также категориям граждан с особыми заслугами перед государством на основе отнесения их к определенной категории, а не реального прожиточного уровня, которые рассматриваются и оцениваются не как социальная помощь, а как социальное содержание. Средства на выплату социальных льгот и пособий распределяются неэффективно.

Распределительный (и даже обязательный) характер категориальных льгот и выплат стимулирует социальное иждивенчество, усиливает пассивный характер социальной защиты и ее негативное влияние на социально-экономическое поведение.

Реформа системы социальной зашиты должна предполагать переход от социальной помощи категориям населения к системе адресной социальной поддержки нуждающихся и уважать реальный уровень среднедушевого дохода.

Формирование и реализация механизмов адресной социальной помощи предполагает   развитие   системы   организационного,   технического и финансового обеспечения.

Реализация адресности социальной помощи требует повышения качества работы социальных работников:

для определения и контроля степени нуждаемости получателей адресной помощи и размеров получаемой помощи;

для помощи в подготовке заявителями документов, информирования населения;

для формирования персонифицированного банка данных и его обслуживания.

II. Цель, задачи и принципы развития системы адресной социальной помощи населению


Основной целью развития системы адресной социальной помощи является оказание помощи семьям и одиноко проживающим гражданам, имеющим среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума, установленного в Саратовской области, или находящимся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно.

Достижение этой цели осуществимо путем решения следующих задач:

поэтапное доведение уровня доходов малообеспеченных категорий населения до уровня прожиточного минимума, установленного в области;

создание условий для расширения возможностей самообеспечения населения;

переориентация  социальной  защиты  на конкретную  семью и предоставление помощи с учетом индивидуальных потребностей человека;

повышение оперативности и качества оказания социальной помощи;

рациональное использование бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на социальную защиту.

Система адресной социальной помощи должна основываться на следующих принципах:

преимущественно государственный характер адресной социальной помощи;

дифференциация форм адресной помощи в зависимости от материального положения, возраста, состояния трудоспособности членов семей;

сочетание заявительного подхода при оказании адресной социальной помощи с предоставлением ее по инициативе органов социальной защиты.

III. Виды, формы, условия и критерии оказания адресной социальной помощи населению


В соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи в Саратовской области являются семьи и одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Саратовской области.

Адресная социальная помощь является частью государственной социальной помощи.

Адресная социальная помощь не является компенсацией других форм социальной поддержки, оказываемых семье в соответствии с действующим законодательством в индивидуальном порядке.

В качестве критериев адресности можно использовать совокупность следующих условий предоставления помощи:

фактически подтвержденные размеры дохода на каждого члена семьи ниже установленного прожиточного минимума;

отсутствие в семье недвижимости, накоплений, земельного участка, имущества, которые являются источниками потенциальных дополнительных доходов и свидетельствуют об относительно высоких потребительских расходах;

наличие трудной жизненной ситуации.

Адресная социальная помощь оказывается в виде:

материальной помощи (в денежной или натуральной форме);

социальных услуг;

иных формах, в соответствии с действующим законодательством.

Адресная  социальная  помощь  в  денежной  форме  может предоставляться в виде:

пособия по нуждаемости;

целевых единовременных выплат, предназначенных для удовлетворения жизненно необходимых потребностей семьи или одиноко проживающего гражданина;

субсидий на оплату жилищно-коммунальных и транспортных услуг, покупку необходимых лекарств;

компенсаций по оплате услуг (в наличной и безналичной форме);

разовой компенсации, доплаты к пенсиям и пособиям.

Адресная социальная помощь в натуральной форме может предоставляться в виде:

лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

средств санитарии, гигиены и ухода за детьми;

одежды, обуви и других предметов первой необходимости;

топлива;

продовольственных товаров;

специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

Адресная социальная помощь может предоставляться в виде следующих социальных услуг:

социальное и медицинское обслуживание на дому;

социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания;

социальное обслуживание в специальных (гериатрических, хосписных и т.п.) учреждениях здравоохранения;

предоставление   временного   приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания;

дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания;

социально правовые услуги;

психолого-педагогические услуги;

предоставление социального жилья;

услуги социальной реабилитации;

услуги по организации отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей из малообеспеченных семей;

транспортные услуги (городские и междугородные);

культурно бытовые услуги (ремонт и прокат бытовой техники для пожилых людей, услуги прачечных, парикмахерских и т.п.);

предоставление бесплатных обедов или талонов на питание и т.д.

Социальные услуги могут быть предоставлены бесплатно, а также по льготным расценкам.

С учетом периодичности (регулярности) предоставления социальная помощь подразделяется на разовую и периодическую.

В зависимости от длительности предоставления адресную социальную помощь можно разделить на:

разовую;

краткосрочную (до 3 месяцев);

среднесрочную (от 3 месяцев до года);

долгосрочную (свыше года).

Конкретный вид, форма и размер адресной социальной помощи определяются органами социальной защиты населения на основании критериев ее оказания, в соответствии с установленными минимальными государственными социальными стандартами.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Саратовской области устанавливается Правительством Саратовской области в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»