1.1. Настоящие Региональные нормативы градостроительного проектирования разработаны в соответствии с Градостроительным Кодексом Российской Федерации, распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих объектов на территории городских и сельских поселений Саратовской области и включают основные рекомендации по их планировке и застройке.
1.2. Региональные нормативы градостроительного проектирования (далее - нормативы) учитываются при разработке, согласовании, экспертизе, утверждении и реализации схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, а также проектов планировки территорий, утверждаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов области в соответствии с Законом Саратовской области "О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской области".
1.3. Нормативы используются в соответствии с законодательством Российской Федерации при принятии решений органами государственной власти и местного самоуправления, органами контроля и надзора за осуществлением градостроительной деятельности, а также обязательны для всех субъектов градостроительной деятельности, осуществляющих свою деятельность на территории Саратовской области, независимо от их организационно-правовой формы.
1.4. Нормативы содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и направлены на устойчивое развитие территорий городских и сельских поселений Саратовской области с учетом статуса населенного пункта, его роли и особенностей в системе расселения.
1.5. Нормативы устанавливают:
а) требования, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья граждан, сохранение и развитие территорий природного комплекса, охрану памятников истории и культуры, сохранение исторической среды городов и поселений (абзац с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 01.04.2009 N 120-П, см. предыдущую редакцию);
б) нормативы планировки и застройки территорий объектов градостроительного нормирования, обеспечивающие социально гарантированные условия жизнедеятельности* в соответствии с назначением территории;
_____
* - здесь и далее слова, выделенные курсивом, см. приложение N 2
в) нормативы организации систем транспортной и инженерной инфраструктур;
г) нормативы организации систем обслуживания и размещения объектов социальной инфраструктуры.
1.6. Нормативы разработаны в соответствии с федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Саратовской области, нормами и другими документами, перечень которых приведен в приложении N 1.
1.7. Объектами градостроительного нормирования на территории поселения являются:
функционально-планировочные образования: общественные центры, зоны, участки общественной застройки, жилые районы, микрорайоны, группы, участки жилой застройки, общественные и жилые территории сельских поселений, производственные зоны, участки производственной застройки, природные зоны, парки, сады, бульвары и скверы;
сеть учреждений и предприятий общественного обслуживания;
территории улично-дорожной сети, транспортной и инженерной инфраструктуры.
1.8. Расположение объектов градостроительного нормирования на территории Саратовской области, на территории ее городов и поселений определяется в составе или на основании Схемы территориального планирования, Генеральных планов городов и поселений, с учетом соответствующих правил землепользования и застройки, утверждаемых органами местного самоуправления. Границы объектов градостроительного нормирования устанавливаются в составе градостроительной документации.
1.9. В исторических городах следует обеспечивать всемерное сохранение их исторической планировочной структуры и архитектурного облика, предусматривать разработку и осуществление программ по комплексной реконструкции исторических зон, реставрации памятников истории и культуры. При реконструкции в целях обеспечения преемственности развития и расширения многообразия городской среды следует сохранять (воссоздавать) положительные качества реконструируемой среды: ориентацию зданий относительно улиц, масштабное соотношение открытых и застроенных пространств, озеленение, благоустройство.
1.10. Не рекомендуется применение типовых проектов жилых и общественных зданий:
на охраняемых территориях городов и поселений - на территориях историко-культурного значения, на территориях исторической застройки, на территориях природного комплекса;
на территориях системы общегородского центра - на территориях городских многофункциональных центров на территориях примагистральных общественных зон, на территориях многофункциональных и общественных зон.
1.11. В крупном городе рекомендуется комплексное использование подземного пространства для взаимоувязанного размещения в нем сооружений городского транспорта, предприятий торговли, общественного питания и коммунально-бытового обслуживания, отдельных зрелищных и спортивных сооружений, подсобно-вспомогательных помещений административных, общественных и жилых зданий, объектов систем инженерного оборудования, производственных и коммунально-складских объектов различного назначения.
1.12. Организацию территории сельского поселения необходимо предусматривать, руководствуясь Схемой территориального планирования Саратовской области, в увязке с общей функциональной организацией территории хозяйства, выделяя жилую, общественную и производственную территории.
1.13. Размещение новых и реконструкция существующих городов и сельских поселений, промышленных предприятий, зданий, сооружений и коммуникаций на орошаемых и осушенных землях, пашнях, земельных участках, занятых многолетними плодовыми насаждениями, а также землях, занятых водоохранными, защитными и другими лесами, допускается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Законом Саратовской области "О земле".
1.14. В Схеме территориального планирования Саратовской области должны быть определены перспективы развития городских и сельских поселений за пределами расчетного срока, включая принципиальные решения по территориальному развитию, функциональному зонированию, планировочной структуре, инженерно-транспортной инфраструктуре, рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.
Расчетный срок должен быть 10 лет, а градостроительный прогноз может охватывать 20 лет.
1.15. Численность населения на расчетный срок следует определять на основе данных о перспективах развития поселения в системе расселения с учетом демографического прогноза естественного и механического прироста населения и маятниковых миграций. Численность населения складывается из трех групп: градообразующей, обслуживающей и несамодеятельной. Численное соотношение между этими группами меняется в зависимости от этапа строительства города его величины и места в системе расселения. Расчет численности населения должен быть комплексным с учетом демографических показателей и численности градообразующей группы населения и определяться методом демографического прогноза естественного и механического движения населения и методом трудового баланса. Расчет численности сельского населения следует выполнять на группу сельских поселений, входящих в хозяйство с учетом размещения подсобных сельских хозяйств предприятий, организаций и учреждений.
Городские округа и сельские поселения Саратовской области в зависимости от проектной численности населения на расчетный срок подразделяются на группы в соответствии с таблицей 1.1.