ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2006 года N 388-П
О Концепции информатизации Саратовской области до 2010 года
(с изменениями на 9 октября 2008 года)
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 09.10.2008 N 394-П.
_______________________________________________________________
В целях повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти области, обеспечения системного подхода к построению электронного правительства области, совершенствования государственной информационной политики области, обеспечения права граждан и организаций на доступ к информации, в соответствии с Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Концепцией региональной информатизации до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 года N 1024-р, Законом Саратовской области "Об утверждении Программы социально-экономического развития Саратовской области на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы)" Правительство области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию информатизации Саратовской области до 2010 года.
2. Органам исполнительной власти Саратовской области учитывать положения Концепции информатизации Саратовской области до 2010 года при формировании и реализации проектов и программ, содержащих мероприятия по разработке и использованию информационных технологий.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Щербакова А.А.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области
П.Л. Ипатов
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 8 декабря 2006 года N 388-П
Концепция информатизации Саратовской области до 2010 года
Введение
Саратовская область - экономически и социально развитый регион России, для эффективного управления которым необходима полная, достоверная и своевременная информация.
Информация превратилась в один из главных стратегических ресурсов общества. Он может использоваться для удовлетворения информационных потребностей общества во всех сферах деятельности, улучшения условий жизни населения, повышения эффективности промышленного производства, содействия позитивному развитию социально-политических отношений в государстве.
Полномасштабное вовлечение России в процесс формирования глобального информационного общества активизировало развитие инфраструктуры единого информационного пространства страны, привело к существенным позитивным изменениям в информационном обеспечении государственной политики.
В Российской Федерации происходит массовое внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность государственных и муниципальных органов власти.
Сегодня информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - это механизм, с помощью которого можно достичь принципиально нового уровня прозрачности, подконтрольности и оперативности деятельности органов государственной власти, что является ключевым фактором экономического роста, повышения конкурентоспособности государства в условиях глобального процесса построения информационного общества. Данный процесс принято называть "построение электронного государства". Информационно-коммуникационные технологии - главный механизм, с помощью которого можно модернизировать систему госуправления и способствовать формированию гражданского общества. ИКТ играют ключевую роль в обеспечении открытости государства, соблюдения прав граждан на информацию.
Информационно-коммуникационные технологии открывают принципиально новые возможности для повышения качества образования и обеспечения условий для реализации конституционных прав граждан на получение равных возможностей для получения современного образования всех уровней и ступеней.
Одной из функций органов государственной власти является организация государственного учета - сбор, хранение и передача информации. Без упорядочивания государственных систем учета невозможно перейти к повсеместному оказанию услуг в соответствии с идеологией административной реформы. Внедрение информационных технологий должно сыграть ключевую роль в решении этой задачи.
Концепция информатизации Саратовской области до 2010 года (далее -Концепция) позволит осуществить переход от технологического характера информатизации ("оснащенность" компьютерами) к политическим, экономическим и социальным приоритетам (прозрачность и подотчетность государства, его эффективность).
Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Устав (Основной Закон) Саратовской области, законы и другие нормативно-правовые акты Саратовской области, регламентирующие вопросы развития информатизации и использования информационных технологий:
Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
Федеральный закон "Об электронной цифровой подписи";
Федеральный закон "О персональных данных";
Программа социально-экономического развития Саратовской области на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденная Законом Саратовской области от 26 декабря 2005 года N 140-ЗСО;
Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года N 65;
Концепция региональной информатизации до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 года N 1024-р;
Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 года N 1244-р;
В определении роли информатизации в совершенствовании существующей системы государственного управления Концепция опирается также на основные положения Послания Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2005 года.
Цели и задачи Концепции определены в соответствии с приоритетами социально-экономической политики Российской Федерации и Саратовской области.
Эффективная реализация Концепции обеспечивается совершенствованием областной нормативной правовой базы, направленной на принятие нормативных правовых актов, регулирующих создание и эксплуатацию информационных систем, обеспечением их совместимости, установлением единообразных требований по информационной безопасности.
Обеспечение мониторинга и анализа хода реализации Концепции осуществляется в соответствии с системой мониторинга, разрабатываемой в ходе реализации Концепции.
В настоящей Концепции используются следующие основные понятия:
информация - сведения, сообщения или данные независимо от способа их поиска, хранения, обработки, предоставления или распространения;
информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;
информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены;
"электронное правительство" - комплекс государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих поддержку деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления, а также объединяющей общей информационно-технологической инфраструктуры области. Позволяет использовать информационно-коммуникационные технологии для оказания государственных услуг, совершенствования взаимоотношений с гражданами и организациями, между органами государственной власти, а также их внутренних процедур деятельности;
информационное общество - новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительными чертами информационного общества являются: увеличение роли информации и знаний в жизни общества; возрастание доли информационных коммуникаций; создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах. Информационное общество - современный тип общества, где ведущую роль приобретают информационные технологии и средства массовой коммуникации. Информационное общество отличается от общества, в котором преобладают традиционная промышленность и сфера услуг, тем, что информация, знания, информационные услуги и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная), растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест, становятся доминирующими в экономическом развитии.
1. Тенденции информатизации органов власти Саратовской области
В настоящее время в Саратовской области сложилась благоприятная ситуация для проведения работ в области информатизации органов власти, закладываются основы создания современной информационно-технологической и организационной инфраструктуры информатизации. Существует и ряд проблем. Недостаточная координация разработок привела к тому, что ведомственные подразделения областных и муниципальных органов управления зачастую формируют информационные ресурсы независимо друг от друга, действуя либо в инициативном порядке, либо в рамках программ ведомственного характера. Необходим переход от информатизации отдельных органов управления к созданию интегрированных территориальных информационных систем, а также функциональной архитектуры информатизации области, организации централизованного управления процессами информатизации.
В Правительстве области разработан ряд правовых актов, затрагивающих сферу информатизации органов государственной власти области, к числу которых относятся:
Эти и другие документы, однако, не полностью регламентируют сферу информатизации органов власти области. Целые блоки вопросов не охвачены правовым полем. Необходим единый подход к созданию нормативной правовой базы информатизации, постоянный мониторинг, анализ ситуации и оперативное решение возникающих проблем. Появление все новых и новых технологических возможностей значительно опережает развитие законодательства. В области реализуется ряд областных целевых программ, включающих мероприятия по информатизации:
областная целевая программа "Создание автоматизированной информационной системы "Электронный социальный регистр населения Саратовской области" на 2006-2007 годы;
областная целевая программа "Развитие культуры" на 2006-2008 годы;
областная целевая программа "Дети Саратовской области" на 2004-2006 годы;
областная целевая программа "Развитие образования" на 2006-2008 годы;
областная целевая программа "Развитие местного самоуправления в Саратовской области на 2006-2008 годы";
областная целевая программа "Проведение административной реформы в Саратовской области в 2007-2008 годах";
областная целевая программа "Создание системы кадастра недвижимости в Саратовской области на 2007-2011 годы".
Перечисленные проекты реализуются порой независимо друг от друга, зачастую дублируют проводимые работы. Концепция призвана служить объединяющим фактором для всех программ, она позволит осуществить системный подход к процессу построения областного сегмента "электронного правительства".
Существует конгломерат разнородных информационных ресурсов органов власти области и органов местного самоуправления, отличных по виду носителей, характеру содержащейся информации, функциональному назначению, ведомственной принадлежности и форме собственности, не обладающих единым управлением и возможностью оперативного информационного взаимодействия. К их числу следует отнести:
файловые хранилища документов в электронном виде;
информационно-справочные системы структурных подразделений;
системы документооборота, ограниченные ведомственной принадлежностью;
отраслевые базы и банки данных, не имеющие общего стандартизированного списка пересекающихся показателей и характеристик, основанные на различных, не совместимых друг с другом платформах;
программные продукты, выполненные на заказ для решения узкоспециализированных задач, выходные формы которых не допускают дальнейшей обработки.
Реализация Концепции предполагает разработку единого комплекса программных средств на современной технологической платформе, поддерживающего задачи, решаемые органами власти области, а также создание системы единых регламентов и стандартов информационного обмена между программными средствами, обеспечивающей их тесную интеграцию.
2. Характеристика состояния информатизации некоторых органов власти Саратовской области
2.1. Характеристика состояния информатизации Правительства Саратовской области
В органах исполнительной власти Саратовской области широко используются Интернет и Интранет-технологии.
Доступ в Интернет организован как стандартный сервис корпоративной сети Правительства области, обеспечивается с рабочих мест сотрудников органов исполнительной власти и широко используется в их повседневной деятельности для поиска и анализа информации.
Правительство Саратовской области представлено в сети Интернет официальным сервером www.saratov.gov.ru, который содержит большой объем информации о регионе (общие сведения, структура органов власти, информация о районах области, культура, сведения о вакансиях в органах исполнительной власти области, информация о размещении государственного заказа, новостные каналы и др.).
Система электронной почты органов исполнительной власти построена на основе стандартов Интернет с использованием корпоративного решения Microsoft, основой которого служит сервер электронной почты на базе MS Exchange 2003, насчитывающий около 1400 пользователей.
Основными и наиболее востребованными информационными ресурсами органов исполнительной власти области являются постоянно обновляющиеся нормативно-правовые базы данных, информационные ресурсы и базы данных отраслевых министерств и структурных подразделений Правительства области.
В структурных подразделениях Правительства идет процесс внедрения специализированных систем масштаба предприятия:
система электронного документооборота, состоящая из подсистем "Служебная корреспонденция", "Контроль исполнения документов", "Электронная протокольная служба", "Электронный банк документов", "Центральная справочная система", "Система подготовки документов", "Письма и обращения граждан";