Недействующий

О проекте областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Саратовской области" на 2007-2009 годы (утратил силу на основании постановления Правительства Саратовской области от 05.09.2011 N 480-П)

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности является неотъемлемой частью государственной политики в области социально-трудовых отношений. Претворение ее в жизнь предусматривает совместные действия органов государственной власти, местного самоуправления, объединений работодателей и профессиональных союзов.

Для реализации государственной политики по охране труда в Саратовской области были приняты областные программы улучшения условий и охраны труда в Саратовской области на 1998-2000, на 2001-2003 и на 2004-2006 годы. Последовательная и системная работа по реализации мероприятий предыдущих и действующей программ улучшения условий и охраны труда в Саратовской области способствовала снижению более чем в 2 раза уровня производственного травматизма (с 5,2 случая на 1000 работающих в 1997 году до 2,4 случая в 2005 году), росту объема финансирования охраны труда почти в 11 раз (с 255,2 руб. на каждого работающего в 1997 году до 2802,2 руб. в 2005 году).

Уровень производственного травматизма в нашей области в 1,6 раза ниже, чем в среднем по России (3,85 случая на 1000 работающих). В Приволжском федеральном округе по данному показателю наша область занимает шестое место, по объему финансирования охраны труда в расчете на 1 работающего - третье место. В результате выполнения областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Саратовской области" на 2004-2006 годы в 2005 году по сравнению с 2003 годом на 32 процента снизилось число погибших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом (с 74 чел. в 2003 году до 50 чел. в 2005 году). Во взаимодействии с министерством сельского хозяйства, администрациями муниципальных образований, руководителями сельхозпредприятий, государственной инспекцией труда в Саратовской области и Территориальным управлением Роспотребнадзора по Саратовской области за годы реализации программ улучшения условий и охраны труда удалось добиться снижения производственного травматизма со смертельным исходом на предприятиях сельского хозяйства на 41 процент (с 22 чел. в 2003 году до 13 чел. в 2005 году).

Важно подчеркнуть, что средства областного бюджета являются лишь катализатором для привлечения средств на мероприятия по улучшению условий и охраны труда в Саратовской области, в том числе социально ответственного бизнеса. Благодаря совместной работе с органами местного самоуправления общий объем финансирования областной и муниципальных целевых программ в 2005 году составил более 1,8 млрд. руб., в том числе лишь 0,82 млн руб. из областного бюджета. Таким образом, на 1 рубль из областного бюджета на реализацию программных мероприятий привлечено 2,2 тыс. руб. из других источников.

Однако состояние условий и охраны труда на ряде предприятий и организаций области остается неудовлетворительным. В Саратовской области в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, трудятся около 49,0 тыс. человек (в том числе 11,9 тыс. женщин), или 20,0 процентов к общей численности занятых добычей полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, в строительстве, на транспорте и связи.

Неблагоприятные условия труда, подрывающие здоровье работников в процессе трудовой деятельности, производственный травматизм и профессиональные заболевания входят в ряд важнейших факторов, сокращающих продолжительность жизни населения Саратовской области. Неудовлетворительные условия труда продолжают оставаться основной причиной формирования у работающих профессиональной патологии. Ежегодно в области регистрируется около 100 случаев профессиональных заболеваний. Существенно выше среднеобластного показателя (2,4 случая на 1000 работающих) уровень производственного травматизма на предприятиях обрабатывающих производств - 3,2 случая, сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства - 3,5, строительства - 3,8.

Обеспечение безопасности труда работников на предприятиях нередко производится по остаточному принципу. Стремление экономить на охране труда продолжает негативно влиять на состояние условий труда, заставляет работников рисковать собственным здоровьем и жизнью ради сохранения места работы.

Основными причинами производственного травматизма и профессиональных заболеваний в области являются:

низкие темпы обновления производственных фондов, эксплуатация неисправного, выработавшего свой ресурс оборудования;

неудовлетворительная организация производства работ;

нарушение технологической, производственной и трудовой дисциплины и другие.

В целях дальнейшего снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, развития имеющихся позитивных тенденций в сфере охраны труда необходимо продолжить работу в рамках областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Саратовской области" на 2007-2009 годы, которая сформирована как единый комплекс взаимосвязанных организационных, методических, исследовательских, производственных, санитарно-гигиенических, медицинских, учебно-пропагандистских и других мероприятий. Реализация областной целевой программы обеспечит преемственность и развитие результатов предыдущих областных программ по охране труда.

Улучшение условий труда, создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, наряду с другими факторами помогут переломить сложившуюся неблагоприятную демографическую ситуацию.

Социально-экономический эффект от реализации основных мероприятий Программы будет выражаться в снижении производственного травматизма не менее чем на 17 процентов; повышении объема средств, направляемых работодателями на улучшение условий труда работников, не менее чем на 30 процентов; сокращении страховых выплат из Фонда социального страхования за счет уменьшения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; сокращении потерь рабочего времени, связанных с утратой трудоспособности вследствие травматизма, не менее чем на 25 процентов; снижении размера издержек, связанных с обеспечением компенсаций для работающих во вредных условиях труда, за счет улучшения условий труда не менее чем 10 процентов работников, получающих компенсации.

Снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости повлечет также сокращение косвенных убытков, к которым можно отнести стоимость амбулаторного (поликлинического) лечения, а также условные материальные потери в результате недополученной продукции за время болезни, потери вследствие простоев оборудования, расходы, связанные с расследованием несчастных случаев, и другие.

Общеэкономический эффект от внедрения мероприятий по улучшению условий и охраны труда проявится в увеличении доходов организаций, а также налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в результате уменьшения расходов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в части сокращения страхового тарифа и использования части средств социального страхования на профилактику производственного травматизма и профзаболеваний.

Основанием для разработки Программы являются статья 210 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 6 и 19 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", распоряжение Правительства Саратовской области от 17 марта 2006 года N 59-Пр, а также пункт 4.2.1 Соглашения между Правительством Саратовской области, Федерацией профсоюзных организаций Саратовской области и Союзом товаропроизводителей и работодателей Саратовской области на 2005-2007 годы. Разработка данной Программы входит в состав системы программных мероприятий областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Саратовской области" на 2004-2006 годы, утвержденной постановлением Саратовской областной Думы от 24 сентября 2003 года N 16-616.

Программа, подготовленная на основе анализа состояния условий труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях и в организациях области, отражает современные подходы к данной проблеме и предполагает комплексное взаимодействие всех социальных институтов в решении вопросов охраны труда и сохранения здоровья работающих. Программа сформирована как единый комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.