САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14.12.2005 N 47-1914
Об областной целевой программе "Развитие институтов гражданского общества в Саратовской области" на 2006-2007 годы
___________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Саратовской областной Думы
от 27.12.2006 N 63-2518
___________________________________________
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Саратовской областной Думы от 18.10.2006 N 59-2411.
_______________________________________________________________
Саратовская областная Дума
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить областную целевую программу "Развитие институтов гражданского общества в Саратовской области" на 2006-2007 годы (прилагается).
Председатель Саратовской
областной Думы
П.В. Большеданов
Секретарь Саратовской
областной Думы
В.П. Синичкин
Приложение
к постановлению
Саратовской областной Думы
от 14.12.2005 г. N 47-1914
Областная целевая программа
"Развитие институтов гражданского
общества в Саратовской области"
на 2006-2007 годы
(с изменениями на 18 октября 2006 года)
Саратов, 2005
Наименование Программы | - областная целевая программа "Развитие институтов гражданского общества в Саратовской области" на 2006-2007 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | - распоряжение Правительства области от 12 сентября 2005 года N 264-Пр "О подготовке проекта областной целевой программы "Развитие институтов гражданского общества в Саратовской области" на 2006-2007 годы" |
Государственный заказчик Программы | - министерство информации и общественных отношений области, комитет общественных отношений области |
Основные разработчики Программы | - министерство информации и общественных отношений области, общественные объединения области |
Цели и задачи Программы | - целями Программы являются: создание на территории области условий для повышения эффективности и финансовой устойчивости деятельности негосударственных некоммерческих организаций; расширение и повышение эффективности участия негосударственных некоммерческих организаций в процессах выработки решений органов государственной власти области и органов местного самоуправления. Задачи Программы: расширение участия негосударственных некоммерческих организаций на рынке социальных услуг области, поддержка общественно значимых программ и проектов; развитие инфраструктуры негосударственного некоммерческого сектора области; создание благоприятных условий для развития благотворительности; развитие взаимодействия между негосударственными некоммерческими организациями области и средствами массовой информации; развитие механизмов, позволяющих населению области принимать непосредственное участие в решении социальных проблем; формирование правовой базы и механизмов общественного контроля за деятельностью органов государственной власти области и местного самоуправления, а также общественной экспертизы решений данных органов |
Сроки и этапы реализации Программы | - 2006-2007 годы |
Исполнители основных мероприятий Программы | - министерство информации и общественных отношений области, комитет общественных отношений области, общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации (по согласованию), редакции средств массовой информации (на конкурсной основе) |
Объем и источники финансирования Программы | - общий объем финансирования Программы составляет 19,9 млн. рублей, из них: 9,9 млн. рублей - средства областного бюджета; 10 млн. рублей - средства внебюджетных источников (прогнозно); 2006 год - 5,9 млн. рублей, в том числе 3,4 млн. рублей - средства областного бюджета; 2007 год - 14 млн. рублей, в том числе 6,5 млн. рублей - средства областного бюджета |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - увеличение количества негосударственных некоммерческих организаций, осуществляющих постоянную деятельность на территории области в рамках уставных целей, более чем на 50 организаций; отработка конкурсных технологий поддержки программ и проектов негосударственных некоммерческих организаций за счет бюджетных средств; реализация более 20 программ и проектов негосударственных некоммерческих организаций, направленных на решение конкретных социальных проблем; оказание негосударственными некоммерческими организациями различных социальных услуг более 5000 человек; привлечение к выполнению программных мероприятий более 2000 добровольцев; повышение социальной активности представителей бизнеса; укрепление взаимодействия негосударственных некоммерческих организаций со средствами массовой информации; формирование правовой базы и отработка механизмов общественного контроля и общественной экспертизы решений органов государственной власти области и органов местного самоуправления; привлечение негосударственными некоммерческими организациями и издателями средств массовой информации для выполнения программных мероприятий более 10 млн. рублей из внебюджетных источников; обеспечение свободного доступа к информации о ходе реализации Программы, в том числе для людей с ограниченными физическими и (или) финансовыми возможностями |
Система организации контроля за исполнением Программы | - контроль за реализацией Программы осуществляется министерством информации и общественных отношений области, комитетом общественных отношений области совместно с министерством экономического развития и торговли области в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации областных целевых программ". Программой также предусмотрен механизм общественного контроля за ее реализацией"; |
Продолжающиеся исторические преобразования в России наряду с реформами социально-экономической и политической сфер в корне изменили и систему взаимоотношений человека, общества и государства.
Государство будет сильным, а его управление эффективным, если оно имеет социальным фундаментом доверие граждан, их заинтересованность и участие в решении актуальных проблем. Основой формирования такой системы выступают независимые объединения граждан, совокупность которых согласно общемировой традиции принято называть "третьим сектором".
Классификацию субъектов "третьего сектора" определили принятый в 1995 году Федеральный закон "Об общественных объединениях" и принятый в 1996 году Федеральный закон "О некоммерческих организациях". Согласно им все эти субъекты именуются некоммерческими организациями, поскольку они в качестве основной цели своей деятельности не имеют извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками, а направляют ее на достижение уставных общественно полезных целей. К последним относятся социальные, благотворительные, культурные, образовательные и научные цели, охрана здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан.
Поскольку государственные и муниципальные учреждения по целям своей деятельности также признаются некоммерческими организациями, для обозначения субъектов "третьего сектора" принято использовать определение "негосударственные".
Наиболее распространенной формой негосударственных некоммерческих организаций являются общественные объединения, которые, в свою очередь, делятся на общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности и политические партии.
К иным негосударственным некоммерческим организациям относятся фонды, некоммерческие партнерства, негосударственные и немуниципальные учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения некоммерческих организаций (ассоциации и союзы).
Из перечисленных форм на членстве основаны: общественные организации, политические партии, некоммерческие партнерства, а также ассоциации и союзы.
Как отмечено ранее, негосударственные некоммерческие организации создаются в целях, совпадающих с задачами государства по обеспечению достойной жизни и свободного развития человека. Поэтому в Конституции Российской Федерации (часть 3 статьи 39) закреплено, что создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность поощряются государством.
Однако многочисленные исследования позволяют сделать вывод о том, что значимые результаты развития "третьего сектора" и, как следствие, всего гражданского общества в России отсутствуют. Вклад негосударственных некоммерческих организаций в валовой внутренний продукт, по данным Фонда "Институт экономики города", составляет менее одного процента. Такое положение вызвано рядом причин, одной из которых является отсутствие эффективных механизмов участия организаций "третьего сектора" в реализации социальной политики государства.
Анализ программных документов Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти показывает, что со становлением независимого негосударственного некоммерческого сектора связано большинство осуществляемых в настоящее время реформ, более того, их успех напрямую зависит от развития институтов гражданского общества.
"Третий сектор" в области является разобщенным и при наличии нескольких объединений негосударственных некоммерческих организаций характеризуется отсутствием устойчивых связей между ними. Большинство организаций не имеет широкой общественной поддержки, постоянных источников финансирования и испытывает трудности с техническим обеспечением своей деятельности.
Вследствие этих и других причин реальный рейтинг общественных объединений как партнеров в осуществлении социальной политики для органов исполнительной власти области, местного самоуправления и бизнеса в настоящее время довольно низок. Примеры успешного взаимодействия встречаются редко.
Для эффективного решения задач по развитию в области институтов гражданского общества необходимо применить программно-проектный подход, ориентированный на достижение конкретных результатов. Это соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также положениям Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах и Закона Саратовской области от 13 марта 2001 года N 9-ЗСО "О государственной поддержке общественных объединений в Саратовской области".
Программа реализуется на основе следующих принципов:
партнерства органов государственной власти области и негосударственных некоммерческих организаций при формировании и реализации мероприятий государственной политики области в социальной сфере;
равноправного сотрудничества органов государственной власти области, коммерческих организаций, негосударственных некоммерческих организаций и средств массовой информации;
финансовой и иной поддержки на конкурсной основе деятельности негосударственных некоммерческих организаций, направленной на решение актуальных проблем социального развития области;
гласности и открытости;
контроля со стороны органов государственной власти области за целевым и эффективным использованием средств областного бюджета, предоставленных негосударственным некоммерческим организациям в соответствии с Программой.
Реализация Программы не распространяется на политические партии, иные политические объединения, профсоюзы, объединения коммерческих организаций, а также религиозные объединения.
Объединения работодателей и коммерческие организации могут выступать партнерами Программы и оказывать содействие в ее реализации.
Стратегическая цель Программы - развитие институтов гражданского общества в области.
Цели Программы:
создание на территории области условий для повышения эффективности и финансовой устойчивости деятельности негосударственных некоммерческих организаций;
расширение и повышение эффективности участия негосударственных некоммерческих организаций в процессах выработки решений органов государственной власти области и местного самоуправления.
Задачи Программы:
расширение участия негосударственных некоммерческих организаций на рынке социальных услуг области, поддержка общественно значимых программ и проектов;
развитие инфраструктуры негосударственного некоммерческого сектора области;
создание благоприятных условий для развития благотворительности;
развитие взаимодействия между негосударственными некоммерческими организациями области и средствами массовой информации;
развитие механизмов, позволяющих населению области принимать непосредственное участие в решении социальных проблем;
формирование правовой базы и механизмов общественного контроля за деятельностью органов государственной власти области и местного самоуправления, а также общественной экспертизы решений данных органов.
Программа рассчитана на 2006-2007 годы (без деления на этапы).
Для решения поставленных задач Программой предусматривается выполнение системы мероприятий в соответствии с приложением к Программе.
Ежегодно будет организовываться областной конкурс социальных и культурных проектов (далее - конкурс). По его итогам будет оказываться финансовая поддержка осуществления проектных инициатив негосударственных некоммерческих организаций, направленных на решение конкретных социальных проблем. Положение о порядке проведения областного конкурса социальных и культурных проектов (далее - положение о конкурсе) утверждается Правительством области.
Механизм организации конкурса предусматривает два этапа:
1-й этап - комитет общественных отношений области определяет на конкурсной основе негосударственное некоммерческое объединение - организатора вышеуказанного конкурса, заключает договор между Правительством области и организатором конкурса, которому выделяет субсидию в 3 млн.рублей из областного бюджета.
В рамках договора организация-победитель обязана провести 2-й этап работы - организацию конкурса согласно положению о конкурсе.
Определение победителей будет осуществлять коллегиальный орган, сформированный на одну треть из представителей органов государственной власти области, на одну треть - из представителей бизнеса, на одну треть - из представителей общественности.
Размер финансирования одного проекта по итогам конкурса предусматривается до 300 тыс.рублей.
Срок реализации проекта - не более 12 месяцев.
Вклад победителя конкурса (софинансирование) должен составить не менее 25 процентов бюджета проекта. Вклад победителя конкурса может включать денежный эквивалент собственных ресурсов, необходимых для реализации проекта (в том числе стоимостную оценку труда добровольцев), и иные целевые поступления.
Участниками конкурса могут быть негосударственные некоммерческие организации, осуществляющие свою деятельность на территории области, в том числе общественные объединения, государственные и муниципальные учреждения. К участию в конкурсе не допускаются религиозные объединения и политические партии.
_______________________________________________________________
В подразделах 3.2-3.6 слова
"министерство информации и общественных отношений области"
в различных падежах заменены словами
"комитет общественных отношений области" в соответствующих падежах -
постановление Саратовской областной Думы от 18.10.2006 N 59-2411.
_______________________________________________________________
В рамках данного направления планируется создать условия для развития инфраструктурных организаций негосударственного некоммерческого сектора через ежегодный конкурс проектов "Развитие инфраструктуры негосударственного некоммерческого сектора Саратовской области".