Недействующий


САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

21.10.2005 N 44-1793


Об областной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Саратовской области" на 2005-2007 годы


___________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Саратовской областной Думы
от 27.12.2006 N 63-2518
___________________________________________

Саратовская областная Дума

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить областную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Саратовской области" на 2005-2007 годы (прилагается).

Председатель Саратовской
областной Думы
П.В. Большеданов

Секретарь Саратовской
областной Думы
С.П. Аржанов


Приложение к постановлению
Саратовской областной Думы
от 21.10.2005 N 44-1793



Областная целевая программа
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту
в Саратовской области"
на 2005-2007 годы


Саратов, 2005

     

Паспорт областной целевой программы
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками

и их незаконному обороту в Саратовской области"
на 2005-2007 годы

Наименование Программы

- областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Саратовской области" на 2005-2007 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- распоряжение Правительства области от 29 декабря 2004 года N 403-Пр "О разработке областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2007 годы"

Государственный заказчик  Программы

- Правительство области

Основной разработчик Программы

- Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области

Исполнители Программы

- Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области (по согласованию), Главное управление внутренних дел Саратовской области (по согласованию), Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Саратовской области (по согласованию), Саратовская таможня (по согласованию), Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Саратовской области (по согласованию), министерство образования области, министерство здравоохранения и социальной поддержки области, министерство информации и общественных отношений области, министерство по физической культуре, спорту и туризму области, министерство культуры области, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области

Цель и задачи Программы, важнейшие оценочные показатели

- целью Программы является снижение уровня незаконного потребления наркотиков жителями области, а также количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Задачи Программы:

наращивание усилий по пресечению незаконного оборота наркотиков;

повышение уровня осведомленности населения области о неблагоприятных последствиях незаконного употребления наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и о методике оказания помощи наркозависимым;

укрепление межведомственного взаимодействия при проведении антинаркотических мероприятий;

сосредоточение сил и средств правоохранительных органов и заинтересованных министерств и ведомств области по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту;

поэтапное формирование действенной системы профилактики правонарушений в области незаконного оборота наркотиков.

Выполнение задач Программы обеспечит повышение уровня общественной безопасности, результативности борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, более надежную защиту жизни, здоровья, свободы и достоинства граждан

Сроки и этапы реализации

Программы

- реализация Программы будет осуществлена в течение 2005-2007 годов в два этапа: I этап - 2005 год - подготовительная работа по реализации Программы с частичной реализацией отдельных мероприятий;

II этап - 2006-2007 годы - последовательная реализация Программы в полном объеме

Объем и источники финансирования Программы

для реализации программных мероприятий из областного бюджета необходимо 4755,0 тыс. рублей, в том числе:

в 2006 году - 1260,0 тыс. рублей;

в 2007 году - 3495,0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

- создание эффективной системы противодействия наркопреступности и профилактики наркомании;

закрепление тенденции к снижению числа наркопреступлений;

снижение потребности и уровня незаконной реализации наркотических средств и психотропных веществ, связанные с ней снижение уровня заболеваемости СПИДом и распространения ВИЧ-инфекции;

оздоровление обстановки на улицах и в общественных местах, обеспечение оптимального реагирования на угрозы общественной безопасности, восстановление доверия общественности к правоохранительным органам;

усиление межведомственного сотрудничества правоохранительных органов и органов исполнительной власти области

Система контроля за исполнением Программы

- управление и контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации областных целевых программ"


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Употребление несовершеннолетними и молодежью наркотических и других психоактивных веществ превратилось в последнее время в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.

Необходимость подготовки и последующей реализации Программы вызвана тем, что современная ситуация в Саратовской области характеризуется неуклонным расширением незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков.

Саратовская область в силу своего географического положения находится на пересечении основных путей контрабанды наркотиков из стран Среднеазиатского и Кавказского регионов. Область занимает 4-е место из 15 регионов Приволжского федерального округа по количеству зарегистрированных больных наркоманией (абсолютное число 6837 человек, на 100 тыс. населения - 258,6).

Приграничная территория, расположенная вдоль Российско-Казахстанской границы, составляет 578,7 км. Она включает Питерский, Александрово-Гайский, Дергачевский, Озинский, Перелюбский и Новоузенский районы. Территории районов шириной до 50 км пересекают сквозные дороги, являющиеся участками автомобильных трасс, соединяющие крупные районные населенные пункты Западно-Казахстанской области Республики Казахстан и интенсивно эксплуатирующиеся со времен СССР, в том числе и пассажирским автотранспортом. Значительное количество населенных пунктов на территориях Российской Федерации и Республики Казахстан находятся в непосредственной близости от приграничной полосы. Западный стокилометровый участок границы проходит по реке Малый Узень с расположенными на ней пятью авто-грузо-пешеходными мостами, охраняемыми нарядами погранзастав только в дневное время.

В климатических условиях Саратовской области созревание мака и конопли происходит с июня по октябрь. Потребители и сбытчики заготавливают наркосодержащее сырье в течение этого периода, а перевозят и сбывают практически круглый год.

Преступная среда консолидируется, усиливается ее организованность, связи с международными сообществами. Как следствие, возрастает поток контрабандного наркотика на территории области. Потребителями наркотических средств становятся учащиеся высших учебных заведений, колледжей, профессиональных училищ и школ. Происходит неуклонное омоложение наркомании.

По состоянию на 1 января 2005 года на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних городских и районных управлений (отделов) внутренних дел области состояло 574 несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства, психотропные либо одурманивающие вещества, что на 35,4 процента выше аналогичного периода прошлого года.

Количество выявленных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, совершенных несовершеннолетними, увеличилось на 59,1 процента.

Наркомания становится причиной совершения опасных преступлений, таких, как бандитизм, угроза убийством, нанесение тяжких телесных повреждений, грабежей, краж. Сложной остается оперативная обстановка на улицах и в других общественных местах.

Сложившееся положение явилось следствием:

недооценки тяжести последствий увлечения молодежью употребления наркотических средств и психотропных веществ;

открытости значительной части государственной границы по линии раздела с государствами, ранее входившими в состав СССР, способствующей включению России в сферу интересов международной наркомафии;

целенаправленной деятельности преступных сообществ, некоторых зарубежных спецслужб, политических и иных сил, прежде всего, экстремистской направленности, по ослаблению регионов России, использованию ее территории, потенциала, ресурсов и граждан России в своих интересах;

недостатков в деятельности правоохранительных органов, сотрудников органов здравоохранения, педагогических коллективов, социальной сферы;

углубляющегося правового нигилизма населения, внедрения в массовое сознание стереотипов противоправного поведения, неверия в способность правоохранительных органов защитить интересы личности, общества и государства, оградить от вовлечения в наркозависимость;

недостаточной и неэффективной пропаганды вреда, наносимого здоровью наркотиками;

слабости материально-технической и финансовой базы правоохранительных органов, министерств и ведомств области, занимающихся противодействием незаконному обороту наркотиков.

По данным информационного центра ГУВД Саратовской области за период с 1 января 2004 года по 1 декабря 2004 года на территории Саратовской области зарегистрировано 2016 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Аналогичный показатель прошлого года - 1866 наркопреступлений, то есть на 8 процентов меньше.

За период действия федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 - 2004 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2002 года N 44, в области проделана определенная работа по выполнению мероприятий указанной Программы и достигнут ряд положительных результатов. Например, министерством здравоохранения и социальной поддержки области завершено объединение психиатрической и наркологической служб. Важным итогом организационной и лечебной работы стало снижение уровня немедицинского употребления наркотических средств и психотропных веществ: 2002 год - 6501 человек (на 100 тыс. населения 242,9); 2003 год - 6572 человек (на 100 тыс. населения 245,6); 2004 год - 5866 человек (на 100 тыс. населения 220,6); 2005 год - 5760 человек (на 100 тыс. населения 217,9).

Распространенность наркомании на 100 тыс. населения


В соответствии с вышеуказанной федеральной целевой программой в 2003-2004 годах из Министерства образования и науки Российской Федерации в муниципальные органы управления образованием Саратовской области направлено 30 тыс. экземпляров учебно-методических пособий и 3168 экземпляров плакатов по профилактике наркомании.

Статистические данные, полученные в результате реализации мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой, показывают, что благодаря программным методам на территории Саратовской области сократилось число наркозависимых. Для усиления данной работы, а также в целях укрепления достигнутых результатов необходима областная целевая программа, мероприятия которой отражали бы специфику Саратовской области.

Необходимо учесть также, что приведенные выше показатели не отражают действительную картину распространения наркомании, так как значительная часть лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами, не обращается за медицинской помощью, либо оказание такой помощи осуществляется без их регистрации.

Количество лиц, состоящих на учете в органах здравоохранения с диагнозом "наркомания", не соответствует реальному количеству потребителей наркотиков. Уровень "латентности" наркомании достаточно высок. Состояние наркоситуации в регионе продолжает оставаться сложным.

По экспертным оценкам показатели нерегистрируемого злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами, а также числа больных наркоманией на 100 тысяч населения Российской Федерации превышают статистические данные в несколько раз.

В ближайшей перспективе возможен рост негативных явлений: дальнейшая наркотизация населения области, более широкое вовлечение, особенно молодежи, в употребление наркотических средств за счет увеличения объемов контрабанды наркотиков из стран ближнего и дальнего зарубежья, рост числа преступлений, совершенных наркоманами.

Тем не менее возможности для реализации системы мер целевого воздействия на пресечение наркотизации населения в области имеются. Развиваются межведомственное взаимодействие и международное сотрудничество по борьбе с наркотизацией населения области и незаконным оборотом наркотиков.

Решение данных задач невозможно без серьезной поддержки органов государственной власти области, объединения усилий правоохранительных органов, министерств и ведомств области, органов местного самоуправления. Требуется комплексный подход и координация действий в этом направлении.

Программа содержит стратегию и тактику деятельности по приоритетным направлениям и конкретные меры для решения основных задач.

2. Цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации


Целью Программы является снижение уровня незаконного потребления наркотиков жителями области, а также количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Программа предусматривает решение следующих задач:

наращивание усилий по пресечению незаконного оборота наркотиков;

повышение уровня осведомленности населения области о неблагоприятных последствиях незаконного употребления наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и о методике оказания помощи наркозависимым;

укрепление межведомственного взаимодействия при проведении антинаркотических мероприятий;

сосредоточение сил и средств правоохранительных органов и заинтересованных министерств и ведомств области по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту;

поэтапное формирование действенной системы профилактики правонарушений в области незаконного оборота наркотиков.

Программа рассчитана на 2005-2007 годы и будет реализовываться в два этапа:

I этап - 2005 год - подготовительная работа по реализации Программы с частичной реализацией отдельных мероприятий;

II этап - 2006-2007 годы - последовательная реализация Программы в полном объеме.

3. Ресурсное обеспечение Программы


Объем финансирования мероприятий Программы из областного бюджета составляет 4755,0 тыс. рублей, в том числе в 2006 году - 1260,0 тыс. рублей, в 2007 году - 3495,0 тыс. рублей.

Объем средств, направляемых на реализацию Программы, подлежит уточнению при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год.

Значительную часть мероприятий Программы предусмотрено реализовывать за счет средств текущего бюджетного финансирования соответствующих органов исполнительной власти области.

4. Система организации контроля за исполнением Программы


Государственный заказчик Программы - Правительство области - совместно с основными исполнителями контролирует целенаправленное и эффективное использование финансовых средств и выполнение намеченных мероприятий.

Исполнители мероприятий - Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области, министерство образования области, Главное управление внутренних дел Саратовской области, министерство культуры области, министерство информации и общественных отношений области, Саратовская таможня - могут создавать межведомственные группы, работу которых они организуют и контролируют с представлением отчетов в установленные сроки.

Заказчик и исполнители мероприятий Программы несут ответственность за их качественное и своевременное выполнение, рациональное использование финансовых средств и ресурсов, выделяемых на реализацию Программы.

В зависимости от изменения задач на разной стадии исполнения отдельные мероприятия Программы могут быть скорректированы или заменены на другие, более полно отвечающие задачам конкретного периода.

При отсутствии финансирования мероприятий Программы исполнители по согласованию с государственным заказчиком вносят в Правительство области предложения об изменении сроков их реализации либо о снятии их с контроля.

Ежегодно к 10 января и 10 июля исполнители Программы представляют в Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области отчеты о ходе реализации Программы.

По итогам реализации мероприятий Программы Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области ежегодно к 1 февраля представляет обобщенную информацию в министерство экономического развития и торговли области и министерство финансов области о ходе реализации Программы.

5. Ожидаемые результаты реализации Программы


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»