Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июля 2005 года N 243-П


О проекте областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2007 годы"

___________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Саратовской области
от 15.08.2006 N 252-П
___________________________________________

В целях противодействия и профилактики злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, повышения эффективности управленческой деятельности и ответственности за состояние профилактической работы и борьбы с наркоманией всех уровней исполнительных органов, в соответствии со статьей 41 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить прилагаемый проект областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2007 годы".

2. Внести в установленном порядке проект областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2007 годы" на рассмотрение Саратовской областной Думы.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления Саратовской области рассмотреть вопрос о создании межведомственных антинаркотических комиссий.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.


Губернатор области
П.Л. Ипатов


Приложение
к постановлению
Правительства области
от 18 июля 2005 года N 243-П


Областная целевая программа
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2007 годы"


Паспорт программы

Наименование Программы

областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2007 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

распоряжение Правительства Саратовской области от 29 декабря 2004 года N 403-Пр "О разработке областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2007 годы"

Государственный заказчик Программы

Правительство Саратовской области

Основной разработчик Программы

Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области

Исполнители Программы

Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области (по согласованию), Главное управление внутренних дел области (по согласованию), Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Саратовской области (по согласованию), Саратовская таможня (по согласованию), Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Саратовской области (по согласованию), министерство образования области, министерство здравоохранения и социальной поддержки области, министерство информации и общественных отношений области, министерство по физической культуре, спорту и туризму области, министерство культуры области, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области

Цели и задачи Программы, важнейшие оценочные показатели

Цель Программы - снижение уровня незаконного потребления наркотиков жителями области, а также количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Задачи Программы:

наращивание усилий по пресечению незаконного оборота наркотиков;

повышение уровня осведомленности населения области о неблагоприятных последствиях незаконного употребления наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и о методике оказания помощи наркозависимым;

укрепление межведомственного взаимодействия при проведении антинаркотических мероприятий;

сосредоточение сил и средств правоохранительных органов и заинтересованных министерств и ведомств Саратовской области по противодействию и профилактике злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту;

поэтапное формирование действенной системы профилактики правонарушений в области незаконного оборота наркотиков.

Выполнение задач Программы обеспечит повышение уровня общественной безопасности, результативности борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, более надежную защиту жизни, здоровья, свободы и достоинства граждан

Сроки и этапы реализации Программы

реализация Программы будет осуществлена в течение 2005-2007 годов в 2 этапа: I этап (2005 год) - подготовительная работа по реализации Программы с частичной реализацией отдельных мероприятий; II этап (2006-2007 годы) - последовательная реализация Программы в полном объеме

Объемы и источники финансирования Программы

для реализации программных мероприятий из областного бюджета необходимо 4755 тыс. руб., в том числе: 2006 год - 1260 тыс. руб., 2007 год - 3495 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

создание эффективной системы противодействия наркопреступности и профилактики наркомании; закрепление тенденции к снижению числа наркопреступлений; снижение потребности и уровня незаконной реализации наркотических средств и психотропных веществ, связанное с ней снижение заболеваемости СПИД и распространения ВИЧ-инфекции, оздоровление обстановки на улицах и в общественных местах, обеспечение оптимального реагирования на угрозы общественной безопасности, восстановление доверия общественности к правоохранительным органам, усиление межведомственного сотрудничества правоохранительных органов и органов исполнительной власти Саратовской области

Система организации контроля за исполнением Программы

управление и контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П

     
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Программа разработана в соответствии с распоряжением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2004 года N 403-Пр "О разработке областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2007 годы".

Как следствие социальных потрясений, за последнее время употребление несовершеннолетними и молодежью наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.

Необходимость подготовки и последующей реализации Программы вызвана тем, что современная ситуация в Саратовской области характеризуется неуклонным расширением незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, что представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике, правопорядку и безопасности области. Саратовская область в силу своего географического положения находится на пересечении основных путей контрабанды наркотиков из стран Среднеазиатского и Кавказского регионов. Из 15 регионов Приволжского федерального округа Саратовская область находится на 4 месте по количеству зарегистрированных больных наркоманией (абсолютное число 6837 человек, на 100 тыс. населения 258,6 человек).

Приграничная территория, расположенная вдоль российско-казахстанской границы, составляет 578,7 км в пределах Питерского, Александрово-Гайского, Дергачевского, Озинского, Перелюбского и Новоузенского районов. Территории районов шириной до 50 км пересекают сквозные дороги, являющиеся участками автомобильных трасс, соединяющие крупные районные населенные пункты Западно-Казахстанской области Республики Казахстан и интенсивно эксплуатируются со времен СССР, в том числе и пассажирским автотранспортом. Значительное количество населенных пунктов на территориях

Российской Федерации и Республики Казахстан находится в непосредственной близости от приграничной полосы. Западный 100-километровый участок границы проходит по реке Малый Узень с расположенными на ней пятью авто-грузо-пешеходными мостами, охраняемыми нарядами погранзастав только в дневное время.

В климатических условиях Саратовской области созревание мака и конопли происходит с июня по октябрь. Потребители и сбытчики заготавливают наркосодержащее сырье в течение этого периода, а перевозят и сбывают практически круглый год.

Преступная среда консолидируется, усиливается ее организованность, связи с международными сообществами. Как следствие, возрастает поток контрабандного наркотика на территории области. Потребителями наркотических средств становятся учащиеся вузов, колледжей, профессиональных училищ и школ. Происходит неуклонное омоложение наркомании.

По состоянию на 1 января 2005 года на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних городских и районных управлений (отделов) внутренних дел области состоит 574 несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства, психотропные либо одурманивающие вещества, что на 35,4 процента выше аналогичного периода прошлого года.

Количество выявленных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, совершенных несовершеннолетними, увеличилось на 59,1 процента.

Наркомания становится причиной совершения опасных преступлений, таких как бандитизм, угроза убийством, нанесение тяжких телесных повреждений, грабежей, краж и т.д. Сложной остается оперативная обстановка на улицах и в других общественных местах.

Сложившееся положение явилось следствием недооценки тяжести последствий увлечения молодежи употреблением наркотических средств и психотропных веществ, открытости значительной части государственной границы по линии раздела с государствами, ранее входившими в состав СССР, способствующей включению России в сферу интересов международной наркомафии, целенаправленной деятельности преступных сообществ, некоторых зарубежных спецслужб, политических и иных сил, прежде всего экстремистской направленности, по ослаблению регионов России, использованию территории, потенциала, ресурсов и граждан России в своих интересах, недостатков в деятельности правоохранительных органов, сотрудников органов здравоохранения, педагогических коллективов, социальной сферы, углубляющегося правового нигилизма населения, внедрения в массовое сознание стереотипов противоправного поведения, неверия в способность правоохранительных органов защитить интересы личности, общества и государства, оградить от вовлечения в наркозависимость, недостаточной и неэффективной пропаганде вреда, наносимого здоровью наркотиками, слабости материально-технической и финансовой базы правоохранительных органов, министерств и ведомств области, занимающихся противодействием незаконному обороту наркотиков.

За период с 1 января 2004 года по 1 декабря 2004 года на территории области (по данным ИЦ ГУВД Саратовской области) зарегистрировано 2016 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Аналогичный показатель прошлого года - 1866 наркопреступлений, то есть на 8 процентов меньше.

За период действия федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2002 года N 44, исполнителями проделана определенная работа по выполнению мероприятий указанной программы и достигнут ряд положительных результатов. Например, министерством здравоохранения и социального развития завершено объединение психиатрической и наркологической служб. Важным итогом организационной и лечебной работы считается снижение уровня немедицинского употребления наркотических средств и психотропных веществ: 2002 год - 6501 человек (на 100 тыс. населения 242,9); 2003 год- 6572 человек (на 100 тыс. населения 245,6); 2004 год - 5866 человек (на 100 тыс. населения 220,6); 2005 год - 5760 человек (на 100 тыс. населения 217,9).

Распространенность наркомании на 100 тыс. населения

В соответствии с федеральной целевой программой в 2003, 2004 годах из Министерства образования и науки Российской Федерации получено и направлено в муниципальные органы управления образованием Саратовской области 30 тыс. экземпляров учебно-методических пособий по профилактике наркомании, 3168 экземпляров плакатов антинаркотической профилактической направленности.

Опираясь на эти статистические данные, полученные в результате реализации мероприятий вышеназванной федеральной целевой программы, можно отметить, что на территории Саратовской области сокращается число наркозависимых благодаря решению данной проблемы программными методами. Для усиления работы в этом направлении, а также в целях укрепления достигнутых результатов необходима разработка областной целевой программы, мероприятия которой отражали бы специфику Саратовской области.

Следует отметить, что приведенные выше показатели отражают действительную картину распространения наркомании не полностью, так как значительная часть лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами, не обращаются за медицинской помощью, либо оказание такой помощи осуществляется без их регистрации.

Количество лиц, состоящих на учете в органах здравоохранения с диагнозом "наркомания", не соответствует реальному количеству потребителей наркотиков. Уровень "латентности" наркомании достаточно высок. Состояние наркоситуации в регионе продолжает оставаться сложным.

По экспертным оценкам показатели нерегистрируемого злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами, а также число больных наркоманией на 100 тысяч населения Российской Федерации превышают статистические данные в несколько раз.

В ближайшей перспективе возможны: дальнейшая наркотизация населения области, более широкое вовлечение, особенно молодежи, в употребление наркотических средств за счет увеличения объемов контрабанды наркотиков из стран ближнего и дальнего зарубежья, рост числа преступлений, совершенных наркоманами.

Тем не менее, в области имеются возможности реализации системы мер целевого воздействия на пресечение наркотизации населения.

Развиваются межведомственное взаимодействие и международное сотрудничество. Вместе с тем требуется комплексный подход и координация действий в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Решение этой задачи невозможно без серьезной поддержки Правительства области, объединения усилий правоохранительных органов, министерств и ведомств. Это обуславливает необходимость применения программно-целевого подхода. Программа содержит стратегию и тактику деятельности по приоритетным направлениям и конкретные меры решения основных задач.

2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы


Целями Программы являются снижение уровня незаконного потребления наркотиков жителями области, удержание контроля над ситуацией наркотизации населения области, действенная защита граждан от внедрения в сознание и образ жизни употребления наркотиков, объединение усилий правоохранительных органов и органов исполнительной власти области в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, а также профилактика, лечение и реабилитация попавших в наркозависимость граждан.

Программа предусматривает решение следующих задач:

обеспечение безопасности путем решительной и бескомпромиссной борьбы с различными формами контрабанды наркотиков на территории области;

повышение эффективности борьбы с наркобизнесом, региональными и международными группами наркоторговцев;

повышение ответственности органов исполнительной власти области за организацию и результаты борьбы с наркопреступностью, более полное использование местного потенциала, ресурсов и возможностей;

формирование общественного мнения об ущербе, наносимом наркоманией обществу и здоровью граждан.

Программа рассчитана на 2005-2007 годы и будет реализовываться в два этапа.

I этап (2005 год) - подготовительная работа по реализации Программы с частичной реализацией отдельных мероприятий;

II этап (2006-2007 годы) - последовательная реализация Программы в полном объеме.

3. Ресурсное обеспечение программы


Объем финансирования мероприятий Программы из областного бюджета составляет 4755,0 тыс. руб., в том числе:

2006 год - 1260 тыс. руб.;

2007 год - 3495 тыс. руб.

Объемы финансирования подлежат уточнению при формировании областного бюджета на соответствующий год.

Значительную часть мероприятий Программы предусмотрено реализовывать за счет средств текущего бюджетного финансирования соответствующих органов исполнительной власти области.

4. Система организации контроля за исполнением Программы


Государственный заказчик Программы - Правительство области совместно с основными исполнителями контролирует целенаправленное и эффективное использование финансовых средств и выполнение намеченных мероприятий.

Исполнители мероприятий, указанные в графе "исполнитель" первыми, могут создавать межведомственные группы, работу которых они организуют и контролируют с представлением отчетов в установленные сроки.

Заказчик и исполнители мероприятий Программы несут ответственность за их качественное и своевременное выполнение, рациональное использование финансовых средств и ресурсов, выделяемых на реализацию Программы.

В зависимости от изменения задач на разной стадии исполнения отдельные мероприятия Программы могут быть скорректированы или заменены на другие, более полно отвечающие задачам конкретного периода.

При отсутствии финансирования мероприятий Программы исполнители по согласованию с государственным заказчиком вносят в Правительство области предложения об изменении сроков их реализации, либо снятии с контроля.

Органы исполнительной власти, организации и учреждения, ответственные за выполнение мероприятий, представляют в Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области к 10 января и 10 июля 2006, 2007, 2008 годов отчеты о проделанной работе.

По итогам реализации мероприятий Программы Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области до 1 февраля 2006, 2007, 2008 годов представляет обобщенную информацию в министерство экономического развития и торговли области и министерство финансов области.

Ход и результаты выполнения мероприятий Программы по решению Губернатора области могут быть рассмотрены на заседаниях Правительства области с заслушиванием отчетов руководителей органов исполнительной власти, заказчиков и исполнителей Программы.

5. Ожидаемые результаты реализации Программы


Предполагается, что полное и своевременное выполнение мероприятий Программы будет способствовать сокращению масштабов распространения наркомании в Саратовской области, незаконного оборота наркотических средств и связанных с этим потерь общества, в том числе:

усилится борьба с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»