Недействующий

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 15.12.2004 г. N 30-1324


Об областной целевой программе
 "Развитие малого предпринимательства  в Саратовской области на 2005-2007 годы"

(с изменениями на 24 мая 2006 года)

___________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Саратовской областной Думы
от 27.12.2006 N 63-2518
___________________________________________


_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Саратовской областной Думы от 24.05.2006 N 55-2176.

_______________________________________________________________     


Саратовская областная Дума

ПОСТАНОВЛЯЕТ:


Утвердить областную целевую программу "Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2005-2007 годы" (прилагается).

Председатель Саратовской
областной Думы
С.А.Шувалов

Секретарь Саратовской
областной Думы
З.М.Самсонова


Приложение
 к постановлению
Саратовской областной Думы
от 15.12.2004 г. N 30-1324

     
Областная целевая программа
"Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2005-2007 годы"
(с изменениями на 24 мая 2006 года)


Саратов, 2004


Паспорт
областной целевой программы "Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2005-2007 годы"

     

Наименование Программы

- областная целевая программа "Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2005-2007 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки
Программы

- распоряжение Правительства Саратовской области от 25 марта 2004 года N 78-Пр "О разработке областной целевой программы "Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2005-2007 годы"

Государственный заказчик Программы

- министерство экономического развития и торговли области

Основные разработчики Программы

- министерство экономического развития и торговли области, консультативный Совет по вопросам предпринимательства при Губернаторе области, Саратовская губернская торгово-промышленная палата

Цель и задачи Программы

Основной целью Программы является создание условий для свободной реализации гражданами своих прав на выбор сферы приложения труда, применения своих интеллектуальных, творческих и духовных способностей в малом предпринимательстве.

Указанная цель достигается путем решения следующих задач:

1) совершенствование нормативной правовой базы в сфере регулирования развития малого предпринимательства;

2) создание условий для обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым и имущественным ресурсам, необходимым для их эффективного развития, защита интересов малого предпринимательства в части устранения бюрократических барьеров и урегулирования взаимоотношений с естественными монополиями, препятствующих развитию действующих и выходу на рынок новых малых предприятий;

3) развитие информационной, консультационной и кадровой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, создание условий для территориально равномерного развития малого предпринимательства по районам области;

4) содействие развитию малого предпринимательства в приоритетных отраслях экономики области:

инновационная деятельность;

услуги (бытовые, в сфере строительства, ЖКХ);

промышленность: импортозамещающая, производство товаров народного потребления, пищевая (молочная, мясная, консервная, по производству минеральной воды), ремесленничество;

сельское хозяйство (крестьянские (фермерские) хозяйства, переработка сельскохозяйственной продукции)

Сроки и этапы реализации Программы

- 2005-2007 годы

Исполнители основных мероприятий Программы

- министерство экономического развития и торговли области

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Саратовской областной Думы от 24.05.2006 N 55-2176, см. предыдущую редакцию)

Объем и источники финансирования Программы

- общий объем финансирования составляет 47470,0 тыс. рублей, в том числе:

из федерального бюджета (прогнозно) - 17900,0 тыс. рублей;

из областного бюджета - 27700,0 тыс.рублей;

внебюджетные источники - 1870,0 тыс.рублей

(строка в редакции, введенной постановлением Саратовской областной Думы от 24.05.2006 N 55-2176, см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- рост числа субъектов малого предпринимательства на 25 процентов;

изменение отраслевой структуры малого предпринимательства области в сторону увеличения доли малых предприятий, осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях экономики области (в промышленности с 11 до 15 процентов, в сфере услуг (бытовые, строительство, ЖКХ) с 15 до 30 процентов, в сельском хозяйстве с 11 до 15 процентов;

увеличение вклада малого предпринимательства в валовый региональный продукт (далее ВРП) до 15-20 процентов;

увеличение поступлений в бюджеты всех уровней от малого предпринимательства до 15-20 процентов;

рост числа занятых в малом предпринимательстве, в том числе за счет создания дополнительных рабочих мест, на 30 процентов;

увеличение размера средней заработной платы в малом предпринимательстве до среднеобластного уровня

Система организации контроля за исполнением Программы

- контроль за исполнением Программы осуществляется министерством экономического развития и торговли области совместно с министерством финансов области в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации областных целевых программ"


I. Введение


За последние годы малое предпринимательство стало неотъемлемой частью рыночной системы экономики Саратовской области. Малое предпринимательство способствует социальной стабильности в обществе, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, обеспечению занятости населения путем создания новых рабочих мест.

На 1 апреля 2004 года в Саратовской области действовало 12500 малых предприятий, на которых занято 104,0 тыс. человек. Из них в промышленности - 11 процентов малых предприятий (1375 предприятий), в строительстве - 12 процентов (1500 предприятий), в торговле и общественном питании - 36 процентов (4500 предприятий), сельском хозяйстве - 12,8 процента (1600 предприятий). При оценке показателя численности работающих на малых предприятиях нужно учитывать, что число реально занятых на малых предприятиях превышает число официально зарегистрированных работников.

Количество предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, увеличилось за 2003 год на 7 процентов и составило 79068 человек. Число субъектов малого предпринимательства на 1000 жителей области составило 34 (из них: юридических лиц - 6, предпринимателей без образования юридического лица - 28).

Значительную роль играет малое предпринимательство в аграрном секторе региона, что заметно выделяет область среди субъектов Российской Федерации. В области насчитывается 8121 крестьянское (фермерское) хозяйство (далее - КФХ), объем производства которых составляет 15,5 процента от общего объема сельскохозяйственного производства. В 2003 году КФХ производили 44,9 процента зерна, 39,2 процента подсолнечника.

В 2003 году выручка от реализации продукции (работ, услуг) малых предприятий составила 32,8 млрд. рублей, что на 4 процента больше, чем в 2002 году (за первый квартал 2004 года этот показатель составил более 7 млрд. рублей). Объем производства продукции, работ и услуг, осуществляемых малыми предприятиями, в 2003 году составил 14,3 млрд. рублей, что на 30 процентов больше по сравнению с 2002 годом. Общий вклад малого бизнеса в ВРП оценивается на уровне 7-8 процентов.

По данным Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Саратовской области доля поступлений от субъектов малого предпринимательства в территориальный бюджет составляет 10 процентов.

В областном бюджете в предыдущие годы предусматривались средства на поддержку малого предпринимательства в следующих размерах: 2001 год - 1,5 млн. рублей, 2002 год - 2,0 млн. рублей, 2003 год - 1,0 млн. рублей. В 2004 году на реализацию мероприятий по поддержке предпринимательства бюджетом предусмотрены средства в размере 3,985 млн. рублей.

Мероприятия, осуществляемые в рамках областной государственной политики по развитию и поддержке малого предпринимательства, были направлены на:

создание базовой инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства (созданы территориальные отделения консультативного Совета по вопросам предпринимательства при Губернаторе области во всех районах области);

формирование единого информационного пространства для малого предпринимательства (сегодня на постоянной основе задействовано 4 областных еженедельника, 18 районных газет, выпускается специализированный журнал "Рынок. Предприниматель", осуществляется работа по публикации информационных материалов в сети Интернет, функционирует телефонная "горячая линия" для субъектов малого предпринимательства);

реализацию программ подготовки и переподготовки кадров для малого предпринимательства (только за период 2003 - первый квартал 2004 годов было осуществлено более двадцати пяти выездов специалистов-преподавателей в районы области, проведен ряд обучающих семинаров для начинающих предпринимателей);

сокращение административных барьеров (подготовлены и публикуются письма контролирующих органов, информирующих о порядке и полномочиях по осуществлению мероприятий по контролю, и в контролирующих органах назначены ответственные за работу с обращениями предпринимателей в случае нарушения их прав);

развитие кооперации крупного бизнеса и малого предпринимательства;

разработку механизмов финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства (совместно с представителями банковских организаций разработан проект создания гарантийного фонда для субъектов малого предпринимательства; проводятся мероприятия, стимулирующие развитие кредитной кооперации в области, - всего в области действуют 32 кредитных кооператива).

Однако до настоящего момента малое предпринимательство не реализовало своего потенциала. Более того, данные статистики позволяют говорить об определенном застое в развитии, доминировании отрицательных факторов (преобладание малого предпринимательства в сфере торговли, наличие "теневого" сектора, официально низкая рентабельность, и, следовательно, эффективность).

Реализация государственной политики развития малого предпринимательства в области позволила выявить следующие основные проблемы, сдерживающие положительную динамику:

неблагоприятное состояние внешней среды, в которой осуществляет деятельность малое предпринимательство, это несовершенство законодательной базы, неустойчивая система налогообложения, бюрократические барьеры, произвол естественных монополий, широкое распространение элементов нерыночной конкуренции, разобщенность предпринимательства и т.д.;

отсутствие свободного доступа к источникам важнейших ресурсов, необходимых для развития малого предпринимательства. Под этим понимаются: отсутствие стартового капитала и знаний для успешного начала предпринимательской деятельности, недоступность финансово-кредитных и имущественных ресурсов, ограниченность деловой информационной среды, недостаточно развитая инфраструктура поддержки малого предпринимательства, в особенности в некоторых муниципальных образованиях области, низкий профессиональный уровень.

Программные мероприятия ориентированы на преодоление этих негативных факторов.

Программа включает в себя комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства в области.

II. Основные цель и задачи Программы


Цель: создание условий для свободной реализации гражданами своих прав на выбор сферы приложения труда, применения своих интеллектуальных, творческих и духовных способностей в малом предпринимательстве.

Цель Программы достигается путем решения следующих задач:

1) совершенствование нормативной правовой базы в сфере регулирования развития малого предпринимательства;

2) создание условий для обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым и имущественным ресурсам, необходимым для их эффективного развития, защита интересов малого предпринимательства в части устранения бюрократических барьеров и урегулирования взаимоотношений с естественными монополиями, препятствующих развитию действующих и выходу на рынок новых малых предприятий;

3) развитие информационной, консультационной и кадровой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, создание условий для территориально равномерного развития малого предпринимательства по районам области;

4) содействие развитию малого предпринимательства в приоритетных отраслях экономики области: инновационная деятельность; услуги (бытовые, в сфере строительства, ЖКХ); промышленность: импортозамещающая, производство товаров народного потребления, пищевая (молочная, мясная, консервная, по производству минеральной воды), ремесленничество; сельское хозяйство (крестьянские (фермерские) хозяйства, переработка сельскохозяйственной продукции).

Основными группами субъектов малого предпринимательства, на которые направлены мероприятия Программы по оказанию образовательных и информационно-консультационных услуг, являются начинающие и работающие 1-3 года предприниматели как наиболее нуждающиеся в государственной поддержке.

Финансовая поддержка в первую очередь ориентирована на малые предприятия, осуществляющие деятельность в приоритетных отраслях и стабильно выплачивающие заработную плату не ниже среднеобластного уровня.

Особое значение придается вовлечению органов местного самоуправления в развитие различных форм поддержки малого предпринимательства на уровне муниципальных образований области.

     Мероприятия Программы сгруппированы по направлениям в соответствии с поставленными задачами.

     Совершенствование нормативной правовой базы в сфере регулирования развития малого предпринимательства.

     Совершенствование нормативно-правового обеспечения малого предпринимательства является важнейшим условием формирования правовой, экономической и организационной среды, благоприятной для развития малого предпринимательства.

     В рамках Программы осуществляется подготовка нормативных правовых актов области, направленных на создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства, законодательных инициатив о внесении изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования поддержки малого предпринимательства.

     Создание условий для обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым и имущественным ресурсам, необходимым для их эффективного развития, защита интересов малого предпринимательства в части устранения бюрократических барьеров и урегулирования взаимоотношений с естественными монополиями, препятствующих развитию действующих и выходу на рынок новых малых предприятий.

Отсутствие доступа субъектов малого предпринимательства к финансово-кредитным и имущественным ресурсам представляется наиболее значительным фактором, сдерживающим рост малого предпринимательства.

Мероприятия Программы направлены на создание механизма диверсификации банковских рисков при кредитовании субъектов малого предпринимательства. В рамках Программы предполагается проведение отбора на конкурсной основе организации, специализирующейся на содействии развитию малого предпринимательства и предложившей наиболее эффективный механизм, способствующий расширению доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам. В его основу должен быть положен принцип гарантирования части кредита (не более 40 процентов), выдаваемого организацией, выигравшей конкурс, банку, кредитующему субъект малого предпринимательства. Данный механизм позволяет привлекать в малое предпринимательство на 1 рубль вложенных средств по областной программе до 5 рублей средств кредитных организаций и собственных средств субъектов малого предпринимательства.

Снижение рисков организации поручителя достигается за счет проверки хозяйственной деятельности субъекта малого предпринимательства банком, участия предпринимателя в данном проекте собственными средствами (не менее 50 процентов), предоставления поручительства по одному проекту на сумму, не превышающую 15 процентов от общей суммы гарантийных средств, увеличения соотношения залоговой стоимости имущества и суммы выдаваемого кредита. Приоритет отдается проектам, реализуемым в направлениях, предусмотренных в данной Программе.

В Программу включены мероприятия по развитию кредитной и сбытовой кооперации среди сельхозпроизводителей и субъектов малого предпринимательства в городах, обеспечению доступа субъектов малого предпринимательства к имущественным ресурсам. Большое внимание уделяется формированию и продвижению базы данных инвестиционных проектов в сфере малого предпринимательства, позволяющей систематизировать усилия по привлечению инвестиций в область.

Реализация указанных мероприятий должна обеспечить приток инвестиций в малое предпринимательство из различных источников в сумме не менее 100 млн. рублей.

Особого внимания требует проблема сокращения бюрократических барьеров на пути развития малого предпринимательства. В настоящее время необоснованное административное вмешательство является одной из наиболее серьезных проблем, препятствующих развитию предпринимательства как в Саратовской области, так и по России в целом. Именно бюрократические барьеры в различных формах препятствуют созданию новых и развитию существующих предприятий, их уходу в "тень". Кроме того, значительной проблемой является произвол естественных монополий, зачастую навязывающих субъектам малого предпринимательства собственные, невыгодные для последних условия сотрудничества.

Мероприятия Программы направлены на выявление существующих бюрократических барьеров и разработку предложений по их устранению, урегулирование взаимоотношений с естественными монополиями, организацию работы по обеспечению субъектов малого предпринимательства информацией об их правах и обязанностях по отношению к контролирующим органам и естественным монополиям.

Цель мероприятий - снижение социального напряжения в среде предпринимателей, рост доверия к власти, снижение доли "теневого" сектора экономики области.

Развитие информационной, консультационной и кадровой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, создание условий для территориально равномерного развития малого предпринимательства по районам области.

В настоящее время в области сформирована базовая система инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, включающая в себя специализированные организации в различных сферах: информационной, обучающей, научно-технической, финансовой и т.д.

В то же время подавляющее число этих организаций сосредоточено в областном центре, что непосредственно влияет на неравномерное развитие малого предпринимательства на уровне муниципальных образований. Существует проблема слабой насыщенности информационной среды малого предпринимательства. Значительное число субъектов малого предпринимательства испытывают нехватку профессиональных знаний, а также нуждаются в повышении квалификации персонала своих предприятий.

Мероприятия Программы по этому разделу направлены на организацию взаимодействия и развитие уже существующих организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, а также развитие сети информационно-консультационных пунктов, охватывающих всю область и способных предоставить предпринимателям качественные консультации по правовым и экономическим вопросам, а также доступ к информационным базам данных, развитие бизнес-инкубатора.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»